Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Овладение приманкой при помощи подкатывания вдоль решетки 3 страница






Таким образом, в процессе развития манипуляций возникают^ опосредованные действия, на основе которых формируются орудий-1 ные действия, являющиеся непосредственной предпосылкой трудовых i действий человека. Анализ процесса возникновения опосредован­ных действий в онтогенезе у понгид и выявление тех их особенно­стей, которые ведут к появлению орудийных действий и способ-; ности к изготовлению орудий, позволяет наглядно продемонст­рировать процесс развития интеллекта этих животных.


5.2. Развитие манипуляций в онтогенезе понгид на этапе акта хватания

Манипуляции у приматов — это координация зрительной и тактильной функций, они возникают как слияние этих функций в онтогенезе при формировании акта хватания. Развитие акта хва­тания у приматов (шимпанзе и гамадрилов) и детей исследовали Н.А.Тих, Дж.Брунер, Т.Бауэр и другие. Основные этапы разви­тия акта хватания — объединение первоначально раздельных ак­тов фиксации и прослеживания объекта глазами и захватывания объекта рукой при прикосновении к ладони (цеплятельный реф­лекс). Т. Брауэр считает, что у новорожденных детей есть эта коор­динация, которая затухает при неупражнении и затем формиру­ется заново на основе специально организованной деятельности под контролем зрения. Однако у приматов, несмотря на возмож­ность постоянного упражнения, генезис акта хватания практи­чески такой же, как у детей (Н.А.Тих, Г.Г.Филиппова).

После захватывания объекта он обычно тянется ко рту и захва­тывается ртом. Этот процесс детально описан Дж.Брунером на детях. Согласно автору эта деятельность (именно деятельность, так как это достижение предмета потребности — удовлетворение со­сательного рефлекса) происходит из первоначального акта соса­ния, предвосхищение которого организует всю деятельность в единое целое. Прослежено образование из нее свободного от при­надлежности конечной цели (сосания) способа действия, кото­рый в дальнейшем применяется в разных деятельностях. Это тща­тельно прослеженный и описанный процесс образования опера­ции как способа деятельности. У понгид этот период совпадает с уменьшением в онтогенезе доли орального обследования объек­тов — появляется разглядывание, прикосновение лбом, боковой частью головы и т.д. (после двух месяцев).

Следующий этап развития манипуляций — освобождение опе­рации, способность использовать акт хватания в различных целях. На этом этапе интересным является способность к прекращению операции и ее возобновлению в связи с намерением субъекта. Детеныш может выпустить один объект из рук для того, чтобы взять другой. Дж. Брунер проследил этот генезис до возникнове­ния раздельного действия двумя руками у детей — выполнения каждой рукой самостоятельной функции. Сходный процесс на­блюдается у детенышей понгид (данные автора): в возрасте около двух месяцев при предъявлении детенышу, который держит в руке игрушку, другой игрушки, сначала происходит движение паль­цев, зажимающих игрушку, без ее отпускания, затем осуществля­ются попытки тянуться к новой игрушке рукой с зажатой в ней игрушкой. Следующий этап — пассивное разжимание пальцев с выпадением из них первой игрушки и захват этой же рукой вто-


рой игрушки. Далее — бросание первой игрушки и захват второй и только после этого — захват второй игрушки свободной рукой не отпуская первой игрушки. Намеренное бросание игрушки прослеживанием ее падения как активное экспериментирование описанное у Ж.Пиаже, появляется значительно позже.

Отметим, что в отличие от детей у детенышей понгид в описаь ном возрасте редко бывают свободны две руки — обычно они одно| рукой крепко держатся за шерсть матери, пеленки или другие объек Однако даже при свободных обеих руках (лежа на животе на кушет ке) вначале второй объект захватывается той же рукой, в которо| уже зажат первый, и только на последнем этапе появляется возмог ность задействовать свободную руку. Приведенное описание показы^ вает, что построение основной операции манипулятивной активно! сти — захвата объекта, освобождение от обязательного движения щ рту как достижения первоначальной цели — акта сосания, т. е. фо£ мирование способа деятельности, применимого для достижения ра личных целей и использование его в разных деятельностях происхо| дит одинаково у детей и детенышей антропоидов.

Данные разных исследователей о развитии манипуляций пон| гид в онтогенезе позволяют выделить основные этапы формиро| вания операции хватания.

Формирование акта хватания одного объекта

1. Обхватывание объекта при прикосновении к ладони, без уча*
стия зрения — с первых дней жизни.

2. Фиксация взглядом неподвижных объектов и прослеживание
их движения — с первых дней жизни.

3. Ненаправленные хаотические движения всего тела и конеч­
ностей при фиксации объекта взглядом — первая неделя жизни. |

4. Фиксация объекта взглядом и разнонаправленные взмаха
руками при прикосновении к объекту — захватывание «в обним-1
ку», в этот же период появляются движения головы по направлен
нию к объекту (дотягивание головой) — в возрасте 7—10 дней.

5. Более направленное движение одной рукой к фиксируемом}
взглядом объекту — загребающее движение, пальцы растопырены!
и слегка согнуты, при прикосновении к объекту он обхватывается!
сильно всеми пальцами — в возрасте 10—12 дней.

6. Координированное дотягивание рукой до фиксируемого взгля- 1
дом объекта и обхватывание всеми пальцами при прикосновении — ]
в возрасте 14 дней.

7. Предварительное оформление пальцев, предшествующее за-',
хвату объекта, движение обхватывания менее напряженное — в ;
возрасте 25 — 27 дней.

Формирование акта захватывания второго объекта 1. Движения пальцев руки, держащей первую игрушку, без ее выпускания.


2.Протягивание руки с зажатой в ней игрушкой рушке. 3. Пассивное разжимание п& ЛЬцеп с выпадением из них игрушки и захват этой же рукой второй игрушки. 4. Активное бросание первой игрушки и захват второй игрушки этой же рукой. 5. Захват второй игрушки свободной рукой, не выпуская пер­ вой игрушки. Этот процесс происходит в период от полутора до дпух меся­цев, в 2 месяца хорошо выражен 5-й этап. Активное бросание объектов с прослеживанием траектории падения, аналогичное описанному Ж. Пиаже, отмечается В 4 ме­сяца.

5.3. Развитие манипуляций в онтогенезе

и возникновение опосредованных и орудийных

действий

Изучение развития манипуляций у антропоидов в онтогенезе показало, что с возрастом увеличивается общее количество и раз­нообразие действий с биологически нейтральными объектами. Увеличивается количество деструктивных и конструктивных дей­ствий, что позволяет животным отражать функциональные свой­ства объектов и их отношения друг с другом. В возрасте от 3 до 4 лет наблюдается резкое возрастание опосредованных действий, особенно опосредованных действий, направленных на другой объект. Этот период совпадает с овладением орудийными дей­ствиями.

Характер действий зависит от качества объектов. Наибольшее количество конструктивных действий (в исследованиях с исполь­зованием наборов объектов из различных материалов — М. А.Де-рягина, Г.Г.Филиппова) наблюдается с деревянными объекта­ми, в набор которых входила детская разборная пирамидка (соби­рание пирамидки и накладывание кубиков друг на друга), и с ветками (гнездостроение). Наибольшее количество опосредован­ных действий — с тряпками, веревками и ветками: тряпки и ве­ревки наворачивались на себя, ими оборачивались другие объек­ты, ветки втыкались в отверстия, просовывались в решетку и т.п. Неожиданно большой процент опосредованных действий, направ­ленных на другой объект, наблюдался при взаимодействии дете­нышей с мячом. Видимо, это связано с тем, что детеныши снача­ла боялись мяча и трогали его другими объектами. Это соответ­ствует первой стадии развития опосредованных действий о другой объект. В сериях с тряпками и бумагой количество таких действий обусловлено заворачиванием в тряпки и бумагу мелких объектов,



состояния (детеныш висел на решетке и ГаГахивал ударяя по объектам на полу). Наибольшее кол™ ных действий наблюдалось с ветками (ломают грыз^гТ гои (рвут, комкают), с кубиками (грызут). ПрЛпедъХении наблюдалось обхватывание двумя руками «ГобниГ

При де^Т" МеЖИе °feeKTbI' НаклаДЬали SVooBy При действиях с пирамидкой и кубиками практически все кпоме самых младших детенышей, использовали конструктивныйГей ствия. Сами действия зависели от формы объектовг колесико ' кручивалось пальцем, стержень от пирамидки ставился на вание, кубики ставились друг на друга пло^остьТ два

S3Ј5rSSЈ

ленные на обработку и поедание пищи, и новые способы ребления пищи: засовывание мелких кусочков в б мывание и растирание мягкой пищи по полу и nSTS^I ние пищи в сосудах и во рту и рассматривание полнившегося на * нижней губе, разгрызание и отжимание через тряХ™Т

Из данных этих исследований видно, что опосредшшные лей
ствия возникают как способ решения оАределеМзадачи ппй ■
боязни дотронуться, опытном познании свойств объе™и~т Г
а также спонтанно, при случайно достигаемом и отражаемом пе"
зультате в игровой деятельности отражаемом ре-

 

чувственных впечатлений. Об этом свидетельствует^а ние таких действий, причем явно видно, что животное 440


видит достигаемый результат и способно использовать такое пред­видение вне зависимости об обязательного подкрепления данно­го действия.

Свидетельством предвидения результата и упорного его дости­жения является наблюдение за детенышем орангутана в возрасте

7 месяцев при действии с двумя вкладывающимися цилиндрами
(исследования автора). Детеныш, ни разу не вкладывая цилиндры
один в другой, упорно старался это сделать, прижимал их друг к
другу, держа один во рту, другой придерживая на полу или на
собственном теле, старался ввести их друг в друга, прижимал
вместе к телу и т. д. Такие попытки продолжались непрерывно и
многократно и несколько раз возобновлялись в одном опыте. Но
только в третьем опыте детенышу удалось вставить ртом меньший
цилиндр в больший, прижатый руками к полу. После этого по­
пытки неоднократно возобновлялись с большим успехом, затем
уже довольно умело детеныш вкладывал небольшие игрушки в
пластмассовое ведерко и т.д. На этом примере видно, что в про­
цессе предшествующих опосредованных действий с объектами уже
сформировалось отражение соотношения размеров объектов и их
форм — полых, позволяющих помещать один в другой. Детеныш
предвидит такой результат и упорно старается достичь его. Кроме
того, этот пример показывает, что формирование адекватного
способа действия происходит именно в процессе достижения пред­
видимого результата и только по достижению его отражается как
способ действия, связанный с этим результатом. Сходные факты
получены в описанных выше экспериментах с обучением рисова­
нию, завязыванию узлов, а также овладению действием палкой и
выкатывания приманки из лабиринта.

Развитие опосредованных действий в онтогенезе у понгид про­ходит ряд этапов. Первыми появляются опосредованные действия, направленные на субстрат (поверхность, которая не является для животного конкретным объектом) и тело животного. В дальней­шем знакомый объект может использоваться как опосредующий для действия на другой объект, который отражается субъектом как отдельный, дискретный объект; его нельзя отнести к «суб­страту», хотя в более старшем возрасте и в субстрате выделяются отдельные детали, на которые направляются действия. Качествен­ное отличие опосредованных действий, направленных на другой объект, состоит во включении в действия животного сразу обоих объектов, что обусловливает отражение их взаимного изменения как результата действий с ними субъекта. Видимо, этот тип опо­средованных действий в онтогенезе в полной мере проявляется только у понгид. Именно он в дальнейшем может привести к воз­никновению орудийных действий, при которых необходимо от­ражение связей и отношений отдельных объектов между собой.

8 онтогенезе как свободная операция образуется воздействие объек-


F

том на субстрат и тело животного, а затем обращение сразу d двумя объектами на основе этой обобщенной и свободной опера|

ЦИИ. I

Сходный генезис опосредованных действий у детей описай С.Л.Новоселовой: в 4 —7 месяцев появляются опосредованный действия, направленные на субстрат и тело ребенка (у понгид — и 3 месяца), а в 10 месяцев — намеренные действия, направленный на субстрат и тело субъекта для получения известного результату (у понгид — в 5 месяцев). Как известно, в сенсомоторном отноше­нии понгиды до трех лет развиваются быстрее детей.

Различные формы опосредованных действий в онто- и филоге­незе отмечены М. А.Дерягиной и К.Паркером. Они выделяют дей* ствия, направленные на тело животного и на другие объекты! В действия, направленные на другой объект, эти авторы включая ют и действия, направленные на субстрат. С психологической точ* ки зрения, как видно из сказанного выше, здесь усматриваете^ качественная разница.

При сравнении развития опосредованных действий в фило- м онтогенезе М.А.Дерягина и К.Паркер объединяют их все в одщ категорию. По их данным, опосредованные действия понгид по сравнению с другими приматами отличаются большим разнооб-? разием и количеством. По тексту авторов можно увидеть, что у некоторых хищных, полуобезьян и низших обезьян присутствую* либо опосредованные действия, направленные на субстрат и тело животного, либо эти действия видотипичны (как у каланов, ист пользующих камень, об который они разбивают раковину с мол-i люском) и регулируются на основе инстинкта и научения. Опо­средованных действий, направленных на другой объект, отражаем мый животным как отдельный, на основе интеллектуального типа регуляции, в данных этих авторов не обнаруживается. Однако у некоторых высокоразвитых низших обезьян, у которых встречав ются в определенных ситуациях даже орудийные действия (гамад­рилы, капуцины), эти действия должны быть отмечены, но они! значительно менее разнообразные и представлены в меньшем ко-< личестве, чем у понгид. Данные экспериментов, свидетельствую­щие об этом, приводятся 3. А. Зориной и И. И. Полетаевой. Струк-s тура манипулятивной активности у взрослых горилл, орангутанов и шимпанзе, по данным М.А.Дерягиной и К.Паркера, однотип­ны. Данные об овладении хватанием объектов, действиями с од­ним объектом, орудийными действиями, полученные на горил­лах (Ф.Антинусси, М. Редшу), шимпанзе (Н.Н.Ладыгина-Котс, Н.А.Тих, Л. А. Фирсов, М.Матей) и орангутанах (М. Брамбелл, i X. ван Клос, В.Липперт), подтверждают это предположение.

Таким образом, ключевым моментом в развитии манипуляций у понгид, ведущим в антропогенезе к возникновению трудовых действий! человека, является появление и развитие у них опосредованных дей-


ствий, направленных на другой объект. Именно опосредованные дей­ствия этого типа дают возможность антропоидам формировать тот тип отражения (соотношений и связей объектов и их «поведения» в зависимости от действий субъекта в ситуации) и структуру дея­тельности, ведущие к выделению действия по достижению про­межуточного результата, отражаемого субъектом как ведущего к конечной цели деятельности.

Развитие манипулятивной активности в онтогенезе понгид и формирование отражения включают следующие этапы.

1. Формирование акта хватания под контролем зрения: отраже­
ние расстояния до объекта на основе освоения действия рукой в
определенном направлении и на определенное расстояние; пред­
варительное оформление пальцев кисти для захвата объекта —
отражение формы объекта в связи с отражением движения паль­
цев при его обхватывании. Возраст 0—1 месяц.

2. Формирование свободной операции. Намеренное отпускание
одного объекта для захвата другого: отражение результативности
собственных действий и способность к применению операции в
разных целях (освобождение акта хватания от сосания как конеч­
ной цели). Возраст 1, 5 — 2 месяца.

3. Действия с одним объектом (размахивание, потряхивание
и т.п.): отражение своих действий, получаемых в результате так­
тильных и зрительных впечатлений. Возраст 0, 5 — 3 месяца.

4. Возникновение опосредованных действий, которое само также
проходит ряд этапов:

 

- исследование свойств объекта при действии им о субстрат —
стены, пол, детали, клетки, а также о собственное тело. В ходе
этого происходит отражение связи своего действия с получаемы­
ми чувственными впечатлениями (в основном тактильными). На
основе последних строится отражение свойств объектов — их спо­
собности производить определенный звук или давление на руку
при прикосновении к другим объектам и собственному телу и т. д.
Возраст 3 месяца;

- использование объекта для обследования другого объекта:
новый объект трогают уже знакомым объектом, зажатым в руке
или во рту, когда опасаются трогать руками. При этом опосредо­
ванно отражаются его свойства, с большой долей участия зри­
тельного контроля, особенно за движением обследуемого объекта
при воздействии на него. Возраст 4 месяца;

- при известном воздействии объекта на субстрат или собствен­
ное тело получается хорошо знакомый результат, действие за­
крепляется и многократно повторяется с целью получения этого
результата. Этот период можно соотнести с появлением третич­
ных круговых реакций, по Ж. Пиаже. В данном случае происходит
отражение результата действия и его закрепление как достигае­
мого в процессе этого определенного действия. Возраст 5 месяцев;


- при взаимодействии сразу с двумя объектами возникают по­
пытки соединить их, наложить друг на друга, прижать друг к дру-j
гу. На этом этапе отражаются взаимодействия объектов друг с дру
гом как результат действия с ними субъекта. Возраст 7 месяцев; j

- при обследовании объекта — намеренное воздействие на него
другим объектом в целях исследования свойств обследуемого объек^
та: постукивание по нему, сильное прижимание зажатым в
объектом к полу, сдвигание и т. д. — под контролем зрения имен-ч
но за обследуемым объектом, а не за объектом, зажатым в
Обычно новый, незнакомый объект исследуется при помощи хо­
рошо знакомого. В этом случае сформированный в процессе onoc-i
редованных действий способ действия используется как операция"
в целях обследования. Возраст 18 месяцев;

- намеренные деструктивные действия — расчленение одног
объекта при помощи другого — по содержанию те же, что и пре|
дыдущие. В обоих случаях происходит отражение свойств объек|
тов, которое не может возникнуть при прямом воздействии, ре|
зультатом чего является отражение характера взаимодействр
объектов и их изменений при этом взаимодействии. В этом случа|
уже возникает отражение функциональных свойств объектов
употребление их в соответствии с этими свойствами. Возраст 2 года

5. Возникновение орудийных действий — использование ору| дия (палки, тряпки и т.д.) для достижения результата, которог иначе достичь нельзя. На этом этапе происходит полное осво| бождение операции и применение ее как способа действия достижения конечного результата и отражение связей и отноше ний объектов и обобщенных способов действий с ними. Возрас 3 года.

ВЫВОДЫ

В онтогенезе у понгид на основе развития манипуляций и опосредове ных действий, в частности особого их типа — опосредованных дeйcтв^ направленных на другой объект, появляется отражение связей и отношу) ний объектов, возникающее в процессе действий животного с ними, учет t взаимного «поведения» в ситуации и использование этого отражения, организации собственной деятельности.

В результате отражения действия как способа достижения определен ного результата происходит освобождение операции от жесткой связи с i нечной целью деятельности, что ведет к закреплению в опыте операции i обобщенного способа деятельности и использования такой свободной on рации в организации разных деятельностей.

На основе отражения связей и отношений объектов друг с другом и о| вобождения операции в структуре деятельности формируется способное! отражать изменение объектов в ситуации в результате собственных ствий и оценивать это как способ достижения конечной цели действия, т.| происходит выделение действия с представленностью субъекту его резущ


тата и его отношения к конечной цели деятельности в плане представле­ния. В дальнейшем в процессе ориентировочно-исследовательской и игро­вой деятельности формируется способность сопоставлять результаты про­межуточных действий между собой и с конечной целью деятельности. Это и есть характеристика отражения, опосредующего орудийные действия у понгид.

Вопросы для обсуждения

1.В чем состоит особенность соотношения локомоторной и манипу-
лятивной функций передних конечностей у приматов?

2.Какие формы манипуляций выделяются у приматов?

3.В чем состоит специфика манипуляций у понгид?

4.Какие типы орудийных действий выделяются у животных?

5.В чем отличие орудийных действий понгид от изготовления орудий
у человека?

6.Назовите этапы развития манипулятивной активности и орудийных
действий в онтогенезе понгид.

Рекомендуемая литература

Бауэр Т.Д. Р. Психическое развитие младенца. — М., 1985.

Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.

Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов: Этологический анализ в связи с проблемами антропогенеза. — М., 1986.

Лавик-Гудолл Дж. ван. В тени человека. — М., 1974.

Ладыгина-Коте Н. Н. Конструктивная и орудийная деятельность выс­ших обезьян (шимпанзе). — М., 1959.

Ладыгина-Коте Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. — М., 1965.

Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л., 1966.

Фабри К. Э. Роль манипулирования предметами в онтогенезе поведе­ния низших обезьян // Физиологические основы сложных форм поведе­ния. — М.; Л., 1963.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993.

Фабри К.Э. Человек и шимпанзе // Вопросы антропологии. — 1979. — Вып. 63.

Фабри К. Э. Орудийные действия животных. — М., 1980.

Филиппова Г. Г. Интеллект орангутанов и его развитие в онтогенезе: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. — Л., 1977.

Фирсов Л. А. Онтогенез предметно-орудийной деятельности у челове­кообразных обезьян // Новые исследования по возрастной физиологии. — 1983. -№ 2.

Фирсов Л. А. Довербальный язык обезьян // Эволюция биохимии и физиологии. — 1983. — Т. 19. — № 4.


ГЛАВА 6

ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТРАЖЕНИЯ В АНТРОПОГЕНЕЗЕ

6.1. Проблема изучения происхождения сознания

В предыдущей главе рассмотрен онтогенез возникновения дийного действия и содержание отражения, его опосредующего] Имеющиеся в настоящее время данные о развитии орудийны: действий в онтогенезе понгид свидетельствуют, что способ фор| мирования операции и отражения свойств и взаимоотноше| ний объектов в результате действий с ними, приводящий согла? сно Ж. Пиаже к формированию отражения константности объек| та как основной характеристики сенсомоторного интеллекта, принципе одинаков у детей и высших антропоидов. Многочис ленные исследования детенышей всех трех видов понгид, прове| денные по методикам Ж. Пиаже, подтверждают это: развитие про| ходит сходно до достижения VI стадии, по Ж. Пиаже, т. е. до обра«| зования сенсомоторных схем.

Однако в результате получается разный продукт — интелле1< понгид и их орудийные действия и человеческий способ действия • трудовые действия и сознание, опосредованные мышлением. Ha-j личие структур мозга, обеспечивающих развитие речи, в результат те освоения которой и происходит сдвиг в развитии, не объясняет процесс развития. Ведь в антропогенезе этих структур не было, образовались вслед за развитием отражения и деятельности. Про-| цесс возникновения новых качеств отражения и деятельности про-1 исходит на основе переструктурирования уже имеющихся свойств! при сохранении необходимости такого изменения. В таком случае! можно реконструировать этот процесс, зная точку отсчета (интел-| лект понгид) и конечную точку (мышление человека).

Отражение у человека представлено в знаковой (символичес-1 кой) форме, а у высших животных, находящихся на интеллекту-j альной стадии развития психики — в форме чувственных пред-! ставлений. Для объяснения такого преобразования в эволюции* необходимо представить, как мог происходить:

а) переход от представлений в чувственной форме к символи­
ческой;

б) изменение в структуре деятельности от орудийной деятель­
ности с представлением промежуточной и конечной цели, не ра­
зорванных в целостной деятельности, к выделению действия как
самостоятельного и свободного от конечной цели деятельности
во времени и субъективной представленности действия с созна­
тельно отраженной целью.


Для этого надо предпринять следующее.

1. Констатировать отличия человека от высших антропоидов по
содержанию отражения и структуре деятельности на конкретном
материале наблюдений и экспериментов.

2. Рассмотреть имеющиеся точки зрения на психологическую
сущность антропогенеза.

3. Найти те предпосылки у понгид, развитие которых в антро­
погенезе могло привести к формированию отражения человечес­
кого типа.

4. Представить пути этого развития как формирование нового
способа организации психических процессов с выделением прин­
ципиально нового процесса — мышления.

6.2. Различия между человеком и понгидами по содержанию отражения и структуре деятельности

На основе анализа имеющихся в литературе эксперименталь­ных результатов и данных наблюдений за поведением понгид можно выделить 7 групп фактов, которые, как полагают многие исследо­ватели, свидетельствуют об ограниченности интеллекта этих жи­вотных, качественно отличающих их от человека.

Считается, что понгиды характеризуются следующими особен­ностями:

1. Не закрепляют за орудием его функционального значения в
том смысле, что не хранят и не изготавливают его для будущего
использования, т. е. не способны представить отдаленные цели.

2. Не способны к изготовлению орудия при помощи другого,
специально изготовленного для этого объекта, они пользуются
для изготовления орудий только своими органами. Правда, их
можно специально обучить таким действиям.

3. Не обладают понятийным аппаратом мышления и не способ­
ны к образованию вербальных понятий.

4. Не способны оперировать «в уме» представлениями без прак­
тического действия в наглядной ситуации.

5. Не способны к пониманию причинно-следственных связей и
отношений, действуют на основе стереотипных реакций, выра­
ботанных по типу условного рефлекса.

6. Не способны к настоящей совместной деятельности с разде­
лением действий между участниками и одинаковым представле­
нием о ее результате.

7. Не обладают развитым самосознанием.

Однако, обращаясь к протоколам экспериментов и имеющим­ся к настоящему времени экспериментальным данным и наблю­дениям в природе и в неволе, можно предложить иную интерпре­тацию этих фактов.


1. Хранение орудия для будущего его использования в природнъо
условиях
никак не мотивировано для антропоидов. Изготовить ил?
найти такое орудие всегда можно на месте, а переносить с собой
весьма обременительно при кочевом образе жизни, и хранить
где, так как нет постоянного убежища. Выделяя в объекте его свой­
ства, шимпанзе при благоприятных обстоятельствах могут подолгл
использовать одни и те же объекты, отыскивая их при необходи­
мости в разных углах клетки, и т. п. Если объект «очень нравится*
и использование его предоставляет возможность для многообраз­
ных и особенно привлекательных действий, то (несмотря на силь­
ное развитие деструктивной деятельности, ведущей обычно J
быстрому уничтожению любых объектов) понгиды способны
долгу хранить (переносить с собой из клетки в клетку, не отдава
служителю в течение многих дней и недель) и использовать таки|
объекты.

2. По наблюдениям в природе и в неволе, понгиды не нужда/omi
ся в специальных орудиях для обработки предметов —
у них доста|
точно крепкие зубы и руки, и необходимое орудие из палок, ли!
стьев и т.д. они без труда сделают при помощи естественных орга|
нов. Поэтому и в онтогенезе как на основе собственного опыт
деятельности, так и при наблюдении за действиями других ocol
бей, формируется именно такой способ обработки объектов. Щ
когда экспериментатор задался целью обучить шимпанзе приме|
нять орудие (каменное рубило) для откалывания от крепкой дос|
ки орудия необходимой формы — палки (представление о форм!
нужного орудия уже было к этому моменту у животного в форм!
предметно-информационного комплекса), то антропоид не толь!
ко смог освоить такие действия, но и переносил их в другую ситу!
ацию, связанную с совершенно другой деятельностью (экспери|
менты А. И. Каца). Первоначально деятельность была пищедобы|
вательная (отколоть при помощи рубила лучину от доски и с
помощью достать приманку), а затем навык был перенесен в де
ятельность, мотивированную потребностью в общении (откалы|
вал этим рубилом куски штукатурки и бросал в клетку другим
обезьянам). Самое интересное в этих экспериментах то, что шил
панзе не механически применял выработанный условный реф|
леке ударения рубилом по доске, но делал это именно для пол
чения отщепа: как только в доске образовывалась трещина, о%
бросал рубило, поддевал щепу пальцем и отламывал, после чет
сразу использовал ее по назначению.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал