Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выкатывание приманки палкой из лабиринта






В эксперименте участвовало 5 орангутанов.

Процедура опыта. Приманка закладывалась внутрь лаби­ринта, в клетке рядом с животным находилась палка. Надо было вытолкнуть приманку от себя в проход в задней стенке лабирин­та, провести по боковым проходам, подкатить к решетке, откуда уже можно было взять рукой. После того как орангутаны овладе- ' вали навыком, в передней стенке лабиринта открывался проход, j позволяющий подкатить приманку палкой к себе, не проводя ее вокруг. Проход в передней стенке открывался, когда животные; этого не видели. Экспериментальная установка представляла со­бой экспериментальный стол с огороженными краями, посере­дине которого располагался квадратный огороженный участок с отверстием в задней стенке (рис. 8).

В решении данной задачи можно выделить следующие этапы.

1. Все животные сразу начинали двигать приманку палкой в
лабиринте в разных направлениях, причем не обязательно к себе.

2. Животные предпринимали активные попытки перетащить
приманку через боковой бортик лабиринта в боковой проход, у
трех животных эти попытки были интенсивные, иногда достига­
ющие успеха (приманка при этом не отдавалась животному), у
остальных двух — вялые и немногочисленные.

3. В результате разнонаправленных движений палкой приманка
случайно оказывалась в проходе в задней стенке лабиринта. После
этого животные сразу подгоняли ее дальше в проход и пытались
проводить по боковым проходам. В двух случаях наблюдалось не
вкатывание приманки в проход в задней стенке, а только ее на­
правление к нему, после чего животные сразу подгоняли ее даль­
ше в проход самостоятельно. Если при попытках вкатить приман­
ку в проход в задней стенке, она откатывалась обратно, то живот­
ные делали проводящее «пустое» движение палкой в проход, пос­
ле чего подкатывали туда приманку. У одного животного это дви­
жение предшествовало первому вкатыванию приманки в проход,
у трех оно наблюдалось после первого правильного решения. Этот
этап потребовал от трех до четырех предъявлений, только после

1 Опыты Э. Г. Вацуро с шимпанзе, позднее повторенные с шимпанзе Л. А. Фир-совым и с орангутанами Г.Г.Филипповой. Ниже приводятся данные экспери­ментов с орангутанами Г.Г.Филипповой.


  9    
  8    
    О2 О6    
  10 О7      
    О5 о; 1;; 4О    

12-

Рис. 8. Экспериментальная установка — лабиринт:

1 — 7 — расположение приманки; 8 — отверстие в задней стенке лабиринта; 9, 10 — боковые проходы; 11 — отверстие в передней стенке лабиринта; 12 — ре­шетка клетки с животным

чего была получена приманка. Один самец проделал это в первом предъявлении: он сразу, практически без попыток двигать приман­ку в разных направлениях, вкатил ее в проход в задней стенке.

4. У некоторых животных возникали затруднения при проведе­
нии приманки по боковым проходам, поскольку высота стенок
затрудняла точное сочленение приманки с палкой. В этом случае
животные сердились, иногда отказывались работать, проявляли
агрессию к экспериментатору, а в трех случаях пытались исполь­
зовать экспериментатора для получения приманки: тянули его за
руку к приманке или подталкивали к ней палкой. После успокое­
ния и уговоров они снова начинали двигать приманку палкой в
боковых проходах, причем всегда в нужном направлении. Как толь­
ко приманка подкатывалась к углу, из которого ее можно было
покатить к себе по прямой, животные оживлялись, движения ста­
новились направленными и точными.

5. Происходила отработка техники исполнения. Попытки пере­
тащить приманку через боковой бортик уменьшались, к третье­
му— восьмому предъявлению исчезали совсем. Движения подка­
тывания приманки становились более оптимальными, палка за­
водилась за приманку под нужным углом; становилось более точ­
ным направление движения: к середине лабиринта и оттуда от
себя по прямой в проход, или по косой к проходу. Если приманку
не удавалось быстро направить в проход, то наблюдались прово­
дящие «пустые» движения палкой. Движения зависели от характе­
ра приманки: круглые — катят, плоские — двигают, приставив
палку к ним или прижимая палкой к столу, протаскивая их вдоль
бортиков и прижимая к ним. Животные вставляли палки по ходу
решения в более удобные ячейки решетки, перехватывали палки
на нужную длину в зависимости от продвижения приманки. Отра­
батывались движения в боковых проходах: возникали сильные дви­
жения палкой вбок, в результате чего приманка резко откатыва­
лась в угол, стукалась о бортик стола и слегка подкатывалась по
направлению к клетке, после чего палка заводилась за приманку
и одним движением приманка подкатывалась к себе.


6. Достижение отработанности операции выкатывания приманки; из любого положения: одним движением в центр или к проходу,; одним движением в проход, одним движением вбок и одним дви­жением к себе. Направление движения приманки в боковых про­ходах — налево или направо — зависит от того, в какой руке палка. Решение может занимать 20 — 30 с. Достигалось животными в двадцать четвертом—тридцатом предъявлении.

В одном из опытов была предложена баранка. Один из самцов сразу поддел ее на палку и на весу направил к себе. После словес­ного запрета экспериментатора он положил баранку обратно, не вынимая из нее палки, провел по нужной траектории. В дальней­шем с баранкой он так и делал, причем уже вблизи решетки при­поднимал палку с баранкой и забирал ее.

После успешного освоения решения животным предлагалось 2 раза достать приманку обычным путем, затем животное отвле­кали и открывали проход в передней стенке лабиринта. При этом наблюдалось следующее поведение: трое животных сразу завели палку за приманку и пододвинули ее одним движением к себе. Пятилетний детеныш старался овладеть приманкой как можно быстрее, поглядывая на экспериментатора с выражением ожида­ния и напряжения. Двое других животных (самка и самец) проде­монстрировали старое решение. Причем самец при выполнении решения сначала провел палку через ближний проход, а затем сделал обычное обводное движение. С этими животными был про­веден дополнительный опыт: установка с открытым проходом в ближней стенке демонстрировалась им без приманки в течение 5 мин, затем было предложено достать приманку. Самка сразу ре­шила задачу правильно. Самец сначала стал откатывать приманку по направлению к проходу в задней стенке, после чего, увидев, что приманка прокатилась мимо прохода в передней стенке, сра­зу изменил движения и подкатил ее к себе.

С тремя животными эксперимент был повторен через 6 меся­цев. Все животные сразу, без каких-либо лишних попыток, реши­ли задачу правильно, независимо от того, был открыт проход в передней стенке или нет.

У детеныша четырех лет результаты были другие. В основном он двигал приманку ненаправленно, при этом очень возбуждал­ся, иногда отказывался от работы. Были попытки перевернуть стол, трясти его, наклонить. Детеныш стучал палкой по столу, бил палкой экспериментатора, бросал палку в приманку. В слу­чае если во время бросков палкой приманка сдвигалась, сразу брал палку и начинал двигать приманку в разные стороны. Через некоторое время (с пятнадцатого предъявления) появились бо­лее направленные движения палкой, различные способы движе­ния приманки — подкатывание, подталкивание, прижимание к столу. Затем появилось прослеживание траектории движения при-


манки с остановкой движения руки и

тащить приманку через боковой бортик, иримяв^^^^^^ш ни

разу не достал.

Выталкивание приманки палкой из трубки

В эксперименте было занято 4 взрослых животных i Эксперимент включал 3 серии опытов. На рис. 9 показЙ орангутаны подготавливали и использовали орудия для вьг вания приманки из трубки.

1-я серия. Животным предлагалась металлическая трубка, внутри которой находилась приманка. Вместе с трубкой животному дава­лась деревянная рейка, длиной и шириной превышающая трубку. В решении данной задачи наблюдались следующие этапы.

1. До получения палки обе самки рассматривали трубку, загля­
дывали внутрь, стучали трубкой об ладонь и пол, заглядывая пе­
риодически внутрь, пытались выдуть или высосагь приманку.

2. После получения палки обе самки сразу, без каких-либо ори­
ентировочных действий с палкой, стали использовать ее для вы­
талкивания приманки: приставляли палку концом к отверстию
трубки, но не пытались ее туда всовывать.

3. После первого приставления палки к трубке обе самки сразу
стали отгрызать от палки щепы: делали зубами вдоль палки не­
сколько последовательных прикусов и отщепляли далее щепу ру­
кой.

4. Отгрызаемые щепы были недостаточно длинные, самки пы­
тались их всовывать в трубку, сразу вынимали и отгрызали следу­
ющую.

5. В результате нескольких попыток отгрызть щепы сама палка
становилась достаточно тонкой и самки доставали приманку ею.

6. Щепа сразу отгрызалась достаточной длины (одна самка — в
седьмом предъявлении, другая — в третьем).

7. Появление различных способов выталкивания — подставле­
ние руки под трубку, вставление палки в трубку ртом и подстав­
ление под трубку руки, вставление трубки в рот и выталкивание
приманки прямо в рот. Обе самки во время проталкивания при­
манки палкой периодически заглядывали в трубку, проверяя, как
продвигается приманка.

Был проведен дополнительный опыт с пластмассовой трубкой (из мягкого пластика), полупрозрачной. Этой трубкой самки не пытались стучать об пол, они сразу стали ее мять и гнуть в месте расположения приманки. В результате одна самка вытащила при­манку, последовательно сгибая трубку перед приманкой и про­двигая ее таким образом, а другая размяла приманку внутри труб­ки (пряник) и высосала ее, а остатки высыпала на ладонь.

2-я серия. Сначала животных обучали указательному жесту, за­тем предлагалась следующая задача. Животным предлагалась труб-



Рис. 9. Использование орудия орангутаном для выталкивания приманки

из трубки:

а) примеривание орудия к отверстию трубки; б) расщепление широкой дере­вянной планки зубами; в) расщепление деревянной планки зубами после неуда­чи с короткой щепкой (короткая щепка торчит из отверстия трубки, зажатой в ноге орангутана); г) и д) разные способы выталкивания приманки из трубки


 

 

        5,    
         
      3 i      
             
    t ----- 1  

Рис. 9. Экспериментальная установка с трубкой, в которую помещена]

приманка:

1 — трубка диаметром 5 см, длиной 20 см; 2 — раструб с высотой стенок 5 см; 3 ■

тонкая короткая палка; 4 — толстая длинная палка; 5 — траектория движени

приманки; 6 — решетка клетки с животным

ка, укрепленная на экспериментальном столе перед решеткой. Of трубки отходил прямоугольный раструб, вытолкнутую из труб* Приманку надо было обвести вокруг раструба (рис. 9). Рядом с труб! кой выкладывалось две палки: толстая длинная, которая не про! дезала в трубку, но была достаточной длины, чтобы подкатит^ Приманку из раструба к себе; тонкая короткая, которую можнс было вставить в трубку, но нельзя было подкатить приманку. Пал-j jch располагались в случайном порядке от трубки.

Процедура опыта. Животное должно было указать экспе-j риментатору на нужное орудие (тонкую короткую палку), полу-; 1гив его, вытолкнуть приманку из трубки, указать на толстую длин­ную палку, обвести ею приманку вокруг раструба и подкатить себе. Указательный жест был хорошо освоен и постоянно исполь-J Зовался животными.

Поведение животных в процессе решения задачи характеризо-J ^алось следующим.

Все животные не делали попыток действовать с установкой,! руками (без употребления палки). Все сразу показали на палку, причем все на тонкую длинную, брали ее из рук экспериментато-1 рЗ и начинали ею действовать. В процессе усиленных попыток вста- j Б{Ш> эту палку в трубку трубка слегка шевелилась. Почувствовав ее | непрочное сочленение со столом, все животные активно начина-Л}1 сковыривать трубку со стола различными способами при по-: ^(ОЩИ палки. При запрещении со стороны экспериментатора по­явились различные способы дальнейшего решения. Первый са- ^ец взял тонкую ветку, лежащую у него в клетке (причем взял ■ сразу, без поисков и оглядываний), вытолкнул ею приманку из трубки, глядя поверх установки, когда приманка выкатится из трубки; держа ветку в руке, другой рукой, не пытаясь веткой дОстать приманку, указал на толстую длинную палку и успешно дОстал ею приманку. Второй самец после многократных попыток использовать толстую длинную палку, показывал на тонкую ко-


роткую палку и пытался действовать ею. Однако у него возникли трудности с точностью вставления палки в нужную ячейку ре­шетки — он вставлял ее под углом, после чего отказывался рабо­тать. Первая самка указала на тонкую короткую палку, но испы­тывала те же затруднения, что и второй самец, и тоже отказалась доставать приманку. Вторая самка обнаружила такое же поведе­ние, но она вновь указала на толстую длинную палку и с ее помо­щью ломала установку.

3-я серия. Животных обучали выталкивать приманку из трубки тонкой палкой, вставляя ее в нужную ячейку решетки.

Трубка предъявлялась животным из рук экспериментатора, палка находилась в руках животного. Трубка предъявлялась в раз­ных положениях по отношению к решетке и в конце — на экспе­риментальном столе. На овладение навыком животным понадоби­лось от четырех до шести опытов по пять предъявлений в каждом. В процессе обучения животные стали заранее располагать палку параллельно трубке и так вводить ее через решетку в трубку.

После успешного освоения навыка выталкивания приманки из трубки через решетку животным вновь предлагалась ситуация вто­рой серии.

Все животные сразу показывали на толстую длинную палку, пытались воткнуть ее в трубку. После одной-двух не особенно ин­тенсивных попыток наблюдалось следующее: первый самец от­дал толстую длинную палку экспериментатору, указал на тонкую короткую палку, успешно вытолкнул ею приманку, оставил эту палку в трубке, указал на толстую длинную палку, успешно до­стал приманку.

Второй самец обнаружил такое же поведение, как у первого самца, только толстую длинную палку оставил у себя и затем использовал правильно.

Первая самка сразу показала на тонкую короткую палку, вы­толкнула приманку, оставляя эту палку в трубке, указала на тол­стую длинную палку — достала приманку.

Вторая самка показала на толстую длинную палку, приставила к трубке, отделила от нее щепу, причем неровную — один конец тоньше, другой толще, посмотрела на концы, поворачивая щепу перед глазами, вытолкнула приманку более тонким концом, этой же щепой (она достаточно длинная) вывела приманку из растру­ба, но дальше щепы не хватило. Она положила щепу, взяла остав­шийся кусок толстой длинной палки (достаточно длинный) и подкатила приманку.

Во всех опытах животные ни разу не пытались вывести при­манку из раструба тонкой короткой палкой, а также не испыты­вали затруднений в указании на нужную палку в процессе реше­ния. Упорное употребление толстой длинной палки свидетельствует о том, что животные сразу предвидят траекторию движения при-


манки и невозможность достать ее из раструба тонкой коротко^
палкой. В первой серии при первоначальном сдвиге трубки пр!
помощи толстой длинной палки наблюдалось существенное по]
вышение активности животных — движения становились резки|
ми, точными, они упорно старались сковырнуть трубку; как уж^
отмечалось, вторая самка этого достигла. i

Обучение детенышей орангутанов подтягиванию приманки }
палкой (рис. 10) }

Эксперименты проводились с тремя детенышами в возрасте двух с половиной, трех и четырех лет.

Процедура опыта. Перед решеткой клетки ставится экспе| риментальный стол, на который выкладывается приманка вне делов досягаемости рукой. Здесь же на столе в пределах досягаемо-| сти лежит палка.

Овладение детенышем способа пододвигания приманки кой включает следующие этапы.

1. Тянется рукой, не пытаясь взять палку.

2. Трясет стол, стучит по нему рукой.

3. Берет палку, играет, кладет рядом с собой.

4. Бросает палку в приманку.

5. Кладет палку по направлению к приманке (то же, что и п. 4),;

6. Заметив сдвиг приманки при накладывании палки, берет палку
и старается сдвинуть приманку в разных направлениях.

7. Сдвигает приманку в разных направлениях резкими взмаха-1
ми. I

8. Маховыми движениями перемещает палку сверху вбок, к себе.'

9. Медленно заводит палку за приманку и пододвигает к себе.

10. Появляются различные способы подтягивания в зависимое-!
ти от характера палки и приманки (сверху к себе, прижимая, <
двигая плашмя и т.д.).

Детеныш в возрасте трех лет способен достать приманку пал- ] кой в первом же опыте, и, в общем, за один опыт проходит те же! этапы, что детеныш двух с половиной лет за 3 опыта. В возрасте • четырех лет действие подтягивания приманок палкой практичес-f ки сформировано, нет попыток тянуться рукой, расстояние оце-' нивается сразу (у детеныша была одна попытка вытянуть руку, но не до конца, и сразу была взята палка).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал