Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднепротестанские течения






Баптизм*

Баптистские общины возникли в начале
XVII в., первым английским баптистом считается Дж. Смит (1554-1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии, которое происходит от греч. baptize - погружать в воду, крестить. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В вероучении баптизма особое значение придается личной вере и покаянию. «Общие баптисты» испытали влияние голландского реформатора XVI в. Якова Арминия, при­знававшего участие воли человека в спасении, и придержи­ваются доктрины о спасении всех уверовавших в Христа. «Частные баптисты» строго следуют кальвинистскому уче­нию о предопределении. Это течение в баптизме стало пре­обладающим.

Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Крещение совершается осознанно, в основном, в природном источнике. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами церкви. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптизм предлагает своим последователям активную христианскую деятельность: посещение богослужебных собраний, изучение Библии, посещение больных, распространение религиозной литературы. Местные церкви возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.

Еще в первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было господствующих религиозно-церковных традиций, стало важным фактором укрепления новых конфессий, начинавших оттуда свою миссию в Европе и остальном мире. Значительную роль в этом процессе сыграли ревивалистские движения (религиозные возрождения), особенно так называемое «Великое пробуждение», начавшееся в 1720 г., во время которого многие конгрегационалисты стали баптистами.

Теологической основой, как баптизма, так и евангельского христианства является безусловное признание божественного авторитета Библии. Отсюда приоритетное внимание к изучению и толкованию Библии каждым членом общины.

Членом церкви может стать всякий человек, уверовавший в Христа как в своего личного спасителя и принявший водное крещение.

В вероучении и проповеди первенствующее место занимает нравственно-назидательная проблематика, противопоставление избранности и нравственной чистоты баптистов греховному миру, окружающему их. Это убеждение является основой миссионерской активности, направленной на евангелизацию населения страны. Проповедь своей веры призван вести каждый член церкви, особое внимание обращается на молодежь. Семья рассматривается как «домашняя церковь», воспроизводящая нормы евангельской нравственности и воспитывающая детей в духе веры.

Богослужения у евангельских христиан баптистов называются молитвенными собраниями и проводятся два-три раза в неделю. Основное внимание на них уделяется проповеди, с которой выступают не только пресвитеры и проповедники, но и рядовые верующие, а также гости из других общин. Большое место в богослужениях занимают пение духовных песен и гимнов, общая и индивидуальная молитвы. Основными обрядами, носящими характер священнодействия, являются водное крещение по вере и хлебопреломление. Крещение совершается погружением крещаемого в воду, предпочтительно в открытом водоеме. В хлебопреломлении принимают участие, как правило, члены церкви, принявшие водное крещение. Это священнодействие совершается обычно в первое воскресенье каждого месяца. К священнодействиям христиан-баптистов относят также рукоположение на пресвитерское и диаконское служение, ритуалы бракосочетания и погребения.

Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. человек, а с детьми, молодежью и «друзьями» («приближенными») последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905 г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный союз баптистов.

Адвентизм *

Центральным догматом адвентизма (лат. а(adventus - пришествие) является вера в грядущий конец мира, второе пришествие Христа и наступления его тысячелетнего царст­ва. Адвентисты убеждены в том, что перед возвращением Христа в этот мир Евангелие будет широко распространено в мире. В качестве особого дня общения с Богом адвентисты выделяют субботу, приводя цитату из Библии: «Дал им также субботы Мои,.. чтобы знали, что Я - Господь, освящающий их» (книга Иез. 20, 12). Признание нужды в живой связи с Богом и в особом проведении времени в общении с Ним в установленный Им день нашло свое выражение в названии Церкви - «адвентисты седьмого дня».

Адвентисты не считают душу бессмертной и учат, что она умирает и воскресает вместе с телом. Тем не менее, они утверждают, что каждый человек «записан» у Бога, который может его воскресить. Адвентисты верят, что после смерти прекращается духовная и физическая жизнь человека. Сознание и бессмертие, согласно их учению, человек обретает только после воскресения из мертвых, которое совершится при втором пришествии Христа, который явится на Землю в полноте славы всей Своей Божественной природы и тем самым навеки положит конец злу. Верят, что при втором пришествии Христа произойдёт воскресение праведных людей всех веков и поколений и они будут вознесены к престолу Божию, а по истечении тысячи лет вернутся на землю. Нечестивые люди не будут вознесены, они погибнут вместе с сатаной. Земля будет очищена огнем Божиим и пересотворена для того, чтобы быть обителью всех спасенных. Земля тогда станет прекрасным миром, в котором осуществятся законы вечной гармонии.

В начале 30-х годов ХIХ в. в США представители нескольких течений протестантизма под воздействием проповедей методиста Ульяма Миллера пребывали в скором ожидании второго пришествия Христа. Ульям Миллер считается основателем адвентизма. Он думал, что ему удалось, изучая Библию, вычислить точную дату пришествия Христа -21 марта 1843 г. Хотя пришествие Христа не произошло ни в этот день, ни через год, более чем десятилетнее ожидание этого события положило начало религиозному движению адвентистов, из которого постепенно сформировалось несколько церквей. Самой крупной из них стала церковь христиан адвентистов седьмого дня (ХАСД). Преемники Миллера старались более не называть точных сроков второго пришествия, ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в «святая святых» небесного храма и поэтому следует верить в близость его второго пришествия. В 1863 году адвентисты организационно оформились во всемирное братство (Генеральную конференцию).

Становление и последующее развитие церкви связано с именем Елены (Эллен) Уайт
(1827-1915 гг.), провозгласившей необходимость «санитарной реформы». Ей принадлежит более 50 томов богословских сочинений, 4500 статей и несколько десятков тысяч писем, изданных под общим названием «Свидетельства Духа пророчества». Книги Эллен Уайт пользуются, наряду с Библией, огромным авторитетом у адвентистов.

Важное место в учении ХАСД занимает санитарная реформа, это достаточно стройное учение о здоровом образе жизни и соответствующая ему практика, предполагающая физические упражнения, отдых, здоровую диету и полное исключение употребления алкоголя, табака, наркотиков и других возбуждающих веществ. Пропагандируют вегетарианское питание как наилучшее для жизнедеятельности человеческого организма.

Адвентисты считают, что у них есть уникальная миссия в этом мире – провозглашение «вечного Евангелия» в контексте приготовления ко второму пришествию Христа.

Высшим органом адвентистов является Генеральная конференция (Всемирный Союз) церкви Христиан-адвентистов седьмого дня со штаб-квартирой в г. Вашингтоне (США). Форма управления в церкви - представительская демократия. Во всем мире численность членов церкви, посещающих богослужения и ведущих активный христианский образ жизни, - около 10 млн. чел. Всего в мире насчитывается свыше 30000 адвентистских общин. Имеется разветвленная сеть издательств, учебных заведений, больниц.

Генеральная конференция (Всемирный Совет) церкви ХАСД располагает 11-ю отделениями (дивизионами), охватывающими своей деятельностью крупные географические регионы и группы стран. В их числе Евро-Азиатское отделение (дивизион), объединяющее все Союзы ХАСД в странах СНГ.

Пятидесятничество *

Пятидесятничество - одно из позднепротестантских течений христианства, возникшее в конце XIX - начале XX вв. в США. В пятидесятничестве наряду с учением об обращении и рождении свыше особое место занимает учение о крещении Духом Святым. Согласно Новому Завету, на 50-й день после воскресения Христа на его учеников, собравшихся на празднование иудейского праздника Пятидесятницы, с неба сошел Святой Дух, в результате чего они обрели способность говорения на иных языках и проповедования евангельского учения народам мира. Отсюда название «пятидесятники».

Крещение Духом Святым есть особое экстатическое переживание верующего, внешним проявлением которого является глоссолалия, понимаемая как говорение на ином языке. Пятидесятниками признаются два таинства (установления Господа ИисусаХриста): крещение в воде и вечеря Господня (причащение), а также священнодействия: бракосочетание, молитва благословения детей, молитва о больных и рукоположение.

Вначале пятидесятники представляли собой духовную элиту разных христианских церквей, прежде всего баптистов иметодистов. Постепенно, обретая все больше последователей, они выходили из этих церквей и создавали самостоятельные общины под разными названиями. Однако организационного единства как в США, так и в других странах они не достигли. Пятидесятничеству постоянно присущи две противоположно направленные тенденции: кобъединению в более крупные церкви и к сохранению независимости общин и направлений. В результате наряду с такими крупными объединениями, действующими в мировом масштабе, как Церковь Бога (основана в 1903 г.), Ассамблея Бога (1914 г.), Международная церковь истинного Евангелия (1918 г.), Объединенная пятидесятническая церковь и др., имеется ряд других международных организаций пятидесятников и множество отдельных церквей.

По разным данным, число приверженцев пятидесятничества в мире составляет в настоящее время от 50 до 300 млн. чел. Международные объединения и национальные церкви пятидесятников имеют во всем мире многочисленные храмы, колледжи, миссии, издательства, радиостанции.

 

НОВые


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал