Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И церковной организации






протестантских объединений *

 

Протестантизм - одно из трех главных (наряду с православием и католицизмом) направлений христианства как мировой религии, его исторически самая «молодая» и быстро растущая ветвь, сыгравшая огромную роль в становлении западноевропейского капиталистического общества, в формировании современного социально-экономического, политического и духовного облика многих стран мира, прежде всего Западной Европы и Северной Америки. По опубликованным данным на 1992 г., в мире насчитывалось около 560 млн. его последователей, проживающих на всех континентах и практически во всех странах. В отличие от строго централизованных, с многоступенчатой иерархической структурой католицизма и православия протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций.

Как новая ветвь христианства протестантизм возник в XVI в. в Европе в результате широкого антикатолического, а по социальной сути - антифеодального движения, получившего название Реформации, поскольку его лозунгом было требование реформирования католической церкви.

Началом Реформации считается 31 октября 1517г., когда монах-августинец, профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) выступил с 95 тезисами против торговли индульгенциями и других пороков католической церкви[3].

В результате Реформации от католицизма отделилась группа новых церквей: лютеранская (в Германии), получившая название по имени инициатора Реформации Мартина Лютера, кальвинистская (в Швейцарии), созданная Жаном Кальвином (1509-1564), и англиканская (в Англии), возникшая в результате разрыва с Римом короля Генриха VIII, которого английский парламент в 1534 г. объявил главой церкви. Наряду с ними к первоначальным формам протестантизма, возникшим непосредственно в процессе Реформации, относятся также цвинглианство (в Швейцарии и Южной Германии), получившее название по имени Ульриха Цвингли и позднее, в конце XVI - начале XVII вв., слившееся с кальвинизмом, а также пуританизм, анабаптизм, меннонитство, социнианство.

Антикатолическая, антицентралистская направленность и чрезвычайно пестрая социальная база предопределили дробление протестантизма на множество направлений, самостоятельных церквей, деноминаций, независимых общин с существенными различиями в вероучениях, которые демонстрировали высокую степень приспособляемости к национальным, социально-экономическим и государственно-политическим условиям.

Впоследствии эти разновидности протестантизма вышли за пределы стран, в которых они возникли. В результате их дробления и модификации образовались новые протестантские направления; пресвитерианство, баптизм, методизм, пятидесятничество, адвентизм и др. («поздний протестантизм»). Процесс образования новых протестантских церквей и деноминаций продолжается.

Термином «протестантизм» обозначают как всю совокупность протестантских церквей, сект и деноминаций, так и совокупность доктрин и учений, которым они следуют, в том числе и соответствующее направление религиозно-философской мысли.

Протестантизм разделяет основные общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, Иисусе Христе Святом Духе, рае и аде (кроме учения о чистилище), о божественном Откровении, провидении и предопределении.

Вместе с тем протестантизм отвергает идею посредничества церкви и духовенства между верующими и Богом в деле спасения, отрицает догматическое различие между священником и мирянином; протестантизм отказался от института монашества, культа святых, поклонения мощам, кресту, иконам, от пышных, дорогостоящих богослужений. В протестантизме отсутствует целибат.

Вероучению всех протестантских направлений присущи три принципа: спасение («оправдание») личной верой, священство всех верующих (т.е. каждый верующий, прошедший обряд крещения, имеет право проповедовать и совершать богослужения, непосредственно общаться с Богом, не нуждаясь в посредничестве церкви и духовенства), исключительный авторитет Библии (Ветхого и Нового Заветов). Признавая христианское Священное Писание, протестантизм отвергает Священное Предание, играющее существенную роль в веро­учении католицизма и православия. Библия переведена на национальные языки, ее чтение, изучение и толкование считаются первейшей обязанностью верующего.

В качестве единственного пути к спасению объявлена личная вера в искупительную жертву Христа. Поскольку первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, то он не может достигнуть спасения ни путем соблюдения таинств и обрядов, ни путем добрых дел, ни благодаря посредничеству церкви, святых, священнослужителей, но только личной верой.

Богослужение в протестантизме предельно упрощено и в основном сведено к проповеди (с которой может выступить каждый крещеный верующий), пению духовных гимнов, коллективной и индивидуальной молитве. Из семи христианских таинств большинство протестантских церквей, за исключением англиканской, признают лишь два: крещение и причащение, остальные же рассматриваются как простые обряды. Внутренняя организация протестантских церквей благодаря принципу всеобщего священства является весьма демократической, предполагает равенство мирян и избираемых ими из своей среды на определенный срок служителей культа, выборность, отчетность епископов, пресвитеров, проповедников и др., всех руководящих органов церквей и общин.

Общая характеристика протестантизма *

 

Основная цель, которую поставил себе Лютер, вступив в борьбу с Римом, это - возвращение христианства к чистоте апостольского века. В малом лютеранском катехизисе говорится, что «Лютер, дорогой и благословенный учитель Св. Писания, преобразовавши Церковь Божию чрез восстановление в христианстве чистоты учения и правильного совершения таинств». Он проповедовал «не новое учение, а учение древнее Церкви Божией, как проповедовали его пророки и апостолы». «Истинная Церковь там, где преподается в первоначальной чистоте Слово Божие и совершаются таинства по установлению Христа. Все это имеет отныне место только в евангелическо-лютеранской церкви. По имени она существует только с начала XVI века, но не по учению, так как учение у нее апостолов и пророков и всей древней церкви христианской, за что надо благодарить Лютера, человека Божия, преобразовавшего церковь, т.е. восстановившего в христианстве чистое учение и правильное понимание таинств». Так думают лютеране о реформе Лютера. В действительности же его учение, как и учение и других реформаторов, никак не является изложением абсолютных, чистых Евангельских Истин, восстановлением в чистоте Христова учения. Учение Лютера связано с временем и с лицами и оно отражает дух и характер данной эпохи. Весьма важно знать и необходимо подчеркнуть, что учение протестантов выросло не органически из факта Евангельского Благовестия, а из оппозиции против крайностей католического мировоззрения и из протеста против царившего нравственного упадка римо-католичества, и при том часто из оппозиции неуравновешенной, отрицавшей в пылу споров не только аберрации, но и те, основные для церковной жизни элементы, из которых они могли родиться. Кроме того, к их знамени борьбы за чистоту Церкви присоединился элемент нецерковный, враждовавший с папством отнюдь не из религиозных побуждений, а из побуждений политических, экономических и личных, и этот нецерковный элемент оказал свое отрицательное влияние на развитие реформации и ее учения. Несомненно, искренние и вдохновенные Лютер и другие вожди реформации, поставив перед собою задачу - восстановить церковное учение в его апостольской чистоте, - не могли справиться с этой задачей еще и в силу следующих причин: во-первых, от христианства первых веков их отделяли многие столетия истории, во-вторых, их средневековое схоластическое образование было односторонним и недостаточным для выполнения столь великой задачи, и в-третьих, у них не было знания творений Отцов и Учителей древней Церкви на Востоке. Все это и лишало их возможности справиться объективно с поставленной задачей. В самом деле, у Лютера и других ранних реформаторов, которые совершенно справедливо выступили против юридического понимания и механического восприятия благодати Божией в латинстве и обоснованно отвергли римо-католическое толкование отдельных догматов, поскольку они не знали творений древних Отцов вселенской Церкви, не было верного критерия для определены истины христианства первых веков. У них оставался один единственный критерий, один единственный источник толкования - собственный домысел, личное мнение. К этому источнику, в поисках истины, и прибегали Лютер, Кальвин и другие реформаторы.

Говоря в XX столетии о протестантстве, необходимо подчеркнуть, что в протестантизме следует различать два разных течения: протестантизм Лютера и Кальвина с их сподвижниками и верующих ортодоксальных протестантов с одной стороны, и современный «модернистский» протестантизм, широко ныне господствующий в протестантской среде, в котором каждая единица (каждый отдельный человек), его личные переживания становятся мерою вещей, в котором отвергнута необходимость пополнения индивидуального разума, в познании Истины, Соборным Церковным Разумом. Этим религиозным субъективизмом современный протестантизм вступил в резкое противоречие Лютеру и даже Кальвину, ибо эти «отцы протестантизма были побуждены к выступлению против римского учения, против юридизма и механического восприятия благодати, сознанием все превозмогающей, не подлежащей человеческому учету силы Божией, пред которой должно умолкнуть ничтожное человеческое «я». Но самое начало религиозному субъективизму было положено Лютером в его отрицании предания и «выпадением из опыта Церкви».

Субъективизм превращает религию в лишенные твердой основы, меняющиеся переживания отдельных личностей, между собою не связанных, а возведенный в принцип - субъективизм распыляет веру: отсюда вместо единого «Столпа и Утверждения Истины», вместо Единого Целого - Тела Хри­стова, перед взором нашим расстилается море сект, которые в учении о вере и Церкви зашли значительно дальше Ватикана и начального протестантства. В протестантизме не Св. Писание и не опыт Церкви определяет богословское мышление, а наоборот, - последнее определяет достоверность первого. Для доказательства своего предвзятого положения протестантские богословы выбирают из Св. Писания лишь те тексты, которыми можно подтвердить их предвзятое положение, причем эти подходящие тексты берутся отрывочно, вне всякой связи с контекстом - с общим составом повествования Св. Писания. Естественно, что отрывочно взятый контекст легко искажается или односторонне толкуется.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал