Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная система ЕС






Структура судебной системы ЕС:

Имеется свой аппарат, состоящий из судебных органов.

Суд Европейского Союза (наим. – после Лиссабонского договора, было – Суд Европейских Сообществ). Суд не только правоприменительный институт, он также правотворческий. Долгое время оставался единственным судебным институтом, пока в 1986 году не был создан Трибунал – 1-ая инстанция.

Трибунал 1-й инстанции – 1986 год. Под юрисдикцию перешли дела по жалобам ФЛ, ЮЛ на действия органов ЕС, а также служебные споры. Долгое время Суд Европейских Сообществ был сосредоточен на толковании учредительных договоров, но ЕС расширялся => увеличивалось кол-во частных субъектов ЕП, а также увеличивался поток дел. Всё это привело в 2001 году к необходимости создания:

Судебные палаты: 3-е звено судебной системы. Теоретически предусматривалось создание большого числа судебных палат, но сейчас – Трибунал по рассмотрению служебных споров.

Изначально юрисдикция суда и трибунала распространялась только на 1-ую опору. 2-ая опора была полностью изъята из юрисдикции суд. системы. Полномочия по 3-е опоре появились только в 1999 и изначально были ограничены. Суд и Трибунал состоят из палат. Решения судов специальной юрисдикции – м.б. обжалованы в кассационном порядке в суде 2-го звена. Решения Суда ЕС являются обязательными для исполнениями всеми субъектами и их обжалование в другие инстанции не предусмотрено.

Подведомственность, как правило, носит исключительный характер, т.е. подобные дела не могут выноситься на рассмотрение других судебных органов.

 

Суд Европейского Союза:

Название многопланово. Суд создан в 1952 году, цель – обеспечить единообразие понимания сообщества при толковании. Деятельность Суда регламентирована не только учредительными договорами, но и специальным статутом, который является приложением к учред. договорам. Он детализирует порядок формирования и деятельности Суда. Статут сейчас действует в редакции 2008 года (март).

В настоящее время – 27 судей и 8 генеральных адвокатов. Если число судей соотв. числу государств-членов, то число генеральных адвокатов всегда было меньше. Сам численный состав судей пересматривался неоднократно, связано с расширение Союза.

Порядок назначения судей и ген. адвокатов схож. Критерии отбора – в учред. договорах, учитывают нормы и традиции всех государств-членов. Судьи и ген. адвокаты назначаются из лиц, которые не вызывают сомнений и обладают качествами, требующиеся для назначения на высшие судебные должности в своих странах. Судьи – юристы, квалификация которых – общепризнанна. Назначение – по общему согласию. Судья и ген. адвокаты назначаются на 6 лет, каждые 3 года происходит частичное обновление суда. Судьи и генеральные адвокаты м.б. переназначены. На практике замена судей и адвокатов сведена к минимуму. Несменяемость является целесообразной, поскольку способствует формированию не только профессионального состава Суда, обладающего опытом рассмотрения конкретной категории дел.

На 1 заседании суда судья принимает присягу. В редких случаях судья и ген. адвокат м.б. отстранены от должности. Если суд собирается для решения этого вопроса, то Председатель Суда приглашает судью или ген. адвоката предоставить свои объяснения суду, в закрытом заседании. Причины м.б. – ст. 4 Статута (запрет заниматься иной деятельностью).

Ген. адвокат: обязанность – представление на открытом суд. заседании совершенно беспристрастного, независимого и мотивированного заключения по делу, которое рассматривается судом. Главная цель – помочь судье выполнить свою задачу. Ген. адвокат – готовит дело к рассмотрению в судебном заседании.

Трибунал также может обращаться за помощью к ген. адвокату.

Внутренняя структура:

4 элемента:

· Председатель: осущ. общее руководство деятельностью Суда, регулирует всё юридическое производство в Суде, ведёт слушание дел (также касается и других заседаний суда). Избирается на 3 года тайным голосованием, из своего состава, с правом переизбрания неограниченное число раз.

· Большая Палата и палаты: в целях оперативного разрешения поступающих дел создаются палаты – особые структурные подразделения. Большая палата – 13 судей, малые палаты – 3-5 судьи. Критерии, на основании которых дело рассматривается в Большой палате или малой – разрабатываются самим судом. Но если истцом выступает государство-член или институт ЕС – дело обязательно рассматривается Большой Палатой. Аналогичная ситуация – если государство-член или институт являются участниками процесса или представляют письменные замечания при рассмотрении преюдициальных запросов судов. По требованию этих сторон дело также может рассматриваться в Большой палате.

· Первый генеральный адвокат: аналогично судьям Суд в полном составе назначает Первого ген. адвоката сроком на 1 год. Обязанность: распределение поступающих дел между отдельными членами корпуса ген. адвокатов.

· Регистратор и Аппарат: суд имеет свой аппарат, который состоит из специалистов, обслуживающего персонала, секретариата и т.д. Главное административное лицо – Регистратор, который подчиняется Председателю Суда. Аппарат у всей судебной системы один, и это особенность, кот. подчёркивает единство деятельности ЕС. У Трибунала свой регистратор.

Компетенция:

определена целью создания. Юрисдикция носит обязательный характер. Государства-члены, институты, другие субъекты, не вправе препятствовать рассмотрению дела либо не исполнить решение.

Категории дел:

· иски к государствам-членам, которые уклоняются от выполнения обязательств, которые возложены на них учредительными договорами. Такие иски вправе подавать Европейская Комиссия, есть досудебная процедура разрешения спора. Комиссия предварительно направляет мотивированное заключение по проблеме и предоставляет государствам срок для обдумывания. Если государство ничего не решило, Комиссия передаёт дело в Суд.

· иски государств-членов к другим государствам-членам, которые уклоняются от выполнения обязательств по учред. договорам. Обращению в суд с такими исками предшествует предварительное обращение в Еврокомиссию.

· иски институтов и органов к государствам-членам в связи с обеспечением соблюдения ЕП (речь идёт о вторичном праве ЕС)

· иски государств-членов об отмене актов, которые принимаются институтами ЕС, в связи с их несоответствием учредительным договорам.

Судебное разбирательство состоит из 2 стадий: письменное и устное. Письменная стадия д.б. полностью завершена до начала устной. Устная фаза – обязательная во всех случаях, искл.: при рассмотрении кассационных жалоб, стороны могут прийти к соглашению об отказе от устного разбирательства.

Правила процедур устанавливают, что оригинал искового заявления д.б. подписан представителем стороны, юристом … Копии для всех сторон. Копии заверяются стороной, которая инициировала процесс. Институты союза дополнительно должны обеспечить в сроки перевод всех материалов для разбирательства.

Исковое заявление: полное наименование и адрес истца, обозначение стороны, против кот. предъявлен иск, предмет иска, обстоятельства и доказательства, которые его обосновывают, просьба о судебной защите, а также м.б. изложены дополнительные доказательства, которые приводятся в поддержку иска.

Исковое заявление д.б. как можно быстрее передано ответчику. У ответчика есть месячный срок предоставить возражение против иска. К этим возражениям есть требования к оформлению, как к исковому заявлению. Если для подачи возражения против иска требуется дополнительное время, то оно м.б. предоставлено только Председателем Суда.

Предварительное изучение дела может потребовать проведение дополнительных процессуальных действий. Назначаются Судом после выслушивания ген. адвоката. Меры: обязанность сторон присутствовать лично, потребовать предоставление дополнительной информации, потребовать подтверждения под присягой, провести проверку доклада эксперта, а также провести инспектирование места или предмета. Эти доп. процесс. действия могут быть приняты как самим Судом, также м.б. поручены судье-докладчику. При проведении таких действий присутствует ген. адвокат, стороны также могут присутствовать.

Суд также по собственной инициативе, либо после заслушивания сторон, м. предписать, чтобы определённые факты были подтверждены свидетели. Стороны м. присутствовать при показаниях свидетелей. После дачи основных показаний председатель может разрешить задавать свидетелю вопросы. Суд может освободить свидетеля от присяги.

После того, как стадия письменного разбирательства завершена, судья-докладчик представляет свой доклад с рекомендациями, как рассматривать дело. В частности, судья-докладчик даёт рекомендации о необх. доп. процесс. действиях, а также рекомендации, передавать ли дело на рассмотрение Большой Палате, суд затем сам принимает решение о последующих действиях.

Устная стадия разбирательства: ведётся Председателем Суда или палаты, он несёт ответственность за её должное проведение. Судьи вправе задавать вопросы представителям, консультантам. Стороны вправе обращаться к суду только ч/з представителя, консультанта, юриста.

Затем выступление Ген. Адвоката.

Судья объявляет разбирательство законченным.

Суд вправе возобновить устное разбирательство.

Этот порядок применяется для рассмотрения прямых исков и кассационных жалоб на решения суда или Трибунала 1 инстанции.

Решения Суда вступают в силу в день его рассылки сторонам, носят обязательный характер. Важная черта: правило, когда решение Суда принимается от имени всего состава судей, участвующих в рассмотрении дела.

Также Суд осущ. др. полномочия: принимает решения про преюдициальным запросам национальных судов, проверяет не вступившие в силы МД, выступает как арбитр в спорах.

Преюдициальный порядок: связано с?, кот. касс. толкования учред. договоров,?, касс. действительности и толкования актов, кот. принимаются институтами и органами,? толкования уставов организаций, кот. создаются Союзом (такая возможность есть у Совета). Если 1 из указ.? встанет перед национальным судом, то он вправе обратиться в Суд ЕС.

На суд возложена задача по толкованию ЕП, поэтому он осуществляет это в не общем виде, а в строгих рамках.

Процессуальные правила: установлены иные сроки. После предоставления обращения стороны (государства, институты) д. направить свои заявления, замечания в теч. 2-х мес. Действуют упрощённые правила перевода материалов.

Решая вопрос о представительстве и присутствии сторон, Суд принимает во внимание национальные процессуальные нормы, на базе кот. происходит разбирательство в соотв. нац. суде.

В ситуации, когда вопрос, заданный суду (преюдициальный), повторяет вопрос, по кот. суд уже вынес решение, тут Суд, после извещения национального суда, в также после заслушивания информации от сторон, Суд вправе сослаться на своё прежнее суждение.

Предварительная экспертиза: вся деятельность по заключению договоров, осущ. Европейской Комиссией и Советом, который одобряет, выражает согласие на такой договор. Суд может заранее предоставить заключение, мнение о совместимости соотв. МД положениям ЕС.

Возможность рассматривать арбитражные дела: Суд компетентен принимать решения на основе арбитражной оговорки. Суд также может принимать решение по любому спору, возник. м/у государствами-членами при усл, что гос-ва согласились подчинить решение спора национальному законодательству. (?).

 

19.04.2012


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал