Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные направления и творческий метод. Романтизм.






Романтизм (франц. «romantisme») как метод и направление, сложившийся на рубеже XVIII–XIX веков, представлял собой реакцию на жесткие рационалистические каноны в культуре и литературе века Просвещения и стимулированный им научно-технический прогресс. Отвергая капиталистический прогресс, романтики противопоставили утилитаризму и обезличиванию индивида устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Как явление, широко охватившее все виды искусства и гуманитарную науку, романтизм был также своеобразной реакцией на Французскую революцию. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы романтизма. Центром романтического движения стала Германия. Возник романтизм впервые в Германии, в кругу писателей и философов. Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф.Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру. Считается, что романтизм в Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж.Ф.ШлегеляФ.Шеллинга ВильгельмаЯкоба Гримм ГофманаГейне Вордсворт Кольридж Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.


Ярчайшим представителем английского романтизма является Джордж Байрон. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.Байрон Романтизм получил распространение во Франции (Шатобриан, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд и др.), в Италии (А.Мандзони, Леопарди и др.), в Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий и др.), в США (Фенимор Купер, Эдгар По, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл и др.). Крупнейшим художественным открытием эпохи явился исторический роман, основоположником которого стал В.Скотт. Эпоха романтизма отмечена многими блестящими творениями исторического жанра писателей В.Гюго, Ф.Купера, А.Дюма, Ю.Словацкого и др. Процесс ломки и трансформации в это время переживают философские повести, романы, драмы. Например, философская драма романтиков обретает не свойственный ей лиризм, романтический философский роман становится ближе к мифу. Субъективизм романтиков, их эмоциональное отношение к изображаемому обусловило не только расцвет лирики, но и вторжение лирического начала во все жанры.Шатобриан Виктор Гюго Альфред де Виньи Проспер Мериме Жорж СандА.Мандзони ЛеопардиАдам Мицкевич Юлиуш Словацкий Фенимор Купер Эдгар По Генри Лонгфелло Герман Мелвилл В отличие от классицизма, делящего все на плохое и хорошее, черное и белое, романтизм ничего не делит. В отличие от сентиментализма, показывающего внутреннюю жизнь человека, находящуюся в гармонии с огромным миром, внутренний мир героя романтического произведения противопоставляется окружающей среде.


Романтический герой – индивидуалист. Им овладевает желание подвига, изменения скучного и пошлого мира. После столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но уже становится скептиком, пессимистом. Четко поняв, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям. Как идейное и художественное направление романтизм характеризуется утверждением самоценности духовно жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, а также одухотворённой и целительной природы. В каждой стране романтизм приобретал ярко выраженные национальные черты. Романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы. В каждой культуре романтизм получил свое собственное лицо: у немцев – в мистике; у французов – в необычных историях; у англичан – в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению. Нужно было показать сложность внутренней жизни, ее иррациональность. По сути, с романтизма в литературе начинает появляться настоящий психологизм.


Эстетическое единство заключается в том, что исходной позицией для всех участников романтического движения является неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал. С этим связана общность метода – создание образа по контрасту с тем, что не принимается и отвергается. Романтизм – явление сложное и противоречивое. Споры о нем, о его сущности и месте в литературе ведутся уже более полутора столетий, и до сих пор нет абсолютно четкого определения романтизма. В национальных разновидностях классицизма много различий, еще больше проблем связано с определением романтизма как единого общеевропейского направления, в рамках которого нередко встречаются весьма разнокачественные явления.

 

 

БИЛЕТ 13

Литература и наука

Существует тесная связь между литературой и наукой, так как они призваны познавать природу и общество.

Отличительный характер поэтической мысли в том, что она предстает перед нами в живом конкретном образе. Ученый оперирует системой доказательств и понятий, а художник воссоздает живую картину мира. Наука, наблюдая массу однородных явлений, устанавливает их закономерности и формулирует их в логических понятиях. При этом ученый отвлекается от индивидуальных особенностей предмета, от его конкретно-чувственной формы. При абстрагировании отдельные факты как бы теряют свою предметность, поглощаются общим понятием. В искусстве процесс познания мира иной. Художник, как и учёный, при наблюдении жизни идет от единичных фактов к обобщению, но выражает свои обобщения в конкретно-чувственных образах. Главная разница между научным определением и художественным образом состоит в том, что научное логическое определение мы способны лишь понимать, тогда как преломленный в наших чувствах художественный образ, мы словно видим, представляем себе, слышим, ощущаем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал