Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Аристотель, первый из известных нам эмбриологов, писал, что наука начинается с того момента, когда вы испытываете чувство изумления






Аристотель, первый из известных нам эмбриологов, писал, что наука начинается с того момента, когда вы испытываете чувство изумления. «Именно это чувство побудило человека заняться философией, и именно оно лежит в основе познания». На протяжении всей истории своего существования человек не переставал изумляться, наблюдая события, которые происходят в процессе развития животных: эти события, столь удивительные и в то же время такие обычные, неизменно побуждали искать их причины. Простая процедура - вскрывание куриных яиц день за днем на протяжении 3-недельного периода инкубации позволяет увидеть, как тонкий валик клеток постепенно превращается в сложный организм птицы. Аристотель проделал этот опыт и проследил за формированием основных органов. Это явление может поражать воображение практически любого человека, но только ученый пытается ответить на вопрос, как именно протекает развитие. Более углубленное понимание этого процесса не рассеивает ощущения чуда, но лишь усиливает его.

Многоклеточные организмы не возникают полностью сформированными. Напротив, они формируются в результате сравнительно медленного процесса прогрессивных изменений, который мы называем развитием. Почти во всех случаях развитие многоклеточного организма начинается с одной клетки — оплодотворенного яйца, или зиготы которая митотически делится и дает начало всем клеткам организма. Наука, изучающая развитие животных, по традиции называется эмбриологией, поскольку развивающийся организм ни стадиях от оплодотворенного яйца до рождения носит название эмбриона или зародыша. Однако развитие не останавливается в момент рождения, не останавливается оно даже по достижении взрослого состояния. У большинства организмов развитие не прекращается на протяжении всей их жизни. У человека каждый день происходит замена более одного грамма клеток кожи (более старые клетки слущиваются) и ежеминутно в течение жизни в костном мозге образуются миллионы новых эритроцитов. Поэтому в последние годы о биологии развития принято говорить как о науке, включающей изучение не только эмбриогенеза, но и других процессов развития.

В настоящее время биология развития представляет собой одну из наиболее захватывающих и быстро прогрессирующих областей биологической науки. Привлекательность биологии развития связана отчасти с ее проблематикой, поскольку именно теперь мы приближаемся к пониманию молекулярных механизмов развития животных. Другой причиной является объединяющая роль в отношении разных биологических наук, которую биология развития на-


 

Гилберт С. Биология развития: В 3-х т. Т. I: Пер. с англ. — М.: Мир, 1993. — 228 с.

12___________________ ГЛАВА 1________________________________________________________________________________________________

 

чинает принимать на себя. Она создаст основу для интеграции молекулярной биологии, физиологии, биологии клетки, анатомии, онкологии, иммунологии и даже эволюционных и экологических исследований. Изучение эмбрионального развития организмов стало необходимым для понимания любой другой области биологии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал