Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римское право постклассического периода.






Право в постклассический период характерезовался " быстрым упадком юиспруденции".

Основным способом правотворчества в 4-6 в. выступает законодательная деятельность императоров. Конституции носят их имена и не упоминают имена юристов, участвовавших в создании. Юридическая терминология утрачивает прежнюю четкость, точность.Юристы классического периода четко отделяли собственность и владение. В посткл. период юристы взаимозаменяют эти термины. Владелец теперь имеет такое же право, что и собственник - право передачи имущества по наследству. Термином " Констракт" стали обозначать сам документ, также не существует различия м/у контрактом и пактом.. Само Р.П. постклассического периода называется " вульгарным правом". Этому способствовало, в первую очередь, неселение Рима того времени, которое представляло собой " варварские" племена. Главным достижением римского постклассического периода является свод Юстиниана, содержащий в себе: свод императорских законов и переработки классического наследия.

Вместе с тем у юристов постклассического периода более ярко выражено стремление к общим определениям тех или иных правовых институтов. Язык юстиниановой канцелярии, хотя и является все еще напыщенным и многословным, однако намного более точен, чем тот, который употреблялся в предыдущие два столетия.

32. вод Юстиниана - кодификация Юстиниана
Свод Юстиниана - систематическое изложение римского и виза нтийского права, предпринятое по приказ у императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Виза нтии, в том числе согласовать его с новым виза нтийским законодательство м. Римский право вой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации виза нтийского общества.Основная часть Свод Юстиниана была составлена небольшой комиссией из автор итетных юристов в 529-534 гг. Изначально Свод Юстиниана включал три части: а) официальный учебник римского частного права (Институции): б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название - Дигесты, и греческое - Пандекты); в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие. право вые акты императоров.Последняя, четвертая часть Свод Юстиниана - новеллы - представляет собой сборник закон ов, изданных в Виза нтийской империи в 534-556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации. Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указ ателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Составные части Свод Юстиниана сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст Свод Юстиниана на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части Свод Юстиниана появляются в издании Дионисия Готоф-реда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени. Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. Свод Юстиниана действовал вплоть до падения Виза нтийской империи в 1453 г. Свод Юстиниана являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи - Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья право вая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана

33. право юристов Деятельность юристов. Большое распространение получила такая специфическая римская форма правообразования, как деятельность юристов (юриспруденция).

Юристы действовали по следующим направлениям:

1) составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т. п.) (cavere). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;

2) консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела (agere). Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;

3) ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы (respondere). Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения. Хотя такие ответы юристов и оказывали влияние на практику, однако обязательной юридической силы не имели. В классический период развития римского частного права это направление набрало силу и стало чаще применяться.

Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, посвященные законодательству, назывались комментариями. Юристы составляли также сборники казусов, высказывая при этом свое суждение о некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники по римскому праву и выступали в качестве преподавателей права.

Сочинения римских юристов были связаны с практикой. Осуществляе мый ими анализ правоотношений, изложение правовых норм отличались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: «Знать законы – не значит следовать их букве, но понимать их силу и значение» (D. 1. 3. 17); «Неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть» (D. 1. 3. 24).

Из числа выдающихся республиканских юристов можно назвать таких, как Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола (II в. до н. э.). Представителями классической римской юриспруденции являлись Лабеон и Капитон (I в. н. э.). С их именами связано образование двух школ римских юристов: прокулианской (по имени Прокула, ученика Лабеона) и сабинианской (по имени Сабина, ученика Капитона).

В период «золотого века» юриспруденции Рима (II в. – начало III в. н. э.) замечательная плеяда римских юристов пополнилась именами Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и других, каждый из которых внес огромный вклад в развитие римского права.

С конца III в. н. э. творческая деятельность юристов ослабла. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана

34. характерные черты раннего германского королества Доминирующей формой государства в Западной Европе в период раннего средневековья было германское королевство, возникновение которого относится к эпохе средневековья, оно происходило двумя путями. Первый путь - это путь романо-германского синтеза, когда на смену распавшемуся римскому государству и разлагающимся родоплеменным структурам германцев приходят " варварские государства", первоначально отрицавшие римские государственные порядки, но вынужденные считаться с сохранением античного наследия в экономике (частная собственность), идеологии (христианство), правосознании (римское право), социальной структуре (сохранялась римская знать, римское духовенство).

При изучении возникновения германских королевств необходимо обратить внимание на то, как протекали взаимоотношения германцев с римской империей, какова роль завоевания в процессе государствообразования у германцев. Здесь следует усвоить соответствующий раздел работы Ф.Энгельса " Происхождение семьи, частной собственности и государства", в которой " германская форма" возникновения государства характеризуется в качестве " непосредственного результата завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств". Первоначально влияние античности на германское королевство было невелико - оно сводилось к имитации римской империи, но по мере развития частнособственнических отношений и централизации западноевропейских стран оно способствовало перерождению этих стран на основах римских государственных традиций.

Второй путь предполагает возникновение государства вне зоны романо-германского синтеза, где не было значительного влияния античной цивилизации, где " варварские государства" германцев, славян, тюрков формируются на своей собственной основе - на основе разложения первобытных структур. Впрочем, своего рода синтез имел место и здесь, когда в процессе " варварского синтеза" происходило слияние политико-управляющих структур (военных организаций прежде всего) двух и более народов и возникла новая, неизвестная первобытности, государственная организация. Чаще всего в этом синтезе доминировала верхушка того этноса, который имел более сильную военную организацию.

" Варварское государство" потому и называют " варварским", что оно еще не знает крупного частного землевладения и антагонистических классов. Даже в странах Западной Европы, где государство возникает в V-VI вв., " феод" - крупное частное землевладение появляется только в Х в.

Следовательно, государство здесь становится феодальным не в V в., а в Х. Сословные государства сменяются сословно-классовыми в их феодальной разновидности.

Германское королевство основывалось на личностных отношениях, а не на безличных институтах. Частное право заменило публичное, а государство стало рассматриваться как большая вотчина, как респривата (родовая собственность) военного вождя. Соответственно этим изменениям произошло как бы одомашнивание (доместикация) государственных служб - ядром механизма государства становится двор вождя. Поэтому ближайшее королевское окружение было представлено лицами со странными для современного юриста должностными названиями - конюший, постельничий, сокольничий, стряпчий и т.п. Все эти изменения стали возможны во многом потому, что на место тяжкого, но объединяющего господства имперской бюрократии, которое символизировало одновременно идею государственности (" общего дела") и торжествующий этатизм, унаследованный от Диоклетиана, заступил режим военной банды. На многие века было предано забвению выработанное римским публичным правосознанием понятие государства как " общего дела", а также концепция власти монарха как министериум - " служение" этому " общему делу". Стало неопределенным понятие государственной границы, почти сошло на нет понятие столицы государства как местопребывания органов публичной власти. Наконец исчезает само слово для обозначения государства. Наблюдается также сугубый персонализм воззрений на государство, т.е. концентрация внимания на персоне государя как носителе суверенитета, полное отождествление королевства с персоной короля, сам титул которого отредактирован с акцентом на его функцию как военного вождя этнического племени, но никак не государственной территории: король франков, но не король Франции, дук богемцев, но не дук Богемии и т.п.

Несмотря на почти повсеместно наблюдавшуюся в европейских королевствах " зараженность" Римом или имитацию империи, способствовавших сохранению лишь внешних ее черт, данная схема в целом верно отражает политическую ситуацию вплоть до XI в. Хотя она может быть уточнена, например в плане возникновения идеи трансляции империи, т. е. представления о возможности переноса империи во времени и в пространстве (переноса суверенитета от римлян к германцам), и использования этой великой идеи для оправдания своей завоевательной политики Карлом Великим или оттонами.

Характерные черты раннесредневекового германского права наиболее полно можно проследить на материале основного памятника права салических франков - Салической Правды V-VI вв. н.э. Содержание этой варварской правды отразило переходное состояние права раннесредневекового периода.

С возникновением в Европе XII-XIV вв. новых государств, новой политической культуры, основанной на рецепции римского права, постепенно осознается различие между функцией суверена и его персоной, между светской и духовной властью, появляется понятие государства и понятие его столицы. Отныне стали говорить " популос", имея в виду управляемую часть государства, " корона" - правящие круги и " королевство" - государственный организм в целом. Как глава государства король имел теперь право публичное - прерогативу управлять корпоративным телом королевства для общего блага и безопасности. Это высшее право его должности, но не его право как частного лица, ибо оно дано ему не в собственность, но для защиты королевства. Король, отказавшийся уважать справедливость и закон, рисковал приобрести репутацию тирана и мог встретить сопротивление со стороны своих подданных, обладавших правом сопротивления вплоть до убийства.

Параллельно с оформлением публично-правовых прерогатив публичной власти шел процесс складывания других параметров государства как такового - системы сословного представительства, кадров профессионального чиновничества, флага государства, государственной границы. Из документов той эпохи, имеющих государственно-правовой характер, наибольшее значение имели Великая хартия вольностей в Англии, Великий мартовский ордонанс во Франции и Золотая булла в Германии. Они должны быть изучены особенно внимательно.

Как видно, в период средних веков в западной Европе возобладала тенденция к формированию национальных государств, складывавшихся, в отличие от империй, в рамках более ограниченных территорий, но зато более прочных. Однако она стала ведущей в ходе длительной борьбы с другой - тенденцией к созданию более сложных государств типа империй (империи Карла Великого, Кнута, Германская, Анжуйская, Кальмарская уния скандинавских государств и др.), охватывавших территории расселения нескольких народов. Что же касается стран Востока, то там имперская форма государственной организации была распространена значительно чаще и сохранялась значительно дольше, нежели в Европе. Последним этапом в истории средневекового европейского государства стал абсолютизм. Усвоение материала требует использования сравнительно-исторического метода. В качестве образца следует избрать абсолютную монархию Франции. Особое внимание обратить на специфику абсолютистского государства: сосредоточение всей полноты власти в руках монарха, развитие бюрократии, полицейского аппарата и т.д.

Рассматривая особенности абсолютизма в Англии и Германии, необходимо усвоить как конкретные особенности (например сохранение местного самоуправления в Англии), так и причины этих специфических особенностей в отдельных странах. Необходимо ясно представлять, почему английский абсолютизм был не завершенным, а германский - княжеским.

Изучение содержательной стороны позднесредневекового права следует строить на основе усвоения наиболее важных компонентов, которые определяют структуру этого права. Так, для общей характеристики французского и английского права данного периода наибольшую значимость имеет то право, которое было создано судебными органами. В отличие от английского французское прецедентное право испытало на себе влияние римского права. Однако непосредственно действующим правом, заменившим собой право национальное, римское право стало лишь в Германии. Во Франции же не было рецепции (заимствования) римского права. Поэтому влияние римского права на судебную практику здесь происходило посредством ученой доктрины и профессионального правосознания судей, получивших университетское образование. Подобную форму воздействия римского права Р.Давид именует " рацио скрипта" (писанным разумом).

Утверждаясь в ходе эволюции государственности, политическая демократия позволила более широкому кругу лиц, чем это было при феодализме, непосредственно участвовать в политической жизни. В новое время сложилась многопартийная система, которая позволяет структурировать и отражать на местном и общенациональном уровне социальные интересы различных слоев населения путем выдвижения и избрания депутатов в представительные органы. Политические партии - это организованные группы единомышленников, представляющие интересы части народа и ставящие своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Первой политической партией была созданная в 1877 г. в Англии либеральная партия.

Становление и развитие буржуазной государственности в XVII-XIX вв. было связано с активизацией политики колониализма, приведшей к подчинению и втягиванию в орбиту капиталистического развития народов и стран всех континентов. В конце XIX - начале XX вв. капитализм превратился в глобальную мировую систему, в рамках которой происходило повсеместное распространение буржуазных политических и правовых учений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал