Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная власть и ее роль в обществе.






Конституция РФ, раскрывая принцип разделения власти, предусматривает три ее государственных вида и устанавливает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 КРФ предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному собранию, Правительству и судам РФ. Тем самым КРФ определено, что судебная власть — один из видов государственной власти. Гл. 7 КРФ о судебной власти содержит нормы, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

В литературе, в науке, на практике термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, правомерно говорить, что судебная власть — это суд, т. е. система соответствующих учреждений. Энциклопедические, юридические словари определяют судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Смысл термина «власть» истолковывается в основном значении как «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо» и «могущество, господство, сила».

Концепция государственного устройства на началах разделения властей принадлежит французскому философу и правоведу Шарлю Луи Монтескье, который считал, что соединение в одном лице или государственном органе всех видов государственной власти может привести к тирании, что нет свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной.

Судебная власть — это предоставленные судам как специальным органам государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть обладает рядом признаков:

1) cудебная власть — вид государственной власти, одна из трех ее ветвей, установленная в законодательном порядке Конституцией РФ. Воля судебной власти выражается в ее решениях от имени государства, обязательных для исполнения на территории всего государства.

2) судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе профессиональной подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах (присяжные и арбитражные заседатели). Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя обязанности по осуществлению правосудия (ФКЗ «О судебной системе РФ»).

3) исключительность судебной власти — никакой другой орган гос. власти, должностные лица, прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными суду, присваивать себе их. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию от имени РФ;

4) судебная власть независима, самостоятельна, обособленна. При выполнении своих функций судьи независимы и подчиняются только КРФ и ФЗ. Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Самостоятельность и обособленность означают их не подведомственность другим ветвям власти, отсутствие подчиненности и подотчетности каким-либо другим государственным органам. В РФ запрещается издавать законы и нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судов и судей.

5) процессуальный порядок деятельности. Процедура рассмотрения и разрешения дел определяется законом. Закон устанавливает процессуальную форму всех судебных действий, процедуру принятия судебных решений. КС РФ действует в процессуальном порядке, определенном ФКЗ «О КС РФ». Гражданское, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство осуществляется в соответствии с ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальная процедура установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Процессуальный порядок судопроизводства призван обеспечить законность всей деятельности судебных органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы затрагивает судебная власть.

6) судебная власть реализуется посредством конст., гр., адм. и уг. судопроизводства. При этом судопроизводство – это деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов.

7) подзаконность судебной власти означает, что полномочия, порядок образования и деятельности судов определяются законом, суды и судьи действуют на основе закона, подчиняясь только КРФ и ФЗ, и не вправе отступать в своей деятельности от их требований.

8) полнота судебной власти, которая выражается в окончательности судебных решений, их обязательности для всех на территории РФ.

Функции:

1) осуществление правосудия. Способом осуществления правосудия является разбирательство и разрешение конкретных дел в судебных заседаниях посредством конст., гр., адм. и уг. судопроизводства. При разрешении судами дел и принятии при этом решений проявляются властные полномочия суда в подчинении участников судебного разбирательства суду и безусловном исполнении его постановлений всеми на всей территории РФ.

2) конституционный контроль. Он осуществляется КС РФ за соответствием КРФ нормативных актов.

3) Судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействия) органов гос. власти, должностных лиц и гос. служащих в случае их обжалования в суд. Судебный контроль законности НПА органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц (нормоконтроль) осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с их подсудностью. Он позволяет улучшить нормотворческую и правоприменительную деятельность органов власти различных уровней и должностных лиц, способствует усилению прав граждан и юридических лиц. Судебный контроль законности действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц осуществляется путем рассмотрения жалоб и заявлений на действия (или бездействие) органов гос. власти, должностных лиц и гос. служащих всех уровней.

4) Участие в формировании судейского корпуса. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется соответствующими квалификационными коллегиями судей весьма тщательно, с тем, чтобы исключить возможность появлении в сфере правосудия недостойных лиц, не обладающих высокими профессиональными качествами.

5) Разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики. Эта функция направлена на обеспечение единства судебной практики, а, следовательно, и на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ и др. ВС РФ реализуют эту функции посредством разъяснений Пленумом вопросов судебной практики, которые оформляются его постановлениями.

6) Обеспечение судебной деятельности — функция, которая направлена на создание условий для нормального функционирования судебной власти, укрепление самостоятельности судов, независимости судей. Она осуществляется аппаратом КС РФ, ВС РФ, Судебным департаментом при ВС РФ при реализации мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера.

7) Право на законодательную инициативу. Судебная власть в лице высших судебных органов в РФ активно использует свое право законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Многие законопроекты, подготовленные ВС РФ, направлены на совершенствование работы судов, процедуры судопроизводства. Законы о внесении изменений и дополнений в ГПК РФ, УПК РФ и другие были приняты ГД РФ.

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в обществе во многих аспектах противоречиво. С одной стороны, суд обладает большими полномочиями, которых нет ни у законодательной, ни у исполнительной власти. Судебная власть велика. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и самой жизни (в некоторых странах смертная казнь отменена, но в большом числе государств она применяется в разной форме), отобрать у физического или юридического лица все имущество или его " часть (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить его решение и возместить лицу или организации ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, может лишить недостойных родителей родительских прав в отношении их детей и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная (выборы судей гражданами редки, и только судов первой инстанции), она не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная (роль судебных приставов не так велика). Сила этой власти коренится в уважении суда гражданами, должностными лицами и т.д., в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в связи с политикой государства. В отличие от законодательной и исполнительной ветвей власти, которые непосредственно участвуют в политике (партийные фракции в парламенте, партийное правительство), при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела. На деле, суд — часть общества, и политика оказывает влияние на него. Особенно это относится к высшим судам и конституционным судам. Многие решения Конституционного Суда России (о Чечне, о компартии и др.) имеют политические мотивы.

Противоречиво положение суда и по его роли в обществе. Выполняя прежде всего охранительную функцию, суд как учреждение по своим качествам, кадровому составу и положению в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. Но, с другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления арифметического «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности и защищая демократию.

С одной стороны, своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. С другой стороны, суд, будучи органом государства, может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе.

Суд охраняет политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

Суд играет значительную идеологическую и воспитательную роль. Он воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения, к беспристрастному и демократическому порядку разрешения споров.

Все эти задачи суд может выполнить только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления), неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал