Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как рационально-теоретическое мировоззрение






Тема 1. Философия как феномен культуры

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

Поиски определения философии. Рефлексивность, критичность, творческий характер философии.

Проблемное поле философии. Философия в системе культуры. Социальные функции философии.

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Философия как рационально-теоретическое мировоззрение

Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, о своем месте в мире и судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о духовных ценностях человеческого мира (совесть, добро, красота, свобода и т.п.). Эти и другие «вечные» проблемы, заново решаемые последующими поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на них составляют основу мировоззрения отдельных людей, различных социальных групп и общностей.

Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность представлений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире. Оно формируется у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд. В нем происходит переосмысление различных типов отношения «человек-мир», что и обусловливает выделение в мировоззрении четырех аспектов – онтологического (бытийственного), гносеологического (познавательного), аксиологического (ценностного) и практического.

Основные компоненты в структуре мировоззрения – з нания, ценности, эмоции и чувства, убеждения и вера.

1. Знания – совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими.

2. Ценности – отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства – личные переживания человека, вызванные внутренними и внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Убеждения – взгляды, принимаемые в качестве истины, соответствующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов.

5. Вера – это степень доверия человека к содержанию знаний и идей. Виды веры: вера-достоверность (связана с достоверным, чаще всего научным, знанием), вера в авторитет (личности или социальных институтов), моральная и религиозная вера.

В зависимости от системности, аргументированности и глубины знаний выделяют обыденный, профессиональный и теоретический уровни мировоззрения.

1. Обыденное мировоззрение – совокупность взглядов, основанных на здравом смысле и повседневном опыте. Это – «житейская философия», включающая не только ценный жизненный опыт, но и предрассудки, а также современные мифы (например, о рынке и конкуренции как панацее от всех бед). Такое миропонимание складывается стихийно, в нем эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум.

2. Профессиональное мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и иного творчества, могут влиять и на мышление профессиональных философов. Так, огромное воздействие на мировую философию оказало литературное творчество И. Гете, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф. Кафки, Г. Маркеса и других писателей.

3. Высший уровень мировоззрения – теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. Но если положения науки базируются на точных фактах и логическом доказательстве, то философия добавляет к этому еще и требование ценностного обоснования человеческих суждений и поступков. Главную свою задачу философ видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого).

Мировоззрение носит общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения – мифологигическое, религиозное, философское.

Мифология (от греч.mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззрение, которое возникло в глубокой древности; в нем сплавлены воедино реальность и фантазия. Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе. Чертами мифического мировоззрения являются: а) антропо-морфность (очеловечивание природы); б) синкретизм, то естьслитность, нерасчлененность объективного и субъективного, реального и вымышленного; в) авторитарность (безусловная нормативность для всех членов первобытного сообщества); г) с имволичность (условные знаки и образы обозначают материальные и духовные предметы, а также действует принцип персонификации); д) нечувствительность к противоречиям; е) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.).

Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки, сохраняя при этом простоту и доступность для обыденного сознания. В нынешней культуре имеют хождение мифы различного рода. Во-первых, «старые мифы» – рассказы о духах вроде лешего и домового, общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п. Во-вторых, «новые мифы». Это так называемые паранаучные мифы: о летающих тарелках, о пришельцах-инопланетянах и др. Сюда же относятся и обновленные мифы, в которых старые верования облекаются в новые одежды (астрология, парапсихология, рассказы об экстрасенсорных явлениях). В-третьих, мифологемы – стандартные представления, которые кажутся настолько естественными, что их необоснованность просто не замечается. К ним принадлежат многие народные пословицы («Бьет – значит любит» и т. п.), а также стереотипы вроде таких: «итальянцы страстны», «русский человек талантлив и простодушен». В-четвертых, идеологические мифы, которые, как правило, создаются и умирают вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы людей.

Социокультурные функции мифов: 1) стереотипизация мышления и поведения людей, которая утверждает единомыслие и подчиняет индивидуальное сознание коллективному; 2) компенсация недостающих знаний посредством использования иррациональных образов, аллегорий и сюжетов, игнорирующих законы объективного мира и логику мышления для объяснения непонятного; 3) символизация действительности и социокультурных установок: люди, верящие в мифы, живут и действуют так, как того требуют содержащиеся в них своеобразные символические «коды».

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. Всякая религия основывается на вероучении, содержание которого излагается в священных текстах (Библия, Коран). На их изучении и толковании строится богословие (теология), представляющее, вместе с религиозной философией, теоретический уровень религиозного сознания. Поклонение Богу выражается в религиозном культе (обрядах и ритуалах). Любая религия сплачивает единоверцев в рамках религиозной организации, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере.

Функции религии:

мировоззренческая. Разрабатывается картина мира, в которой сакральное определяет жизнь людей; способом объединения верующего с божественным миром является культ, а местом, где происходит пересечение священного и обыденного, выступает храм; человеку предлагается единственный, приемлемый способ существования – спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы;

объединительная (включенность в религиозную общность консолидирует и дисциплинирует верующих, делает их поведение стабильным и предсказуемым);

культурологическая (основой культуры, возникающей на базе определенной религии, становится религиозный менталитет, который определяет образ мышления и поведения людей);

нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, долга и др.).

В отличие от мифа и религии, философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения, который будет далее охарактеризован подробнее.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал