Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Pavlov Vadim Ivanovich






The chief of chair of the theory state and law history

Academies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus

Candidate of Juridical Sciences, docent

Аннотация: в статье рассматривается значение христианства в современном мире с позиции его культурно-исторической судьбы в западноевропейском и восточноевропейском регионах. Основное внимание уделено особенностям культурно-исторического пути развития христианства (православия) в Восточной Европе, что связывается с трансляцией византийской модели христианского опыта, в том числе и в плане ее отражения в государственно-правовой традиции. Исследуется процесс зарождения христианского правового дискурса и трансформации классического римского права на примере легализации христианства Константином Великим, подробно анализируются правовые новации христианской правовой традиции.

 

The summary: In article (in its first part) value of Christianity in the modern world from a position of its cultural-historical destiny in the West European and East European regions is considered. The basic attention is given features of a cultural-historical way of development of Christianity (Orthodoxy) in the Eastern Europe that contacts translation of the Byzantian model of Christian experience, including in respect of its reflexion in state-legal tradition. Process of origin of a Christian legal discourse and transformation of the classical Roman law on an example of legalisation of Christianity Konstantin is investigated, legal innovations of Christian legal tradition are in detail analyzed.

 

Ключевые слова: ХРИСТИАНСТВО, ПРАВОСЛАВИЕ, КАТОЛИЦИЗМ, СЕКУЛЯРНОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ, КЛАССИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ, АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ.

Keywords: CHRISTIANITY, ORTHODOXY, CATHOLICISM, СЕКУЛЯРНОЕ the SOCIETY, LAW, STATE-LEGAL TRADITION, CLASSICAL LEGAL ANALYSIS, ANTHROPOLOGICAL EXPERIENCE.


[1] Regnerus, M. How different are the adult children of parents who have same-sex relationships? Findings from the New Family Structures Study // Social Science Research. 41. (2012). P. 752–770.

[2] Довнар-Запольский, М.В. Церковь и духовенство в домонгольской Руси / М.В. Довнар-Запольский. – М.: Изд-е Т-ва И.Д. Сытина, 1906. – С. 5.

[3] Мейендорф, И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. – Изд. 2-е, испр. и доп. для русск. перевода / Перевод Г.Н. Начинкина под ред. И.П. Медведева и В.М. Лурье. – СПб.: Византинороссика, 1997. – 480 с.

[4] Штёкль, К. Постсекулярная субъективность в западной философской дискуссии и православное богословие / К. Штёкль // Научный богословский портал «Богослов.ru» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.bogoslov.ru/text/863182.html. – Дата доступа: 09.06.2010; Berger, Peter L. Secularization Falsified // First Things. February. 2008. P. 23–27; Casanova, José. Religion, European Secular Identities, and European Integration // Religion in an Expanding Europe, edited by Peter J. Katzenstein and Timothy A. Byrnes. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 65–92.

[5] Хабермас, Ю. Вера и знание: Речь Ю. Хабермаса 14 октября 2001 г. в церкви Св. Павла во Франкфурте-на-Майне по случаю присуждения ему Премии мира Биржевого союза немецкой книготорговли / Ю. Хабермас // Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – С. 118.

[6] Известный исследователь православного исихазма С.С. Хоружий так характеризует его роль в современном мире: «Ясно и очевидно, что такая τ ε ́ χ ν η [исихастская социализация – В.П. ] защищает и усиливает, возращивает начала личности в каждом человеке, к кому она обращается. Храня и развивая ее, афонская аскеза сегодня, как и в древности, продолжает служить незаменимою школой и лечебницей личности. И это делает ее огромной ценностью в современном мире, где зерно личности-ипостаси в человеке – под нарастающими и жестокими угрозами сил мира сего». См.: Хоружий, С.С. Аскеза как стратегия социализации / С.С. Хоружий // Хоружий С.С. Исследования по исихастской традиции: В 2 т. Т. 2. Многогранный мир исихазма. – СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012. – С. 318.

[7] См.: Майхоффер, В. Право и бытие / В. Майхоффер // Российский ежегодник теории права. №1. 2008 / Под ред. д-ра юрид наук А.В. Полякова. – СПб: ООО «Университетский издательский консорциум “Юридическая книга”», 2009. – С. 186–258; Мелкевик, Б. Философия права в потоке современности / Б. Мелкевик // Российский ежегодник теории права. №1. 2008 / Под ред. д-ра юрид наук А.В. Полякова. – СПб: ООО «Университетский издательский консорциум “Юридическая книга”», 2009. – С. 527–545; Овчинников, А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме: Монография / Науч. ред. П. П. Баранов / А.И. Овчинников. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 2002. – 285 с.; Поляков, А.В. Прощание с классикой, или Как возможна коммуникативная теория права / А.В. Поляков // Российский ежегодник теории права. №1. 2008 / Под ред. д-ра юрид наук А.В. Полякова. – СПб: ООО «Университетский издательский консорциум “Юридическая книга”», 2009. – С. 9–42; Стовба, А.В. О перемене сущности, или «Что есть» право в эпоху постметафизики / А.В. Стовба // Правоведение. Изв. вузов. – 2008. – №1. – С. 157–164; Честнов, И.Л. Постклассическая теория права. Монография / И.Л. Честнов. – Сб.: Изд. дом «Алеф-Пресс», 2012. – 650 с.

[8] Хотя еще Н.А. Бердяев в конце 30-х гг. XX века в своей известной работе «Истоки и смысл русского коммунизма» отмечал: «Самый большой парадокс в судьбе России и русской революции в том, что либеральные идеи, идеи права, как и идеи социального реформизма, оказались в России утопическими. Большевизм же оказался наименее утопическим и наиболее реалистическим, наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 году, и наиболее верным некоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически, и русским методам управления и властвования насилием». См.: Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – С. 93.

[9] Павлов, В.И. От субъекта права к правовой субъективации (к началам энергийно-правового дискурса) / В.И. Павлов // Наука теории и истории государства и права в поисках новых методологических решений: Коллективная монография / отв. ред. А.А. Дорская. – СПб.: Астерион, 2012. – С. 115–133.

[10] Вальденберг, В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства / Подгот. изд. В.И. Земсковой; Науч. консульнатн И.П. Медведев. – СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2008. – 536 с.; Вербова, О.В. История византийского права и его рецепция в русском государстве // Веснік Гродненскага дзяржаўнага універстэта. Сер. 4. Правазнаўства. – 2011. – № 4 (121). – С. 13–23.

[11] Павлов, В.И. Генеалогия нормативности права: к проблематизации становления континентальной юридической догматики // Правоведение. Изв. вузов. – 2013. – №1. – С. 45–57.

[12] Стоянов, А.Н. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия / А.Н. Стоянов. – Харьков: Тип. Чеховского и Зарина, 1862. – С. 156, 166.

[13] Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. – New York: Public Affairs Group, 2004. – 208 pp.; Sharp, G. From Dictatorship to Democracy: a Conceptual Framework for Liberation / Fourth U.S. Edition. – East Boston: The Albert Einstein Institution, 2010. – 93 pp.; Волков, Л. Облачная демократия II: изд-е 2-е, доп. / Л. Волков, Ф. Крашенинников. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2013. – 240 с.

[14] Павлов, В.И. Генеалогия понятия эффективности права: «effectus» и схоластика в западноевропейском средневековье / В.И. Павлов // Классическая и постклассическая методология развития юридической науки: сб. науч. тр. / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь»; редкол.: А.Л. Савенок (пред.) [и др.]. – Минск: Акад. МВД, 2013. – С. 80–87.

[15] Полдников, Д.Ю. Доктрины договорного права Западной Европы XI–XVIII вв.: учеб. пособие / Д.Ю. Полдников. – М.: НИУ «ВШЭ», 2012. – С. 172.

[16] Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева; послесл. А.Я. Гуревича. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – С. 330.

[17] Павлов, В.И. От субъекта права к правовой субъективации (к началам энергийно-правового дискурса) / В.И. Павлов // Наука теории и истории государства и права в поисках новых методологических решений: Коллективная монография / отв. ред. А.А. Дорская. – СПб.: Астерион, 2012. – С. 115–133.

[18] Дамаскин, Иоанн (прп.) Точное изложение православной веры. – 3-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – С. 174–182, 210–211; Хоружий, С.С. К феноменологии аскезы. – М.: Изд-во гуманит. литературы, 1998. – С. 39–40.

[19] Лидов, А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2009. – С. 7–34, 291–356.

[20] Величко, А.М. История Византийских императоров. От Константина Великого до Анастасия I / А.М. Величко. – М.: Вече, 2012. – С. 26.

[21] Соколов, И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении / И.И. Соколов // Он же. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины Ι Χ до начала XV века (843–1453 гг.). Вселенские суды в Византии. Вступит. ст. Г.Е. Лебедевой. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. – С. 11.

[22] Спасский, А.А. Лекции по истории западно-европейского Средневековья / А.А. Спасский. – 2-е изд., испр. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. – С. 14.

[23] Вальденберг, В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века / Подг. Изд. В.И. Земскова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 27.

[24] Азаревич, Д. История византийского права: в 2-х т. Том 1. Часть 1. – Ярославль: Тип. Г.В. Фальке, 1876. – С. 80.

[25] Вальденберг, В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века / Подг. Изд. В.И. Земскова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 30.

[26] Новелла VI (535 г.) // Максимович, К.А. Церковные новеллы св. императора Юстиниана Ι (527–565 гг.) в современном русском переводе: из опыта работы над проектом // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия, 2007. Вып. 17. – С. 31.

[27] Острогорский, Г.А. История Византийского государства / Пер. с нем.: М.В. Грацианский; ред.: П.В. Кузенков. – М.: Сибирская Благозвоница, 2011. – С. 94.

[28] Маллер, А. Константин Великий / А. Маллер. – М.: Вече, 2011. – С. 141.

[29] Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Перевод с лат, вступ. ст., коммент., указ. и библ. список В.М. Тюленева. – СПб.: Алетейя, 1998. – С. 176.

[30] Там же. – С. 168–175.

[31] Аврелий Виктор, С. О цезарях // Римские историки IV века: Сборник: пер. с греч. и латин. / Отв. ред. М.А. Тимофеев; ст. и коммент. М.Ф. Высокого и др. — М.: РОССПЭН, 1997. – С. 119.

[32] Бриллиантов, А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт / А.И. Бриллиантов // Христианское чтение. – 1914. – № 1. – С. 29.

[33] Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина (Ε ι σ τ ο ν β ι ο ν τ ο ν μ α κ α π ι ο υ Κ ω ν σ τ α ν τ ι ν ο υ τ ο υ β α σ ω λ ε ω ε) / Отв. ред. А.А. Калинин; коммент. А.А. Калинина. – Изд. 2-е. – М.: Labarum, 1998. – С. 35.

[34] Васильев, А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.) / Вст. ст., прим., науч. ред, перев. с англ. А.Г. Грушевого. – СПб.: Алетейя, 1998. – С. 97.

[35] Болотов, В.В. Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период вселенских соборов. Т. III. – СПб.: Тип. М. Меркушева, 1913. – С. 29.

[36] Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Перевод с лат, вступ. ст., коммент., указ. и библ. список В.М. Тюленева. – СПб.: Алетейя, 1998. – С. 158.

[37] Бейкер, Дж. Константин Великий. Первый христианский император. М.: Центрполиграф, 2004. – С. 144–145.

[38] Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Перевод с лат, вступ. ст., коммент., указ. и библ. список В.М. Тюленева. – СПб.: Алетейя, 1998. – С. 233–234

[39] Gregoire, Р. L' etymologie de «Labarum». – Byzantion, vol. IV, 1929, pp. 477–482.

[40] Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина (Ε ι σ τ ο ν β ι ο ν τ ο ν μ α κ α π ι ο υ Κ ω ν σ τ α ν τ ι ν ο υ τ ο υ β α σ ω λ ε ω ε) / Отв. ред. А.А. Калинин; коммент. А.А. Калинина. – Изд. 2-е. – М.: Labarum, 1998. – С. 50.

[41] Острогорский, Г.А. История Византийского государства / Пер. с нем.: М.В. Грацианский; ред.: П.В. Кузенков. – М.: Сибирская Благозвоница, 2011. – С. 84.

[42] Там же. С. 86.

[43] Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Перевод с лат, вступ. ст., коммент., указ. и библ. список В.М. Тюленева. – СПб.: Алетейя, 1998. – С. 244–248.

[44] Евсевий Памфил. Церковная история / Евсевий Памфил; [предисл., коммент. С. Ершова]. – СПб.: Амформа. ТИД Амформа, 2007. – С. 414–416.

[45] Бриллиантов, А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт / А.И. Бриллиантов // Христианское чтение. – 1914. – № 2. – С. 144–152.

[46] Бриллиантов, А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт / А.И. Бриллиантов // Христианское чтение. – 1914. – № 2. – С. 141–157.

[47] Бриллиантов, А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт / А.И. Бриллиантов // Христианское чтение. – 1914. – № 1. – С. 71–72.

[48] Евсевий Памфил. Церковная история / Евсевий Памфил; [предисл., коммент. С. Ершова]. – СПб.: Амформа. ТИД Амформа, 2007. – С. 416–421.

[49] Там же. С. 421.

[50] Рудоквас, А.Д. Юрисдикция епископского суда в области гражданского судопроизводства Римской империи в IV веке н.э. / А.Д. Рудоквас // Древнее право = Ius Antiquumю – 1998. – №1 (3). – С. 93.

[51] Робертсон, Дж.С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней: пер. с англ. А.П. Лопухина. В 2-х т. Т. 1. – СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1890. – С. 170.

[52] Imperatoris Theodosii Codex [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ancientrome.ru/ius/library/codex/theod/liber16.htm. – Дата доступа: 20.03.2014.

 

[53] Codex Iustiniani [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.thelatinlibrary.com/justinian.html. – Дата доступа: 20.03.2014.

[54] Рудоквас, А.Д. О христианизации римского права в эпоху императора Константина Великого / А.Д. Рудоквас // Интернет-версия журнала Ius Antiquum. – 2002. – №9 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.dirittoestoria.it/iusantiquum. – Дата доступа: 24.03.2014.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал