Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины. Классический контракт Унитарное предприятие






Классический контракт Унитарное предприятие

Неоклассический контракт Некоммерческая организация

Отношенческий Издержки производства
(имплицитный) контракт

Общие ресурсы Бухгалтерские издержки

Специфические ресурсы Экономические (альтернативные)
издержки

Интерспецифические ресурсы Краткосрочный период

Предприятие Долгосрочный период

Фирма Постоянные издержки

Частнопредпринимательская Переменные издержки
фирма

Партнерство Общие издержки

Корпорация Средние постоянные издержки

Регулируемая Средние переменные издержки
государственная фирма

Индивидуальный Средние общие издержки
предприниматель

Юридическое лицо Предельные издержки

Товарищество Закон возрастания предельных
издержек

Полное товарищество Эффект экономии на масштабе

Товарищество на вере Прибыль

Общество с ограниченной Бухгалтерская прибыль
ответственностью

Общество с дополнительной Экономическая прибыль
ответственностью

Акционерное общество Нормальная прибыль

Закрытое акционерное Общий доход
общество

Открытое акционерное Средний доход

общество Предельный доход

Вопросы для обсуждения

1. Понятия фирма и предприятие синонимы?

2. Какие виды предприятий (фирм) наиболее распространены в Рос­сии?

3. Создавая фирму по производству мебели, Вы имеете возможность выбора ее организационно-правовой формы. Какую из них Вы предпочтете, если хотите максимально оградить свое личное имущество от возможных последствий банкротства? Если Вы хотите максимально оградить себя от возможного вмешательства в дела управления фир­мой со стороны третьих лиц (партнеров)?

4. В чем смысл разделения издержек на бухгалтерские и экономические?

5. Вы являетесь владельцем квартиры, в которой решили организовать ателье по пошиву одежды. Наняв двух работников, Вы приступаете к работе. Как Вы будете рассчитывать свои издержки? Какие основные статьи издержек Вы могли бы назвать.

6. Если фирма будет иметь нулевой объем производства, то будет ли она иметь расходы, связанные с издержками производства?

7. Изменение каких издержек имеет наибольшее значение для максимизации прибыли?

8. Какие издержки производства фирма принимает во внимание при выработке решения об оптимальном объеме производства?

9. Существует ли взаимосвязь между выручкой от реализации продукции и эластичностью спроса по цене?

10. Как определить величину прибыли и какие меры необходимо принять предпринимателю для ее увеличения?

Задачи

1. Предприниматель, являющийся владельцем магазина, нанимает про­давцов с оплатой 150000 ден. ед в год. Арендная плата за помещение ежегодно составляет 80000 ден. ед. Он вложил в дело собственный капитал 50000 ден. ед., потеряв 5000 ден. ед. годовых, которые он бы получал при вложении в банк. Свой предпринимательский талант он оценивает в 40000 ден. ед. в год. Крупное предприятие предлагает ему место менеджера с зарплатой 180000 ден. ед. в год. Рассчитайте величину бухгалтерских и экономических издержек.

2. Рассчитайте постоянные, переменные и общие издержки производства продукции на основе следующих данных: расходы на сырье – 160000 ден. ед.; расходы на освещение – 20000 ден. ед.; транспортные расходы – 30000 ден. ед.; расходы на оплату управленческому персоналу – 80000 ден. ед.; расходы на оплату труда рабочих-сдель­щи­ков – 210000 ден. ед.; аренда помещения – 20000 ден. ед. Определите величину прибыли, получаемой предприятием, если объем выпуска – 2500 шт., а цена единицы продукции – 500 ден. ед.

3. Восстановите по данным таблицы значения недостающих показателей.

Q TC FC VC AFC AVC ATC MC
               
               
               

4. Предприниматель продает свои изделия по цене 30000 ден. ед. Постоянные издержки составляют 300000 ден. ед., а переменные изменяются в зависимости от роста объема производства (шт.) согласно следующей таблице:

Q VC
   
   
   
   
   
   

Рассчитайте: постоянные (FC), общие (TC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), средние общие (ATC), предельные (MC) издержки, выручку от реализации продукции (TR), предельный доход (MR), прибыль (Pr) при каждом объеме производства. Полученные данные представьте в виде таблицы.

Тесты

1. Фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в соб­ственных интересах, называется:

а) частнопредпринимательской фирмой;

б) корпорацией;

в) партнерством;

г) регулируемой государственной фирмой.

2. Возможность концентрации крупных капиталов является до­стоинством:

а) регулируемой государственной фирмы;

б) корпорации;

в) партнерства;

г) частнопредпринимательской фирмы.

3. Недостаток в виде двойного налогообложения является наиболее присущим для:

а) частнопредпринимательской фирмы;

б) партнерства;

в) регулируемой государственной фирмы;

г) корпорации.

4. Наиболее важной целью деятельности фирмы является:

а) увеличение заработной платы сотрудников;

б) повышение качества продукции;

в) получение прибыли;

г) максимизация продаж.

5. На величину общих издержек в краткосрочном периоде влияют:

а) внутренние и неявные издержки;

б) издержки производства и издержки обращения;

в) постоянные и переменные издержки;

г) издержки общества и издержки предприятия.

6. Величина постоянных издержек производства:

а) не зависит от объема выпуска продукции;

б) зависит от величины объема производства;

в) не зависит от времени производства;

г) не зависит от качества продукции.

7. Переменные издержки производства не включают:

а) затраты на энергию;

б) затраты на материалы;

в) амортизацию оборудования;

г) оплату труда рабочих.

8. Средние переменные издержки рассчитываются по формуле:

а) AVC = VC/Q;

б) TC = FC + VC;

в) AFC = FC/Q;

г) ATC = AFC + AVC.

9. Экономическая прибыль определяется путем:

а) сложения постоянных и переменных издержек;

б) вычитания экономических издержек из общей выручки;

в) сложения явных и неявных издержек;

г) вычитания явных издержек из валовой выручки.

10. Если долгосрочные средние издержки производства снижаются по мере увеличения объема производства, то наблюдается _____ эффект масштаба:

а) постоянный;

б) отрицательный;

в) положительный;

г) пропорциональный.

Литература

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.

2. Ефимова Е. Г. Экономика для студентов неэкономических специальностей: учеб. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 390 с.

3. Курс экономической теории: учеб. / под ред.: М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006. – 624 с.

4. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для студентов вузов по направлению подгот. «Экономика». – М.: Омега-Л, 2007. – 656 с.

5. Экономическая теория: учеб. / под ред.: А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: СПбГУЭФ, Питер, 2004. – 544 с.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011).

7. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах».

8. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

9. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обществах с ограниченной ответственностью».

10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О некоммерческих организациях».


Глава 6

Фирма в условиях совершенной
и несовершенной конкуренции

6.1. Понятие и основные черты совершенной конкуренции.

6.2. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

6.3. Рыночные структуры несовершенной конкуренции.

6.4. Антимонопольное регулирование.

6.1. Понятие и основные черты совершенной конкуренции

Рынок совершенной конкуренции представляет собой теоретическую модель конкуренции и обладает рядом особенностей:

Во-первых, наличием большого числа фирм, продающих товар и боль­шого числа его покупателей.

Во-вторых, продукция фирм имеет стандартный однородный характер, поэтому покупателям совершенно безразлично, товары какой фирмы им приобретать.

В-третьих, на совершенно конкурентном рынке ни покупатели, ни про­давцы не могут повлиять на текущую рыночную цену товара. При уве­личении объемов покупок или продаж отдельным потребителем или фир­мой общий спрос (или общее предложение) изменяются незначительно и не оказывают заметного влияния на цену товара. Цены на рынке меняются только тогда, когда покупатели и про­давцы действуют согласованно. Если же один из продавцов решит повысить цену на свой товар, даже на незначительную величину, он полностью лишится покупателей, так как спрос на продукцию на данном рынке совершенно эластичен.

В-четвертых, на рынке совершенной конкуренции все виды ресурсов абсолютно мобильны, отсутствуют барьеры входа на рынок и выхода с него.

В-пятых, совершенная конкуренция характеризуется наличием сим­метричной информации, что позволяет рыночным агентам принимать решения в условиях определенности, иными словами все хозяйствующие субъекты имеют полный доступ ко всей интересующей их информации.

Наличие вышеуказанных особенностей предполагает, что на практике довольно сложно встретить рынок совершенной конкуренции, отдаленное к нему отношение имеют рынок сельскохозяйственной продукции и рынок ценных бумаг.

Как было отмечено ранее, совершенно конкурентная фирма, руководствуясь рыночной ценой, прини­мает цену, заданную рынком; при этом потребительский выбор характеризуется горизон­тальной кривой спроса, что отображено на рисунке 6.1.

Рис. 6.1. Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции

В этом случае средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене (P) при всех возможных объе­мах производства фирмы, а линии среднего и предельного доходов совпа­дают с кривой спроса (d). Это связано с тем, что общий доход (TR) растет по мере увеличения коли­чества продаваемой продукции. Любая проданная единица товара увели­чивает общий доход на величину, равную цене продажи.

6.2. Равновесие фирмы в краткосрочном
и долгосрочном периодах

В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою при­быль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и текущей рыночной цене (MR = МС = Р).

Если произ­водство одной дополнительной единицы товара увеличивает общий доход в большей мере, чем общие издержки, то продажа каждой до­полнительной единицы продукции приносит фирме дополнительную прибыль. При этом максимум прибыли не обязательно обеспечивает положительную экономическую прибыль.

Если цена товара в краткосрочном периоде пре­вышает средние издержки (P > ATC) на его производство, то фирма получает при­быль. Если цена равна средним издержкам (P = ATC), то фирма безубыточна, т. е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена ниже средних издержек (P < ATC), то фирма терпит убытки. Производство временно прекращает­ся, если цена товара падает ниже минимального уровня средних перемен­ных издержек (точка закрытия) – P < AVC.

Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максими­зацию прибыли, имеет положительный наклон и совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек (МС), лежащей вы­ше точки минимума средних переменных издержек. Для отрасли в целом кривая предложения представляет собой сложенные по горизонтали индивидуальные кривые предложения. Равновесная цена уста­нав­ли­вается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на про­дукцию отрасли. При этом каждая от­дельная фирма в краткосрочном периоде может либо получать эконо­мическую прибыль, либо терпеть убытки, либо быть безубыточной.

В долгосрочном периоде, если вход в отрасль и выход из нее свободны, эко­номическая прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, а убытки вынуж­дают ряд фирм покинуть отрасль. В результате рыночная цена товара не падает ниже точки закрытия и не превышает средних издержек: она устанавливается на уровне минимальных средних издержек (АТС) типич­ной фирмы. Все фирмы отрасли получают нулевую экономическую при­быль, и каждая из них выбирает такой объем производства, при котором выпол­няется условие:

P = MR = MC = AC,

где P – цена;

MR – предельный доход;

MC – предельные издержки;

AC – средние общие издержки.

В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Это связано с тем, что экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в ко­нечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.

В экономике совершенной конкуренции достигается эффективность распределения ограниченных ресурсов между фирмами и отраслями в целях максимального удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а предельные общественные затраты равны предельным общественным выгодам.

Однако при этом совершенная конкуренция как структура рыночной экономики обладает рядом недостатков:

1) исходит из платежеспособных возможностей, обусловленных не­равномерностью распределения доходов, что создает равенство возможностей, но не равенство результатов;

2) в силу большого количества фирм не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-техни­чес­ко­го прогресса, особенно фундаментальных исследований;

3) не учитывает разнообразия потребительских запросов, так как одним из ее условий является стандартизация продукции, а, наоборот, ее дифференциация связана с повышением издержек на ее производство, что снижает конкурентоспособность фирмы в совершенной рыночной структуре;

4) не предусматривает производства общественных благ.

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях иных различных типов рыночных структур.

6.3. Рыночные структуры
несовершенной конкуренции

Реальные рыночные структуры характеризуются определенной сте­пенью несовершенства. В условиях несовершенной конкуренции фирма имеет некоторый контроль за ценой, что находит отражение в отрицательном наклоне кривой спроса на продукцию фирмы.

Основными источниками несовершенства конкуренции являются: экономия от масштаба, барьеры для входа на отраслевой рынок в форме правовых ограничений (патенты, лицензии, государственное регулирование) или вы­соких издержек, рекламы, дифференциации товара. Если фирма имеет возможность снизить издержки при увеличении объема выпуска (экономия от масштаба), это приводит к нарушению со­вершенной конкуренции, так как более эффективным становится наличие в отрасли небольшого числа фирм. Аналогичная картина воз­никает при существовании входных барье­ров в отрасль. Несовершенная конкуренция имеет место и при большом числе фирм на рынке, если каждая из них выпускает дифференцированный товар.

К рыночным структурам несовершенной конкуренции относятся монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Рассмотрим их более подробно.

Монополия как рынок обладает следующими признаками:

1) на рынке действует один продавец товара и большое количество покупателей;

2) реализуемая продукция не имеет близких заменителей, то есть обладает уникальным характером;

3) вход и выход с рынка заблокированы;

4) в силу вышеизложенного продавец обладает полным контролем над рыночной ценой, а пределом монопольной цены выступает покупательская способность населения.

Монополия бывает простой (не использующей механизмов ценовой дискриминации), открытой (фирма, впервые вышедшая на рынок с новой продукцией), закрытой (защищенной авторским правом, патентом), естественной (образованной в силу действия положительной отдачи от масштаба).

В условиях простой монополии пре­дельный доход (MR)ниже цены (Р); фирма вынуждена снижать цену, чтобы продать дополнительную единицу продукции, что в конечном итоге приводит к потере выручки от выпуска предыдущих единиц.

Так как монополист может изменять объем производства и цену товара, для него не существует кривой пред­ложения. В отличие от совершенного конкурента он контролирует не один параметр (объем производства), а два (объем производства и цену). Выбирая комбинацию «цена – количество», монополист стремится получить максимальную разницу между общими доходами и общими издержками. Сначала он оптимизирует количество, сокращая его до уровня, соответствующего MC = MR, а затем ищет приемлемую цену на кривой спроса (рис. 6.2).

На рисунке 6.2 изображены кривые спроса и предельного дохода фирмы.

Рис. 6.2. Максимизация прибыли монополистом:
PCK – цена совершенной конкуренции; PM – цена монополии;
QCK – объем производства при совершенной конкуренции;
QM – объем производства при монополии

Монополист максимизирует прибыль, производя такое количество продук­ции, при котором MR = МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, обес­печивающего максимум прибыли. Монопольная цена PM всегда выше пре­дельных издержек (Р > МС = MR) и выше цены конкурентной фирмы PCK. Также монопольный выпуск ниже объемов выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции (QM < QCK). С целью максимизации прибыли монополия может проводить ценовую дис­криминацию– устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Чтобы фирма могла это делать, необходимо наличие нескольких условий:

1) продавец должен в определенной степени контролировать цены, т. е. обладать монопольной властью;

2) ему необходимо разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене;

3) должны быть ограничены возможности перепродажи товара покупателями, получившими его по низкой цене, людям, готовым купить этот товар по более высокой цене.

В случае совершенной ценовой дискриминации каждая единица товара про­дается по максимальной цене, которую готов уплатить покупатель, т. е. по цене спроса, что позволяет монополисту присвоить весь потребитель­ский излишек как излишек производителя. При этом монополия может предложить на рынке такое же количество продукции, как и в конкурент­ных условиях.

Также по сравнению с совершенной конкуренцией монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньшее количество продукции и установить более высокую цену на свой товар. В результате общество несет потери, воз­никающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределить в свою пользу часть доходов потребителей.

Ситуация предоставления услуг в условиях несовершенной конкуренции, а именно предприятием-монополистом, как правило, несет два главных риска для общества в целом, первый связан с неудовлетворительным качеством обслуживания, второй – с завышением тарифов и получением монопольной прибыли. Поставка некачественных услуг и товаров связана с ограниченной заменимостью продукции монополиста, в результате чего у потребителей отсутствует возможность выбора более качественного блага. Стимулом для завышения тарифов выступает низкая эластичность спроса по цене.

В условиях нерегулируемой монополии предприятие получает мо­нопольную прибыль, у него отсутствуют стимулы к снижению издер­жек, что порождает состояние Х-неэффективности, то есть наличие разницы между минимально возможным для данного объема реализации услуг уровнем издержек и реальным уровнем издержек предприятия-монополиста. Х. Лейбенстайн, анализируя параметры эффективности, вывел состояние противоположное Х-эффектив­но­сти – Х-неэффективность, предполагая, что большинство примеров нерациональной с экономической точки зрения аллокации ресурсов происходит в монополии, что приводит к потерям общественного благосостояния.

У. Петти связывал существование монополии с наличием исключительного права продажи. Человек, обладающий этим правом, может продавать тот товар, на который это право распространяется, оценивая его, как ему заблагорассудится, или по той цене, по какой ему заблагорассудится, или делая и то и другое в пределах разрешенных границ[11].

А. Смит писал, что «…монопольная цена во всех случаях является высшей ценой, какая только может быть получена. Естественная цена, или цена свободной конкуренции представляет собой самую низкую цену, на какую можно согласиться»[12]. Л. Мизес определял реакцию индивидуального потребителя монопольного товара или услуги в случае завышения тарифов следующим образом[13]:

1) вопреки росту цены индивид не ограничивает предложение товара, цена которого растет;

2) потребитель ограничивает закупки монопольного товара до такой степени, что тратит не больше, чем потратил бы на закупку большего количества того же товара по конкурентной цене;

3) потребитель ограничивает покупку монопольного товара до такой степени, что тратит на него меньше, чем потратил бы на тот же товар при конкурентной цене;

4) потребитель тратит на монопольный товар больше, чем потратил бы в случае конкурентной цены, но покупает меньшее количество этого товара.

Исключением из общего принципа монополии «низкий объем про­изводст­ва – высокая цена» является естественная монополия, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что позволяет устанавливать низкие цены при большом объеме производства, которые могут превысить аналогичные показатели конкурентного рынка. К естественным монополистам относят, как правило, предприятия, эк­сплуатирующие уникальные природные ресурсы (нефть, газ и т. д.)

Наряду с монополией выделяют такую рыночную структуру, как монопсония – это рынок, на котором действует один покупатель и большое число продавцов, ярким примером такой структуры служит закупка государством товаров для своих нужд через систему госзаказов, монопсонистом также может являться градообразующее предприятие, выступающее практически единственным покупателем на местном рынке труда.

Монопольное положение продавца и низкая эластичность спроса по цене на его товар предопределяют наличие монопольной власти и, соответственно, получение монопольной прибыли. Для анализа уров­ня монопольной власти, как правило, используют два показателя:

1. Индекс ГерфиндаляХиршмана, характеризующий степень концентрации рынка, рассчитываемый как сумма квадратов рыночных долей всех фирм, функционирующих на рынке. Значение индекса может варьировать от 0 до 1, чем ближе значение к единице, тем выше степень монопольной власти фирмы. В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Герфиндаля-Хирш­мана составляет 0, 18. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При этом индекс отражает реальное положение рыночной структуры лишь в том случае, если учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

2. Коэффициент Лернера, трактующий высокие прибыли как признак монополии. Коэффициент Лернера (L) характеризует разницу между монопольной ценой и величиной предельных издержек и является показателем монопольной власти, рассчитывается по следующей формуле:

где P – цена товара;

MC – предельные издержки его производства.

Также коэффициент Лернера можно рассчитать как величину, обратную коэффициенту эластичности спроса на товар по его цене.

Господство многоотраслевой монополии облегчает перемещение капитала из отрасли в отрасль и в то же время ставит барьеры для проникновения в сферу ее деятельности других фирм, особенно менее крупных. Тем самым затрудняется перелив капитала, выравнивание отраслевых норм прибыли в единую среднюю.

Получение монопольной прибыли обеспечивается монополизацией производства и связанными с ней преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, в ресурсном обеспечении, более низком уровне материальных и трудовых затрат на единицу продукции. На длительный срок монополия имеет возможность присвоения дополнительной прибыли. Временной аспект чрезвычайно важен для монополии, максимизацию прибыли она обеспечивает с расчетом на длительную перспективу. А этого нельзя достигнуть, если не обеспечить сохранение монопольной позиции на рынках сбыта путем приспособления к тенденциям развития производства, вложения средств в изучение вкусов и наклонностей потребителя и т. д. Главная задача современной монополии – обеспечение исключительного положения на рынке.

Несмотря на достаточную монопольную власть, дающую фирме-монополисту возможность извлекать монопольную прибыль, она в пол­ной мере не свободна от конкуренции и вынуждена считаться с некото­рыми ее формами, оказывающими влияние на поведение монополиста.

Монополистическая конкуренция – это такой тип рыночной струк­туры, при котором значительное число фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т. е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Основные черты монополистической конкуренции:

1) монополистически конкурентная фирма сталкивается с убываю­щей кривой спроса, т. е. является «искателем» цены;

2) на рынке действует большое количество продавцов и покупателей;

3) реализуемая продукция носит дифференцированный характер (дифференциация товара предполагает наделение продуктов такими характеристиками – дизайн, упаковка, реклама – которые бы отличали его от других продуктов данной ассортиментной группы);

4) отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен;

5) вход и выход с рынка относительно свободны.

Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды. Максимизирующий прибыль объем производства определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR = MC). Цену, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса. Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет фирма должна сравнить цену продукции со средними переменными издержками. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена по­крывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.

На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:

– спрос на продукцию существующих фирм уменьшится, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличится;

– приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т. п., в результате чего средние издержки увеличатся.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса будет соприкасаться с кривой средних издержек. В результате в длительном периоде создастся ситуация, присущая со­вершенноконкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR = MC при цене товара, превышающей минимальные средние издержки.

Олигополию характеризуют следующие признаки:

1) в отрасли присутствуют несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;

2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

3) в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополисти­ческая конкуренция;

4) реализуемая продукция носит стандартный, изредка дифференцированный характер.

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.

D2
б)
a)
Q
DN
D1
Q2
QN
Q1
PN
E
N
Q
AVC
MC
DN
QN
MRN
PN

Рис. 6.3. Установление цены-товара
и объемов его выпуска фирмой-олигополистом

Определив «нормальную» кривую спроса DN, фирма в состоянии вычислить изменения предельной выручки (кривая MRN на рис. 6.3а). Прибыль максимизируется при выпуске объема QN, когда MR = MC. Точка N на кривой спроса позволит найти «нормальную» цену PN. Как видно из рисунка 6.3б, при снижении спроса на свою продукцию до D1, фирма-олигополист уменьшит объемы производства до Q1; расширение спроса до D2 позволит фирме увеличить продажи до Q2. При по­добных изменениях спроса цена товара Р останется одной и той же.

Можно выделить несколько принципиальных возможно­стей поведения фирмы на олигополистическом рынке, выраженных в форме следующих моделей: модель дуополии по Курно и по Штакельбергу; модель Бертрана; модель жестких цен; дилемма заключенного.

Поведение олигополистов на рынке отличается многообразием. Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.

Существует множество способов обеспечения выгод от олигополистического контроля рынка. Наиболее распространенные из них: поглощение – метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и вклю­чении их в состав фирмы, стремящейся стать олигополистом; слияние – объединение предприятиями своей деятельности.

Различают три типа слияния – горизонтальное, вертикальное и образование конгломератов.

Горизонтальное слияние – объединение фирм в пределах одной отрасли. При этом, естественно, изменяется рыночная структура отрасли. Если повышение концентрации в отрасли находится в пределах допустимого – не существенно снижает конкуренцию и дает эффект от увеличения масштабов производства, – такое слияние законно. В противном случае слияние не допускается законом.

Вертикальное слияние – это объединение фирм, как правило, относящихся к разным отраслям по принципу технологической связанности производственных процессов. При этом одна фирма, ранее постав­лявшая, например, материалы и полуфабрикаты другой, объединяется с ней, образуя комбинат с замкнутым производственным циклом. В этом случае изменяется рыночная структура отрасли, к которой относится предприятие-поставщик.

Образование конгломератов происходит в том случае, когда фирма поглощает несвойственные ее отраслевому направлению производства и действует сразу на нескольких рынках. Фирма разнообразит свое производство путем слияния. В результате образуется конгломерат, объединяющий различные, не связанные между собой компании многих отраслей промышленного производства и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей.

Соответственно типам слияния существуют и различные организационно-экономические формы предприятий – картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты.

Почему фирмы идут на добровольное слияние? Во-первых, это способ быстро расширить дело, в котором могут быть заинтересованы несколько небольших фирм. Во-вторых, две фирмы могут объединить­ся, чтобы более успешно конкурировать с третьей.

Наиболее распространенные формы олигополистических объединений – картель и отраслевые холдинги.

Картель – соглашение между производителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям, что имеет своей целью максимизацию прибыли.

Отраслевой холдинг – метод, состоящий в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении, благодаря этому, над ними экономического контроля с целью проведения единой олигопольной политики продаж и цен.

Основной формой олигополистической взаимосвязи выступает сговор между фирмами (сговор явный или молчаливый). Существует ряд факторов, делающих сговор более или менее вероятным.

Вероятность сговора тем выше, чем в большей степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения це­ны и ограничения объема производства. В этом случае угроза правового разбирательства будет удерживать соперников от обмана друг друга.

Вероятность сговора тем выше, чем меньшее число фирм должно быть к нему причастно. Когда в некое дело вовлечено множество лиц, договориться труднее; труднее и выявить нарушения в рамках договорного соглашения. Однако если продавцов всего несколько, то все они находятся в поле зрения друг друга, и в этом случае вероятность того, что обман выявится, выше. Следовательно, высокая концентрация продавцов делает сговор более вероятным, но ни в коем случае не обязательным.

Вероятность сговора выше в том случае, когда фирмам легко договориться о наилучших совместных действиях и когда соглашение такого рода должно достигаться лишь время от времени. Так, например, быстрые изменения в издержках или объемах спроса требуют частых пересмотров договорных соглашений.

Вероятность продления договорных соглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения.

Сговор обусловливает повышение цен и прибылей и тем самым привлекает новые фирмы. Чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе, необходимо предотвратить проникновение новых продавцов на рынок. Время от времени приток новых фирм все же происходит и двигает цены в сторону конкурентного уровня, ограничивая монопольную власть участвующих в сговоре фирм.

Поскольку явные соглашения о ценах между частными корпорациями обычно запрещены законом, олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, не основанному на достижении договоренностей в явном виде. У фирм-олигополистов всегда есть возможность, не вступая в формальные переговоры, вести себя так, как если бы между ними существовал тайный сговор. Фирмы-участники олигополь­ного рынка достаточно быстро осознают свою зависимость друг от дру­га и начинают подстраивать свое поведение под конкурентов, понимая, что конкуренты ведут себя аналогично. На рынке образуется ситуация неявного молчаливого сговора.

Молчаливый сговор может проявляться в лидерстве в области ценообразования. Так, если одна из фирм повышает цену относительно определенного уровня, вторая, несмотря на возможность увеличения ее доли рынка, начинает поддерживать первую фирму и также повышает цену, сохраняя первоначальное разделение рынка. Прибыль обеих фирм в силу реакции спроса будет возрастать. Поведение каждой фирмы на своей части рынка приобретает монопольный характер. Цена растет, доходы фирм увеличиваются, а объем предложения снижается.

Итак, при олигополистическом лидерстве в области ценообразования одной-единственной фирме (ценовому лидеру) с молчаливого со­гласия остальных отводится ведущая роль в установлении отраслевых цен. Обычно лидером является самая крупная фирма.

Олигополистические отрасли – широко распространенное явление в экономике любой страны, в частности в обрабатывающей промышленности, в сфере транспортных и коммуникационных услуг. Например, на рынке автомобилей относительно мало производителей машин, хотя на продажу выставляется много различных моделей. То же самое можно сказать и о рынке бытовых приборов: магазины забиты разнообразными моделями холодильников и посудомоечных машин, произведенных всего лишь несколькими компаниями.

6.4. Антимонопольное регулирование

В рыночной экономике в качестве основного распределительного механизма выступают цены. Именно цены определяют выбор альтернативных благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между отраслями. В условиях равновесия на конкурентных рынках равновесная цена уравнивает не только спрос и предложение, но и пре­дельную ценность блага с предельными издержками его производства. Совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов, неэффективное распределение ресурсов обусловлено рядом причин:

1. Монопольная власть, т. е. способность отдельного продавца или группы продавцов ограничивать объем производства и повышать цены выше их конкурентного уровня.

2. Внешние эффекты, которые имеют мес­то всегда, когда действия некоторого домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды каких-ли­бо субъектов экономики и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах.

3. Несовершенная информация, харак­теризующая неравномерное распределение информации между всеми участниками хозяйственной деятельности.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий яв­ляется антимонопольное законодательство, имеющее два направления: запрещение или огра­ничение определенных нежелательных видов де­лового поведения; формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически. Основы антимонопольного зако­нодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит па­кет за­конов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914). Закон Шермана, который был направлен в основном против монополизации торговли и коммер­ческой деятельности, запрещал мо­нополи­зацию рынка, признавая незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на ус­транение конкурентов. В качестве мер наказания пред­ла­гались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение, расформирование фирм.

Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т. д.

В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.

Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свою специфику, общим же яв­ляются его основы, такие, как: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита среднего и малого бизнеса.

Таким образом, антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования. Законодательные меры регулирования деятельности монополий – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных про­явлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Практика антимонопольного регу­лирования имеет следующие черты:

1) обычно государство запрещает заключение договоров, на­прав­ленных на ограничение производства и торговли ка­ким-либо товаром;

2) запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слиянием фирм;

3) запрещается так называемая ценовая дискриминация по­тре­би­телей по какому-либо признаку;

4) запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного бла­га становится непременная покупка какого-либо другого;

5) запрет на приобретение акций конкурентов, если это сни­жает уровень конкуренции в отрасли;

6) запрет взаимного переплетения директоратов конкурирую­щих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);

7) запрещается монополизация производства выше опреде­ленного уровня в руках одной фирмы;

8) разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное пове­дение;

9) прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать).

Применение тех или иных мер антимонопольной политики зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более строгая правоприменительная практика имеет место в случае за­вышения цен монополистами, а так­же при слияниях фирм, осо­бенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая – в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.

Экономические меры регулирования деятельности монополий – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка цен», т. е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Целью установления «потолка цены» является увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании этого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а, с другой, – обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной, чем несколькими фирмами. У. Баумоль предположил, что в условиях чистой монополии «централизовав снабжение и заменив, вероятно, одним агентом прежних сто самостоятельных агентов, а, также осуществив другие меры экономии, возможные благодаря укрупнению масштабов производства, монополист сумеет, видимо, снизить из­держки»[14].

В современных условиях регулирующее воздействие на субъекты естественной монополии осуществляется по двум направлениям: путем создания специальных регулирующих органов, осуществляющих контроль за деятельностью фирм-монополистов (американский опыт) и непосредственным регулированием государственными органами предприятий-монополистов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (западноевропейский опыт).

Выводы

1. В зависимости от уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции характеризуется большим числом продавцов и покупателей, отсутствием влияния на рыночную цену и т. д. В связи с этим спрос на таком рынке совершенно эластичен, кроме того графически величина цены совпадает с величинами среднего и предельного доходов.

2. В краткосрочном периоде совершенноконкурентная фирма будет иметь возможность получить максимум прибыли при условии равенства предельного дохода предельным издержкам. В долгосрочном периоде фирма достигнет равновесного положения в случае, если будет выполняться следующее равенство: P = MR = MC = AC.

3. К рынкам несовершенной конкуренции относят монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Рынок несовершенной конкуренции – это структура, в которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Выделяют простую, открытую, закрытую и естественную монополии. Для всех форм монополий характерно наличие одного продав­ца уникального товара, обладающего полной властью над рыночной ценой. В силу этого монополист, используя имеющиеся возможности, стремится получить максимум прибыли, что достижимо при равенстве его предельного дохода предельным издержкам, а монопольная цена в отличие от рынка совершенной конкуренции всегда выше предельных издержек.

Рынок монополистической конкуренции достаточно распространенный и обладает следующими особенностями: большим числом продавцов и покупателей, дифференцированными товарами, ограниченным контролем над ценой, относительно невысокими барьерами для входа и выхода с рынка. Фирмы, функционирующие на данном типе рынка в краткосрочном периоде, имеют возможность получить экономическую прибыль, а в долгосрочном периоде такой шанс привлекает конкурентов для входа в отрасль и в результате конкурентной борьбы экономическая прибыль падает до нуля.

Для олигополии характерна определенная неподвижность цен в краткосрочном периоде, в том случае, если средние переменные издержки не меняются. В остальное время олигополисты предпочитают стратегию сговора между собой в целях установления единой цены на рынке.

4. Так как деятельность монополии приводит к потерям общества, ухудшению положения потребителей государство стремится ограничивать функционирование такого рода предприятий путем осуществления мер законодательного и экономического характера.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал