Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура эпохи Архаики

 

Эпоха Архаики:

сложение ордерной системы (VII-VI вв. до Р.Х.).

Святилище Аполлона в Фермосе,

храм Геры в Олимпии,

Храм Геры I в Пестуме,

храм Артемиды в Эфесе.

 

Использованная литература:

1. Всеобщая история искусств том первый. Искусство Древнего мира под общей редакцией А.Д.Чегодаева, Москва 1956;

2. История искусств. Западноевропейское искусство / Ильина Т. В. Учеб.—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000;

3. Искусство Эгейского мира и Древней Греции / Ю.Д. Колпинский. – М.: Искусство, 1970.

 

Переодизация:

XI-IX вв. Гомеровский период

IX-VIII вв. Геометрический период

VII-VI вв. Архаика

490-450 гг. Ранняя классика. Пифагор Регийский, Критий и Несиот, Мирон

450-410 гг. Высокая классика. Эпоха Перикла. Фидий и Поликлет

404-325 гг. Поздняя классика. Скопас, Пракситель, Лиссипп, Леохар

Кон. IV – до I в. до н.э. Эллинизм

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Образовался ряд небольших городов-государств, полисов. По сравнению с огромными государствами Древнего Востока, объединившими под своей властью много разных племен и сконцентрировавшими огромные материальные ресурсы, греческие города-государства были очень малы. Полис насчитывал лишь несколько тысяч семей, были независимыми и вели каждый свою политику.

Физическую силу и красоту высоко ценили. Большое значение имели театральные представления, первоначально связанные с культовыми празднествами. К мифам в первую очередь обращается греческое искусство. Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства — это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов. Именно интерес к человеку, утверждение величия и красоты мира его чувств, мыслей и поступков получили наибольшее развитие в Древней Греции, что и выделило ее мифологию среди мифологий других народов древности и сделало ее особенно благоприятствующей расцвету искусства.

Период архаики — возникновение греческой письменности, медицины, астрономии, истории, географии, математики. Используя достижения культур Вавилона, Египта, греки создали собственное искусство, оказавшее огромное влияние на всю европейскую культуру. Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем. На главной площади города возвышался храм, посвященный божеству — покровителю города. В период архаики была создана система архитектурных форм, основа греческого зодчества. Греческий храм, хранилище казны, место поклонения главному богу или богам, был центром общественной жизни граждан полиса.

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ХРАМЫ

Простейший тип архаического храма — храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения — наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен — актами — на фасаде были помещены две колонны. Простиль — более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма явился периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций.

Храм в антах, Простиль, Амфипростиль, Периптер, Диптер, Толос,

Внутренняя структура: пронаос, наос, опистодом

 

1. пронаос; 2. гекатомпедон (наос); 3. парфенон; 4. опистодом

 

СЛОЖЕНИЕ ОРДЕРНОЙ СИСТЕМЫ (VII-VI ВВ. ДО Р.Х.)

Ордер (от латинского «ордо» — строй, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому. Греческие храмы подкрашивались: тимпаны (т. е. само поле) фронтонов и триглифы — обычно синим, метопы — красным. Белый с цветными деталями храм, расположение на холме, на возвышении, легко «читался» силуэтом на фоне неба. Дорический ордер явился выражением самых передовых художественных идей времени, и строгий тип периптера продолжал развиваться и совершенствоваться в эпоху классики как ведущий тип храма.

Ордер – выражает взаимосвязь между конструкцией и декоративным оформлением архитектурного сооружения. Данное художественно-эстетическое осмысление конструкции первоначально складывается в стоечно-балочной системе, характерной для античного зодчества. Ордер определяет пропорции здания. Отличия дорического ордера от ионического: дорический ордер зарождается на Пелопонесе, нижний диаметр дорической колонны укладывается в ее высоте 4-6 раз, колонна не имеет базы (устанавливается непосредственно на стилобате), продольные желобки-каннелюры на фусте (стволе) примыкают друг к другу под углом, эхин капители отличается простой формой, триглифно-метопный фриз (триглифы – прямоугольные элементы с вертикальными желобками, метопы – квадратные элементы с декоративными изображениями); ионический ордер возникает в Аттике, нижний диаметр ионической колонны укладывается в ее высоте 8-10 раз, колонна имеет базу, каннелюры соединяются между собой перпендикулярными гранями, эхин имеет волюты в виде завитков, беспрерывный (зофорный) фриз.

 

Стереобат - цоколь храма или колоннады. Или же искусственная площадка, поднимающая основание здания над уровнем городской площади. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трёх ступеней.

Стилобат - верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.

База - основание, нижняя часть колонны, пилястры.

Фуст (от латинского fustis — «палка») — средняя часть или стержень колонны. Находится между её базой и капителью

Канелю́ ра, каннелю́ ра (фр. cannelure) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Капитель - (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

Эхин (др.-греч. ἐ χ ῖ ν ο ς — «морской ёж») — часть капители, расположенная под абакой и являющаяся переходом от ствола колонны к абаке. В дорическом ордере эхин лишён декора и имеет выпуклую форму; в ионическом ордере он имеет фигурный профиль.

Абака (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Триглиф (τ ρ ί γ λ υ φ ο ς, от tri-, в сложных словах — три и glуphō — режу) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами. Триглифы чередуются с метопами, которые могли украшаться рельефами или живописью. Триглифы обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза в углах здания.

Мето́ па (μ ε τ ό π η — пространство между глазами) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами. Метопы нередко украшались рельефами, реже — живописью.

Зофорный фриз - (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Зофорный (греч. zoophoron — " покрытый изображениями животных" от zoon — " зверь, животное" и phero — " нести, производить, приносить") — в античной архитектуре — полоса, лента, фриз с фигурными изображениями, вначале — изображениями зверей, отсюда название.

Антаблемент - (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Архитрав - это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Карниз (от греч. κ ο ρ ω ν ί ς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Энта́ зис (от греч. ἔ ν τ α σ ι ς, é ntasis — напряжение) — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста).

 

ПЕРЕХОД ОТ ФОРМ МЕГАРОНА К ПЕРИПТЕРУ

Ме́ гарон (греч. megaron — " большой зал") — тип древнегреческого жилого дома в архаическую эпоху 3—2 тыс. до н. э. (см. крито-микенское искусство). Представляет собой прямоугольное помещение с очагом в центре и отверстием для дыма в потолке (см. авла; атриум).

 

Наиболее ранняя постройка домикенского времени – мегарон «а». Раннее святилище построено в формах жилой архитектуры. Постройка «б» X- нач. IX вв. до н. э. также напоминает продолговатый мегарон со слегка скругленной северо-восточной торцовой стеной. Здание отличает наличие параболической в плане деревянной перистасы (колоннады) – на плане выделена черными точками. Перистаса из древесных стволов, опоясывающая храм, напоминает о том, что древнейшие священнодействия совершались в культовых рощах. Архаический периптер VII в. до н.э. (постройка «в») отличается удлиненным наосом, разделенным одним рядом колонн на два нефа. Данная особенность напоминает формы ахейского мегарона (шестой слой Трои), где две опоры внутреннего прямоугольного интерьера фланкировали очаг не в горизонтальном по отношению ко входу, а в продольном направлении (эта же особенность характерна для руин храма в Принии (VII в. до н. э.).

Святилище Аполлона в Фермосе, X-IX вв., VII в.

ХРАМ ГЕРЫ В ОЛИМПИИ. КОН. VII-НАЧ. VI В.

Архаический периптер 6х16 колонн. Удлиненный план, приземистые пропорции. В западной торцовой части храма появляется опистодом, изолированный от наоса сплошной стеной. Наос делится двумя рядами колонн: они через одну прикреплены к продольным стенам, как в храме Артемиды в Орфии IX-VIII вв. (черта древней архитектуры). Верхние части стен были сложены из кирпича. Первоначальные колонны перистасы были деревянными. Постепенно заменены на каменные.

 

 

ХРАМ ГЕРЫ I В ПЕСТУМЕ (БАЗИЛИКА). ПЕРВ. ПОЛ. VI В.

Периптер 9х18 колонн. Наос делится одним рядом колонн на два нефа (архаическая черта).

Признаки архаической архитектуры: нечетное число колонн на фасаде, приземистые пропорции, значительный энтазис, значительный вынос капители, членение наоса на два нефа одним рядом колонн.

Пропорции здания определялись соотношением колоннады 9: 18. Нечетность колонн на главном фасаде может показаться пережитком старой схемы, однако здесь она обусловлена особенностями планировки здания. Дело в том, что рядом колонн целла храма была разбита па два нефа, имевших свои входы, расположенные по сторонам от центральной колонны фасада. Характерный для архаики расплющенный эхин с особой силой подчеркивает напряженное столкновение давящего и несущего начала.

 

 

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ. ВТОР. ПОЛ. VI В. ДО Н.Э.

Пример ионического храма эпохи Архаики. Феодор из Самоса. Диптер (окружен двойной колоннадой), глубокий пронаос, колонны западного и восточного фасадов опираются на барабаны с рельефами, пышность декора.

Переходя к эволюции ионийского ордера, следует прежде всего обратиться к богатым городам малоазийской Греции, тесно связанным с восточной культурой. Характерное для Востока стремление к грандиозности масштабов оказало влияние на строительную деятельность ионян — большинство ионийских храмов 6 в. до н. э. очень велики. Пышность капителей, напряженная игра света и тени в портике придавали всему сооружению ощущение торжественной роскоши.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Выполнение задания | Ход урока. Тема урока: Основные положения МКТ и их опытное обоснование
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал