Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роман Ж-К. Гюисманса «Наоборот» (1884) –– манифест европейского декадентства.






Декадентство – это явление в литературе (и искусстве в целом) конца 19 – начала 20 века, отражающее кризис переходного этапа социальных отношений в представлении некоторых выразителей настроений общественных групп, чьи мировоззренческие основы рушатся переломами истории.
Роман «Наоборот» становится воплощением декадентского мировоззрения и художественного мышления во французской литературе. В нем Гюисманс одним из первых формулирует систему признаков, отличающих декадентское мироощущение: разочарование в возможностях позитивного изменения картины мира, неверие в социальный прогресс и творческие силы природы, пессимизм, страх перед жизнью, ощущение трагического разлада между личностью и миром, стремление отгородиться от фатальных противоречий бытия.

Идея неприятия мира в художественной системе романа «Наоборот» находит воплощение в мотиве бегства. Герои Гюисманса, бегущие от зла и безысходности действительного мира, находят убежище в искусственном мире, реализованном через творчество. Именно в этом романе совершенно отчетливо воплощается тезис о приоритетности категории искусства по отношению к объективной действительности, который будет положен в основу русского варианта декадентской эстетики, утверждающего, что жизнь подражает искусству, а не наоборот.

Восприятие Гюисмансом жизни как страдания перекликается с пессимистическими идеями А.Шопенгауэра, с математической точностью доказавшего бессмысленность человеческого существования. Символом бессмысленной, беспросветной, невыносимой жизни у Ж.-К. Гюисманса становится шопенгауэровский маятник, раскачивающийся между страданием и тоской. В поэтической традиции русского декаданса прямой проекцией этого символа является образ качелей (чертовых качелей), уносящих человека то вверх, то вниз, то вперед, то назад между жизнью и смертью. В русском декадентском романе наблюдается уже синтез символических полей шопенгауэровского маятника и чертовых качелей: герои Ф.Сологуба и М.Арцыбашева барражируют между страданием жизни и тоской смерти.

Жанровая структура «Наоборот» и последующих романов Гюисманса отличается своеобразной эклектичностью. Однако если эклектичное искусство как таковое представляет собой исключительно механическую смесь той или иной формы, различных стилей, тем, идей и не отражает системы унифицированных ценностей, то в романах Гюисманса внешняя эклектичность приобретает необходимую внутреннюю цельность благодаря единству мировоззрения автора.

Основу внешнего эклектизма в художественной системе Ж.-К. Гюисманса составляют элементы натуралистической поэтики. Влияние натурализма, с которым были тесно связаны первые шаги писателя во французской литературе, сказывается и на уровне художественной детали, и в структуре описания. Отказавшись от событийности, Ж.-К. Гюисманс описывает внутренний мир героя через внешние факторы, превращая романное повествование в «своеобразный каталог порождений творческого воображения персонажа», создавая «впечатление искусственной реальности»
Декадентская эстетика предполагает особое художественное видение, при котором на первый план выходит тема затворничества, дистанцированность от мира и отказ от каких бы то ни было к нему отсылок (референций). Телеология произведения в таком случае заключена в нем самом, и единственной целью его становится искусство. Эта эстетическая концепция, воплощенная в основополагающем романе Гюисманса «Наоборот» (A rebours), породила в свою очередь особый литературный персонаж, который, будучи как правило последним представителем рода, истощив все возможные желания, отказывается от живой жизни и полностью погружается в искусство. В изображениях женщины грёз декадентами воплощается одновременно и их отношение к жизни, и их концепция Прекрасного. Данные образы позволяют также поставить в более широком плане вопрос о соотношении желания - и созерцания, желания – и эстетического творчества, и, шире, вопрос об отношении искусства к действительности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал