Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные квантово-химические представления о валентности 20 страница






Известными актрисами были: жена С. В. Васильева - Екатерина Николаевна В. (Лаврова; 1829-77), игравшая в Александрийском театре, и их дочери Надежда Сергеевна В. (по мужу Танеева; 1852-1920) и В е-ра Сергеевна В. (по мужу Попова; 1854-1905).

Лит.: Филиппова Е., П. В. Васильев 2-й, Жизнь и творчество, в кн.: Труды Государственного центрального музея им. А. А. Бахрушина, М. - Л., 1941, с. 7 - 72: Коропчевский Д., С. В. Васильев, " Ежегодник Императорских Театров", Сезон 1895-1896, СПБ, 1897.

ВАСИЛЬЕВЫ (однофамильцы; псевдоним - братья Васильевы), советские кинорежиссёры. Георги и Николаевич В. (25.11. 1899, Вологда, - 18.6.1946), засл. деят. искусств РСФСР (1940). Учился в студии " Молодые мастера". Награждён орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Сергей Дмитриевич В. [22.10(4.11).1900, Москва, -16.12.1959, Ленинград], нар. арт. СССР (1948). В 1924 окончил Ле-нингр. институт экранного иск-ва. Награждён орденом Ленина и 2 др. орденами. В. начали работать в кино в 1924. Первая совместная режиссёрская работа - документальный фильм " Подвиг во льдах" (1928). В 1934 поставили фильм " Чапаев" (Гос. пр. СССР, 1941) по собственной экранизации одноимённой повести Д. А. Фурманова. Этот фильм- выдающееся произведение соцпалистич. реализма, сочетающий высокую идейность и художеств, совершенство формы. Фильм создаёт яркий образ революц. героич. эпохи, раскрывает богатство характеров: комдива Чапаева (арт. Б. А. Бабочкин), комиссара Фурманова (арт. Б. В.Блинов), их глубокую связь с нар. массами. Убедительно и вдохновенно показана в фильме роль Коммунистич. партии в организации Красной Армии, в воспитании и сплочении пар. масс в годы Гражд. войны. Фильм " Чапаев" оказал большое влияние на развитие сов. иск-ва, а также на прогрессивное зарубежное кино. Картина демонстрировалась во мн. странах. Гражд. войне поев, фильмы В. " Волоча-евские дни" (1937), " Оборона Царицына" (1942; Гос. пр. СССР, 1942): Отечеств, войне - " Фронт" (1943). В 1955 Сергей Дмитриевич В. поставил фильм " Герои Шипки" (совм. с болг. кинематографистами), в 1958-" В дни Октября". В. были авторами сценариев большинства поставленных ими фильмов.

Соч.: " Чапаев", " Волочаевские дни", в кн.: Избранные сценарии советского кино, т. 2, М., 1951: Заметки к постановке, в сб.: Чапаев, М., 1936.

Лит.: " Чапаева" посмотрит вся страна. [Передовая], " Правда", 1934, 21 нояб.; Чапаев, [Сб. ст.], М., 1936.

ВАСИЛЬЕВ-ИЖИН Михаил Иванович [29.10(10.И).1876-8.11.1937], советский гос. и парт, деятель, публицист. Род. в Пятигорске в семье рабочего. Чл. Коммунистич. партии с 1898. Участник Революции 1905-07. В 1905 был направлен В. И. Лениным на восставший броненосец " Потёмкин", но прибыл в Одессу, когда восстание уже было подавлено. Был чл. МК РСДРП, участвовал в создании Моск. совета рабочих депутатов. В 1906-17 вёл парт, работу в Баку, Петербурге, Са--ратове. Сотрудник большевистских газет " Вперёд" и " Пролетарий". Подвергался репрессиям царского пр-ва. После Февр. революции 1917 зам. пред. Саратовского совета и пред. Саратовского губкома РСДРП(б). Делегат 6-го съезда РСДРП(б). Руководил вооруж. восстанием в окт. 1917 в Саратове. С янв. 1919 чл. коллегии НКВД, чл. РВС 15-й армии, затем на ответств. работе в органах прокуратуры; в 1924-37 зам. пред. Верх, суда СССР. С о ч.: 1917 год в Саратове, в кн.: За власть Советов. Воспоминания участников революционных событий 1917 г., Саратов, 1957; Октябрьская революция в Саратове, в кн.: Победа Великой Октябрьской социалистической революции. Сб. воспоминаний, М., 1958.

ВАСИЛЬКО (наст. фам. Миляев) Василий Степанович [р. 26.3(7.4).1893, с. Бурты, ныне Черкасской обл.], украинский сов. режиссёр, актёр, нар. арт. СССР (1944). В 1912 впервые выступил на сцене проф. театра. В дальнейшем в разные годы работал в Киеве в труппе Н. К. Садовского, в " Молодом театре" и театре " Березиль", в театрах Харькова, Черно-виц и др. городов Украины. В 1920 начал режиссёрскую деятельность. С 1926 (с перерывами) работал в Укр. драматич. театре им. Октябрьской революции (Одесса), с 1948 - гл. режиссёр. Роли: Шпак и Шельменко (" Шельменко-денщик" Квит-ки-Основьяненко), Городничий (" Ревизор" Гоголя), Глоба (" Русские люди" Симонова), Бублик (" Платон Кречет" Корнейчука) и др. Постановки - " Республика на колёсах" Мамонтова (1927), " Диктатура" Микитенко (1929), " Ревизор" Гоголя (1934), " Макбет" Шекспира (1938), " Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939), " Наймычка" Карпенко-Карого (1955), " В воскресенье рано зелье собирала" Кобылянской (1956) и др. В.- театр, педагог, организатор ряда театр, студий, инициатор создания театр, музея в Киеве (1924). В 1956 оставил театральную деятельность. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Ф. В. Левицький, К., 1958; Микола Садовський та його театр, К., 1962; Фрагменты режисури. К., 1967.

ВАСИЛЬКОВ, город, центр Васильков-ского р-на Киевской обл. УССР, в 35 км к Ю.-З. от Киева. Ж.-д. ст. 24, 7 тыс. жит. (1968). 3-ды холодильников, электробытовых машин, майоликовых изделий, 2 кожевенных. Предприятия пищ. пром-сти (молочный, плодоконсервный з-ды). Один из старейших рус. городов. Осн. во 2-й пол. 10 в. В нач. 14 в. завоёван Великим княжеством Литовским. В 1686 вошёл в состав России. С 1796 уездный город.

ВАСИЛЬКОВКА, посёлок гор. типа, центр Васильковского р-на Днепропетровской обл. УССР, на р. Волчья (басе. Днепра), в 5 км от ж.-д. ст. Ульяновка. 16, 5 тыс. жит. (1968). 3-ды сыродельный, консервный, железобетонных изделий.

ВАСИЛЬКОВСКИЙ Сергей Иванович [7(19).10.1854, г. Изюм, ныне Харьковской обл., - 24.9(7.10).1917, Харьков], украинский живописец. Учился в петерб. АХ (1876-85) у М. К. Клодта и В. Д. Орловского. Автор лирико-эпич. пейзажей, утверждающих образ укр. природы, жанровых картин, произв. на темы укр. истории (" Утро. Стадо в степи", 1884, Музей укр. изобразит, иск-ва УССР, Киев; " Казак и девушка", 1894, Харьковский художеств, музей; " Поход казаков", 1917, частное собрание, Киев), 3 монументальных панно для здания Полтавского земства (" Чумацкий Ромодановский тракт" и др., 1902-08, погибли в годы Великой Отечеств, войны), альбомов " Из украинской старины" (1900) и " Мотивы украинского орнамента" (1912, оба совм. с Н. С. Самокишем).

ВАСИЛЬЧЕНКО (псевд.; наст. фам. Панасенко) Степан Васильевич [27.12.1878(8.1.1879), местечко Ичня на Черниговщине, - 11.8.1932, Киев], украинский советский писатель и педагог. Род. в крест, семье. После окончания учительской семинарии (1898) работал учителем на Киевщине и Полтавщине. В новеллах " Вова" (1910), " Над Росью", " Божественная Галя" и др. протестовал против преследований царизмом нар. учителей, писал об их нищенском существовании. По обвинению в революц. деятельности был арестован, заключён в тюрьму. В 1908 вернулся в Ичню, где написал свои лучшие произв.: " Мужицкая арифметика" (1911), " У господ", " На хуторе" (1915) и др., проникнутые демократизмом, реалистически изображающие жизнь трудящихся. В 1911 вышел первый сб. рассказов " Эскизы". С 1914 и до Февр. революции 1917 В. был на фронте как командир сапёрной роты (новеллы этого периода: " Чёрные маки", " Ядовитый цветок" и др.). Во мн. дореволюц. произв. показал творч. силы трудового народа, его революц. пробуждение. Окт. революцию В. встретил восторженно. В рассказах " Приблуда" (1925), " Авиационный кружок" (1925), " Оловянный перстень" (1927) В. с присущей ему лирич. приподнятостью воспел " красоту нового дня", создал привлекательные образы молодых строителей со-циалистич. мира. Цикл " Осенних новелл" посвящён революц. событиям 1905. Многие годы В. работал над романом о жизненном и творч. пути Т. Г. Шевченко, завершив лишь 1-ю часть " В бурьянах" (изд. 1938, посмертно). Написал пьесы " На первой гулянке" (1911), " Кармелкж" (1927), " Проходят дни" (опубл. 1939), киносценарии; переводил на укр. яз. соч. Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, В. Г. Короленко, А. С. Серафимовича.

Соч.: Твори, т. 1 - 4, К., 1959 - 1960; в рус. пер.- Избранное, М., 1956.

Лит.: Грудницька М., Курашо-ва В., Степан Васильченко. С таги та мате-р! али, К., 1950; Костю ченко В., Степан Васильченко, 2 вид., К., 1965.

Б. А. Деркач.

ВАСИЛЬЧИКОВ Александр Илларионович [28. 10 (9. 11). 1818, Петербург, - 2 (14). 10. 1881, с. Трубетчина Лебедянского у. Тамбовской губ.], князь, русский экономист, земский деятель либерально-помещичьего направления. В своих работах по проблемам агр. отношений, кредита, местного самоуправления и пар. образования стоял за сохранение в России общины, видя в ней средство спасения от классовой борьбы и революции. Критиковал зап.-европ. капитализм и выдвигал идею некапиталистич. развития России. В. И. Ленин характеризовал В. как " народничествующего" помещика, критиковавшего капитализм с реакционных позиций (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 197, прим.).

Соч.: О самоуправлении, т. 1 - 3, СПБ. 1869 - 71; Землевладение и земледелие в России и других европейских странах, т. 1 - 2. СПБ. 1876, и др.

Лит.: Ленин В. И., Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 243, 377, 470, 471; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3, с. 166; История русской экономической мысли, т. 2, ч. 1, М.. 1959, гл. 3, с. 72-88.

ВАСИФИ Зайнаддип Махмуд (1485- 1551 или 1566), таджикский писатель. Жил в Самарканде, Бухаре, Ташкенте. Его мемуары " Удивительные события" освещают в сатирич. тонах тяжёлое время становления власти Шейбанидов (1428- 1598), выражая идеи гор. антифеод, оппозиции. С. Айни, впервые высоко оценивший значение мемуаров В., издал их в переработанном виде вместе с исследованием о его жизни и творчестве. Критич. текст мемуаров подготовлен и издан А. Н. Болдыревым, им же опубл. рус. пер. нек-рых отрывков.

Лит.: Болдырев А. Н., Зайнаддин Васифн. Таджикский писатель XVI в. Опыт творческой биографии, [Душанбе], 1957 (библ.); Айни С.. Воснфй ва хулосаи " Бадоеъул-ва-коеъ", [Душанбе], 1956.

ВАСКО ДА ГАМА (1469-1524), португальский мореплаватель; см. Гама.

ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (28.2.1882, г. Оахака, - 30.6.1959, Мехико), мексиканский историк, философ и гос. деятель. В период Мекс. революции 1910-17 выступал на стороне конституционалистского бурж. движения. В 1920-25 ректор Нац. ун-та Мехико. Будучи мин. нар. образования (1921-23), способствовал развитию мекс. школьной системы. В 1929 вокруг кандидатуры В. на пост президента Мексики объединились наиболее реакц. элементы страны. Потерпев поражение на выборах, пытался поднять восстание, а затем бежал за границу. В 1940, вернувшись в страну, стал ректором ун-та в г. Сонора, потом директором Нац. б-ки в Мехико. В.- консервативный социолог и философ с ярко выраженными католич. симпатиями, автор трудов по философии, эстетике и истории. В работах по истории восхвалял исп. колониализм, был противником радикальных социальных преобразований, осуждал массовые нар. движения и вместе с тем политику США в Мексике и др. странах Лат. Америки, считая её коварной, корыстной и эгоистичной.

Соч.: Breve historia de Mexico, Мех., 1956.

Лит.: De Beer Gabriella, Jose Vasconcelos and his world, N. Y., 1966.

E. В. Ананова.

ВАСКУЛИТ (от лат. vasculum - сосудик), воспаление стенок мелких кровеносных сосудов. Причинами В. бывают грипп, сыпной тиф, стрептококковые инфекции (рожистое воспаление, ангина), а также физич. факторы (отморожение, ожоги). В. могут возникнуть и как вторичное проявление перенесённых коллаге-новых и аллергич. заболеваний - ревматизма, волчанки красной, ревматоидного артрита, сывороточной и лекарственной болезней и др. Иногда В. может быть вызван и совокупностью этих причин. Самым постоянным, а часто и единственным внешним признаком В. является поражение кожи (кровоизлияния, высыпания, очаги омертвения и др.). При прогресси-ровании В. в сосудах могут образовываться тромбы (тромбоваскули т), омертвение (некроз) стенок сосудов, аневризмы. В конечной стадии В. может произойти полная закупорка сосудов тромбом, что ведёт к нарушению питания соответствующих тканей и органов, разрывам аневризм и кровоизлияниям в окружающие ткани. По месту локализации В. подразделяют на кожные и висцеральные, протекающие с преимуществ, поражением сосудов серозных и слизистых оболочек внутр. органов, печени, почек и др. Лечение: устранение осн. заболевания, вызвавшего В.

Лит.: Давыдовский И. В., Патологическая анатомия и патогенез болезней человека, 3 изд., т. 1-2, М., 1956 - 58.

Ю. И. Зах.

ВАСЛУЙ (Vaslui), уезд в Румынии, в басе. р. Бырлад. Пл. 5, 3 тыс. км2. Нас. 446 тыс. чел. (1968), в т. ч. 19% городского. Адм. ц.-г. Васлуй. Расположен на Молдовской возв. Посевы кукурузы, пшеницы, подсолнечника, льна. Овощеводство, особенно в долине Прута, и виноградарство. Животноводство; разводят преим. кр. рог. скот и овец. Пром-сть связана гл. обр. с переработкой с.-х. сырья - пищевая и текстильная. Имеются деревообр. и металлообр. предприятия (в т. ч. шарикоподшипниковый з-д в г. Бырладе). Ю. А. Круковский.

ВАСЛУЙ (Vaslui), город в Румынии (в 60 км к Ю. от Ясс), в р-не к-рого 17 янв. 1475 войсками молд. господаря Стефана III (40 тыс. молд. крестьян, 5 тыс. венг. и 2 тыс. польск. солдат) была разгромлена 120-тыс. тур. армия Сулеймана-паши. После этого Молдова на нек-рое время стала гл. силой в борьбе с Турцией.

ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович [25. 7(6.8). 1856, с. Рябово, ныне Кировской обл., - 23.1.1933, Москва], русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Чл. Товарищества передвижников (с 1899), один из организаторов " Союза русских художников" (1903). С 1900 - академик петерб. АХ. Автор эпич. пейзажных полотен (" Родина", 1886; " Тайга на Урале. Синяя гора", 1891; " Кама", 1895, - все в Третьяковской гал.). С 1890-х гг. обратился к ист. пейзажу и создал большое число архит. пейзажей древней Москвы, сочетающих археол. точность с большой поэтичностью (" Улица в Китай-городе. Начало XVII века", 1900, Рус. музей; " Красная площадь во 2-й половине XVII века", 1925, Музей истории и реконструкции Москвы). Выполнил эскизы к театр, постановкам (" Хованщина" Мусоргского, 1897, в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова; " Сказание о невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова, 1907, в Мариинском театре). В 1901-18 руководил пейзажным классом Моск. училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археол. исследования при земляных работах в центр, части города. В Москве имеется мемориальная квартира-музей художника.

Соч.: Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи, М., 1908; Облик старой Москвы, в кн.: Грабарь И. [и др.], История русского искусства, т. 2, М., [1910-11], гл. XIV, с. 225 -50.

Лит.: Беспалова Л., А. М. Васнецов. 1856 - 1933, М., 1956; А. Васнецов. К столетию со дня рождения, М., 1957.

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3(15). 5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской обл., - 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действит. членом к-рой стал в 1893. С 1878 чл. Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (" Народная азбука" Столпянского, изд. в 1867; " Тарас Бульба" Н. В. Гоголя, изд. в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, гор. бедноты и крестьян В. с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (" С квартиры на квартиру", 1876, " Военная телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской гал.). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произв. на темы нац. истории, рус. былин и нар. сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых рус. художников обратившись к русскому фольклору, В. стремился придать эпич. характер своим произв., в поэтич. форме воплотить вековые нар. идеалы и высокие пат-риотич. чувства. В. создал картины " После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), " Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, " Иван-царевич на сером волке" (1889), " Богатыри" (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, " Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал.). С общей направленностью станковой живописи В. 1880- 1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся нар.-поэтич. складом декорации и костюмы к пьесе-сказке " Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам В., - пример творческой интерпретации подлинного археол. и этногр. материала, - оказали большое влияние на развитие русского театр.-декорац. иск-ва в кон. 19 - нач. 20 вв. Пейзажные фоны произв. В. на сказочные и ист. темы, проникнутые глубоко нац. ощущением родной природы, то замечательные лирич. непосредственностью её восприятия (" Алёнушка"), то эпические по характеру (" После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии рус. пейзажной живописи. В 1883-85 В. выполнил монументальное панно " Каменный век" для Ист. музея в Москве, в 1885-96-большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиц. систему церк. монументальной живописи, к-рая во 2-й пол. 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художеств, языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль " модерн". В. исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в Третьяковской гал.), иллюстрации к " Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная " Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской гал. (1902). В сов. время В. продолжал работать над нар. сказочными темами (" Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; " Кащей Бессмертный", 1917-26; обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве). Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев А. К., В. М. Васнецов. 1848-1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В. М. Васнецов, М., 1962.

ВАСПУРАКАНСКОЕ ЦАРСТВО, армянское феод, гос-во династии Арцрунидов, возникшее в 908 в обл. Васпуракан. В. ц. охватывало вост. басе. оз. Ван; на В. его границы доходили до оз. Урмия, на С.- до р. Араке. Находилось в вассальной зависимости от царства арм. Багратидов. При Сенекериме (968- 1021) в В. ц. было ок. 10 городов, 4 тыс. селений, 72 крепости, 115 монастырей, страна была очень густо заселена. Через В. ц. шла юж. ветвь важного торг, караванного пути. Высокого развития в В. ц. достигли ремесл. произ-во и торговля. В царствование (908-943) Гагика Арцруни велись большие строит, работы в городах Востан, Ахтамар, Ban. Значительно выросла культура; крупнейшими её представителями были зодчий Мануэл и поэт Григор Нарекаци. С развитием крупного феод, землевладения усилилось закрепощение крестьян, резко обострилась классовая борьба. В. ц. охватило антифеод, и антирелиг. движение тондракийцев. В нач. 11 в. В. ц. подверглось нападениям тюрк, племён, шедших с В. В 1021 было присоединено к Византии и прекратило самостоят, существование. Лит,: История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951. Б. Н. Аракелян.

ВАССАЛ, см. в ст. Вассалитет.

ВАССАЛИТЕТ (франц. vassalite, от vassal, позднелат. vassallus, от vassus - слуга), система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров)в средние века. В странах Зап. Европы В. как развитый институт сформировался в 8-9 вв. во Франкском государстве, где короли и крупные феодалы давали за службу землю, движимость или к.-л. др. источник дохода. Переворот в агр. отношениях в этот период создал предпосылки для всё более широкой раздачи вассалам зем. владений. Т. о., материальной основой личных отношений В. стали в большинстве случаев поземельные отношения, служба вассалов начала сводиться, как правило, к военной. Земли, предоставлявшиеся вначале пожизненно, т. е. в качестве бенефиция, постепенно превратились в условное наследств, владение (феод, лен). Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена) - короля и получая от него земли, в свою очередь имели вассалов - более мелких феодалов - и жаловали им зем. владения. Гл. обязанностью вассала было несение за свой счёт воен. службы в течение определённого срока (обычно - 40 дней в году). Вассал должен был участвовать в суде и совете (курии) сеньора, содержать его со свитой (в известных случаях) и вносить нек-рые платежи экстраординарного характера, прежде всего " помощь" (auxilium) для выкупа сеньора, попавшего в плен, и др., а также уплачивать рельеф (при смене владельца феода). Сеньор был обязан, кроме передачи феода, защищать вассала и его имущество. Договор о В. оформлялся особым обрядом - оммажем и сопровождавшей его клятвой верности (фуа) вассала сеньору. Неисполнение обязанностей со стороны вассала или сеньора влекло за собой расторжение договора и нередко войну.

С распространением отношений В., покоившихся на иерархич. структуре зем. собственности, оформилась феод. иерархич. лестница (от короля до мелких феодалов)- политическая, в первую очередь военная, организация господств, класса. Подобная организация была обусловлена гл. обр. необходимостью охранять в период слабости центр, власти монопольную собственность класса феодалов на землю и осуществлять внеэконо-мич. принуждение по отношению к феодально-зависимому крестьянству. С образованием централизованных феод, гос-в, постепенным вытеснением вассальной воен. службы системой наёмных отрядов, многочисл. переходами феодов (в условиях роста товарно-ден. отношений) в руки новых владельцев В. постепенно утратил воен. и политич. значение.

Наиболее завершённые формы В. и феод, иерархич. лестница получили в странах Зап. Европы. В странах Востока он в общем был менее развит (хотя в нек-рых из них, напр, в Японии, в странах, подвергшихся монг. завоеваниям, также сложилась многоступенчатая иерархич. лестница внутри господств, класса). На Руси вассальные отношения существовали лишь между великими и удельными князьями.

Лит.: Колесницкий Н. Ф., феодальное государство, М., 1967; Бессмертный Ю. Л., Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII вв., М., 1969, гл. 2; Вlосh М., La societe feodal, v. 1 - 2, P., 1939 - 40; GanshofF. L., Qu'est-ce que la feodalite?, 2 ed., Brux., 1947.

М. Л. Абрамсон.

ВАССАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, феодальное гос-во, находящееся в вассальной зависимости от другого гос-ва - сюзерена (см. также Вассалитет). Устанавливались различные формальности, свидетельствовавшие о таком подчинении: утверждение главы В. г. сюзереном, принесение им присяги на " верность и послушание" и т. п., что придавало личный характер зависимости вассала от сюзерена. Важнейшим признаком вассальной зависимости были воен. помощь и выплата дани. В. г. было лишено не только ряда существенных прав во внутр. жизни (напр., в ряде случаев права эмиссии ден. знаков), но и права поддерживать дипломатич. отношения и заключать договоры с др. гос-вами: на В. г. автоматически распространялись нормы политич., торг, и таможенных договоров, заключённых гос-вом-сюзереном, если только иное не было оговорено в самих договорах. Т. е., несмотря на нек-рую самостоятельность во внутр. жизни, В. г. в между-нар. жизни ограничено в правах, за него выступает гос-во-сюзерен.

По мере утверждения капитализма вассалитет как форма отношений между гос-вами постепенно утратил своё значение. В пределах Европы последними В. г. были зависимые от Турции Румыния, Сербия и Черногория (до 1878) и Болгария (до 1908); в совр. эпоху в Европе сохранилось как ист. пережиток лишь одно В. г.- республика Андорра, находящаяся в вассальной зависимости от Франции и епископа Урхельского (Испания). Вне Европы последним наиболее значит, примером В. г. был Египет, находившийся в вассальной зависимости от Турции (до 1914).

Империалистич. гос-ва пытались приспособить форму вассалитета к целям своей колониальной политики; примером такого колониального вассалитета были многочисл. инд. княжества (св. 500), к-рые до образования самостоят. Индии и Пакистана (1947) находились на положении В. г. Великобритании.

Лит. см. при ст. Вассалитет.

ВАССЕРМАН (Wassermann) Август (21.2.1866, Бамберг, - 16.3.1925, Берлин), немецкий микробиолог и иммунолог. Учился в Страсбурге, Вене и Берлине. С 1902 проф. Ин-та Р. Коха, с 1913 директор Ин-та экспериментальной терапии в Берлине. Осн. исследования - изучение изменений в сыворотке крови больных в процессе возникающего иммунитета при холере, тифах и дифтерии. В 1906 разработал (совм. с А. Нейссером и К. Бруном) методику диагностики сифилиса - Вассермана реакцию. Установил (1901) наличие иммунологич. специфичности белков различных животных, работал над усовершенствованием серодиагностики туберкулёза, новообразований и др.

Соч.: Hamolysine, Cytotoxine und Pracipitine, Lpz., 1902; Handbuch pathologenen Mik-roorganismen, 2 Aufl., Bd 1-8, Jena, 1912 - 13.

Лит.: Финкельштейн Ю. А., Профессор А. Вассерман, " Венерология и дерматология", 1935, № 2.

ВАССЕРМАН (Wassermann) Якоб (10.3. 1873, Фюрт, Бавария, - 1.1.1934, Альтаусзе, Австрия), немецкий писатель. Род. в бурж. евр. семье. Автор романов " Цирн-дорфские евреи" (1897, рус. пер. 1909), " История юной Ренаты Фукс" (1900, рус. пер. 1908), " Каспар Гаузер" (1908, рус. пер. 1926), " Человечек с гусями" (1915, рус. пер. 1925), " Христиан Ваншаффе" (1919) и др., в к-рых социальная тематика сочетается с этической. В трилогии из жизни нем. молодёжи - романах " Дело Маурициуса" (1928, рус. пер. 1929), " Этцель Андергаст" (1931) и " Третье воплощение Керкховена" (1934)-показан распад бурж. семьи и бесчеловечный характер бурж. отношений; однако В. не шёл дальше богоискагельских идеалов. Написал сатирич. пьесу " Комедия лжи" (1898), кн. " Дух пилигрима" (1923, в рус. пер.- отрывки под назв. " Золото Каха-марки", 1956).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 7, Т... 1944 - 48; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 -л, М., 1912-13.

Лит.: История немецкой литературы, т. 4, М., 1968, гл. 33; Lennartz F., Dichter und Schriftsteller unserer Zeit, 7 Aufl., Stuttg., L1957J; Voegeli W., Jakob Wassermann und die Tragheit des Herzens, Winterthur. 1956.

ВАССЕРМАНА РЕАКЦИЯ (мед.), метод распознавания сифилиса при помощи серологич. реакции (см. Серодиагностика). Названа по имени А. Вассермана. В. р. основана на свойстве кровяной сыворотки больных сифилисом образовывать с соответствующим антигеном комплекс, адсорбирующий комплемент-часть нормальной сыворотки; антигеном служат эритроциты бараньей крови, антителом - сыворотка крови человека. Если при добавлении гемолитич. сыворотки не происходит растворения эритроцитов (гемолиза), В. р. считается положительной (сифилис есть), при появлении гемолиза В. р. отрицательная (сифилиса нет). В. р. позволяет установить заболевание сифилисом при отсутствии его клинич. проявлений; она служит критерием эффективности лечения. Исследование крови на В. р. проводится обязательно у беременных для профилактики врождённого сифилиса у детей, у доноров и т. д., В. р. ставят перед снятием с учёта больных сифилисом и при выдаче им разрешения на брак. Положит. В. р. может наблюдаться и при нек-рых заболеваниях несифилитич. происхождения (проказа, малярия, сыпной, возвратный и брюшной тифы, оспа, скарлатина, трнпп, корь, бруцеллёз, вирусное воспаление лёгких, инфекц. мононуклеоз и т. д.), а также при нек-рых физиологич. состояниях (при менструации, во второй половине беременности у 2% беременных), при приёме внутрь лекарств, препаратов - ложноположитель-н ы е реакции. Поэтому в случае сомнения необходимо повторное исследование.

ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ Косой (до монашества - кн. Василий Иванович Патрикеев) (г. рожд. не-изв.- ум. до 1545), русский церк. и политич. деятель, публицист. В 1499 после разгрома княж.-боярской группировки, выступавшей против усиления власти вел. князя Ивана III, был насильственно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Став после смерти Нила Сорского (1508) главой нестяжателей, В. П. использовал их учение в интересах княж.-боярской оппозиции. Ок. 1509 вернулся из ссылки в Москву. Был приближен к Василию III в момент увлечения вел. князя планами секуляризации церк. земель. В полемике против Иосифа Волоцкого и его учеников отстаивал теорию независимой от гос. власти церкви, выступал против монастырского землевладения, призывал к терпимому отношению к еретикам. Обращая внимание на тяжёлое положение крестьян в вотчинах монастырей, В. П. закрывал глаза на жестокую эксплуатацию крестьян светскими феодалами. Идейные разногласия, а также выступление В. П. против развода Василия III и против его второго брака привели к охлаждению к нему со стороны вел. князя, к-рый не желал ссориться с иосифлянским большинством рус. церкви. Перу В. П. принадлежит ряд посланий, трактатов и т. п. В 1531 В. П. был осуждён церк. собором за ересь и сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал