Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение древнеримской культуры 29 страница






РОСИЧКА (Digitaria), род одно- или многолетних трав сем. злаков. Соцветие из немногих узколинейных колосовидных веточек, пальчатосближенных на верхушке стебля или немного расставленных. Колоски 1-2-цветковые, собранные по 2-3 в 2 сближенных ряда. Св. 300 видов в тропиках и субтропиках (гл. обр. в Африке), неск. видов - в умеренном поясе. В СССР 6-7 видов, преим. в юж. р-нах. Растут на песках, по берегам водоёмов, часто как сорные растения на полях, у дорог. Наиболее распространены Р. кровоостанавливающая (D. isohaemum) и Р. кровяная (D. sanguinalis). Хорошо поедаются скотом. Закрепители песков. В тропич. и субтропич. областях мн. Р.- важные пастбищные растения. Р. тонкую (D. exilis), P. кровяную культивируют как хлебные злаки. Р. используют также для борьбы с эрозией, укрепления песков, устройства газонов, плетения корзин, циновок и т. д. Лит.: Белюченко И. С., Злаковые кормовые растения тропического пояса, ч. 1, М., 1969. Г. В. Егорова.

РОСКИЛЛЕ (Roskilde), город в Дании, на о. Зеландия (Шелланн). Адм. ц. амта Роскилле. 50, 8 тыс. жит. (1972). Порт на берегу Роскилле-фьорда. В экономическом отношении тесно связан с Копенгагеном. Р.- один из старейших городов страны. В средние века - резиденция короля и пр-ва. Пам. архитектуры: романоготич. кирпичный собор (начат в 1170-х гг.; с юж. и сев. сторон - капеллы для захоронения королей), остатки прероман-ской церкви Богоматери (Ворфру-кирке, 11 в.), церковь Санкт-Иёргенсбьерг-кирке (11 в.) с архит. деталями, копирующими древнейшие формы деревянных церквей, барочный королевский дворец (1732- 1733, арх. Л. Тура), псевдоготич. ратуша (1883-84), пристроенная к башне б. церкви Санкт-Лаурентии-кирке (15 в.). Лит.: Fang A., Roskilde i gamle dage, Roskilde, [1921].

Росичка кровоостанавливающая.

Роскилле. Собор. Начат в 12 в.

РОСКИЛЛЬСКИЙ МИР 1658, заключён между Данией и Швецией 26 февр. в г. Роскилле. Завершил датско-швед-скую войну, начатую в мае 1657 Данией с целью пересмотра Брёмсебруского мира 1645, но проигранную ею. По Р. м. Сконе, Халланд, Блекинге, Бохуслен, Тронхеймский лен, о. Борнхольм отходили к Швеции, Дания обязалась препятствовать проходу по Балтийскому м. через проливы всех флотов враждебных Швеции стран, освободить Швецию от уплаты пошлин, взимавшихся с торговых судов, проходивших через пролив Эресунн (Зунд; т. н. зундская пошлина) и др. Начавшаяся вскоре новая датско-шведская война 1658-60 окончилась более благоприятным для Дании Копенгагенским миром 1660.

РОСКИН Григорий Иосифович [12(24).7. 1892, Витебск, - 16.3.1964, Москва], советский цитолог и гистолог. В 1912 окончил Моск. ун-т и с 1913 работал в нём (с 1930 зав. кафедрой цитологии и гистологии). Осн. труды по сравнит, цитологии, особенно гладких мышц, строению и метаболизму простейших, различных нервных и раковых клеток. Ряд работ (совм. с Н. Г. Клюевой) по биотерапии рака. Один из основоположников функциональной цитохимии.

Соч.: Микроскопическая техника, М., 1946; Biotherapy of malignant Tumours, Oxf., 1963.

Лит.: Левинсон Л. Б., К семидесятилетию профессора Г. И. Роскина, " Цитология", 1963, т. 5, № 3; К а л и н н и к о в а В. Д., Г. И. Роскин, в кн.: Очерки жизни и деятельности гистологов и анатомов Москвы, М., 1967.

РОСКО (Roscoe) Генри Энфилд (7.1. 1833, Лондон, - 18.12.1915, Летерхед, Суррей), английский химик, чл. Лондонского королевского об-ва (1863). Проф. Оуэнского колледжа в Манчестере (1857-87). В 1862 совм. с Р. Бунзеном установил эквивалентность времени и интенсивности освещения при фотохимич. процессах (см. Бунзена - Роско закон). В 1865 показал, что ванадиевый ангидрид имеет формулу V2O5, а не VO2. В 1869 получил металлич. ванадий, действуя водородом на хлорид ванадия при нагревании. В 1896 совместно с англ, химиком А. Гарденом опубликовал дневники Дж. Дальтона и историю его атомистич. теории.

Соч.: Treatise on chemistry, v. 1 - 2, N. Y., 1923 (совм. с С. Schorlemmer); в рус. пер. - Краткий учебник минеральной и органической химии, предисл. Д. И. Менделеева, СПБ, 1868.

РОСЛАВЛЬ, город областного подчинения, центр Рославльского р-на Смоленской обл. РСФСР. Расположен на левом берегу р. Остёр (басе. Днепра), в 107 км к Ю.-В. от Смоленска. Узел железнодорожных линий на Смоленск, Сухиничи, Брянск, Могилёв и шоссейных дорог Москва - Брест и Смоленск - Брянск. 54 тыс. жит. (1974). Осн. в 1-й пол. 12 в. на юге Смоленского княжества под названием Ростиславль, с 1358 в составе Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой. Окончательно вошёл в состав Русского государства в 1654. С 1708 уездный город Смоленской губернии. Советская власть установлена в октябре 1917. Со 2 авг. 1941 по 25 сент. 1943 был оккупирован нем.-фаш. войсками, разрушен. После освобождения восстановлен. В Р.- заводы: " Автозапчасть", вагоноремонтный, алмазных инструментов, стекольный, кирпичный, маслобойный; шпагатная и трикотажная фабрики, комбинат по переработке и сушке овощей. Техникум ж.-д. транспорта и совхоз-техникум, мед. училище.

Часть деревянной чаши начала 13 в. с изображением воинов. Найдена при раскопках в Рославле.

Сохранились остатки раннесредневе-кового городища (т. н. Бурцева гора). Раскопками 1969-70 обнаружены следы древнейшего поселения, перекрытые пожарищем 12 в., выше - остатки деревянных жилых и хоз. построек 13- 14 вв. Найдено множество предметов, свидетельствующих о развитии в Р. ремесла и торговли.

Лит.: Рославль, [Смоленск], 1952 (Города Смоленщины); Алексеев Л. В., Древний Ростиславль, в сб.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР, в. 139, М., 1974.

РОСЛИН, Рослен (Roslin) Александр (15.7.1718, Мальме, - 5.7.1793, Париж), шведский живописец. Учился в Стокгольме у Г. Шредера (1736-39).

А. Р о с л и н. " Графиня Е. А. Чернышёва". 1776. Третьяковская галерея. Москва.

Работал в Швеции (до 1745 и в сер. 1770-х гг.), Германии (1745-47), Италии (1747-52), Франции (с 1752), России (1775-77). Создавая преим. портреты (" Архитектор К. Ф. Аделькранц", 1754, АХ, Стокгольм), Р. сочетал стремление дать конкретную психологич. характеристику модели с виртуозной передачей тканей, драгоценностей и т. д. и переливчатым колоритом в духе иск-ва рококо. Лит.: Кроль А. Е., Александр Рослин и его работы в Петербурге, в кн.: Скандинавский сборник, т. 15, Тал., 1970, с. 219 - 33.

РОСЛИН Торос, армянский живописец-миниатюрист, работавший во 2-й пол. 13 в. См. Торос Рослин.

РОСНЫЙ ЛАДАН, смола, выделяющаяся при поранении ствола и ветвей стираксового дерева; то же, что бензойная смола.

РОСОМАХА (Gulo gulo), россомаха, хищное млекопитающее сем. куньих. Дл. тела до 105 см, хвоста до 23 см, высота в плечах до 45 см, весит 11-19 кг. Морда умеренно вытянутая. Хвост пушистый. Волосяной покров густой, длинный, грубоватый. Окраска от светло- до тёмно-коричневой. От основания хвоста по бокам тела к затылку тянется широкая охристая полоса (" шлея"). Р. распространена в тайге, в лесотундре и отчасти в тундре Европы, Азии и Сев. Америки. Ведёт одиночный образ жизни. Питается падалью, а также нападает на копытных, боровую дичь и мышевидных грызунов. Нередко похищает запасы продовольствия охотников и добычу из капканов. Спаривается летом - осенью. Беременность с латентной стадией (см. Латентный период беременности). Детёныши (1-5) рождаются в марте - апреле. Р. полезна как санитар, уничтожающий в лесу трупы животных. Мех очень ценится у народов Севера, т. к. не смерзается на морозе; используется также для костюмов лётчиков и космонавтов.

Лит.: Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 2, ч. 1, " М., 1967. Ю.П. Язан.

РОСПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ, орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства.

Важной частью Р. д. является архит. Р. д. (см. также Монументальное искусство, Стенные росписи), подчинённая задачам украшения фасадов и интерьеров зданий. Композиция Р. д. может соответствовать архитектонике сооружения (акцентируя те или иные моменты конструктивного решения) или, напротив, вступать с ней в контрастное соотношение (напр., при " ковровой" компоновке росписи, равномерно покрывающей все архит. элементы). Архит. Р. д. выполняется непосредственно на стене, своде и т. д. или же на холсте, к-рый затем укрепляется на поверхности стен (см. Панно) и перекрытий (см. Плафон). Для Р. д. применяются фреска, темпера, клеевая живопись, реже - масляная живопись, с кон. 19 в.- также силикатная живопись. В Р. д. классицизма 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. была широко распространена гризайль.

Другой частью Р. д. является роспись бытовых предметов из керамики (см. также Майолика, Фарфор, Фаянс), дерева, металла (см. Эмали), стекла, а также роспись тканей (см. Ткани художественные). В нар. иск-ве Р. д.- часто самостоятельная отрасль творчества или местных промыслов (см. Городецкая роспись, Хохломская роспись, Батик, Лаки художественные). Нередко, возникая из стремления имитировать другие, обычно более дорогие материалы и трудоёмкие виды декоративно-прикладного иск-ва, Р. д. вырабатывает собственные средства художеств, выразительности, призванные выявить (или замаскировать) пла-стич. свойства материала, подчеркнуть назначение вещи, конкретизировать её связь с интерьером или материальной средой в целом.

Лит.: Б а к у ш и н с к и и А. В., Роспись по дереву, бересте и папье-маше, М., 1933; Алексеев С. С., Декоративная живопись, М., 1949: Русское декоративное искусство, т. 1 - 3, М., 1962 - 65.

РОСПУСК, автомобильный прицеп для перевозки длинномерных грузов (брёвна, трубы и т. п.), соединяемый с автомобилем при помощи самого груза. Р. бывает одно- и двухосным; состоит из рамы, скреплённой посредством подвески с осью колёс, и коника (опорного бруса с откидными стойками, удерживающими груз). Шкворневое соединение позволяет конику поворачиваться относительно рамы.

РОСС (Ross) Джеймс Кларк (15.4.1800, Лондон, - 3.4.1862, Эйлсбери), английский военный моряк, полярный исследователь. В 1818-33 участвовал в шести арктических экспедициях по отысканию Сев.-зап. прохода, в т. ч. в трёх (1819- 1824) - под начальством У. Э. Парри и в двух (1818 и 1829-33) - своего дяди Дж. Росса. На санях Р. в 1830 пересек п-ов Бутия, открыл на 3. пролив, названный позднее его именем, и видел за ним землю, к-рую принял за п-ов (о. Кинг-Уильям); в 1831 открыл сев. магнитный полюс под 70°05'17" с. ш. и 96°'46'45" з.д. В 1840-43 совершил три летних плавания в Антарктику на судах " Эребус" и " Террор". Следуя от о. Тасмания, Р. в 1841 открыл за 72° ю. ш. море, названное его именем, прилегающий участок юж. материка - Землю Виктории, на 77°30' ю. ш.- вулканы Эребус и Террор (на п-ове Росса) и за ними ледяной барьер Росса (обрыв 45-60 м). Продвигаясь на В. вдоль этого барьера (край шельфо-вого ледника Росса), он достиг 78°04' ю. ш., а в 1842 впервые поднялся до 78°09'30" ю. ш., но летом 1842-43, следуя от мыса Доброй Надежды на Ю. через м. Уэдделла, он дошёл только до 71°30' ю. ш. Р. положил на карту вост. берег Земли Виктории, но считал её и все ранее открытые антарктич. земли не частями юж. материка, а островами.

Соч.: Voyage of discovery and reseach in Southern and Antarctic regions during the years 1839-43, v. 1-2, L., 1847.

Лит.: Трешников А. Ф., История открытия и исследования Антарктиды, М., 1963; М а г и д о в и ч И. П., Очерки по истории географических открытий, М., 1967.

И. П. Магидович.

РОСС (Ross) Джон (24.6.1777, Инч, Шотландия, - 30.8.1856, Лондон), английский военный моряк, исследователь Арктики. В 1818, руководя экспедицией по отысканию Сев.-зап. прохода, проследил в море Баффина зап. берег Гренландии до 76°54' с. ш. и существенно исправил его очертания на карте; повернув на Ю., вошёл в пролив Ланкастер, но принял его за залив. В 1829-33 возглавлял экспедицию, открывшую п-ов Бутия.

Соч.: Narrative of a second voyage in search of a North-West passage and or a residence of the Arctic regions during the years 1829-33, [v. 1 - 2], L., 1835.

Лит.: Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962; Моуэт Ф., Испытание льдом, пер. с англ., М., 1966.

РОСС (Ross) Роналд (13.5.1857, Алмора, Индия, - 16.9.1932, Лондон), английский паразитолог, микробиолог и врач, чл. Лондонского королевского об-ва и Королевской коллегии хирургов. Окончил мед. школу при госпитале Сент-Бартоломью (Лондон) в 1879; в 1881-99 работал в Индии. В 1899 возглавил англ. мед. экспедицию в Зап. Африку для изучения малярийных комаров; после возвращения - проф. Школы тропич. медицины в Ливерпуле (1902-17); с 1926 директор Ин-та тропич. болезней (ныне Ин-т им. Р.). Осуществил экспериментальное заражение тропич. малярией птиц через укусы комаров, что позволило в дальнейшем установить цикл развития возбудителя малярии у человека и роль комаров рода Anopheles в передаче этого заболевания. Член мед. академий Парижа, Турина, Королевской академии Бельгии. В 1902 за работы по малярии удостоен Нобелевской пр.

Соч.: The prevention of malaria, L., 1910; Studies on malaria, L., 1928.

Лит.: К а с с и р с к и и И. А., Рональд Росс и малярийная проблема, М.-Л., 1938.

РОСС (Rosse) Уильям (17.6.1800- 31.10.1867), ирландский астроном; см. Парсонс У.

РОСС АРМАН, псевдоним русского революционера 1870-х гг. М. П. Сажина.

РОССА ЛЕДЯНОЙ БАРЬЕР (Ross Ice Barrier), отвесный ледяной обрыв, внешний край шельфового ледника Росса (см. Росса шельфовый ледник), омываемый водами м. Росса. Тянется с В. на 3. от п-ова Эдуарда VII до п-ова Росса. выс. до 50 м. Открыт англ, экспедицией Дж. К. Росса в 1841. Назван именем начальника экспедиции.

РОССА МОРЕ (Ross Sea), окраинное море Тихого ок. у берега Антарктиды, между мысами Адэр (71° 17' ю. ш., 170°18' в. д.) и Колбек (77°07' ю. ш., 158°15' з. д.). Пл. 435 тыс. км2, вместе с обширным водоёмом, находящимся под шельфовым ледником Росса, ок. 960 тыс. км2. Глуб. до 700 м. Берега гористые, сильно изрезанные. Почти весь год покрыто дрейфующими льдами, к-рые разрежаются в конце лета. Много айсбергов. Ср. годовая темп-pa воды ниже -1 " С; летом темп-pa иногда повышается до 2 °С. Солёность 33, 75-34, 4%о. Течения образуют круговорот по часовой стрелке. Приливы полусуточные, высота до 1 м. Водятся тюлень Росса, тюлень Уэдделла, тюлень-крабоед, киты. Открыто Дж. К. Россом в 1841. В 1956 на п-ове Росса создана осн. база антарктич. экспедиций США Мак-Мердо, в 1957 здесь же была создана новозеландская база Скотт, на мысе Халлетт - науч. станция Халлетт (СШАсовм. с Н. Зеландией).

РОССА ШЕЛЬФОВЫЙ ЛЕДНИК (Ross Shelf Ice), первый по величине шельфовый ледник в Антарктиде, между Землёй Мэри Бэрд на 3. и Землёй Виктории на В. Пл. 527 тыс. км2. Протяжённость с Ю. на С. ок. 850 км, с В. на 3. ок. 1000 км. выс. ок. 60 м. На С. обрывается в м. Росса отвесной стеной выс. до 50 м (см. Росса ледяной барьер). Толщина льда от 150-200 м у внешнего края до 700 м в тыловой части. Ср. скорость движения вост. половины 800 м, западной - 1500 м в год. Открыт в 1841 англ, экспедицией Дж. К. Росса. Первоначальное назв.- Барьер Росса. В 1929-59 (с перерывами) на шельфовом леднике Росса существовала база антарктич. экспедиции США Литл-Америка.

РОССЕЛЛИ (Rosselli) Карло (16.11. 1899, Рим, -9.6.1937, Банъоль-де-л'Орн, Франция), деятель итальянского антифаш. движения. Преподавал социальные науки в ун-те Боккони в Милане и в Высшем коммерч. ин-те в Генуе. В 1924 вступил в Унитарную социалистич. партию. Вместе со своим братом Нелло Р. (историком), Э. Росси и Г. Сальвемини в 1925 издавал нелегальную антифаш. газ. " Нон молларе! " (" Non Mollare! "). В 1926 с П. Ненни издавал журн. " Куарто стато" (" Quarto Stato"). В 1927 за организацию побега из Италии Ф. Турати сослан. В 1929 бежал в Париж, где основал антифаш. демократии, движение " Джустиция э либерта". В 1936-37 участвовал в войне против фашизма в Испании, был ранен. Вместе с братом Нелло был убит франц. кагулярами, действовавшими в сговоре с итал. фаш. разведкой.

РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (р. 8.5.1906, Рим), итальянский кинорежиссёр. Совм. с Ф. Де Робертисом поставил милитаристские фильмы: " Белый корабль" (1941), " Пилот возвращается" и " Человек с крестом" (оба в 1942), однако в них он сосредоточивал внимание на страданиях, к-рые несёт людям война, старался придать фильмам жизненную достоверность. В 1945 поставил фильм " Рим - открытый город", поев, борьбе рим. участников Сопротивления и проникнутый духом антифаш. единства, героич. патетикой. Этот.фильм стал манифестом неореализма. Значителен был и трагический по звучанию антифашистский фильм " Пайза" (1946). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. Р. поставил неск. картин, развивавших тему нравственной деградации: " Германия, год нулевой" (1948), " Европа 51" (1951), " Где свобода? " (1952). Религиозно-мистич. мотивы прозвучали в его фильмах " Франциск, менестрель бога" (1950), " Стромболи" (1950). Подъём демократич. движения помог Р. преодолеть творч. кризис. Он ставит фильм " Индия 1958" (1958) и ряд картин, в к-рых возвращается к патрио-тич. и антифаш. тематике: " Генерал Делла Ровере" (1959), " В Риме была ночь" (1960) и " Да здравствует Италия! " (1960)- о походах Дж. Гарибальди.

В cер. 60-х гг. Р. работал на телевидении. Снял ряд общеобразоват. историч. телефильмов (" Взятие власти Людовиком XIV", " Сократ", " Паскаль" и др.), оставаясь в стороне от передового итал. киноискусства, в частности от возникшего на рубеже 60-70-х гг. направления " политическое кино". В 1975 пост, художеств, фильм " Италия, год первый", искажённо рисующий политич. жизнь страны в послевоенный период.

Лит.: Феррара Дж., Новое итальянское кино, пер. с итал., М., 1959.

Г. Д. Богемский.

РОССЕЛЛИНО (Rossellino), семья итальянских скульпторов и архитекторов Раннего Возрождения. Наиболее известны Бернардо и Антонио Р. Б е р н а р д о Р. (1409, Сеттиньяно, Тоскана, - 23.9.1464, Флоренция), архитектор и скульптор. Сотрудничал с Л. Б. Альберти в строительстве Палаццо Ручеллаи во Флоренции (илл. см. т. 1, табл. XL, стр. 369). Гл. архит. работа - планировка и стр-во (с 1459) г. Пиенца, впервые воплотившего гуманистич. представления об " идеальном городе" (среди возведённых Бернардо здания Пиенцы - Палаццо Пикколомини; илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448). Свойственное архит. творчеству Бернардо тяготение к ясности и уравновешенности образа проявляется и в его пластике (вызвавшая многочисл. подражания гробница Л. Бруни в церкви Сан-та-Кроче во Флоренции, мрамор, 1446- 1447). Антонио Р. (1427, Сеттиньяно, Тоскана, - около 1479, Флоренция), скульптор, брат и ученик Бернардо. Для его произведений (портрет Джованни Келлини, 1456, музей Виктории и Альберта, Лондон, алтарь св. Себастьяна в Колледжате в Эмполи, Тоскана, ок. 1470, оба мрамор) характерны более свободная, чем у Бернардо, композиция, любовь к тончайшим живописным эффектам в моделировке лица и одежд.

А. Росселлино. Гробница кардина-ла Португальского в церкви Сан-Миньято аль Монте во Флоренции. Мрамор. 1461 - 66. (Архитектурные детали исполнены, возможно, Б. Росселлино.)

Лит.: Planiscig L., Bernardo und Antonio Rossellino, W., [1942].

РОССЕЛЬ (Rossel) Луи Натаниель (9.9. 1844, Сен-Бриё, -28.11.1871, Сатори), французский воен. и политич. деятель. Получил воен. образование. Участвовал в качестве офицера инженерных войск во франко-прус. войне 1870-71. Возмущённый предательскими действиями реакц. генералитета, подал 19 марта 1871 в отставку. Прибыв в Париж 20 марта, стал на сторону Парижской Коммуны. Занимал посты: командира 17-го легиона Нац. гвардии, пред. воен. трибунала, нач. гл. штаба воен. министерства. С 30 апр. воен. делегат Коммуны. Разработал план наступательных действий против версальцев. После падения форта Исси (30 апр. 1871) подал 9 мая 1871 в отставку. Был арестован по распоряжению Коммуны, бежал и скрылся. После вступления версальцев в Париж был арестован и расстрелян по приговору воен. суда.

Лит.: Thomas E., Rossel. 1844-1871, Р., [1967].

РОССЕТТИ (Rossetti) Габриеле (28.2. 1783, Васто, Абруцци, - 24.4.1854, Лондон), итальянский поэт. Во время Неаполитанской революции 1820-21 создал гимн " Ты прекрасна, звёзды в твоих волосах". После разгрома революции бежал; с 1824 жил в Англии. На политич. события в Италии отзывался пламенными песнями и стихами. Нек-рые произв. проникнуты мистич. религиозностью (трактат " Об антипапском духе...", 1832, сб. стихов " Бог и человек. Цитра", 1833, и др.). В " Аналитическом комментарии к „Божественной комедии" " Данте (1826) рассматривал её как аллегорич. поэму, в к-рой якобы отстаивалась необходимость обновления церкви.

Соч.: Poesie di G. Rossetti, Firenze, 1861; 2 ed., 1879; Poesie politiche, Roma, 1891; Opere inedite e rare, Lanciano, 1910.

Лит.: Giannantonio P., Biblio-grafia di G. Rossetti (1806-1958), Firenze, [1959].

РОССЕТТИ (Rossetti) Данте Габриел (собств. Габриел Чарлз Данте) (12. 5. 1828, Лондон, - 9. 4. 1882, Берчинг-тон, Кент), английский живописец и поэт, один из основателей " Братства прерафаэлитов" (см. Прерафаэлиты). Сын Г. Россетти. Учился в Лондоне в рисовальной школе X. Сэсса (с 1843), в АХ (с 1845), позднее у Ф. М. Брауна. Отвергая вульгарный прозаизм в совр. иск-ве, Р. в поисках источника вдохновения обращался к живописи итал. примитивов, черпал темы и сюжеты в итал. поэзии средневековья и Раннего Возрождения (особенно у Данте), ср.-век. легендах и хрониках, произв. англ, романтиков, придавал образам осязаемо-чувственный характер и вместе с тем мистич. окраску (картина " Детство Марии", 1849, гал. Тейт, Лондон; стихи " Небесная подруга", 1850). Эмоциональный строй живописных работ Р. (с их неизменно женскими персонажами) характеризует парадоксальное сочетание интенсивности чувств героинь и внешней статичности, скованности их поз и жестов. Соединение объёмно выписанных фигур с условным декоративным фоном (часто - узором из листьев и цветов), яркая полихромия и тонкая линеарность в композициях Р. во многом предвосхищают стиль " модерн" (" Beata Beatrix", 1863, гал. Тейт, Лондон; " Сон Данте", 1870-71, Художеств, гал. Уокера, Ливерпул). Лит. произв. Р. отличаются живостью и зримой убедительностью образов, пластичностью языка, точностью метафор; в них проявляется типичная для всего его творчества любовь к неожиданным ассоциациям и сочным деталям (сб-ки - " Стихи", 1870, -" Баллады и сонеты", т. 1-2, 1881). Ряд стихотворений Р. посвящён освободит, борьбе итал. народа. Р. много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к монументально-декоративной живописи.

Д. Г. Россетти.

К. И. Росси.

Э. Росси.

Д. Г. Р о с с е т т и. " Благовешение". 1850. Галерея Тейт. Лондон.

Соч.: Collected works, v. 1 - 2, L., 1890; The complete poetical works, Boston, 1903 Letters, v. 1 -4, Oxf., 1965 - 67; в рус. пер. в кн.: Антология новой английской поэзии Л., 1937.

Лит.: История английской литературы, т. 3 М., 1958, с. 23 - 28; Johnston R. D. D. G. Rossetti, N. Y., [1969]; Surtees V. The paintings and drawings of D. G. Rossetti v. 1 - 2, Oxf., 1971. Т. И. Володина

РОССИ Карл Иванович [18(29). 12.1775, Петербург, - 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистич. среде (мать - итал. балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником арх. В. Ф. Бренны, в 1802-03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (моек, постройки Р. не сохранились). Среди ранних работ - перестройка Путевого дворца в Твери (1809; илл. см. т. 11, стр. 208). В 1815 вернулся в Петербург, с 1816 один из гл. архитекторов Комитета для строений и гидравлич. работ. С этого времени начался период расцвета творчества Р., создавшего на основе обширных градостроит. планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, к-рые во многом определили облик центр, частей города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагичом острове Р. осуществил стр-во величеств. Михайловского дворца (1819-25; ныне здание Русского музея) и торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь; план см. т. 10, стр. 465) и Михайловской ул. (ныне ул. Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца (напр., Белый зал; илл. см. т. 10, табл. XVII, стр. 352- 353) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819-29 Р. возвёл ансамбль Гл. штаба, смело решив трудную композиц. и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь (илл. см. т. 7, стр. 595): Р. изменил направление Морской ул. (ныне ул. Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой (илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529). В 1816-34 Р. создал один из наиболее значит, ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина; илл. см. т. 14, табл. XXV, стр. 320-321) и состоящий из Театральной ул. (ныне ул. Зодчего Росси; илл. см. т. 12, стр. 272), Александрийской пл. (ныне Островского площадь; план см. т. 2, стр. 299) и Чернышёва моста пл. (ныне пл. Ломоносова). Последним крупным сооружением - зданиями Сената и Синода (ныне Центр, ист. архив СССР) Р. в 1829-34 завершил формирование Сенатской пл. (ныне пл. Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространств. композиции, разнообразием и органичностью решений, петерб. ансамбли Р. составили вершину градостроит. иск-ва рус. классицизма. Для творчества Р., одного из создателей рус. варианта ампира, характерны широта в охвате архит. задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармонич. сочетание архит. форм с аллегорич. скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (напр., металлич. перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Р. отражал патриотич. идеи величия России - победительницы в Отечеств, войне 1812. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Гал. Отечеств, войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым). Градостроит. идеи Р., воплощённые им в величавых гор. ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру рус. классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма, элементы архит. эклектики.

Лит.: Вейнерт Н., Росси, М.- Л., 1939; Гримм Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского, Л.- М., 1946; П и-л я в с к и и В. И., Зодчий Росси, М.-Л., 1951.

РОССИ (Rossi) Эрнесто (27.3.1827, Ливорно, - 4.6.1896, Пескара), итальянский актёр. В 1846 начал сценич. деятельность в бродячей труппе (Ливорно). Важную роль в художеств, развитии Р. сыграл актёр Г. Модена. Р. создал образы в произв. драматургов-романтиков, проникнутых идеями патриотизма и освободит, борьбы: Паоло (" Франческа да Римини" Пеллико), Антонио Фоскарини и Джованни да Прочида (" Джован-ни да Прочида" Никколини) и др. С обращением к драматургии У. Шекспира связан расцвет творчества Р. Одна из лучших ролей - Гамлет (играл с 1856 до конца жизни); исполнял также роли Отелло (" Отелло"), Макбета (" Макбет"), Ромео (" Ромео и Джульетта") и др. Его игра отличалась простотой, правдивостью переживаний, выразительностью пластич. рисунка. С 1855 постоянно гастролировал в странах Европы и Америки, а также в Египте и Турции. Особое место занимали в жизни Р. выступления в России (1877, 1878, 1890, 1895, 1896), где его искусство получило высокую оценку рус. критики. Автор работы " Этюды о драматическом искусстве" (1885), мемуаров " 40 лет артистической жизни" (т. 1-3, 1887-89).

Э. Р о с с и в роли Гамлета (" Гамлет" У. Шекспира)

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал