Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1972 в МНР издавалось 12 центр., 18 местных газет, ряд журналов общим тиражом св






В 1972 в МНР издавалось 12 центр., 18 местных газет, ряд журналов общим тиражом св. 1 млн. экз. Осн. издания в Улан-Баторе: " Унэн" (" Правда"), с 1925, тираж 110 тыс. экз. (здесь и далее на 1972), ежедневная газета, орган ЦК МНРП и Совета Министров МНР; " Намын амьдрал" (" Партийная жизнь"), с 1923, тираж 30 тыс. экз., ежемесячный журн., орган ЦК МНРП; " Худул-мур" (" Труд"), с 1930, тираж 60 тыс. экз., газета выходит 3 раза в неделю, орган Центрального совета профсоюзов МНР; " Залучудын унэн" (" Молодёжная правда"), с 1924, тираж 60 тыс. экз., газ. выходит 3 раза в неделю, орган ЦК Монгольского революционного союза молодёжи; " Новости Монголии", с 1947, тираж на рус. яз. - 10 тыс. экз., на кит.-1 тыс. экз., газета выходит 2 раза в неделю; " Монгол улс" (" Монголия"), с 1956, тираж на монг. яз.-12 тыс. экз., рус.-19 тыс., англ.-1 тыс. экз., ежемесячный иллюстрированный обществ.-поли -тич. и лит.-художеств. журнал; " Монголын эмэгтэйчуд" (" Монгольские женщины"), с 1925, тираж 30 тыс. экз., журн. выходит 1 раз в 3 месяца. В 1957 создано правительств, телеграфное агентство -Монгольское телеграфное агентство -" МОНЦАМЭ". Снабжает внешнеполитич. информацией монг. газеты, радио и телевидение. Издаёт газету, а также ин-формац. бюллетени на англ, и франц. яз. Радиовещание в МНР осуществляется (с 1934) Гос. комитетом Совета Министров МНР по информации, радиовещанию и телевидению. Работают 2 радиоцентра-в Улан-Баторе и в Улэгэе. Радиоцентр в Улан-Баторе ежедневно в течение 21 часа в сутки ведёт передачи по двум программам на монг. яз. Регулярно транслируются передачи на рус., кит., англ., франц. и казахском яз.; продолжительность передач на иностр. яз.-30 часов в неделю.

В 1967 в Улан-Баторе вступил в строй телевизионный центр. С 1969 телепередачи в Улан-Баторе принимаются станцией космической телесвязи " Орбита". Телевизионные передачи осуществляются по трём программам - национальной и двум программам " Орбита" 6 раз в неделю.

Л. Л. Поздняков.

XIII. Литература.

Фольклор монголов отличается богатством жанров: песни, былины, героич. сказания, сказки, йоролы (благопожела-ния), магтаалы (восхваления), сургаалы (поучения), легенды, загадки, пословицы и поговорки. Сильные фольклорные традиции сказались на живучести монг. эпич. лит-ры, широко известной сказанием о Гэсэр-хане, нар. эпосом " Джангар" (бытует наравне с калмыцким) - о цветущей стране Бумбе и её богатыре и защитнике Джангаре. Эпиграфич. памятники письм. лит-ры, датированные 12-13 вв., " Надписи на скалах халхасского Цокто-тайджи" (1580-1637) свидетельствуют о большом влиянии нар. песенной лирики, об эпичности как особенности, присущей монг. поэзии. Образцом диало-гич. нар. песен служит произв., известное под назв. " Золотоордынская рукопись на бересте" (рубеж 13-14 вв., хранится в Эрмитаже, Ленинград). Первый известный монг. письм. памятник -" Сокровенное сказание" (не ранее 1240) -соч. неизвестного автора или коллектива авторов, в равной степени относится и к исторической, и к художественной лит-ре. Лит-ра 13-14 вв. лишь фрагментарно представлена в более поздних сочинениях - летописях 17 в., в к-рые вошли широко известные произв. " Сказание об Аргасун-хуурч", " Беседа мальчика-сироты с девятью витязями Чингисхана", " Легенда о разгроме трёхсот тайджиутов", более поздние - " Плач То-гонтэмура", " Легенда о мудрой ханше Мандухай" (15 в.), " Повесть об Убаши-хун-тайж" (16 в.). По художеств, достоинствам выделяются три летописи 17 в.-анонимное " Жёлтое повествование", " Золотое сказание" Лубсан Дандзана, " Драгоценная пуговица" Саган Сэцэна. Разнообразие жанров отличает оригинальную монг. лит-ру 19 в., когда творили автор историч. трилогии " Синяя книга" и социально-бытового романа " Одноэтажный павильон" Инжинаш (1837-92), мастер поэтич. нар. сатиры Хуульч Сандаг, группа поэтов - Д. Равжаа (1803-56), Гулранса (1820-51), Ишданзанванжил (1854-1907), Лувсандондов (1854-1909), Хишигбат (1849-1916), Гамал (1871-1916), создатель аллегорич. рассказа " О собаке, кошке и мыши" Гэндэн Мээрэн (1820-82). Этой лит-ре свойственны демократич. антифеод, тенденции.

Начиная с периода Юаньской империи (70-е гг. 13 в.- 1368) процветала переводная лит-pa. Среди её произв.- поэма Шантидевы, " Калила и Димна" - иранский вариант " Панчатантры", " Сто тысяч песен" тибет. поэта-отшельника Мила-райбы, сб. афоризмов " Субашита" и др. 108 томов " Ганжура", включающего, помимо учёных трактатов, труды по языкознанию, стихосложению, риторике, 225 томов " Данжура" - комментария к " Ганжуру" - переводились на протяжении столетий и были напечатаны в 18 в. Послесловия к нек-рым переводам сохранили имена переводчиков. Один из них Чойджи-одсер - автор стихотворного послесловия, комментария и перевода " Бод-хичарьяватары" (14 в.). Получили распространение пришедшие из Индии мн. повести и рассказы, напр. " Волшебный мертвец", сказки " Панчатантра", сказание о царе Викрамадитья. В устной передаче имели хождение различные кит. романы. Популярностью пользовались " Речные заводи" Ши Най-аня, " Троецар-ствие" Ло Гуань-чжуна, " Путешествие на Запад" У Чэн-эня, " Сон в красном тереме" Цао Сюэ-циня, новеллы Пу Сунлина.

После нар. революции 1921 молодая лит-pa Монголии, опираясь на фольклор, впитывала лучшие традиции лит. наследия, расширяла связи с прогрессивной мировой, в первую очередь - русской классич. и сов. лит-рой. Получили развитие новые жанры. Особое место заняла драматургия. В 1929 был создан кружок революц. писателей, преобразованный в 1930 в Монг. ассоциацию революц. писателей. Первые страницы новой лит-ры открывают революц. песни " Шивэ Кяхта", " Красное знамя", первые самодеятельные злободневные спектакли (" Сандо ам-бань", 1922). В театре проявились дарования одного из основоположников совр. лит-ры Д. Нацагдоржа (1906-37), талантливых писателей С. Буяннэмэха (1902-37), М. Ядамсурэна (1902-37), Ш. Аюши (1904-37), Д. Намдага (р. 1911). В 20-е гг. опубл. первые монг. повести - " Озеро Толбо" Улаан-оторча (псевд. Ц. Дамбадоржа, 1900-34), " Отвергнутая девушка" Ц. Дамдинсурэ-на (р. 1908). На 30-е гг. приходится расцвет творчества Нацагдоржа, создавшего стихи, рассказы, лирич. миниатюры, неск. пьес, в т. ч. первую нац. муз. драму " Три печальных холма", первые главы повести " Ненанизанный жемчуг" и др. произведения. В этот период выделяется творчество Дамдинсурэна, создавшего стихи, поэму " Моя седая матушка" (1934) -сыновнее слово любви к матери, верности родине. Оставаясь глубоко нац. писателями, продолжавшими нар. традиции, Нацагдорж, Дамдинсурэн испытали на себе прогрессивное влияние передовой зарубежной лит-ры. Их произведения знаменуют первые успехи социалистич. реализма в лит-ре Монголии.

40 - 50-е гг. стали временем прихода в лит-ру мн. поэтов и прозаиков. Разгром япон. войск в р-не р. Халхин-Гол (1939), Великая Отечеств, война Сов. Союза 1941-45, участие МНР в совместном разгроме Квантунской армии осенью 1945 обусловили появление в монг. лит-ре воен. темы, необычайный размах приобрели мотивы монг.-сов. дружбы. К теме солидарности с сов. народом обращаются С. Дашдэндэв (р. 1912), Д. Цэвэгмэд (р. 1915), Ч. Лхамсурэн (р. 1917), П. Хор-лоо(р. 1917), Д. Тарва(р. 1923). Развивается нац. драматургия. В пьесах Намдага, Ц. Цэдэнжава (р. 1913), Б. Бааста (р. 1921) оживает историч. прошлое Монголии, появляются фольклорные пьесы Ч. Ойдова (1917-63); ставятся пьесы на совр. темы Д. Сэнгээ (1916-59), Э. Ою-ун (р. 1918), Ч. Лодойдамбы (1917-70), Л. Баштана (1920-68) и др. Особенно выделяется талант Сэнгээ, оставившего мн. стихов, песен, поэм, повесть " Аюуш" (1947) о герое МНР. Одно из значит, достижений литературы 50-60-х гг.-становление и развитие в ней жанра романа. Поэзия, долгое время доминировавшая в литературе, отступила на второе место. Первыми монгольскими романистами стали Б. Ринчен (р. 1905) и Лодойдамба. В романе " Заря в степи" (кн. 1-3, 1951-55) Ринчена отражена жизнь монг. общества конца 19-1-й пол. 20 вв. Роман " На Алтае" (1949) Лодойдамбы посвящён работе геологич. экспедиции, становлению нового человека. Подлинным успехом Лодойдамбы стала дилогия " Прозрачный Тамир" (кн. 1-2, 1962-67) - широкое многоплановое полотно; в центре его - нар. революция 1921, судьбы монг. тружеников. Авторами ист.-революц. романов являются также Намдаг (" Тревожные годы"), Ц. Уламбаяр (р. 1911; " Горе и счастье"), Дашдэндэв (" Красное солнце"). Известными романистами стали Ж. Пурэв (р. 1921), Л. Тудэв (р. 1935), С. Даш-дооров (р. 1935). В центре внимания Тудэва - социалистич. Монголия, пафос созидания новой жизни (романы " Горный поток", 1960, " Перекочёвка", 1964). Продолжают развиваться жанры повести, рассказа. В сб-ках рассказов Бааста проблемы современности переплетаются с ист.-революц. тематикой. Вопросы морали ставит в своих рассказах М. Гаадамба (р. 1924). Судьбам монг. женщин посвящено творчество писательниц Оюун и С. Удвал (р. 1921; сб. рассказов " Мы встретимся с вами", 1965). Гуманистич. идеями проникнуты произв. Д. Мягмара (р. 1933; повести " Земля и мы", 1965; " Мельник" и" Дочь мельника", обе 1966). Моральные, нравств. проблемы - в центре рассказов Дамдинсурэна (сб. " Странная свадьба", 1966). С.Эрдэ-нэ (р. 1929) проявил себя мастером в жанре психологич., лирич. новеллы (рассказы сб. " Пыль из-под копыт", 1964, повести " Год синей мыши", 1970, " Трава под снегом", 1971, и др.). В повестях, рассказах 60 - нач. 70-х гг. находят отражение реальные требования и конфликты действительности, выступают герои, объединённые идеями социализма.

Среди современных поэтов выделяются Ц. Гайтав (р. 1929) - автор поэм " Ленин с нами" (1963), " Карл Маркс" (1964), " Сухэ-Батор" (1967), " Фридрих Энгельс" (1973); Б. Явуухулан (р. 1929) -мастер лирич. и гражд. поэзии; Ч. Чимид (р. 1927) - поэт, прозаик, драматург; Д. Пурэвдорж (р. 1933), Ш. Сурэнжав (р. 1938), П. Пурэвсурэн (р. 1939), поэтесса Ш. Дулма (р. 1934), поэт М. Цэдэн-дорж (р. 1932) и др.

В 70 е гг. небывалого размаха достигла переводч. деятельность. Творчество совр. писателей свидетельствует о сближении лит-ры Монголии с прогрессивной мировой лит-рой при максимальном сохранении нац. особенностей.

Союз писателей МНР регламентирует лит. жизнь. Состоялось пять съездов монг. писателей. Союз писателей выпускает периодич. издания - журн. " Цог" (с 1944), газ. " Утга зохиол урлаг" (с 1955). Регулярно выходит альманах " Свод вдохновенных слов" (с 1929). Творчество молодых представляет ежегодник " Подснежник".

Лит.: Владимирцов Б., Монгольская литература, в сб.: Литература Востока, в. 2, П., 1920; Монголо-ойратский героический эпос, П.-М., 1923; Герасим о-в и ч Л. К., Литература Монгольской Народной Республики 1921-1964 годов, [Л.], 1965; Михайлов Г. И., Литературное наследство монголов, М., 1969; Михайлов Г., Яцковская К., Монгольская литература, М., 1969; Ш а с т и н а Н. П., Образ Чингисхана в средневековой литературе монголов, в сб.: Татаро-монголы в Азии и Европе, М., 1970; ее же, Повесть о споре мальчика-сироты с девятью витязями Чингнса, в сб.: Страны и народы Востока, в. 11, М., 1971; Кара Д., Книги монгольских кочевников, М., 1972; " Вопросы литературы*, 1973, № 12 (номер посвящен литературе МНР); Лубсан Данзан, Алтай тобчи (Золотое сказание), пер. с монгольского, введение, комментарии и приложения Н. П. Шастиной, М., 1973; Молодые поэты Монголии. Сборник, пер. с монгольского, вступ. ст. К. Яцков-" ской, М., 1973; Песни аратов. Из монгольской народной поэзии, пер. Н. Гребнева. Сост. Г. Михайлов, М., 1973.

К. Н. Яцковская.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал