Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 15 страница. В философию нового времени понятие М






В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистич. интерпретации Николая Казанского и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существ, роль в философии исп. схоласта Ф. Суареса, англ, платоника Генри Мора, нем. натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Т.Лейбница, разработавшего спец. учение о М.-" монадологию". По определению Лейбница, М.-это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии. Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классич. учением объективного идеализма, " монадология" Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектич. взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой X. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов И. Гербарта, Г. Лотце и др., в 20 в.- в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия - США). Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, X. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67-76; С г am e r W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W.-Munch., 1965.

Г. Г. Майоров.

МОНАДНОК, останцовая возвышенность, сложенная твёрдыми горными породами, резко выделяющаяся среди выровненной поверхности. Назв. происходит от горы Монаднок (Monadnock) в США.

МОНАКО (Monaco), государство в Юж. Европе, на побережье Средиземного м., с суши окружено терр. Франции. Пл. 1, 5 км2. Нас. ок. 25 тыс. чел. (1973), в т. ч. 4.5 тыс. подданных М.- монегасков, св. 15 тыс. франц. граждан, итальянцы и др. Офиц. язык - французский. Религия -католическая. Календарь - григорианский (см. Календарь). М. состоит из 3 слившихся адм. округов-городов - Монако (столица), Монте-Карло, Ла-Кон-дамин.

М.- княжество, конституц. монархия. Действующая конституция принята 17 дек. 1962. Глава гос-ва - князь, осуществляет законодат. власть совместно с Нац. советом (из 18 чл.), избираемым на 5 лет. Избират. право предоставляется всем гражданам, достигшим 21 года. Исполнит, власть принадлежит Правительств, совету во главе с гос. министром. Суд. система состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляц. судов. Применяется, за нек-рыми исключениями, франц. законодательство. Гос. герб и гос. флаг см. в статьях Государственные гербы и Флаг государственный.

В 10-1 вв. до н. э. на терр. совр. М. существовала сначала финикийская, а затем греч. колония. В 1 в. до н. э. территория попала под власть Рима, позднее ею завладели арабы, во 2-й пол. 11 в. н. э. -генуэзцы. В 1215 генуэзцы на месте совр. М. построили крепость. В 1419 в М. окончательно утвердился генуэзский род Гримальди; М. превратилось в самостоят, княжество (под протекторатом Генуи). С 1524 находилось под властью исп. монархии при сохранении формальной автономии, в 1605 исп. войска заняли терр. княжества. В 1641 население М. выступило против исп. господства, и княжество перешло под протекторат Франции. В результате Великой франц. революции княж. власть в М. была свергнута, в 1793 его территория присоединена к Франции. Парижский договор 1814 восстановил княжество М.; решением Венского конгресса 1814-15 оно было передано под протекторат Сардинского королевства. Революция 1848 уничтожила в М. княж. власть. В 1849 монархия была восстановлена, но сардинский протекторат прекращён. В J861 князь Карл III продал Франции права на гг. Ментону и Рокбрюн и согласился по существу на франц. протекторат. В 1865 с Францией был установлен таможенный союз. В 1861 французу Морису Блану была выдана концессия на открытие в М. игорного дома. Владевшее игорным домом междунар. акц. " Об-во морских купаний..." построило в Монте-Карло комплекс казино (1861-1910, франц. арх. Ш. Гарнье и др.). После завершения стр-ва жел. дороги между Францией и М. (1868) казино в Монте-Карло получило мировую известность и стало одним из осн. источников доходов М. В 1899 был осн. Океанографич. музей, ставший междунар. центром океа-нографич. исследований. В 1911 была введена в действие первая конституция, к-рая предусматривала образование выборного Нац. совета (парламента). Взаимоотношения с Францией регулируются рядом соглашений. В 1951 М. и Франция подписали конвенцию о взаимном содействии в области таможенных сборов, налогов, почты, телевидения и пр. В 1959 князь Ренье III (правит с 1949) распустил Нац. совет и приостановил действие конституции. В дек. 1962 была издана новая конституция. Весной 1962 возник конфликт с Францией, в ходе к-рого франц. власти установили на границе с М. таможенный кордон. Осн. причина конфликта - отказ М. ввести в княжестве нек-рые изменения в области налогообложения. 18 мая 1963 Франция и М. подписали соглашение, которое в частности включало конвенцию о взимании налогов. В соответствии с этой конвенцией на территории М. был введён подоходный налог по принципам французского налогообложения; однако от налога были освобождены монегаски, французы, проживающие в М. св. 5 лет, и компании, в капитале к-рых доля монакского капитала превышает 25%. В М. расположена одна из самых мощных в Европе средневолновых радиостанции -" Монте-Карло". Имеется телевизионная станция. М.- центр многих междунар. орг-ций (Междунар. гидрографич. бюро, Междунар. академия туризма и пр.) и место проведения междунар. встреч, особенно в области океанографии.

Ill. Гарнье. Оперный театр при комплексе казино в Монте-Карло. 1878-79. Главный фасад.

М.- один из центров туризма и лучших курортов Лазурного берега, пользующийся междунар. известностью. Ежегодный приток иностр. туристов 500-700 тыс. чел. Главные источники доходов гос-ва - обслуживание иностр. туристов и курортов, игорные дома (в Монте-Карло и др.), выпуск почтовых марок. Сетью отелей, увеселит, заведений и купален владеет " Общество морских купаний" (с 1967 - под контролем пр-ва). Имеются предприятия пищевой, лёгкой промышленности, стройматериалов; произ-во фаянса, майолики; изготовление сувениров. Ден. единица -франц. франк.

Общий вид княжества Монако. В 1969/70 уч. г. в начальных школах (пятилетних) было 1446 уч-ся, в ср. школах (семилетних) - 1847 уч-ся; одна треть уч-ся обучалась в частных уч. заведениях; в профессионально-технических уч. заведениях обучалось 330 чел.; в Академии музыки в г. Монако 400 студентов.

МОНАКО (Monaco), столица княжества Монако. Порт, курорт на берегу Средиземного м. Ок. 2 тыс. жит. (1961). Ист. центр М.- княж. дворец (13-19 вв.). Среди более поздних построек - псевдороманский собор (1874-98, арх. Ш. Ле-норман). В М. находятся: Б-ка при княж. дворце (св. 120 тыс. тт.), Океанографич. музей (осн. в 1899, совр. здание построено в 1910 арх. Делефортри; музей является науч. базой междунар. Ин-та океанографии в Париже) с обширным аквариумом, Б-ка Океанографич. музея (св. 30 тыс. тт.), Музей доисторич. антропологии. В архиве при княж. дворце хранятся документы с 13 в. и образцы денег М. с 1640.

МОНАРХ (греч. monarches, от monos -один и archos - правитель, властелин), наследственный или выборный глава монархич. гос-ва (царь, император, король, негус, шах, султан и т. п,); см. Монархия.

МОНАРХИЯ (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие), в эксплуататорских гос-вах форма правления, при к-рой верховная гос. власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва -монарха. Монархич. форма правления существовала в рабовладельч. и феод, обществе, она сохранилась и в ряде бурж. гос-в.

В рабовладельч. гос-вах М. выступала гл. обр. как неограниченная деспотия (иногда как теократия). Наиболее типична М. для феодализма - первоначально как раннефеод. М. (иногда принимала форму обширных феод, империй), затем - как М. периода феод, раздробленности, характеризующейся слабой центр, властью, позднее - как ограниченная сословно-представительная М. (см. Сословная монархия) и неограниченная - абсолютная М. (см. Абсолютизм, Государство). В бурж. монархич. гос-вах М. существует, как правило, в виде ограниченной, конституционной М., сложившейся в результате компромисса буржуазии с дворянством. В совр. бурж. М. власть монарха ограничена на основании конституции, т. е. законодат. функции переданы парламенту, исполнительные - пр-ву. В конституционной М. монарх юридически считается верховным носителем исполнит, власти, главой судебной системы, формально он назначает пр-во, смещает министров, имеет право распоряжения военными и полицейскими силами, издания указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их в силу, право законодат. инициативы, роспуска парламента и т. п. Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках пр-ва, а монарх " царствует, но не управляет". В. И. Ленин отмечал, что " монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 359).

Лит. см. при ст. Государство.

МОНАРХОМАХИ (от греч. monarches-монарх и mache - бой, борьба), тираноборцы, писатели-публицисты в зап.-европ. гос-вах 2-й пол. 16 - нач. 17 вв., выступавшие против абсолютизма. Отрицали божеств, происхождение королев, власти, считая, что суверенитет принадлежит народу, к-рый на договорных началах передаёт власть монарху и соответственно имеет право свергнуть его, если он нарушил условия договора (тем самым превратившись в " тирана"), и даже убить. М. не составляли единого течения и отражали в зависимости от конкретно-ист, условий интересы различных социальных слоев: растущей буржуазии (в Англии и Нидерландах), феод, знати (во Франции). Под " народом" М. понимали либо буржуазию, либо дворянство, а отнюдь не нар. массы. Франц. М. стремились не к уничтожению монархии, а к ограничению её сословно-представит. учреждениями. Теории М. часто выдвигались в ходе религиозно-политич. борьбы того периода. Тираноборческие идеи развивали кальвинисты Ф. Дюплесси-Мор-не и Ф. Отман (Франция), И. Альту-зий (Германия) и Дж. Бъюкенен (Шотландия), католик (один из основателей Парижской лиги 1584-94), Ж. Буше (Франция), иезуиты X. Мариана и Ф. Суарес (Испания). ф. А. Коган-Бернштейн.

МОНАСТИР, город на В. Туниса, в вилайете Сус, на побережье Средиземного м. 19, 2 тыс. жит. (1966, перепись). Тор-гово-ремесленный и развивающийся пром. центр. Произ-во оливкового масла. Лов и переработка рыбы, добыча губок. Предприятия текст, и металлообр. пром-сти. Курортно-туристский центр. Основан близ античного поселения Руспина. В старой части города (Касбе) сохранился древний монастырь (2 в. до н. э.).

МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion -келья отшельника), в ряде религий общины монахов (муж. М.) или монахинь (жен. М.), принимающие единые правила жизни (устав).

Древнейшие М. возникли в буддизме в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах); в эти общины принимались все, независимо от обществ, положения, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин (разбогатевших в значит, мере благодаря дарениям царей, знати) изменился: первоначально обязат. принцип нищенства стал фикцией, М. из убежища от мирской суеты превратились в идео-логич. опору существующего строя. Вслед за Индией буддийские М. появились в Бирме и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские М. стали крупными феод, землевладельцами, активно участвовавшими в поли-тич. жизни-гос-ва. В дальнейшем в связи с усилением индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае влияние и число буддийских М. в этих странах сильно сократилось (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Вост. Азии с 12-14 вв.). Большую роль М. играли в Тибете, Монголии и др. районах Центр. Азии, где буддизм распространился в форме ламаизма.

Христ. М. возникли первоначально как поселения отшельников (в 3-4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний Великий), с 4 в.- как совместные поселения - киновийные (от греч. koinos bios - общая жизнь), или общежительные М.; первый такой М. был осн. в Тавенне (Египет) Пахомием. В 4-5 вв. М. распространились в Палестине и Сирии, затем по всему Средиземноморью, а также в Галлии и Ирландии. Монастырская жизнь регламентировалась уставом: в визант. М. преим. уставом Василия Великого (4 в.), позднее -уставом Студийского М. в Константинополе (9 в.), в зап.-европ. М. в основном уставом Бенедикта Нурсийского, основателя М. в Монтекассино (ок. 530, Италия), положившего начало ордену бенедиктинцев. Во главе католич. М. стояли аббаты (или аббатисы), в православных - игумены (или игуменьи). В эко-номич. отношении М. представляли собой хоз. самодовлеющие организмы. На самом раннем этапе развития М. они создавались как коллективы подвижников, равных между собой, обязанных трудиться (все они должны были заниматься физич. трудом); идеологически первые М. давали иллюзорный выход для социального протеста против существовавшего миропорядка. С развитием феодализма характер М. изменился, внутри М. произошло расслоение, монахи стали разделяться на ряд категорий - по своим функциям, социальному положению и связям, моральному авторитету. Зап.-европ. монашество стало в значит, мере рекрутироваться из рядов феодалов, монастырская верхушка вливалась в господствовавший класс. В католич. М. физич. труд монахов с 10 в. был запрещён, с 11 в. наиболее тяжёлые работы в земледелии, скотоводстве были переложены на особых работников (кон-верзов) и на эксплуатируемое М. крепостное крестьянство. М. в процессе развития феодализма превращались (в первую очередь за счёт крест, земель) в крупных феод, землевладельцев. Зем. владения мн. ср.-век. М. достигали сотен тыс. га (напр., в 9 в. франц. М. Сен-Жер-мен-де-Пре владел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен - 810 тыс. га). На монастырских землях широкое распространение получила практика прекариев. Королев, власть содействовала укреплению католич. М., предоставляя им адм., податную, суд. независимость (см. Иммунитет). Визант. М. существенно отличались от зап.-европейских: монахи могли распоряжаться имуществом, составлять завещания, жили по большей части келейно, а не общежительно; визант. М. до 14 в. не стали крупными зем. собственниками, экономически были подконтрольны гос. власти. В 11-13 вв. наблюдался подъём монастырского х-ва в Зап. Европе. Используя труд множества зависимых крестьян, как лично свободных, так и работавших на барщине (напр., в крупных М. центр. Англии), М. расширяли обрабатываемые площади, поднимая целину, расчищая леса, осушая болота. Большое число М. представляло собой крупные х-ва с развитыми земледелием и ремёслами. Расположенные на торг, путях, мн. М. рано начали втягиваться в товарно-ден. отношения, вели торговлю солью, вином, хлебом и др., становились центрами торгово-ростовщи-ческих сделок, своеобразными банками средневековья. С развитием товарно-ден. отношений М., включившиеся в светскую жизнь, подвергались " обмирщению", жизнь монахов утратила аскетич. характер первоначальных общин (стали процветать разврат, обжорство, тунеядство). Укрепление католич. М. в 11-13 вв. в большой мере было связано с Клюнийской реформой, сторонники к-рой требовали в первую очередь восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского.

На базе католич. М. возникали монашеские ордена, ряд М. объединялся в конгрегации. С образованием в 12-13 вв. (в условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов возник новый тип католич. М., предназначавшихся для поддержки крестоносцев; при М. устраивались лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников и т. п. Создание т. н. нищенствующих орденов в 1-й пол. 13 в., в период обострения социаль-но-политич. борьбы в связи с ростом то-варно-ден. отношений, обусловило появление католич. М., тесно связанных с городом, в число их важнейших задач входила борьба с нар.-еретич. движениями. Направлявшиеся из этих М. в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах новые, " дочерние", М., зачастую становившиеся опорными пунктами воен. захватов и колонизации (см. Миссионерство). М. являлись оплотом папства в его борьбе за по-литич. господство в Европе (тем самым они препятствовали процессу централизации европ. гос-в).

Если в раннее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, М. способствовали распространению грамотности, книжного дела, художеств, ремесла (при М. функционировали монастырские школы, мастерские письма), то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологич. оков, они становятся гл. центрами борьбы против науч. мысли и передовых идей.

Сильное потрясение испытали католич. М. в эпоху Реформации, сопровождавшейся ликвидацией на территориях, где распространился протестантизм, монашества как особого института, закрытием М. и секуляризацией их зем. владений (в Англии, скандинавских странах, Нидерландах, части Швейцарии, Шотландии, нем. протестантских княжествах). Новый подъём монастырского движения был связан с Контрреформацией, новые М. со 2-й пол. 16 в. ставили своей гл. задачей подготовку церк. кадров для борьбы с протестантами. М., и прежде всего М. иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Большой удар по М. был нанесён бурж. революциями 18-19 вв. (особенно Великой франц. революцией). Однако в связи с ростом революц. рабочего и демократич. движения бурж. реакция восстановила в ряде стран многие ранее упразднённые М. С кон. 19 в. число М. стало расти, а их реакц. деятельность (борьба против рабочего демократич. движения, социализма) приобрела широкий размах. В 20 в. нек-рые протестантские церкви (англиканская, ряд евангелич. церквей в США и др.), раньше решительно отвергавшие М., допустили их появление.

В историч. лит-ре нередко М. называют обители мусульм. дервишей, а самих дервишей причисляют к монахам; но это утверждение неточно (см. в ст. Монашество).

В большинстве совр. капиталистич. стран М. перестали играть роль самостоят, хоз.-экономич. единиц. Накопления, производимые в М., сосредоточиваются у монашеских орденов, к-рые пускают капиталы в оборот - вкладывают в банки, предприятия, торговлю, гл. обр. путём приобретения пакетов акций. Ликвидировано крупное землевладение М., их деятельность регулируется гос. установлениями, значительно сократилась численность их обитателей, нек-рые М. прекратили существование. В 60-70-х гг. 20 в. мн. М. оказались под воздействием процессов модернизации католич. церкви. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора 1962-65 М. обязаны, особенно в районах миссионерства, считаться с местными традициями и обычаями.

Согласно офиц. данным 1972, в мире насчитывается 25 тыс. мужских и 100 тыс. женских католич. М.(но в каждом из них, особенно в женских, число обитателей невелико: 10-20 чел.). Зап.-европ. М. являются активными проводниками политики клерикализма.

В СССР церковь отделена от гос-ва; небольшое число существующих здесь православных М. являются чисто религиозными opr-циями. В европ. социалистич. странах М. как крупные зем. собственники ликвидированы, были изданы постановления, ограничивающие зем. участки М.: в Албании - 27 мая 1946, в Болгарии - 12 марта 1946, в Венгрии -15 марта 1945, в Польше - в марте 1950, в Чехословакии - 14 и 18 окт. 1949, в Югославии - в 1945. В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано ещё во 2-й пол. 19 в.) с.-х. имущество М., согласно закону об агр. реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по агр. реформе 1945 было признано целесообразным не проводить конфискации зем. собственности М.

В социалистич. гос-вах Азии М. также перестали являться крупными землевладельцами. В МНР ещё в дек. 1928 решением Великого нар. хурала крупная феод, собственность (в т. ч. монастырская) подлежала конфискации. В ДРВ по закону об агр. реформе от 4 дек. 1953 земли М. подлежали реквизиции или продаже в принудит, порядке. В КНДР закон от 5 марта 1946 запрещал монастырские владения св. 5 чонбо (1 чонбо = = 0, 99 га). В КНР в соответствии с законом об агр. реформе (июнь 1950) земли М. подлежали реквизиции и распределению между безземельными и малоземельными крестьянами.

Г. Ф. Ильин, Б. Я. Ромм.

М. в России появились в 11 в. в связи с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. М. сыграли важную роль в укреплении и развитии феод, отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М. были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печерский М. Наряду с крупными М. (Киево-Печер-ским, Новгородским Юрьевым и др.) в 12-13 вв. распространение получили мелкие М., имевшие по 3-5 монахов-отшельников. Во 2-й пол. 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу М.- монахи были переведены на общежительный устав. Роль М. в экономич., политич. и церк. жизни заметно возрастает. В 14-15 вв. возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. крупные М.; в 16 в. на С., в Подвинье, - Антониево-Сийский М.; в Поволжье, после завоевания Казани, центр. М. основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчётам историка С. Б. Веселовского во 2-й пол. 16 в. в России было не менее 200 М. Они расширяли свои владения, осуществляли покупки и вымогали земли под видом вкладов, просили государственные пожалования, захватывали окрестные черносошные земли. На этой почве происходили острые столкновения М. с крестьянами. М. опутывали крестьян сетью долговых обязательств (чсеребренечество"). В кон. 15-16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель, удобных для испо-мещения служилого дворянства. В 1503 на церк. соборе был поставлен вопрос о ликвидации церк. и монастырского землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости М. владеть населёнными крестьянами сёлами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. На Стоглавом соборе (1551) было решено ограничить приобретение земель монастырями. В 1572 пр-во запретило производить зем. вклады в крупные М., а в 1581 на церк. соборе было принято решение о безусловном запрещении М. приобретать земли. Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности, развивая ростовщическую деятельность, М. усиливали эксплуатацию крестьян. Крестьянские волнения произошли в 1594-95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, где монастырские власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606-07) М. деятельно помогали пр-ву Василия Шуйского в подавлении крест, движения. Оправившись после экономич. разрухи, нанесённой Крест, войной и иностр. интервенцией нач. 17 в., М. вновь стали к сер. 17 в. серьёзной экономич. и политич. силой. Пр-во Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Со- борным уложением 1649 запретило М. покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост М. сократился при Петре I, к-рый взял под контроль монастырские доходы, запретил М. скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монастырских крестьян, была произведена секуляризация монастырских земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губ. секуляризация была проведена в 1786-1788). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I M. снова получили пахотные земли и угодья. Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. М. использовались как места заключения лиц, обвиняемых в религ. свободомыслии. На терр. многонац. Российской Империи имелись также буддийские и католич. М. К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М., в к-рых было ок. 100 тыс. монахов, монахинь и " послушников". М. в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европ. России, они получали значит, ден. доход (Троице-Сергиева лавра - ок. 1, 5 млн. руб. в год). М. враждебно встретили Октябрьскую революцию 1917, в годы Гражд. войны 1918-20 служили оплотом контрреволюции. Декретом Сов. пр-ва от 20 янв. (2 февр.) 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. объявлено народным достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется неск. православных М. с небольшим числом монахов. М. являются чисто религ. орг-циями.

Монастырь Санкт-Галлен (Швейцария). План ок. 820: 1 -средний неф базилики; 2 - боковые нефы; 3-трансепт; 4- восточная апсида; 5 - хор; 6 - западная апсида; 7 - главный алтарь; 8 - дворики; 9- башни; 10- клуатр; 11 -спальня монахов; 12 -трапезная; 13 -погреб; 14- кухня и хозяйственные службы; /5-жилище аббата; 16 -школа; 17 - странноприимный дом; 1 8 - больница; 19 - дом послушников; 20 - капеллы; 21-кладбище; 22 - 24 - сады и огороды.

В. И. Корецкий.

Архитектура М. отразила многообразие их функций и их менявшуюся роль в обществ, жизни. Во 2-й пол. 1-го.тыс. до н. э. в Индии появились буддийские М., распространившиеся в странах Юж. и Вост. Азии. Пещерные М. (гл. обр. на 3. Индии - в Аджанте, 2 в. до н. э.-7 в. н. э., Карли, 1 в. до н. э., Багхе, ок. 400-700) включали вырезанные в скале молитв, залы (чайтъя) со ступами, кельи, а позже монашеские общежития (вихара), трапезные, б-ки; аналогичны пещерные М. Китая (Цяньфодун близ Дунъхуана, 353-366). М. из наземных построек, известные в Индии (Наланда, осн. в 427), в Китае приобрели характер комплекса храмов, молитвенных, жилых и мемориальных пагод (Лингусы в Нанкине, 14-17 вв.) или регулярного осевого ансамбля смежных дворов и деревянных храмов-павильонов. В Японии и Юго-Вост. Азии получили развитие ансамбли деревянных монастырских зданий (Салин в Мандалае, 2-я пол. 19 в.; илл. см. т. 3, табл. XXIV, стр. 305). Ламаистские М. Тибета строились по строгим канонам и окружались стенами (Самье в верховье р. Цангпо, сер. 8 в., с главными зданиями, помещёнными на оси В.- 3.); обычно они располагались амфитеатром на склонах гор. В Монголии М. распространились с кон. 16 в.; наряду с М. типа " хуре" (кольцевой план к-рых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами строились М. китайского (" сумэ"), тибетского (" хит") и смешанных типов (Да-Хуре в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойчжин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904-08; Амур-Баясхулан-ту-хит, 17 -18 вв.). В 18 в. ламаистские М. распространились в Бурятии (" дацаны" - обширные регулярные комплексы ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии (" хурулы" -комплексы войлочных кибиток, деревянных и каменных храмов, молелен, жилых домов).

Христианские комплексы М. появились в Вогт. Рим. империи в коптском Египте в 4-5 вв. (Бауит, 4 в.; Белый М., ок. 440; Красный М., 5 в.); к др.-вост. укреплениям восходят суровые, высокие, сужающиеся кверху стены, внутри к рых -церкви (3-нефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. Этот тип развивался в ряде стран Сев. Африки (Тебесса в Алжире, 5-6 вв.) и Передней Азии (Калат-Семан в Сирии, 5-6 вв.).

В 6-9 вв. сформировались архит. тип и планировка зап.-европ. католич. монастырского комплекса (сохранился план М. Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820). В окружённом стенами регулярно распланированном М. доминировала церковь, к к-рой примыкал (обычно с Ю.) дворик-клуатр с галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий), спальня (дор-миторий) - чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке размещались хоз. двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный дом. Композиция М. варьировалась различными орденами. М. и монастырские церкви 11-12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88; Клюни в Бургундии, 1088- 12 в., церковь Марии на оз. Лах в Германии, 1093-1156, илл. см. т. 2, табл. XXVII, стр. 256-257) принадлежат к наиболее значительным архит. памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией нем. ордена связаны М.-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13-14 вв.).

Православные М. Византии, балканских славян, Руси и Грузии и армянские М. имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся часто в течение веков (визант. монастыри-Хора в Константинополе, 5-15 вв., и на п-ове Айон-Орос; Санаин, илл. см. т. 2, вклейка к стр. 241; Бачково в Болгарии, 11-19 вв.; Киева Печерская лавра, Ге-латский монастырь). Комплекс окружали стены с бащнями; вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. Архит. формы служебных и хоз. построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с нар. зодчеством. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные М., вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Рус. М., постепенно расширяясь и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архит. ансамбли, объединившие произв. многих эпох. При основании и расширении М. учитывались их расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте М. образовывали оборонит, линию и являлись узлами гор. планировки (моек. М. 16-17 вв.- Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др., служившие крепостями на подступах к столице). Архит. формы рус. М. до сер. 16 в. были строгими, лаконичными, а к кон. 17 в. обогатились красочным узорочьем. Пространств, композиция и силуэт М. активно участвовали в формировании облика городов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал