Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. Уже в 1-й пол. 4 в. в Фасисе (близ совр






Уже в 1-й пол. 4 в. в Фасисе (близ совр. г. Поти ) существовала высшая риторич. школа - Колхидская академия. С 5 в. школы стали открываться при церквах и монастырях. Араб. завоевания (7-9 вв. ) задержали, но не смогли остановить развитие груз. культуры, расцвет к-рой начался посде освобождения от араб. ига. В 10-12 вв. как на терр. Г., так и за её пределами создаются крупные очаги груз. культуры. Важными центрами просвещения были первые высшие уч. заведения ср.-век. Г.- Гелатская академия, Икалтойская академия. В 13 - сер. 17 вв. в результате нашествия иноземных завоевателей и феод. междоусобиц культура и просвещение Г. пришли в упадок. Со 2-й пол. 17 в. в связи с нек-рой стабилизацией политич. положения страны наступил подъём груз. культуры и просвещения. К кон. 18 в. Г. располагала довольно значительной по тому времени сетью уч. заведений. Большую роль играли Тбилисская (осн. в 1755 ) и Телавская (осн. в 1782) семинарии.

После присоединения Г. к России укрепились культурно-политич. связи груз. и рус. народов. Под влиянием рус. рево-люц.-демократич. движения в 60-х гг. 19 в. усиливается нац.-освободит. движение в Г., ведущие деятели которого И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, Н. Я. Николадзе, Я. С. Гогебашвили и др. выступали за демократизацию школы. Большую роль в этом сыграло Об-во по распространению грамотности среди грузин. Благодаря усилиям прогрессивной общественности росла школьная сеть, увеличилось число семинарий, женских уч. заведений. В 1908 в Тбилиси открылись частные Высшие женские курсы. В 1914/15 уч. г. имелось 1677 нач. школ (127, 7 тыс. уч-ся), 48 ср. уч. заведений, однако осн. масса населения оставалась неграмотной. Реакц. политика меньшевистского пр-ва (1918-21) привела нар. х-во Г. в полный упадок, что тяжело отразилось и на состоянии просвещения.

Подлинно нар. характер культура и просвещение в Г. получили лишь после установления Сов. власти. 4 июля 1921 Ревком Г. принял декрет " О ликвидации неграмотности среди населения". В 1926 процент грамотности среди мужчин в возрасте 9-49 лет составил 61, 2%, а среди женщин того же возраста - 44, 6%. После установления Сов. власти в Г. все школы и культ.-просвет. учреждения были переданы в ведение гос-ва, школа отделена от церкви, в школах введено преподавание на родном языке. С 1930/31 уч. г. в Г. началось введение всеобщего обязат. нач. обучения. В доре-волюц. Г. не было гос. дошкольных учреждений (существовало всего 5 частных дет. садов). В 20-е гг. создаётся гос. система дошкольного воспитания, и уже к 1930 число дет. садов достигло 134 (св. 10 тыс. воспитанников). К 1939 грамотность населения в возрасте 9-49 лет достигла 89, 3%; была создана прочная материальная база для дальнейшего развития дошкольного воспитания, осуществлено всеобщее обязат. начальное, а в городах - 7-летнее образование, расширена сеть общеобразоват. ср. школ, улучшена подготовка специалистов ср. и высшей квалификации. К 1962/63 уч. г. в республике повсеместно введено 8-летнее обучение. В 1970 в 1784 дошкольных учреждениях воспитывалось 115, 8 тыс. детей. В 1970/71 уч. г. имелось св. 4570 общеобразоват. школ всех видов, в к-рых ок. 78 тыс. учителей обучали и воспитывали 1036 тыс. уч-ся.

В 1970 работали: 81 дворец и дом пионеров и школьников, 11 станций юных техников, 5 станций юных натуралистов, 5 парков культуры и отдыха пионеров и школьников, 107 дет. спортшкол и др. Крупнейшие внешкольные учреждения находятся в Тбилиси - Респ. дворец пионеров и школьников, Центр. станция юных техников, Дет. центр. экскурсион-но-туристская станция, Респ. станция юных натуралистов.

Большое развитие получило ср. спец. образование. В 1914/15 уч. г. в Г. существовало лишь 5 ср. спец. уч. заведений (526 уч-ся), в 1940/41 уч. г.- 192 ср. спец. уч. заведения (26, 1 тыс. уч-ся), в 1970/71 уч. г. имелось 100 ср. спец. уч. заведений (17 пром., 35 с.-х., 25 культ.-просвет., 17 мед., 6 экономико-финансовых), в к-рых обучалось св. 53 тыс. уч-ся. В системе проф.-технич. образования на 1 янв. 1971 67 уч-щ готовили рабочих по 180 специальностям.

За годы Сов. власти высокого уровня достигло высшее образование. В 1940/41 уч. г. имелся 21 вуз с 28, 5 тыс. студентов, в 1970/ 71 уч. г. работало 18 вузов - Тбилисский университет, Груз. политех-нич. ин-т им. В. И. Ленина, мед., 8 пед., 3 с.-х. ин-та, Академия художеств, театр. ин-т, консерватория, ин-т физич. культуры, в к-рых обучалось 89, 3 тыс. студентов. Подготовку учителей для всех видов школ ведут пед. ин-ты и ун-т (до 1958 существовали пед. уч-ща).

На 1 янв. 1971 функционировало 3550 массовых библиотек (с общим фондом книг и журналов 22 274 тыс. экз.). Крупнейшие библиотеки: Гос. библиотека Груз. ССР им. К. Маркса (см. в ст. Библиотеки союзных республик), науч. б-ка Тбилисского ун-та, Центр. науч. б-ка АН Груз. ССР, Респ. б-ка по нар. образованию им. Я. Гогебашвили, Тбилисская науч. б-ка им. Т. А. Джапаридзе, Кутаисская публичная б-ка, респ. библиотеки Абх. АССР и Адж. АССР.

В 1970 в Г. было 2074 клубных учреждения, 74 музея, в их числе Гос. музей Грузии им. С. Джанашиа, Музей иск-в Груз. ССР, 34 историко-этнографич. и краеведческих, 28 лит.-мемориальных, музеи революции, нар. образования и др. Т. В. Лашкарашвили.

Художественная самодеятельность. В 1970 в республике работало 13 261 кружок художественной самодеятельности: 1277 хореографических, 1433 хоровых, 1657 драматических и т. д.; 232 муз. ансамбля, из них 74 инстр. ансамбля; 37 нар. театров.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал