Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность социально-культурных технологий






Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью разработки общей терминологии для изучения этого сложного и многопланового процесса и выработ­ки концептуальных подходов к самой проблеме использования технологий в сфере образования, культуры и досуга.

В настоящее время в России происходит процесс становле­ния новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному само­определению человека, увеличению роли науки в создании педа­гогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование но­вых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обу­чения и развития способностей оперирования информацией


с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп­ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодейст­вия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

 

По нашему мнению, технология - это средства, формы и
методь социально-культурной деятельности, которые исполъ-
зуются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются
планируемые результаты обучения и воспитания.

Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного производ­ства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

• микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.


В настоящее время появилось большое разнообразие исследо­ваний, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, MB. Кларина [3], В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова [4], Г.К. Се-левко, ВВ. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

6) по типу организации и управления познавательной дея­тельностью [6].

Безусловно, может быть и другой подход к выделению ос­новных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо от­мечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире» [1].

Если говорить о «педагогической технологии», то она мо­жет существовать в трех уровнях:

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержа­ние и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенном - в основу которого поло­жено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Существуют определенные различия в технологиях, приме­няемых в учебном процессе и технщщщях^ разрабатываемых в сфере культуры и досуга.


Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, исполь­зуют множество методов, с помощью которых не только форми­руется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Кра-сильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

концептуальность. т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и про­грамм; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;


эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• и еще важный элемент технологии - это воспроизводи- мость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

Таким образом, технологии могут существовать в сфе­рах общественной жизни людей, но в их основе лежит со­держательная техника реализации теории в практику.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение термину «технология» применительно к социально-культурной сфере.

2. Какие виды технологий вам известны?

3. Назовите технологии, применяемые в сфере культуры и досуга.

4. Что вы знаете о «педагогических технологиях» и в каких уровнях они могут существовать?

5. Что включает в себя структура технологии?

Список рекомендуемой литературы

1. Жарков АД. Технология культурно-досугов ой деятельности. Учеб. пособ. М., 1998.

2. Киселева ТТ., Красипьников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности. М., МГУК, 1995.

3. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.

4. Питюков ВМ. Основы педагогической технологии. М., 1997.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. посо­бие. М: Народное образование, 1998.

1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности

При изучении технологий социально-культурной деятельно­сти очень важно правильно разбираться в тех процессах, которые происходят в нашем обществе, и их влиянии на развитие сферы культуры и досуга.


Современная российская социокультурная ситуация харак­теризуется многосложностью и противоречивостью, т.к., с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее развитии, ко­торые заключаются в активизации социально-культурного твор­чества различных групп населения, расширении жанрово-видового состава художественной деятельности, создании обще­ственных организаций и движений, любительских объединений и клубов по интересам, направленных на развитие культурно-образовательного пространства. Сегодня мы видим особенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объяс­няется утратой части национальных традиций в обществе, жив­шем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых традиций, обрядов и праздников.

С другой стороны, снижается уровень духовности общества, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрез­вычайно усложняется процесс социально-культурной адаптации молодежи, нарастают негативные тенденции в функционирова­нии образовательных и досуговых институтов.

Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряжен­ностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении обра­зования и культуры в жизни общества.

Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому по­дойти к проблеме развития социально-культурной сферы и орга­низации досуга людей всех возрастов.

Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и до­суга уделяется оптимизации социально-педагогической и психо­логической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.

В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику совре­менных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных ин­ститутов (рис. 1.)


Рис. 1. Основные группы социально-культурных технологий

Можно говорить об обучающих и воспитательных техноло­гиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфе­ре культурно-досуговой деятельности.

Рис. 2. Виды технологий.

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «форми­руются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спор­та на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» [3] и далее «...известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Кон­кретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне респуб­лик, области, края, района, города» [3, с. 101-102].

Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования, может служить п'манно-личностная технология

2]


академика Ш.А. Амонашвили, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом его педагогической деятель­ности является технология «Школа жизни».

Целевые ориентации его технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и по­знавательных способностей. Принцип активности ребенка в про­цессе обучения и организации свободного времени был и остает­ся одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе акти­визации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Ха-занкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие.

Функциональные технологии (рис. 3) подразделяются на:

• технологию информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности;

• технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;

• технологию организации отдыха и развлечения.


При изучении технологии информационно-познаватель­ной и просветительной деятельности следует рассмотреть такие понятия, как «информация» и «пропаганда», а также неко­торые особенности влияния информационных процессов на ди­намику общественного развития.

Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяс­нение, сообщение, осведомленность.

а современных условиях развития нашей страны, когда об­щество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание.

К основным факторам, способствующим совершенствова­нию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации.

Академик В.М. Глушкова считает, что «информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднократности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книг или человеческая речь, но и солнечный свет, складка горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т.д.» [4].

Особое значение в информационных процессах имеет инфор­мация о достижениях в области науки и техники, в результате че­го возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изу­чение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек.


Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений соци­ально-культурной сферы, на которые и возлагается задача ин­формирования населения об изменениях и прогрессе в социаль­ной сфере, способах государственного и общественного развития общества.

Работники учреждений социально-культурной сферы долж­ны правильно выбирать необходимые формы культурно-досу-говой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точ­ную оценку свершаемых событий и помогать на практике реали-зовывать насущные интересы людей.

Итак, современная информационно-просветительная дея­тельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.

Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокуп­ность методов и методик, обеспечивающих целенаправлен­ную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художе­ственно-организационной деятельности участников коллек­тива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на само­совершенствование личности и создание условий для самоор­ганизационных процессов в группах и коллективах любитель­ской направленности.

Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчества, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохра­нении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечи­вают каждому краю свою самобытность и неповторимость.

Самодеятельное творчество привлекает многих людей раз­личного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.

Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений, проводимые в последнее время в различных ре­гионах России, показали необходимость осуществления органи­зационной перестройки системы руководства в развитии само­деятельных масс - главный момент возрождения художественно-


бытовых традиций. Важным при этом является перенесение ак­центов с организационных и сугубо контролируемых функций на функции содействия и сотрудничества с любительским объеди­нением и клубом по интересам, а также выявления «неорганизо­ванных любителей». Другим существенным элементом пере­стройки организации самодеятельного досуга может явиться ак­тивное и комплексное использование всех типов любительских объединений за счет различных средств организации.

Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и орга­низацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздорови­тельной деятельности.

В настоящее время основное внимание работники учрежде­ний социально-культурной сферы уделяют активному использо­ванию новейших достижений педагогики, биологии, физиоло­гии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:

• восстановлению эмоционального равновесия людей;

• возможности участия населения в возрождении народ­ных праздников и гуляний;

• акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

К числу дифференцированных технологий (рис.4) можно отнести:

1) методику организации досуга детей и подростков;

2) методику молодежного досуга;

3) методику семейного досуга;

4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

На этих методиках мы более подробно остановимся в после­дующих главах нашего учебника.



 


1.4. Средства, формы и методы

социально-культурной деятельности

как основные составляющие технологического процесса

Рассматривая технологию социально-культурной деятельно­сти, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терми­нов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозна­чаемые этими терминами понятия.

1.4.1. СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

Постараемся представить схематично основные средства со­циально-культурной деятельности (рис. 5).

Как показывает рисунок, в арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и спо­собы воздействия на человека. Как специалист широкого профи­ля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять соци­ально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инноваци­онные технологии, которые будут способствовать более содер­жательному и развивающему досугу населения. «Принципиаль­ная особенность такого специалиста в том, что знание психоло­гии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, поли­тологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей ме­тафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала» [5].


Рис. 5. Основные средства социально-культурной деятельности


К числу основных средств социально-культурной деятель­ности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, лите­ратура и художественная самодеятельность. Следует отме­тить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направлен­ности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи со­ветуют соблюдать ряд требований и правил:

• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо меро­приятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным зада­чам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всег­да под рукой и в полной исправности» [3, с. 218].

1.4.2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Попытки исследовать формы социально-культурной деятель­ности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций [1, 2, 3, 5] свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Так, например, академик А.Д. Жарков рассматривает формы как:

1) выражение содержания культурно-досуговой деятельности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);


3) способ организации культурно-досуговой деятельности [1, с. 218].

Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания» [1, с. 219], Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе» [8, с. 134].

«В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, закончен­ное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соот­ветствующих способов организации деятельности людей (массо­вой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базиру­ются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному реше­нию социально-педагогических целей [2, с. 104].

Нет оснований для опровержения всех приведенных форму­лировок. Все они имеют право на существование. На наш взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланиро­ванная информационно-просветительная, социально-педаго­гическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение опре­деленной информации до заранее предусмотренного объекта.

На рис. 6 представлены наиболее часто используемые в со­циально-культурных институтах формы организации досуга на­селения. Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелег­кое и очень ответственное, т.к. формы социально-культурной деятельности обладают определенной самостоятельностью и мо­гут оказывать как положительное, так и отрицательное воздейст­вие на аудиторию.


Формы социально-культурной деятельности

Рис. 6. Классификация форм социально-культурной деятельности

Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетите­ли часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объедине­ния и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?

• Во-первых, необходимо комплексное исследование на­правленности и структуры проведения свободного времени на­селения;

• во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозраст­ных групп населения и в первую очередь молодежи;


• в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания;

• в-четвертых, информирование, а также обучение населе­ния современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

• в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедре­ния необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершен­ствуются методики по организации художественно-эстети­ческого воспитания и образования. В школах происходит освое­ние культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных тради­ций в современной городской и сельской среде, а также создают­ся региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекта. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педаго­гические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэ­рии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые вклю­чают множество других познавательных и образовательных про-


ектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «По­знай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли по­следователей в других регионах России.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные воз­можности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распростране­нию новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

1.4.3. Методы социально-культурной деятельности

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».

Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практи­ческого осуществления чего-либо».

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного ис­пользования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подхо­де к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым [5]. Он предлагает сле­дующую структуру методов социально-культурной деятельности:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутиро-вание по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато­ра; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просве­тительных учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллек­тивах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении мас-


совых мероприятий) и театрализация (уподобление докумен­тального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности - убеждение
(доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным
фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или
заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие од­
ним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример
(обращение к позитивному или негативному опыту других людей,
побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения - практическое задание, вовлечение в
деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требо­
вание, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его
поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного поведения и куль-
турно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награж­
дение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение
(награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.),
общественное порицание.

Приведенная классификация методов (рис. 7) довольно ус­ловна. В социально-культурных институтах рассмотренные ме­тоды чаще всего используются не изолированно, а в тесном кон­такте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.

Таким образом, анализ основных подходов к изучению ме­тодов социально-культурной деятельности позволил сформули­ровать следующее определение. Методами социально-куль­турной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченн ые результаты.

Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам:

1. Современная технология социально-культурной деятель­ности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.



 


2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня на­правлен на развитие региональной культурной политики и целе­направленную поддержку культурных инноваций.

3. Технологические инновации обладают огромным педаго­гическим и культурологическим потенциалом, будучи вопло­щенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не толь­ко развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение формам социально-культурной деятельности. Ар­гументируйте свою позицию.

2. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам социально-культурной деятельности.

3. Что вы понимаете под средствами социально-культурной деятельности.

4. Дайте классификацию средств социально-культурной деятельности.

5. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств соци­ально-культурной деятельности в практике работы учреждений куль­туры и досуга.

6. Приведите общую классификацию методов социально-культурной деятельности.

7. Какие методы, на ваш взгляд, наиболее часто применяются в практи­ке социально-культурной деятельности?

8. Дайте характеристику каждому методу социально-культурной дея­тельности.

Список рекомендуемой литературы

1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

2. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.

3. Культурно-досуговая деятельность. Уч. пособие / Под ред. А.Д. Жар­кова и В.М. Чижикова. М: МГУК, 1998.

4. Мышление и кибернетика // Вопросы философии. 1963. № 1. С.36.

5. Новаторов В.Е. Словарь-справочник.

6. Образование и культура: традиции и новаторство. Материалы научн. конференции. СПб., 1998. С 50.

7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. М.: МГКИ, 2000.

8. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. С.134.



 


Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству произво­димой ими информации следующим образом:

• уровень 0 - информационная емкость отдельного челове­ка 107бит;

• уровень 1 - устное общение внутри общины (деревни, племени), где количество циркулирующей информации прибли­зительно 109 бит;

• уровень 2 - письменная культура; мерой информирован­ности Александрийская библиотека, имеющая 532000 свитков с объемом информации в 1017 бит;

• уровень 3 - индустриальное общество с информацион­ными коммуникациями в 1020 бит;

• уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом в 1025 бит.

По мере развития и углубления познания окружающего мира становится очевидной необходимость не только профессиональ­ного, но и самодеятельного интеллектуального творчества, мас­сового приобщения к информационной культуре.

«Технологическая революция», «цифровое будущее», «пор­тативные кибертехнические устройства», «компьютерные про­граммы», «виртуальные миры», и информатизация... - эти и другие понятия все больше входят в нашу реальность и допол­няют привычные познания и представления о современном мире.

В мировом рекреационно-досуговом опыте одним из важ­нейших направлений социально-культурной деятельности насе­ления является прикладная педагогика досуга, в которой наибо­лее полно реализуется образовательный и воспитательный по­тенциал свободного времени.

По определению Аристотеля, свободное время - это «высо­кий досуг», ибо в нем проявляется «самоценность» гражданина и, прежде всего, развивается разум - высшая способность в че­ловеке. Древнегреческий философ точно увидел и отразил в сво­ей «Метафизике» специфику человека в сфере свободного вре­мени. Если в государственной, социально-политической, про­фессионально-трудовой деятельности поведение человека де­терминировано определенными обстоятельствами, субординаци­ей или другими факторами, корректирующими позицию лично-


сти, то в условиях свободного времяпрепровождения он остается самим собой, ориентируется на свои интересы и потребности, в меру своих способностей реализует себя как индивидуальность.

Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целена­правленно - с помощью специалистов, способных квалифициро­ванно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности. Понимая, что чем человек про­свещеннее, тем он полезнее Отечеству, русская интеллигенция XVIII-XX веков внесла достойный вклад в развитие российской культуры. В этот период времени формировались педагогиче­ские концепции, теория самообразования, подвижнически осу­ществлялась практическая просветигельская деятельность, вне­школьная работа. В становлении современных культурно-нравственных, духовных исканий сыграли роль взгляды деятелей «ученой дружины» Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Татищева, а также социальные идеи московских прогрессистов А. Курбатова, И. Филиппова, С. Яворского, прогрессивные взгляды А. Радищева, М. Ломоносова, Н. Новикова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Доб­ролюбова, Н. Чернышевского, Н. Пирогова, В. Соловьева, Н. Бер­дяева, А. Сахарова и многих других.

Научная, техническая, творческая интеллигенция на основе добровольной самоорганизации, при поддержке меценатов всегда осуществляла пропаганду знаний, искусства, передовых идей, тем самым создавая предпосылки для современной системы непрерыв­ного образования и воспитания, для информационно-просвети­тельской деятельности. В прошлом веке возникли и были популяр­ны такие традиционные формы, как народные чтения, народные университеты, воскресные школы, лектории, дискуссии, встречи в салонах и гостиных, активный обмен культурной информацией.

Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправдан­ные занятия, в свободное время необходимо:

• последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга,


• создавать условия для овладения новейшими информа­ционно-просветительскими технологиями на уровне поиска, об­работки и трансляции информации;

• включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков.

В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

• возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;

• разнообразие релаксаторских технологий (релаксация -расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напря­жения; снятие стресса);

• увеличение информационной емкости всех сфер челове­ческой деятельности, расширение информационных услуг;

• широкое использование информационных технологий.

Однако информационная перенасыщенность, борьба за сред­ства массовой информации, явление пиара, порой откровенное лоббирование политической, экономической, правовой информа­ции затрудняют общественное восприятие, «раскачивают» обще­ственное мнение, обостряют ощущение нестабильности, рождает социальный пессимизм. Во многих странах принято устраивать «политические каникулы» в электронных СМИ на летний период, насыщая эфир теплыми, лирическими, веселыми, мажорными сюжетами. Психика людей должна отдыхать, заряжаться положи­тельной энергией. На наших телеэкранах - переизбыток «охоты на человеческую жизнь», «черной» информации. Поэтому вся соци­альная работа, - а именно к ней относится и социально-культурная деятельность, - должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мыш­ления и конструктивного действия. Неслучайно многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информа­ции через музеи, библиотеки, Дома науки и техники и т.п.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность уча­стия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обосно­ванного общественного мнения, особенно на местном уровне.


В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные прием­ные специалистов. Проводятся информационные встречи с руко­водителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дис­куссионные клубы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал