Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы философских построений. Классификация философских теорий.







Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она воз-


никла в конце УП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть


веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки


философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслите-


лей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философ-


ского знания. Как разобраться в многообразии философских построений,


различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противопо-


ложных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?


Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих


«Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Ге-


орг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с


тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой не-


мецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих


Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фило-


софии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулиро-


вал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности

 

 



 


новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или созна-


ние, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса


звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе гово-


ря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и


причину, основание и сущность.


В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос фило-


софии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской


мысли.


Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь


материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистиче-


ский материализм античности; метафизический материализм средневековья,


механистический материализм Нового времени и диалектический материа-


лизм Х1Х – ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции


материализм называют линией Демокрита в философии.


Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального


начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его


формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной


сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической ду-


ши, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагав-


ший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание


самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеа-


лизм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм свя-


зывают с именем его первого представителя – английского философа ХУП


века Джорджа Беркли.


Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя,


и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть све-


дены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они за-


нимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и


встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеа-


лизм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризо-


ваны как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким предста-


вителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт.


Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в


котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае


множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма


от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за


всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтф-


ридом Лейбницем.


Ещё одна проблема, а именно: “ познаваем ли мир? способен ли человек


правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность окружающей


его действительности? ” - эта проблема получила в упомянутой работе Эн-


гельса наименование второй стороны основного вопроса философии, по-


скольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос


допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло-

 

 



 


гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” –


гносеологический пессимизм или агностицизм, яркими представителями ко-


торого были шотландский философ ХУП века Давид Юм и родоначальник


немецкой классической философии Х1Х века Иммануил Кант.


Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса


философии представляют собой основные типы философских построений, а


частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальней-


шую классификацию философских теорий.

 


Эволюция философского знания. Предмет философии изменялся со


временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный харак-


тер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые


составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую


эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый пе-


риод их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных


людей, так и общества в целом.


Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры


предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не от-


деляли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – упо-


добляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть малень-


кое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли


и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный


людьми мир - естественной среде: вот что занимает умы древних мыслите-


лей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в со-


став космоса как один из его элементов и понимание космического порядка


имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия ан-


тичной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм.


В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикаль-


ным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества


занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных


мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира,


божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и


конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и


поиска источника зла.


Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения являет-


ся сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и


путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искрен-


ней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бы-


тия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли сред-


невековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого


theos – Бог).


Следующая эпоха – Возрождение, XV - XVI века – выдвигает на веду-


щую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а имен-


но: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального

 

 



 


творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и


зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латин-


ского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к


достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни.


Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не рав-


няется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие


Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хо-


зяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и гря-


дущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называет-


ся антропоцентризм (от греческого anthropos – человек).


Эпоха Просвещения охватывает XVII - XVIII века и характерна бурным


развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона


приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умо-


зрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в


науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную


познавательную деятельность.


Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массо-


вой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских


и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фунда-


ментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследова-


нии живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “про-


свещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света нау-


ки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит фило-


софию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis –


знание).


В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образ-


цовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, закончен-


ные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период


создаются классические теории в науке, появляются классические литерату-


ра, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев,


поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “мо-


гучая кучка” композиторов.


Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и крова-


вых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социаль-


ных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл ха-


рактер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и соци-


альные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже ис-


кусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает


новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от


греческого socium – общество).


Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социаль-


ных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлек-


ших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время все-


мирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп-

 

 



 


нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Север-


ной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.


Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда мно-


гие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и поли-


тики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтоже-


ния, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информа-


ционная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого чело-


вечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика,


управленческие технологии, формирование общественного мнения, культи-


вирование массовой психологии и идеологии.


Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего


предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием


к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе раз-


вития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, го-


сударство).


Какой будет философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеям гу-


манизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уй-


дёт ли в сухой и педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и ир-


рационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции


философского знания определит вектор развития духовной культуры обще-


ства, потому что философия есть лишь зеркало этой культуры и эхо её ос-


новного мотива.

 



 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал