Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и классификация форм правления.






Форма правления есть наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

По традиции принято различать две основные формы правления: монархия и республика. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Число монархий в мире довольно велико: они составляют около шестой части государств мира. Среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Япония, Тайланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот человек и даже тысяч (Тувалу в Океании). Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме, особенно после второй мировой войны. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).

Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры (семейный совет, высшее духовенство). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монарха, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие - конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В зарубежных страна существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республики.

Особое распространение получила первая из этих форм. В Африке до 90-х годов совсем не было парламентарных республик, нет их и Латинской Америк

16. Монархия: понятие и виды.

Существует два вида монархии. Это абсолютная и ограниченная монархия. Ограниченная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Абсолютная монархия характе­ризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, принцип разделения властей отрицается, в чистом виде практически не существует. Ограниченной же монархии свой­ственно проявление таких институтов, как парламент и конститу­ция. Именно они выступают ограничителями власти монарха. Уч­реждение парламента и других ограничителей монархической власти предусмотрено конституцией (вспомним, что сама идея конституци­онализма появилась как идея ограничения произвола государства, первоначально — в лице монарха).

Основные виды конституционной монархии — дуалистическая и парламентская — отличаются тем, что при дуалистической монархии монарх сохраняет свое значение лидера государства: он единолично армирует правительство, возглавляет его и отправляет в отставку, г. е. правительство ответственно за свою деятельность только перед монархом. Для парламентской монархии характерно наличие поста премьер-министра, возглавляющего правительство, политическую ответственность правительство несет не перед монархом, а перед пар­ламентом, который может выразить ему вотум недоверия или отка­зать в доверии.

В настоящее время абсолютных монархий в чистом виде практи­чески не существует. Близкая к ним форма правления установлена, например, в Омане, Саудовской Аравии. Дуалистическая монархия существует в Марокко, Кувейте, Иордании и некоторых других раз­вивающихся странах. Парламентарная же монархия характерна для многих демократических государств: Великобритании, Испании, Японии, Швеции, Дании и т. д.

17. Республика: понятие, признаки республиканской формы правления, виды.

Республика - такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенацио­нальным представительным учреждением.

Президентская республика представляет собой такую республиканскую форму правления, ко­торая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, отсутствием должности премьер-министра, внепарламентским методом избрания президента, внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием ин­ститута парламентской ответственности, отсут­ствием у президента права роспуска парламента.

Парламентарная республика характери­зуется:

1) провозглашением принципа верховенства пар­ламента, перед которым правительство несет по­литическую ответственность за свою деятель­ность;

2) наличием должности премьер-министра;

3) формирование правительства только парламент­ским путем из числа лидеров партии, распола­гающей большинством в нижней палате;

4) смешанной формой правления. В них сочета­ются различные элементы, порой крайне проти­воречивые.

18. Избирательное право: понятие, сущность и принципы

Избирательная система в широком смыс­ле — совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов, в узком смысле — способ подведения итогов голосова­ния и подсчета голосов. Термин «избиратель­ное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право — раздел конституционного права. Нормы, регу­лирующие избирательное право, содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы из­бирательного права), в законах о выборах (иног­да эти законы весьма пространные, и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политических автоно­миях могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государствен­ных образований.

В субъективном смысле избирательное право — право конкретного лица участвовать в выборах, а также в референдуме, голосовании при отзыве избранного представителя, в народ­ной законодательной инициативе.

Обычно для этого необходимо иметь граждан­ство данного государства, определенный возраст, быть вменяемым.

Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное избирательное право изби­рать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов, Пассивное избирательное право - право быть избранным, например в парламент, на долж­ность президента, в орган местного самоуправ­ления. Лицо может иметь активное избиратель­ное право, но не обладать пассивным.

Принципы избирательного права:

1) всеобщее избирательное право. Оно не означает, что все жители страны могут участво­вать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, про­живающие в стране, где проводятся выборы, не участвуют такие граждане, как дети, душевнобольные. В большинстве стран для участия в голосовании установлен определенный воз­раст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для 11ас-сивно1о избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходи­мостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел;

2) равное избирательное право установлен­ные законом равные возможности для избира­теля влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона;

3)прямые выборы — непосредственное избра­ние гражданами своих представителей в орга­ны государства, отдельных должностных лиц;

4) тайное и открытое голосование. При тай­ном голосовании избиратель подает свой го­лос без ведома других лиц путем заполнений избирательного бюллетеня, использования избирательной машины, с помощью элект­ронной карточки избирателя. Нарушение тай­ны голосования карается законом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обыч­но в низовом звене представительных орга­нов путем поднятия руки.

19. Избирательная система в зарубежных странах: понятие и виды

Выборы объявляются указом главы государ­ства, и с предусмотренного в этом акте срока на­чинается избирательная кампания, которая за­вершается в день, предшествующий дню голосования. Выборы проводятся по избиратель­ным округам. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандат­ным, а если несколько депутатов — многоман­датным. Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляю­щие собой территориальные единицы, обслужи­ваемые одним пунктом для голосования.

По избирательным участкам проводится ре­гистрация избирателей. Для осуществления дей­ствий, связанных с избирательной кампанией, учреждаются органы по проведению выборов.

Регистрация избирателей и составление избирательных списков. Есть две системы ре­гистрации избирателей.

При постоянной системе регистрации из­биратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации.

При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избира­тельные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь, составляются новые изби­рательные списки.

Выдвижение кандидатов в депутаты — определение круга лиц, из числа которых будут из­браны депутаты. Способы:

1) для регистрации в качестве кандидата необ­ходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иног­да требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей;

2) выдвижение кандидата осуществляется по­средством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, под­писанной определенным числом избирателей;

3) выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения канди­датов называется первичными выборами — праймеризом.

Голосование — подача голосов за выдвину­тых кандидатов, обычно осуществляется лично. Законодательство отдельных стран допускает в некоторых случаях голосование по почте, по до­веренности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмот­ных и больных.

Важнейшей гарантией свободного воле­изъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну.

В настоящее время тайное голосование вве­дено во всех демократических странах.

Голосование является этапом, завершаю­щим избирательную кампанию, после чего при­ступают к подсчету голосов и определению ре­зультатов выборов. Результаты голосования определяются по мажоритарной системе абсо­лютного большинства, относительного боль­шинства или пропорциональной избирательной системе.

20. Референдум в зарубежных странах: понятие, классификация.

Референдум (от лат. ге(егепс/ит— «то, что долж­но быть сообщено») — голосование избирателей, посредством которого принимается решение го - государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.

Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон, принятый парламентом (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

На референдум выносится вопрос, предполагающий положительный или отрицательный

ответ избирателя. Возможен и иной вариант с несколькими альтернативными ответами, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений.

Организуется референдум так же, как и выборы (создаются списки избирателей, из­бирательные комиссии или комиссии по рефе­рендуму, регулируются пропаганда и агитация по вопросам референдума, подводятся итоги и т. д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список канди­датов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса.

Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли участие большинство за­регистрированных избирателей, а решение счи­тается принятым, если большинство из них (50 % плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для при­нятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 го­лосов с положительными ответами.

Виды референдума:

1) общегосударственный и местный референ­думы (последний проводится на территории субъекта федерации, автономного образова­ния, одной или нескольких административно-территориальных единиц);

2) обязательный и факультативный референдумы (петиционный). Последний проводится по ини­циативе избирателей со сбором подписей;

3) конституционный и обыкновенный референду­мы, В первом случае на референдум выносит­ся проект конституции или поправка к конститу­ции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционно­го значения;

4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский референдумы;

5) утверждающий (или ратифицирующий) и от­меняющий референдумы. При проведении первого референдума избиратели утвержда­ют решение парламента;

6) решающий и консультативный референдумы. В последнем случае путем голосования вы­является мнение избирателей, которое пар­ламент учитывает, (а может и не учесть), на­пример при принятии закона.

По иной классификации выделяют консти­туционный, законодательный, международно-правовой, административный референдум.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал