Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Палеолит






 

Как показывают Археологические находки, первые люди появились на территории Канской лесостепи в эпоху верхнего палеолита около 15-20 тыс. лет назад.

Палеолит (древнекаменный век 24-11 тыс. лет назад, продолжительность 13 тыс. лет) начинается с появления человека и древнейших орудий труда и продолжается в течение большей части ледникового периода. Верхний палеолит охарактеризован распространением Homo sapiens (человека разумного), пластинчато-резцовой каменной индустрии и пещерного наскального искусства.

 

Древнейшими обитателями Канской лесостепи являлись представителями монголоидной расы, и практически не отличались от современного человека, строением тела, и интеллектом.

Об этом свидетельствуют останки древних людей, обнаруженные при раскопках археологического памятника в г. Красноярске стоянки «Афонтова гора» и в районах Приангарья и Забайкалья, и схожесть данных археологических культур с культурой Канской лесостепи. А так же вероятность заселения средней Сибири в эпоху палеолита с юга и востока из Азии, Монголии и Китая

 

Вероятно придя на нашу землю, первые поселенцы принесли с собой, уже сложившуюся ранее, плеолетическую культуру, несущую, определенный хо­зяйственно-бытовой уклад первобытных охотников на мамонтов. Они должны были уметь, пользоваться огнем, обрабатывать камень и охотиться.

Охота — древнейшее занятие чело­века, возникшее одновременно с ним. Вполне вероятно, что именно охота была важным фактором эволюции че­ловеческого рода, развивая не только силу и подвижность, но и умственные способности людей.

Причем загонная охота на крупных травоядных животных, не требовала большой мобильности и позволяла жить относительно оседло большему человеческому коллективу, в пещерах или многолюдных общинных поселках воздвигая крупные жи­лища.

 

Но вероятно, появление человека на территории Канской лесостепи происходило на фоне значительных изменений в природе.

Бесспорно, что на нашей территории водились мамонт и шерстистый носорог, о чем свидетельствуют находки останков этих животных, но в материалах раскопок палеолитических стоянок, нет ни изделий из бивня мамонта, ни костей этого животного в числе кухонных остатков больше уже не встречается.

Отсюда можно предположить, что не только носорог, но и значительно дольше его проживший мамонт уже вымерли. Климат стал, очевидно, несколько теплее и был уже не таким влажным, как в предшествующее время.

Охота

 

Несомненно, что основным источником существования первобытного человека являлась охота, хотя в его пищевом рационе летом должны были занимать и дикорастущие съедобные растения.

Исчезнове­ние гигантских травоядных животных ледниковой эпохи, гибель носорога и мамонта не могли не вызвать значительных перемен в жизни древних пле­мен. Почти неисчерпаемые прежде запасы мясной пищи стали иссякать.

В связи с переменами в природе меняется и хо­зяйственно-бытовой уклад первобытных охотников Канской лесостепи.

Дичь становиться мельче и быстрее и чтобы существовать охотой на неё, потребовалось перейти к подвижному образу жизни и к новой, более маневренной, чем прежде, охотничьей тактике.

Охотничьи приемы первобытных людей были весьма разнообразны:

· од­них зверей убивали копьями и дротиками,

· других — отлавли­вали различными приспособлениями (ловчие ямы, сети, изгороди),

· третьих пугали огнем и загоняли в облавах (вероятно, именно так охотились на северных оленей, бизонов, диких ло­шадей).

Жилище

Кочуя с места на место вслед за стадами северных оленей, табунами лоша­дей и диких быков, позднепалеолитические охотники не могли уже строить многолюдные поселки. На месте их более или менее временных остановок оставалось в луч­шем случае пятна прогорелой земли от нескольких очагов

В пользу этого говорит то, что на территории Канской лесостепи пока не найдено ни одного свидетельства о существовании оседлого поселения с постоянными жилищами.

Возможно, поселения имели вид временных охотничьих лагерей, состоявших из немногих надзем­ных жилищ, от которых никаких других следов, позволяющих восстано­вить их форму и устройство, кроме очагов, не сохранилось. Около очагов обычно рассеяны сравнительно немногочисленные ка­менные орудия, отщепы и кости животных. Так выглядит палеолитический слой, многослойной стоянки, «Стрижовая гора». Сами жилища, всего вероятнее, имели форму, близкую к современным коническим шатрам, чумам или урасам, состоящим из тонких жердей, образующих каркас постройки, и лег­кой покрышки, сшитой из звериных шкур или бересты.

Одежда

Иллюстрации к романам изжиз­ни доисторического человека обычно изображают героев в набедренных повязках из звериных шкур. Воз­можно, что так оно и было в усло­виях мягкого климата или в погожие летние дни; в тропиках, естественно, не было нужды и в этом. Но для жиз­ни людей у огромного ледника, осо­бенно в зимнюю пору, больше подхо­дила одежда типа эскимосской — можно предположить, что температу­ра нередко опускалась до 40° ниже нуля.

- При помощи таких каменных скребков шкуры обрабатывались, затем костяными остриями-про­колоками или кремневыми остроконечниками, легко прокалывались и сшивали. Нитями для сшивания служили растительные волокна или сухожилия животных. В наши дни именно так используют сухожилия оленей многие народы арктических районов.

Человек каменного века, несом­ненно, пользовался уже и обувью, возможно типа мокасин,

Социальные отношения (образование общины)

 

Вся жизнь человека зависела от существования в коллективе, в одиночку он вряд ли имел возможность выжить в окружающих его суровых условиях. В палеолите начинают складываться родовые отношения. Человеческий коллектив представлял из себя общину в несколько десятков человек - родичей, происходивших от общих предков, и проживавших в поселке, состоявшем из нескольких жилищ.

Жизнь общины была подчинена строгим законам.

Взрослые и сильные мужчины охотились, а женщины с подростками и стариками занимались собирательством, т.е. поиском съедобных растений, кореньев, плодов. На них лежали и заботы по содержанию очага и выделки шкур. Хоть климат и потеплел, но оставался достаточно суровым. Охотничья добыча, орудия труда, шкуры, рога и другие продукты их труда принадлежали всему роду.

Изготовлением орудий, добычей и распределением пищи, руководством на охоте и обучением юношей ведали старейшины, самые опытные и уважаемые родственники.

Орудия труда и оружие

 

Оружие применялось главным об­разом для охоты, поскольку война, в современном смысле слова, была почти не известна в эпоху палеолита, хотя отдельные стычки из-за охот­ничьих угодий, несомненно, могли иметь место.

Охотни­ки имели крем­невые остроконечники — наконечники копий или дротиков, деревянные ко­пья с обожженными для крепости наконечниками и, возможно, дубины.

Изначально копья и дро­тики метали рукой, а позднее для охоты на быстроногую дичь человек изобретает копьеметалку, приспособления, которыми и сейчас пользуются эскимосы и австралий­ские аборигены для увеличения про­бивной силы и дальности полета ко­пья.

 

- Подавляющее большинство орудий, дошедших до нас, — каменные, главным образом кремневые, отщепы. Это, прежде всего различного типа скребла с од­ним или несколькими лезвиями, более или менее выровненными.

- Такими скреблами обрабатывали шкуры, но они могли служить и режущими ору­диями — типа ножей — для обработки дерева.

 

Первобытные охотники были искусными мастерами по обработке камня. Из него они научились изготавливать рубила, топоры, скребки и многое другое.

- Для этого они находили камень нужного размера. Такие камни называются нуклеусами. Ударом другого камня раскалывали его, а затем легкими и точными постукиваниями по краям откалывали небольшие пластины, придавая орудию нужную форму. Эту технику обработки называют ретушью.

На этих фотографиях показан процесс изготовления пластин, из которых в последствии делали ножи, скребла, проколки и тд.

Чтобы получить более сложное орудие – топор или копье, - каменный наконечник вставляли в заранее приготовленное древко, закрепляя его при помощи кожаных ремешков. Умение изготавливать составные орудия очень пригодилось людям при освоении Канской лесостепи. Ведь здесь почти нет гор, и поэтому камней очень мало.

Имея такие орудия, человек мог разрубать и обтесывать дерево, выделывать и разрезать шкуру.

Орудия труда эпохи палеолита в коллекции ККМ представлены ручные ру­била (чоппинги) — универсальные орудия, обладающие как режущими, так и рубящими функциями. чоппинги это куски гальки, которые первоначально имеют грубые сколы с двух сторон, затем их рабочий край подправляли мелкими ударами.

Культура

На самых ранних ступенях человеческого общества люди совершенно не знали религии, и только на грани родового общества зарождаются религиозные представления.

Мир первобытные люди воспринимали немного иначе, чем мы. Их представления о мире носили ярко выраженный мистическо-религиозный и мифологический характер.

Мир с глубокой древности и до начала XX столетия был населен множеством богов и духов. По верованиям древних духи жили повсюду: в небе и в воздухе, в камне и в дереве, в воде и в земле. Им подчинялись природные стихии, животный и растительный мир и, конечно, человек. Люди верили, что жизнь каждого человека и любого коллектива зависела от воли богов и духов, и от того, какие отношения складывались у людей с этим незримым миром.
Мир духов действительно был незримым, ибо простому человеку не дано было его видеть или слышать. Только немногие, избранные самими духами, могли проникнуть в этот мир, чтобы встретиться с потусторонними существами, говорить с ними, просить о помощи и даже вступать с ними в опасную битву, защищая сородичей. Таких людей в Сибири называли шаманами.
Шаманы играли в древнем обществе исключительно важную роль. Ни одно большое дело не начиналось без их одобрения. Они предсказывали погоду, указывали лучшее место для охоты, помогали при родах, устраивали похороны, были во главе праздников и жертвоприношений духам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал