Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-методологические подходы к анализу экономической системы






Понятие и элементы экономической системы, критерии выделения экономических систем

 

 

 

 

Все стороны экономики находятся в тесной взаимосвязи, в системе. Поэтому экономика рассматривается как слаженная экономическая система.

Экономическая система – сложная, упорядоченная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Сложность и многогранность понятия экономическая система обусловливает различие теоретико-методологических подходов к анализу ее структуры и динамики

 

 

Теоретико-методологические подходы к анализу экономической системы

           
     
 

 


Институицонализм   Теории стадий роста. Концепции «индустриального», «постиндустриального», «информационного» общества Принцип «технологического детерминизма» Уровень технологической организации определяет систему общественного устройства.
Марксизм Анализ способа производства как единства производительных сил и соответствующих им производственных отношений   Основой производственных отношений является отношение собственности на средства производства
Неоклассицизм Причина существования экономической системы заключается в универсальном законе относительной ограниченности (редкости) ресурсов. Преодоление редкости связано со специализацией, разделением труда и обменом на основе принципа сравнительного преимущества. Разделение труда и обмен порождают необходимость определенных форм и принципов экономических связей между субъектами на всех уровнях хозяйствования

 

 


Эволюция экономических систем

   
 
 
 

 

 


Экономические системы анализируются исходя из различных критериев.

В качестве критерия используются, прежде всего:

1) формы собственности;

2) доминирующая форма координации действий хозяйствующих субъектов;

3) уровень технологического развития;

4) совокупность элементов материальной и духовной культуры.

 

Основными компонентами экономической системы являются:

а) Комплекс законодательных актов. Экономическая система проявляется как совокупность принципов, правил хозяйствования, определяющих содержание основных экономических отношений на стадии производства, распределения, обмена и потребления произведенного продукта, а также режим использования свободных благ.

б) Институты или организации. Институциональная структура экономической системы включает парламент страны, органы исполнительной власти, банковскую систему, профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей.

в) Способ функционирования экономики. Следует выделить и социально-экономическую структуру данной системы: наличие форм собственности, способа соединения рабочей силы и средств производства и так далее.

г) Способы ведения хозяйства. Способы ведения хозяйства известны как хозяйственный механизм – совокупность форм и методов хозяйствования, реальных экономических взаимосвязей хозяйствующих субъектов.

д) Механизм координации. Механизм координации – принятый порядок выработки решений и согласования интересов хозяйствующих субъектов, совокупность принципов мобилизации и перераспределения ограниченных экономических ресурсов общества. Механизм координации оказывает сильное воздействие на развитие других сфер жизни.

Субъектами экономической системы являются: предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство. На предприятии осуществляется соединение рабочей силы со средствами производства. Предприятия, домашние хозяйства и государство экономически обособлены. Главной функцией предприятия является производство товаров и услуг. Домашние хозяйства являются мелкими производителями, поставщиками трудовых и финансовых ресурсов, потребителями конечных продуктов и услуг, производимых фирмами.

Государство определяет цели развития системы, выделяет ресурсы для достижения этих целей; создает денежную систему; воздействует на элементы и части экономической системы с целью поддержания их функционирования в заданных параметрах; осуществляет перераспределение доходов с целью социальной защиты населения от безработицы, инфляции и других последствий рыночной экономики.

В основе любой экономической системы лежит производство, которое включает в себя процесс труда и экономические отношения, возникающие в производстве.

Личные и вещественные факторы в совокупности и взаимодействии образуют производительные силы общества. Уровень развития производительных сил является важнейшим критерием и наиболее общим показателем общественного прогресса.

В процессе производства люди вступают во взаимодействие в определенные отношения друг с другом. Взаимоотношения между людьми, в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, называются производственными отношениями.

Следует различать организационно-экономические и социально-экономические отношения. К первым относятся те, которые возникают в процессе организации производства как такового. Это, например, разделение труда, его специализация и комбинирование производства.

Общественную форму производства характеризуют социально-экономические отношения, и основу которых составляют отношения собственности на средства производства. Именно отношения собственности определяют, в чьих интересах ведется производство и тип общества. Каждый этап общественного производства имеет свою, присущую лишь ему, систему отношений собственности.

В национальной хозяйственной системе выделяются несколько уровней взаимодействующих в едином «экономическом пространстве» страны.

  1. Межотраслевой уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом.
  2. Общенациональный макроэкономический уровень, т.е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики.
  3. Региональный уровень, т.е. уровень взаимосвязей экономики каждого из субъектов.
  4. Внутрирегиональный уровень – система взаимоотношений в рамках общенационального труда внутри хозяйства субъектов экономики.
  5. Комплексы отраслей национальной экономики: агропромышленный (АПК), военно-промышленный (ВПК), топливно-энергетический (ТЭК) комплексы и так далее.

Экономическая система общества состоит из малых экономических систем:

- домохозяйств (потребителей) – собственников ресурсов;

- предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и так далее.

Национальные экономики системы интегрируются в международные (локальные, мировые). Пример: Евросоюз; Россия, Беларусь, формируют единое экономическое пространство.

Значительное влияние на функционирование экономической системы оказывает ее " внешняя среда", т.е. природная и социальная. Для элемен-­ тов, частей экономической системы внешней средой выступает сама сис­ тема. Так, национальная экономика страны, являясь частью мировой экономики, через международное разделение труда связана с экономикой других стран. Предприятие, как обособленная экономическая система, связано с другими субъектами национальной экономики. Главными объ­ ектами, оказывающими наибольшее влияние на функционирование и развитие экономики, является природная и социальная среда. Природа является поставщиком энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Благоприятные условия (хороший климат, наличие разнообраз­ ных полезных ископаемых) сокращают расходы общества и способствуют успешному развитию экономики. Неблагоприятные - требуют увеличе­ ния расходов на топливо, одежду, продовольствие. Социальная среда - общественное устройство, вид политической власти, система законов, регулирующих экономическую деятельность - оказывает прямое влияние на цели, структуру, функции экономической системы. Вместе с тем экономическая система сама оказывает огромное влияние на окружающую среду. Воздействие ее на природу может быть столь мощным, зачастую необратимым, что экология становится глобаль­ ной проблемой всего человечества.

 

 

Экономическая система общества. Критерии выделения экономических систем. (часть в пред.)

 

 

 

 

Классификации современных экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная, смешанная и транзитивная экономика.

                   
   
Способы координации хозяйственной жизни
 
   
 
 
Традиции
 
Команды
 
Рынок

 

 

 


Традиции характеризуются тем, что экономическое поведение людей и решение всех вопросов общества осуществляется на основе первоначальных инстинктов выживания, обычаев, традиций. Примерами такой экономической системы могут служить общества людей в догосударственный первобытнообщинный период. В современных условиях – племена амазонских индейцев, австралийских аборигенов, африканцев.

Команда характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством. Эта экономическая система была распространена в древней цивилизации инков и ацтеков, в восточных деспотиях, в странах социалистического лагеря.

Для государственной централизованной системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой государством. Вертикальная иерархия приводит к отсутствию горизонтальных связей и потере эффективности на низовом уровне.

Рынок основан на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого производителя. Индивидуальные решения координируются в условиях рыночной конкуренции. В результате экономическая власть широко рассеяна. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам.

Исторически первым типом экономической организации производства было натуральное хозяйство.

Натуральным является хозяйство, при котором люди производят продукты для удовлетворения своих собственных потребностей, а не для обмена, не на рынок.

Его признаки:

- замкнутость,

- ограниченность и разобщенность производства,

- медленные темпы развития.

Более сложным является товарное, рыночное хозяйство.

Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка («производство – обмен – потребление»).

Простое товарное хозяйство – часть произведенных продуктов реализуется на рынке, отсутствует наемный труд, частная собственность, определенное общественное разделение труда, обмен продуктами. Продукты производятся отдельными, обособленными производителями.

Рыночная система – развитая система общественного труда, связь производства и потребления через рынок, господство машинного производства, наличие рыночной инфраструктуры (банки, биржи и так далее).

 

 

 

 


В современных условиях выделяют следующие типы экономических систем:

- чистый капитализм;

- командная экономика;

- смешанная экономика;

- традиционная экономика.

 

«Чистый капитализм» или капитализм эпохи свободной конкуренции характеризует:
1. Частная собственность на факторы производства.

2. Рыночная система координации и управления хозяйственной деятельностью людей.

3. Мотивация поведения участников системы личными, эгоистическими интересами. Однако именно таким образом, через преследование собственных интересов, достигается обеспечение общественных интересов.

4. Соблюдение принципа свободы предпринимательства и выбора. Свобода вложения капитала куда угодно его владельцу (и когда, и где ему угодно). Свободный выбор потребителя (суверенитет потребителя).

5. Каждый хозяйствующий субъект стремится к получению максимальной прибыли, действуя на свой страх и риск. Хозяйственные решения принимает лично.

6. В системе действует множество производителей и потребителей одного и того же продукта. Свободный вход, выход из отрасли (чистая конкуренция).

7. Экономическая власть отдельных производителей и потребителей столь рассеяна, что каждый из них в отдельности не имеет реальной экономической власти, чтобы изменять ситуацию на рынке.

8. Производится то, что покупается. Господство покупателя над производителем.

9. Государственное вмешательство в экономику минимально:

- производство общественных благ;

- регулирование рынка путем обеспечения правовых условий и «общих правил игры»;

- регулирование через механизм налогово-бюджетной, социальной политики.

Чистого капитализма нигде нет.

Командная экономика (западная терминология) или административно - хозяйственная система (наша терминология) характеризуется чертами:

1. Общественная собственность на средства производства.

2. Централизованное планирование экономической деятельности. Информацию несет не цена, а норматив или приказ.

3. Централизованное снабжение предприятий ресурсами для выполнения государственных планов (фондирование).

4. Установление народнохозяйственных пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления централизованно.

5. Распределение предметов потребления также централизованно, а не через рынок. Уравнительное распределение.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Монополизм производителей.

8. Отсутствие рыночной действенной системы стимулирования и мотивации производителей.

9. В итоге: господство производителя над потребителем. У потребителя нет выбора.

Такая система, в «чистом» виде, не существовала. Но ее важнейшие черты господствовали в СССР и некоторых других странах Восточной Европы.

«Смешанную экономику» можно определить как экономику, в которой определенная часть или сектор национального хозяйства принадлежит и управляется учреждениями правительства или местными органами государственной власти, а другая его часть – частными гражданами или коллективами.

Тип смешанного управления имеет следующие специфические черты:

Во-первых, органически соединяется устойчивость государственного управления, необходимая для удовлетворения общественных потребностей и гибкость рыночного саморегулирования.

Во-вторых, только тип смешанного управления позволяет оптимально сочетать важнейшие макроэкономические цели:

- эффективность хозяйствования,

- социальную справедливость и

- стабильность экономического роста.

В-третьих, данный регулятор способствует лучше всего сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение.

В смешанную систему макрорегулирования «вмонтированы» два хозяйственных механизма. Каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. Вместе с тем они взаимосвязаны друг с другом.

Так, рынок сохраняет свое воздействие на уровень цен и прибыльность производства.

Однако сам рынок нуждается в регулировании со стороны государства.

Государство выполняет ряд регулирующих функций.

1. Для эффективной хозяйственной деятельности предприятий государство разрабатывает и контролирует «правила игры» всех экономических субъектов.

2. Создает регулирующие органы для наблюдения за выполнением антимонопольных законов.

3. Государство стремится стабилизировать экономическое развитие: сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать экономический рост. В период кризиса – использует одни меры, в период подъема – другие.

4. Важной государственной функцией стало регулирование социальных отношений:

Основными специфическими чертами традиционной системы являются:

1) Производство, распределение и обмен, базирующиеся на обычаях, традициях, культовых обрядах.

2) Наследственность и кастовость отчетливо определяют экономическую роль индивидуума.

3) Социально-экономический застой четко выражен.

4) Технический прогресс резко ограничен, так как объективно несет угрозу устоям традиционного общества.

5) Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

6) Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.

7) Неграмотность населения, перенаселенность, высокий уровень безработицы, низкая производительность труда.

8) Гигантская внешняя финансовая задолженность. Страны не смогут ее ликвидировать традиционными способами.

9) Исключительно высокая роль государства в экономике и политике этих стран.

 

Экономику бывших социалистических стран принято называть переходной (в интерпретации отдельных экономистов — трансформационной, транзитивной). Отказ от модели социалистической экономики и поиск модели рыночной экономики постсоциалистическими странами обусловлен низкой экономической эффективностью систем хозяйствования, действовавших в этих странах. Главной причиной неудовлетворительных результатов их функционирования признается нерыночный характер данных систем. Изменения, связанные преимущественно с количественными параметрами системы, можно назвать модернизацией. Переход количественных изменений в качественные означает трансформацию системы.

Некоторые страны, в первую очередь государства Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия), выбрали политику «шоковой терапии», подразумевавшую очень быстрые процессы разгосударствления, дерегулирование экономики и приватизацию. Другие, например Китай, пошли по пути медленных, «эволюционных» реформ. Бывшие республики Советского Союза по-разному приступили к реформированию экономик. Страны Балтии провели реформы «шоковой терапии», Республика Беларусь и большинство других государств избрали путь постепенных изменений. Специфика переходного периода в каждом случае подчиняется историческим и институциональным особенностям страны, потому достаточно спорными являются ссылки на опыт (как положительный, так и отрицательный) соседей.

Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость,

нестабильность, носящие " безвозвратный" характер. Они не просто временно

нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное

состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой

экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния

переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее

развития и соответствующий характер изменений —необратимость,

неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития

переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь

старого и нового, характерно существование особых переходных экономических

форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий.

Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми

или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в

переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы,

а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются

резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим

потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее

историчность, что обусловлено особенностями экономического развития

отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские

страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее

чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее

существовали некоторые рыночные институты, и число государственных

предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К

тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику

протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики

закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все

это необходимо учитывать при разработке программ реформирования

экономической системы в переходный период.

 

 

Производство и воспроизводство. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Производство – процесс создания материальных и нематериальных благ и услуг. В экономической теории к производству относится не только деятельность направленная на внесение материальных изменений в используемые ресурсы, но любая деятельность направленная на удовлетворение человеческих потребностей (индивидов и групп людей). К производству относятся и транспорт, и хранение, и торговля, производительной является деятельность врача, учителя, музыканта.

Воспроизводство – непрерывное возобновление социально-экономических процессов, в частности производства материальных благ и услуг. Различают простое и расширенное воспроизводство. Простое воспроизводство означает, что объемы используемых факторов производства, в т. ч. капитала и труда, в данном периоде остаются неизменными. При прежней производительности этих факторов размеры производства и величина произведенной продукции также не меняются. Расширенное воспроизводство предполагает прирост одного или нескольких факторов производства, осуществляемый, как правило, за счет новых капитальных вложений, что при прочих равных условиях ведет к росту масштабов и эффективности производства.

Экономический рост – процесс расширения производственных возможностей страны, роста потенциального ВВП. Экономический рост проявляется как долгосрочная тенденция к увеличению таких показателей как ВВП, ВНП на душу населения.

Экстенсивный - это увеличение объёмов производства в результате увеличения числа используемых факторов производства. Интенсивный – это увеличение объёмов производства в результате совершенствования техники и технологии.

В зависимости от того, какая группа факторов (количественные или стимулирующие производительность) играет доминирующую роль в экономике на данном этапе, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста. Повышение темпов роста национального производства за счет наращивания количественных факторов производства характеризует экстенсивный экономический рост. Основным его критерием является неизменность средней производительности труда в обществе. Совершенствование применяемых факторов производства на основе технического прогресса, наиболее оптимального их размещения, изменения их качественных параметров характеризует интенсивный тип экономического роста, основным критерием которого выступает рост средней производительности труда в обществе (превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых).

В чистом виде интенсивный и экстенсивный экономический рост в реальной экономике не встречается. В реальной экономике имеет место смешанный тип (реальный) экономического роста – это увеличение объёма производства в результате увеличения числа факторов производства и совершенствование техники и технологии. Он может быть преимущественно интенсивным или преимущественно экстенсивным.

 

 

Экономическая и социальная эффективность, их показатели. Экономическая эффективность – это достижение максимального результата при минимальных затратах. Например, эффективность в производстве – это ситуация когда достигнут максимальный объем выпуска при минимальных затратах ресурсов.

В экономической теории часто применяется определение эффективности по Парето – это ситуация когда невозможно увеличить производство одного товара не уменьшив производство другого товара. Например, на рисунке 2.2 точки лежащие на кривой производственных возможностей являются эффективными по Парето, поскольку в них невозможно увеличить выпуск одного товара, не уменьшив выпуск другого.

Основные показатели эффективности:

· производительность труда - отношение стоимости всей произведенной продукции к численности работников или на стоимость затрат труда;

· материалоемкость - отношение стоимости израсходованных природных ресурсов (сырья, топлива и энергии, материалов и полуфабрикатов) к стоимости произведенной продукции;

· капиталоемкость - отношение стоимости использованного капитала к стоимости произведенной продукции;

· капиталоотдача - отношение стоимости произведенной продукции к стоимости использованного капитала;

· рентабельность - отношение прибыли к вложенному капиталу.

Социальная эффективность - это соответствие результатов производства целям общества, например, достижение полной занятости, снижение числа бедных, развитие культуры и др.

Основным фактором повышения экономической эффективности является разделение труда, специализация и развитие технологии.

Разделение труда – это качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Общественное разделение труда - относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции.

Выделяют следующие формы общественного разделения труда:

· общее разделение труда - выделение крупных родов деятельности (земледелие, промышленность и др.);

· частное разделение труда - разделение этих родов на виды и подвиды (строительство, металлургия, станкостроение, животноводство, растениеводство и т. д.);

· единичное разделение труда внутри отдельно взятого предприятия по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.

 

 

Организация как хозяйствующий субъект. Классификация организаций.

 

Собственность: понятие, субъекты и объекты. Типы и формы собственности.

Собственность – это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

Субъекты собственности – отдельные граждане коммерческих и общественных организаций, общество в лице государственных органов власти.

Объекты собственности – природные ресурсы, объекты производственного назначения, имущество граждан, финансовые активы (деньги, ценные бумаги), блага, имеющие художественную ценность, способность человека к труду, научные изобретения и открытия, оформленные юридически.

Формы собственности и их эволюция

- общинная – производство продукции сверх потребности и закрепление его по наследству, имущественное неравенство, разложение общины;

- рабовладельческая – присвоение труда рабов, средств производства; рабы -собственность рабовладельцев;

- феодальная – производство продукта внутри натурального хозяйства феодального поместья; эксплуатация крепостных крестьян;

- капиталистическая – наем экономически свободной рабочей силы, равенство субъектов собственности;

- корпоративная – акционерные компании и фирмы;

- государственная.

Место и роль собственности в системе общественных отношений:

а) Является фундаментом системы общественных отношений.

б) Определяет положение слоев общества.

в) Имеет два пути смены своих форм: эволюционный и революционный.

г) Имеет переплетение и взаимодействие всех форм собственности.

д) Является результатом исторического развития.

Собственность реализуется как совокупность отношений владения, распоряжения, пользования, через всю систему экономических отношений данного общества.

В отношениях присвоения выделяют четыре важные характеристики.

Первая компонент связана с проблемой относительной редкости или ограниченности ресурсов. Вне редкости собственность теряет смысл.

Вторая компонент связана с ее исключающим характером: собственность есть отчуждение в пользу определенного лица.

Третья компонент связана с тем, что собственность обеспечивает получение определенных преимуществ для ее хозяина (доход).

Четвертая: через отношение собственности устанавливаются общественные нормы поведения по поводу благ.

Собственность как категория права – отношения между человеком или сообществом людей (субъектом) с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объекта), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом, характеризующие принадлежность объекта субъекту.

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, имущества, информации, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Связи между субъектами и объектами собственности представлены отношениями владения, распоряжения, пользования и ответственности, представляющие одновременно и юридические, и правовые, и экономические категории.

 

 

Собственность в экономическом смысле

 

 


Владение – начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности.

Пользование – отношения собственности, означающие применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по желанию и усмотрению пользователя. Владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами.

Распоряжение – наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его.

Ответственность означает как интерес к активному использованию средства производства, так и ответственность за них.

В современных концепциях собственность рассматривается в тесной связи с формированием доходов и отражается через систему экономических интересов. Вопросы реформирования собственности, принятой модели распределения национального богатства и созданного продукта становятся особо актуальными в период нарастания кризисных явлений.

Форма собственности – это критерий, характеризуемый по признаку субъекта собственности, т.е. определяющий принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

 

Формы собственности Рис. 3.6

 

         
   
 
   
 
 

 


Разновидностями форм собственности являются смешанные формы собственности (в образовании собственности участвует частный и государственный капитал).

К производным формам собственности относятся собственность церкви и религиозных общин, товариществ, общественных организаций или ассоциаций.

Комбинированные формы собственности возникают, когда каждый учредитель делегирует новой структуре часть своих полномочий, но при этом базовые характеристики изначальной формы собственности все же не теряются.

В экономической теории выделяют два типа отношений собственности: частная и общественная. Частная характеризует такой тип присвоения (общественную форму производства), при котором интересы индивида, социальной или иной группы доминируют над интересами целого общества, как единства разнообразных частей. Общественная собственность характеризует такой тип присвоения, при котором интересы реализуются через их согласование.

Частная собственность подразделяется на трудовую и нетрудовую.

Общественная собственность выступает в форме коллективной (кооперативная, народная, акционерная, арендная), общественных и государственных объединений и религиозных организаций, республиканская, муниципальная (коммунальная).

Муниципализация означает передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского и сельского самоуправления.

К частной собственности относятся:

1) домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие производство продукции и услуг для собственных нужд;

2) легальные частные предприятия;

3) любой вид использования частных имуществ для личных сбережений.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в собственности могут находиться земля, и недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, здания, сооружения, оборудование, предметы материальной и духовной культуры, результаты интеллектуального труда, информация, деньги, ценные бумаги и иное движимое и недвижимое имущество.

Субъектами права собственности являются физические и юридические лица, государство.

Собственность в Республике Беларусь выступает в форме частной и государственной. Допускается объединение имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц и государств, и образование на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий.

 

Разгосударствление экономики и приватизация собственности: сущность и формы. Особенности приватизации в Республике Беларусь.

Собственность – это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

Реформирование собственности может осуществляется в форме национализации, разгосударствления и приватизации.

Национализация – это превращение объекта, экономического ресурса или предприятия из частной собственности в собственность государства или всей страны.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. В результате с государства снимается большинство функций хозяйственного управления, передаются соответствующие полномочия на уровень предприятий.

Пути разгосударствления: сокращение госсектора путем приватизации части государственных предприятий, уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через бюджет, ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю, коммерциализация части государственных предприятий, переход от централизованного распределения к формированию рынков.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Основные цели приватизации в переходной экономике:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти.

До 1 января 2011 года по законодательству Республики Беларусь существовало две формы осуществления приватизации – это возмездная и безвозмездная передача государственной собственности физическим и юридическим лицам. Целью безвозмездной приватизации являлась передача государственной собственности на основе социального равенства в процессе ее осуществления на этапе перехода к рыночной экономике только гражданам Республики Беларусь. В новой редакции Закона Республики Беларусь определена только возмездная приватизация, которая осуществляется путем внесения денежных платежей. Нововведения коснулись не только принципов, но и перечня способов приватизации. В настоящее время приватизация может осуществляться путем продажи: – акций (долей в уставных фондах) на аукционе; – акций (долей в уставных фондах) по конкурсу; – предприятий как имущественных комплексов на аукционе; – предприятий как имущественных комплексов по конкурсу; – акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. Ранее осуществление приватизации допускалось следующими способами: продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу; продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выкуп арендованного имущества арендным предприятием. Более того, в новой редакции Закона определен порядок планирования приватизации (преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества). Планы приватизации формируются на трехлетний период. Таким образом, в Республике Беларусь в настоящее время осталась только возмездная форма передачи государственной собственности в частные руки. Хоть одна базовая величина, но выплачивается в доход государства. По мнению авторов, возмездная форма передачи государственной собственности эффективному собственнику – это наиболее рациональная форма приватизации, позволяющая государству иметь доход от приватизации, увеличивать поступления в бюджет и создавать новые рабочие места.

 

Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Рынок — это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства государства).

На рынке взаимодействуют субъекты рынка (рыночные агенты) — домашние хозяйства (индивиды) как владельцы производственных ресурсов и фирмы (предприятия) как производители экономических благ. В более широком смысле рыночные субъекты являются и экономическими субъектами (экономическими агентами), т.е. участниками всех экономических процессов, а не только рыночных. Общепринято к экономическим агентам относить и государство, главная функция которого — регулировать экономические (в том числе и рыночные) отношения. Домашние хозяйства и фирмы выступают соответственно как потребители и производители, покупатели и продавцы.

В любых экономических системах, и особенно основанных на общественном разделении труда, должны быть реализованы определенные функции — информационная, стимулирующая, коммуникативная, распределительная и др. Рассмотрим, как эти функции осуществляются в рыночной экономике.

Начнем с информационной функции. Для того чтобы принимать эффективные решения, экономическим агентам необходима информация о состоянии внешней среды. И чем полнее и достовернее информация, чем лучше субъекты рынка осведомлены о действиях конкурентов и желаниях потребителей, тем более правильные решения экономические субъекты принимают и тем эффективнее функционирует экономика. Важнейшим источником информации на рынке являются цены. Если цены формируются свободно, то они точно отражают предпочтения потребителей и возможности производителей. Во всяком случае, они содержат более достоверную информацию об экономике, нежели цены, назначаемые или регулируемые каким-либо планирующим государственным органом.

Второй важнейшей функцией рынка является стимулирующая функция (иногда ее называют регулирующей, санирующей). Эта функция также реализуется через ценовой механизм. Если потребители пожелают больше покупать какого-либо товара, цена на него поднимется. Это будет сигналом для производителей (продавцов) данного товара о том, что следует увеличить объемы производства (продаж). Те субъекты, которые правильно поймут рыночные сигналы и осуществят действия в соответствии с ними, получат дополнительные доходы

Рыночные цены обеспечивают реализацию функции коммуникации (связи) обособленных производителей и потребителей, пре­доставляя им возможность согласованно действовать даже в том случае, когда они не задумываются о существовании друг друга. Мэру, например, Парижа не приходится «ломать» голову над тем, как обеспечить жителей города необходимым количеством нужных товаров и услуг. Эту проблема весьма успешно решает рыночный механизм. Сотни тысяч наименований товаров ежечасно, ежедневно поступают со всех концов света во французскую столицу.

Рынок выполняет также распределительную функцию. Получаемые индивидами доходы представляют собой выпла­ты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность. Доходы людей зависят как от количества и качества этих ресурсов, так и от цен, которые устанавли­ваются на рынках факторов производства.

Многие экономисты особо подчеркива­ют выполняемую рынком социально-политическую функцию. По их мнению, только рыночная система может надежно гаранти­ровать личные права и политические свободы человека.

Экономические и исторические условия возникновения рынка:

  1. Общественное разделение труда. Опыт показал, что ни один человек, в каком бы обществе он ни находился, не может обеспечить себя всеми существующими экономическими благами. Именно это и стало предпосылкой возникновения разделения труда.
  2. Обособленность субъектов рынка с экономической точки зрения. Сущность и условия возникновения рынка состоят в том, что каждый производитель сам решает, что производить, сколько, кому и по какой цене реализовывать свою продукцию. Исторически такая обособленность возникла на основе частной собственности. Если субъект не имеет права собственности, то рынок в таких условиях существовать просто не может.
  3. Условием возникновения рынка является решение проблем в сфере трансакционных издержек. Речь идет об издержках при обмене, т.е. о тех, которые связаны с передачей права собственности. Сюда можно отнести затраты на получение разрешений на занятие тем или иным видом деятельности, расходы на поиск необходимых сведений, проведение переговоров и т.д. Если в сумме данные затраты оказываются выше, нежели доход, который планируется получить, то рынок данной группы товаров не сможет существовать.
  4. К условиям возникновения рынка относятся свободные обменные операции с ресурсами. Данное условие дает возможность свободно формировать цены, которые будут оказывать влияние на поиск наиболее эффективных направлений в работе.

 

Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция. Можно выделить следующие основные черты (принципы) рыночной экономики.

Прежде всего, это свобода экономической деятельности рыночных агентов. Все домашние хозяйства и фирмы действуют относительно независимо друг от друга, принимают самостоятельные решения в рамках существующих норм, законов и правил, стремятся к достижению собственных целей.

Принцип добровольного обмена (сотрудничества) прямо вытекает из принципа свободы экономической деятельности субъектов. Поскольку ни один рыночный агент не может принудить другого к нежелательной для него сделке, стороны вынуждены договариваться, приходить к взаимоприемлемым компромиссам. Тем самым достигается распределение выгод между всеми участниками рынка.

Принцип свободного ценообразования связан с двумя предыдущими характеристиками рынка. Если все участники рынка действуют, исходя из собственных интересов, то продавцы товара стремятся назначить самую выгодную для себя цену, покупатели — купить лучший товар по наиболее приемлемой цене. Поскольку стороны независимы в принятии решений и вынуждены договариваться об условиях сделки, цены на рынке устанавливаются свободно под воздействием рыночных сил.

Логически вытекающим из уже названных является принцип экономической ответственности участников рынка. Тот, кто стремится к достижению собственных интересов и принимает независимые решения, должен нести и всю полноту ответственности за результаты своей деятельности. Принятие верных решений обычно приводит к получению выгоды, неверных — к потерям. Банкротства отдельных предприятий в условиях рыночной экономики — неизбежно присущее рыночной экономике явление.

Конкуренция является важнейшим чертой рыночной экономики, условием его эффективного функционирования. Участники рынка конкурируют между собой: производители — чтобы продать товар, потребители — чтобы купить его. Конкуренция является основой эффективности экономики — ведь побеждает в ней тот, кто эффективнее.

Исторически рыночная экономика развивалась на основе частной собственности. Свобода экономической деятельности и ответственность за неё, независимость экономических субъектов, добровольность обмена между ними, конкуренция могут в полной мере реализовываться лишь в случае, когда индивиды обладают правами частной собственности на производственные ресурсы, объекты сделок и т.д.

 

Критерии классификация рынков. Характеристика основных видов рынков.

Для её анализа испол. критерии: 1. по эк. значению благ рынки делятся на: рынки потребительских благ и рынки экном. ресурсов. 2. по геогр. принципу: локальный, региональный, национальной, мировой 3. по характеру продаж: розничный рынок и оптовый рынок, фьючерский и наличный рынок, экспортный и импортный рынок 4. по степени насыщения товарами: дефицитный рынок, равновесный рынок, избыточный рынок 5. по соответствию действующему законад.: легальный и теневой 6. по степени ограничения конкуренции: совершенный и несовершенный

Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент — рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).

Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).

Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой деньги и другие финансовые активы предприятий и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвленной и разнообразной финансовой инфраструктурой.

Рынок труда * представляет собой систему, в которой взаимодей­ствуют субъекты собственности на факторы производства — на сред­ства труда и рабочую силу, — происходит стоимостная оценка разнокачественной рабочей силы, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложения. Условиями рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего — продавца и капиталиста-покупателя.

 

Рыночная инфраструктура: понятие, классификация, характеристика.

Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели. При наличии некоторых общих принципов организации, черт и механизмов рыночной экономики в каждой стране складывается своя национальная модель. Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует, и все-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной (смешанной) экономики.

Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики. Основными чертами современной американской модели экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация. В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств.

В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную эконо­мику.

Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:

поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных органов), противодействие возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, издания правительственных актов и проявления других барьеров, ограничивающих свободу входа на рынок и выхода с него;

либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);

проведение политики «открытой экономики». Отказ от такой политики ведет к развитию монопольных тенденций, не позволяет воспользоваться преимуществами международного разделения труда;

законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;

свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции.

В Европе (особенно в ее континентальной части — Германии, Франции) роль государства в экономике была традиционно выше, чем в Америке. Экономика в Старом свете основана преимущественно на частной собственности, рыночные принципы соблюдаются, но государство уделяет большое внимание выравниванию не только возможностей предпринимательской деятельности, но и ее результатов — доходов. Степень перераспределения доходов в этих странах высокая, отсюда и значительность уровня налогообложения. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте достаточно велика, как и размеры государственного бюджета. С одной стороны, это сдерживает имущественное расслоение людей, консолидирует общество, делая его менее дифференцированным. С другой стороны, высокий уровень налогообложения замедляет экономический рост, снижает заинтересованность в эффективной работе.

Наряду с европейской моделью обычно выделяют модель скандинавского социализма. Отличительной особенностью скандинавской модели является весомая роль как государства, так и различных общественных организаций, например профсоюзов, в регулировании экономических процессов; отношения работодателей и работников регулируются на национальном уровне. И хотя данная модель не лишена недостатков (негибкость, низкая мотивация к предпринимательской деятельности и т.д.), они смягчаются такой особенностью скандинавских стран, как очень низкий (пожалуй, самый низкий в мире) уровень коррупции в государственном аппарате. В последние годы идут активные процессы либерализации модели скандинавской экономики.

Япония, бурно развивавшаяся после второй мировой войны, накопила специфические черты рыночного развития, что позволяет выделить так называемую японскую экономическую модель. Не вызывает сомнения рыночный характер экономики Японии. Однако было бы ошибкой причислять японскую модель к либеральным. Япония — достаточно закрытая страна с многовековыми традициями, включая значительную взаимозависимость граждан, связанных родственными, имущественными, корпоративными и иными узами. Формально оставаясь независимыми, экономические субъекты придают большое значение взаимодействию со своими партнерами, конкурентами, другими субъектами. Государственное регулирование в таких условиях принимает форму в основном не прямых указаний, а советов, рекомендаций, консультаций, к которым субъекты внимательно прислушиваются.

Зато ряд стран, ранее входивших в категорию развивающихся, поражают стремительными темпами экономического роста и развития. Единой чертой экономик новых индустриальных стран является их развитие на основе рыночных принципов, но уровень и характер государственного вмешательства существенно различаются от страны к стране. Так, например, экономика Гонконга — либеральная рыночная, с минимальной степенью государственных ограничений, и даже переход под юрисдикцию КНР существенно не изменил ее. Модель Сингапура основана на частной собственности, но уровень государственного вмешательства здесь значителен, хотя последнее происходит не ради перераспределения доходов, а скорее с целью интенсификации экономического развития и достижения сбалансированного роста в стране. В экономике Тайваня заметно присутствие крупного государственного сектора, а модель развития Южной Кореи похожа на японскую, правда, с бó льшим уровнем директивного государственного регулирования.

Китайская модель в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений — все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности.

Экономику бывших социалистических стран принято называть переходной (в интерпретации отдельных экономистов — трансформационной, транзитивной). Отказ от модели социалистической экономики и поиск модели рыночной экономики постсоциалистическими странами обусловлен низкой экономической эффективностью систем хозяйствования, действовавших в этих странах. Главной причиной неудовлетворительных результатов их функционирования признается нерыночный характер данных систем. Изменения, связанные преимущественно с количественными параметрами системы, можно назвать модернизацией. Переход количественных изменений в качественные означает трансформацию системы.

Некоторые страны, в первую очередь государства Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия), выбрали политику «шоковой терапии», подразумевавшую очень быстрые процессы разгосударствления, дерегулирование экономики и приватизацию. Другие, например Китай, пошли по пути медленных, «эволюционных» реформ. Бывшие республики Советского Союза по-разному приступили к реформированию экономик. Страны Балтии провели реформы «шоковой терапии», Республика Беларусь и большинство других государств избрали путь постепенных изменений. Специфика переходного периода в каждом случае подчиняется историческим и институциональным особенностям страны, потому достаточно спорными являются ссылки на опыт (как положительный, так и отрицательный) соседей.

Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.

Рассмотрим основные особенности белорусской модели.

Процессы разгосударствления и приватизации, формирования рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер. Так, на конец 2008 г. более 70% продукции в стране производилось негосударственными и иностранными предприятиями. В то же время большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале которых определенная доля принадлежит государству, а зачастую государство владеет контрольными пакетами акций.

Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д.

Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.

Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физи­ческих и юридических лиц. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое — важные направления государственных расходов.

В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила бó льшую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью — это высокие темпы экономического роста. Определённая степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность которых невелика (пенсионеры, инвалиды и др.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты.

 

Несовершенства (провалы) рынка, необходимость и формы государственного вмешательства в экономику. Может ли рыночная система быть идеальной? При наличии полного набора рынков всех благ в каждом временном периоде, предупреждении всех рисков, всесторонней информированности субъектов рынка, создании ситуации совершенной конкуренции на рынках всех благ это было бы возможно.

В экономической науке выделяют ситуации так называемых «фиаско рынка», в которых общественное благосостояние не может быть максимизировано исключительно рыночными механизмами и требует вмешательства государства.

В качестве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов, или экстерналий. Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если выполняется следующее условие: только те, кто участвуют в рыночной сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности оно трудновыполнимо. Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц — людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отрицательного внешнего эффекта. Но существуют и положительные внешние эффекты. Например, цветовод, разбивая клумбу около своего дома ради удовлетворения собственных эстетических пот


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.06 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал