Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксические ошибки






Синтаксические ошибки так же, как и морфологические, очень разнообразны. Поэтому и среди них выделим только три типа – три по­казательные проблемы, требующие усиленного внимания редактора.

Первая проблема – координация сказуемого и подлежащего, когда подлежащее выражено количественным сочетанием типа «100 человек сидело/сидели». Так как газета богата количественной инфор­мацией, то эта синтаксическая модель в газетной речи представлена ши­роко.

В стилистической и справочной литературе существует длин­ный перечень правил подобной координации. Для литературного редак­тора проще оценить рассматриваемую вариативность с помощью газетно-речевой статистики (см. словарь «Грамматическая правильность рус­ской речи»).

Расположим разновидность этой модели в последовательности нарастания множественного числа, имея в виду, что множественное число – новая форма, а единственное – старая:

1) ряд человек: сидел сидело сидели 79% правильно 6% грубая ошибка 15% нежелательно
2) несколько человек пришло пришли 75% правильно 25% допустимо
3) большинство:   сидело сидели 67% правильно 33% допустимо
4) один миллион:   бастует бастуют 63% правильно 37% допустимо
5) более 10 человек:   сидело сидели 60% равнозначные 40% варианты
6) 100 человек:   сидело сидели 46% равнозначные 54% варианты

Теперь комментарий. Начнем снизу. Процентный показатель ясно показывает, что множественное число глагола при количественных сочетаниях еще далеко от победы. Процесс перехода от старых форм к новым в самом разгаре. В простых случаях – числительное плюс суще­ствительное с уточняющими словами (более, свыше, около, почти, при­мерно, по крайней мере и т.п.) – оба варианта глагола равноправны и встречаются одинаково часто. Но нужно отметить, что в трех случаях вариантов нет:

1) Работал 21 человек: при составном количественном числи­тельном, оканчивающемся на единицу, – только единственное число гла­гола.

2) Семеро одного не ждут: при субстантивированном собира­тельном числительном – только множественное число глагола.

3) Эти семь лет прошли быстро: при определении во множест­венном числе – только множественное число глагола.

Далее выше по списку в трех разновидностях модели глагол употребляется преимущественно в единственном числе, но и множест­венное не может считаться ошибкой, это допустимый вариант.

И, наконец, первой в списке идет конструкция с собирательным существительным, имеющим количественный оттенок, – ряд, большинство, число, часть и т.п., – которое упрямо удерживает единственное число глагола. Это нежелательный вариант, хотя он и встречается еще у А.Пушкина: «И жемчугов ряд лицо осенят».

Задание 14. Найдите и исправьте ошибки на согласование и ко­ординацию. Выполнение задания не требует обращения к словарям или грамматике. Сверьтесь с «Ответами...»

1. За эти два дня погибло 34 человека, пострадало 1103 граж­данских лиц и 61 полицейский. (Газета). 2. Объем продукции фермер­ских хозяйств будет на 44 процента ниже прошлогоднего уровня – наи­худший показатель за последние четверть века. (Газета). 3. В южных районах республики сила толчков достигала пяти с половиной балла. (ТВ). 4. В заключение можно сказать, что ряд членов правительства России заранее говорят, что продержатся у власти не более 6 месяцев. (Газета). 5. К тому же при температуре свыше 20 градусов при магази­нах будут работать свыше 120 выносных столика по продаже прохлади­тельных напитков. (Газета). 6. Как передает агенство Рейтер, Заккаро считается одним из фигур, замешанных в скандале с махинациями в ад­министрации города Нью-Йорк. 7. Как показал опрос, 61 процент амери­канцев убеждены, что правительство скрывает информацию, которую люди должны знать. (Газета). 8. Один из ведущих американских офици­альных лиц призвал кокаинового барона сдаться. (Газета).

Вторая проблема – ошибки в управлении. Среди множества подобного рода ошибок выделим специфически газетный тип.

Пример: Огромное поле было посеяно высокосортной гречи­хой. (Газета)

Формула ошибки: посеять что + засеять чем = посеять чем.

Это ошибка по аналогии. Механизм ошибки такой: точное сло­во заменяется на синоним или частичный синоним, но управление оста­ется от замененного слова. По количеству этого типа ошибок у автора можно судить об остроте его языкового чутья.

Задание 15. Найдите и исправьте ошибки на управление. По­пробуйте найти формулу ошибки. Одного языкового чутья будет мало – понадобится и словарь. Сверьтесь с «Ответами...»

1. Сенатор Люсс, переодетый под рабочего, выходит из аптеки. (Газета). 2. Он все свободные часы готов сидеть в машине или лежать под ней, испачкав руки по самые локти в грязи и масло. (Газета). 3. Но вот на тенистой пальмовой аллее, где уже совсем сгустился туман, поя­вился капитан Макартни...; тихонько напевая что-то себе под нос, он сделал несколько шагов, споткнулся на какую-то, как показалось ему веревку, протянутую поперек аллеи, и, громко выругавшись, растянулся на земле плашмя. (Рафаэль Сабатини. Хроника капитана Блада. Пер. Т. Озерской). 4. Эти книги очень малы. Размер томиков не превышает десять сантиметров. (ТВ). 5. Невольно возникает вопрос, как же соотно­сится разнообразие условий существования к общей численности птиц. (Научно-популярная книга). 6. Другая задача словаря состоит в преду­преждении от типичных, распространенных в речи ошибок. (Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка). 7. И в случае птиц успешно достичь одной и той же цели можно разными путями. (Научно-популярная книга). 8. Он поблагодарил за письмо и документ и заверил, что доведет о них до сведения президиум конгрес­са. (Газета). 9. К тому же значительны запасы элементов, не имеющих однозначных параллелей в каждой из систем и характерных только од­ной из них. (Костомаров. Русский язык на газетной полосе). 10. Страна встает со славою навстречу дня. (Б. Корнилов). 11. Знание газетной спе­цифики не обязательно для читателя, но для профессионалов пренебре­жение к ее законам и нормам непростительно. (Журнал «Журналист»). 12. На Бухарестской улице водитель трамвайного парка имени Коняшина Ю.Афанасьев, упавший с балкона второго этажа, госпитализирован с ушибами и переломом руки.

Третья проблема – неправильное присоединение деепричаст­ного оборота. Вообще деепричастный оборот – это, своего рода, индика­тор культуры письменной речи. Его неправильное присоединение к ос­новной части предложения русские писатели использовали в речевой характеристике малограмотных персонажей. Вот два ярких примера.

1) А.Чехов: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин.» («Жалобная книга»).

2) А. Аверченко: «Севши на извозчика, дождь все усиливался».

Смешные неграммотности, причем вторая неграмотность смешнее первой. Смех вызывает нарушение нормы, во втором случае нарушение сильнее – и смех сильнее. А какова норма?

В русском языке деепричастие соотносится не только с глаголом – сказуемым, но и с подлежащим: подлежащее должно быть носителем действия, выраженного деепричастием. В шутке Чехова этого нет. Вер­нее носитель действия есть («у меня»), но он не подлежащее. Поэтому получается, что к станции подъезжала шляпа – вот причина смеха. В шутке Аверченко подлежащее – дождь, поэтому формально он сел на извозчика. А носитель действия вообще не указан. Причина смеха двой­ная.

Ошибки на присоединение деепричастного оборота у журнали­стов не часты, но обидны. Великолепный спортивный телекомментатор Николай Озеров совершенно не в ладах с деепричастным оборотом. Вот один из его перлов: «Потеряв шайбу, следует пас назад». (ТВ).

Присоединение деепричастного оборота имеет множество ню­ансов и допустимых отклонений от строгой нормы. Здесь мы лишь от­мечаем особенности, на которые следует обращать внимание литератур­ному редактору. Например, если вы встретите подобные ошибки у Пуш­кина или Л. Толстого, то не надо спешить их редактировать, ибо у клас­сиков – это галлицизмы: во французском языке деепричастный оборот присоединяется свободно.

«Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках». (А. Пушкин). «Проезжая по деревне, у коляски свалилось колесо». (Л. Толстой). «Убедившись, что понять это он не может, ему стало гру­стно». (Л. Толстой).

Современные авторы, даже знающие французский язык, не мо­гут претендовать на снисхождение литературного редактора.

Задание 16. Определите, в каких предложениях не требуется исправлять присоединение деепричастного оборота.

1. Изучая русскую живопись XIV века, бросается в глаза одна любопытная деталь. (Газета). 2. Забросив две шайбы в ворота нашей сборной, польскую команду просто не узнать. (Николай Озеров, ТВ). 3. Не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. (М. Горький). 4. Слушая молдавские мелодии, невольно возникает ощущение праздника. (ТВ). 5. Стоя на высоком открытом холме, мне казалось, что я знаю этот городок с детства. (Газета). 6. Покупая костюм прямо с фабрики, он обойдется вам на 25% дешевле. (Телереклама). 7. Не приглашая пред­ставителей соответствующих организаций, решение было принято, можно сказать, кулуарно. (Газета). 8. Комиссия ГАИ за управление транспортом, будучи в нетрезвом состоянии, лишила водительских прав шофера Чуркина. (Газета).


1 Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976. С. 349.

2 Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. С. 349.

3 Мучник Б.С. Грамматические категории глагола и имени в современном русском лите­ратурном языке. М., 1971. С. 275. См. также: Русский язык по данным массового обследо­вания. М., 1974. С. 187–199.

4 Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. С. 349.

5 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению и литературному редак­тированию. М, 1994. С. 207.

6 Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. С. 350.

7 Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. С. 349.

8 Строков В.В. Уголок юнната // Лес и человек. Ежегодник. М., 1983. С. 94.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал