Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение и разрешение конфликтов






 

Прогнозирование и предупреждение конфликтов относят к главным задачам правленческой деятельности по регулированию социальных противоречий.

Прогнозирование конфликтов - это доказательное предположение воз-ожности их возникновения и развития. Осуществляется на научных основах с четом практического опыта.

Предупреждение конфликтов - это организация жизнедеятельности общества, социального сообщества, которое минимизирует достоверность противоречий между его субъектами.

Понятно, что намного легче предупредить конфликт, чем его разрешить, поэтому профилактика конфликта является не менее важной, чем умение его конструктивно решать. Деятельность по профилактике конфликта охватывает такие главные направления как:

- создание необходимых условий для минимизации их количества и решение неконфликтными средствами;

- оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций;

- ликвидация социально-психологических причин конфликтов;

- блокирование личностных факторов возникновения конфликтов.

 

Однако часто упреждающие меры бывают запоздалыми или недостаточноэффективными, а иногда могут даже усилить действие факторов, которые послужили причиной конфликтной ситуации. При таких условиях необходимо сделать все для быстрого разрешения конфликта, имея в виду, что это возмож­но при общих усилиях его участников, направленных па прекращение противодействий и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Наиболее распространенными средствами разрешения конфликта являются:

- устранение причин конфликта, преодоление образа «врага», который сложился у конфликтующих сторон;

- изменение требований одной из сторон, если оппонент идет на опреде­ленные уступки. Иногда обе стороны соглашаются на компромисс в связи с истощением ресурсов, вмешательством третьей стороны;

- борьба, которая предусматривает победу одной из сторон;

- консенсус, который является согласием значительного большинства участников конфликта относительно его главных вопросов.

 

Консенсус может быть основной (отображает степень единства целей и ценностей), процедурный (устанавливает правила действий), по равному отношению к политике, власти, руководству. Часто конфликтующие стороны резко ограничивают возможности разрешения конфликта путем консенсуса.

Разрешение конфликта является одной из форм преодоления конфликтной ситуации. Чаще других с этой целью используются:

- урегулирование конфликта - отличается от разрешения тем, что в устранении противоречий между конфликтантами принимает участие третья сторо­на;

- затухание конфликта - временное прекращение противодействия при сохранении напряжения и противоречия, из-за чего конфликт приобретает скрытые формы. Происходит вследствие потери мотива к борьбе, снижения значимости целей, переориентации мотивации коифликтантов, истощения ресурсов;

- перерастание в другой конфликт - наступает, если в отношениях сторон возникает новое, более значащее противоречие;

- устранение конфликта - состоит в ликвидации его структурных элемен­тов с помощью прекращения на продолжительное время взаимодействия оппонентов, устранения объекта конфликта, преодоления дефицита объекта кон­фликта, изъятия из конфликтной ситуации одного из коифликтантов.

 

На практике все это обнаруживается как победа одной из сторон, отказ ее от посягательств на объект, который послужил причиной конфликта или согласие на общее его использование. Иногда прибегают к компенсации оппоненту овладение объектом.

 

Успешность разрешения конфликта зависит от:

- поиска общих целей и интересов;

- снижения отрицательных эмоций оппонента;

- объективного обсуждения проблемы;

- выбора оптимальной стратегии решения конфликта;

- организационных, исторических, правовых, психологических, культур­
ных факторов.

 

Непосредственное разрешение конфликта предусматривает

- анализ и оценку ситуации;

- выбор средств;

- формирование плана действий:

- его реализацию и оценку эффективности.

 

Социология конфликта предусматривает определенные стратегии выхода из конфликта, как главную линию поведения оппонента на его завершающем этапе. К разновидностям стратегии выхода из конфликта относят:

- соперничество - проявляется в навязывании другой стороне лучшего для себя решения. Оправдано, если предложенное решение будет конструктивным (з-за отсутствия времени для разуверения оппонента, а также в экстремальных ситуациях;

- компромисс - состоит в желании конфликтантов завершить конфликт частичными уступками, отказом от отдельных требований, которые выдвигались раньше, готовностью признать претензии другой стороны. Эффективен в том случае, если участники конфликта осознают равенство своих прав и обязанностей, ощущают угрозу лишиться всего в случае поражения. Может быть досгигнут с помощью техники открытого разговора;

- приспособление - это вынужденный или добровольный отказ от борьбы. К такой стратегии побуждает осознание неправоты, необходимость сохранения
хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначимость проблемы, большие убытки и угроза еще больших, давление третьей стороны:

- избежание решения проблемы - является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Разговор идет не о решении, а о затухании конфликта. Применяется из-за отсутствия сил и времени для борьбы, нежелания решать проблему, стремления выиграть время, трудности в формировании линии собственного поведения:

- сотрудничество - предусматривает направленность конфликтантов на конструктивное обсуждение проблемы, отношение к другой стороне не как к
противнику, а союзнику в ее решении. Наиболее эффективен бывает при сильной взаимозависимости сторон и важности решения для обоих. Может быть достигнут с помощью переговоров.

 

Переговоры предусматривают использование ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Большей частью они касаются нормализации отношений, перераспределения, создание новых условий, согласований. Переговоры могут выполнять следующие функции:

- информационную (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы к общим действиям);

- коммуникативную (создание новых связей и отношений);

- регулятивную;

- координирующую:

- пропагандистскую (дают возможность одной из сторон представить себя в выгодном свете перед общественностью).

 

Бывает, что их используют для промедления с принятием решения, выяс­нения аргументов, поиска слабых сторон соперника.

Участники переговоров наиболее часто прибегают к одному из трех типов поведения:

- компромиссу (стороны идут па уступки);

- относительному компромиссу или асимметрическому решению (уступки
одной стороны значительно преобладают над уступками другой);

- новому решению, найденного путем сотрудничества.

 

Переговоры являются сложным процессом, который делится на три этапа.

Первый этап - подготовка. Осуществляется как по организационным (формирование делегации, определение места и времени проведения, согласование вопросов и т.п.), так и по содержательным (анализ проблемы, складывание концепции переговоров, определение возможных вариантов решения, подготовка предложений) направлениями.

Второй этап - проведение переговоров. Уточняются интересы, концепции, позиции участников, обосновываются взгляды, предложения, согласовываются позиции и готовятся договоренности.

Третий этап - анализ результатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей.

 

Важным фактором, который влияет на результативность завершения конфликта, является участие в его регулировании третьей стороны. Она может действовать как сила, которая поддерживает одну из сторон, и как независимый посредник. В первом случае завершение конфликта осуществляется с помощью насилия и социального давления, во втором - при помощи суда, арбитража, медиации.

Медиация - это вид деятельности, который состоит в оптимизации с помо­щью третьей стороны процесса поиска решение проблемы ради прекращения конфликта.

Наиболее часто для этого устраивают переговоры по помощи медиатора (третьей стороны). Эффективность медиации обеспечивают

- добровольность и равноправие сторон;

- отсутствие у них процедурных преимуществ;

- независимость и нейтральность медиатора;

- конфиденциальность переговоров.

Медиаторство может быть официальным (формальным) и неофициальна (неформальным).

Официальными медиаторами выступают межгосударственные организации (ООН), отдельные государства, государственные правовые учреждения, государственные комиссии, представители правоохранительных органов, общественные организации и т.п..

Неофициальными медиаторами могут бытьизвестные лица, представители религиозных организаций, профессионалы психологи, неформальные лидеры, друзья, соседи и др.

Стороны обращаются к медиаторам, в том случае, когда:

а) безуспешно утрачены все аргументы, силы и средства для решения конфликта,

б) если в позициях, которые они отстаивают, не удается найти общее,

в) когда по-разному толкуют главные для решения конфликта критерии илисчитают обязательным внешний контроль за соблюдением промежуточных временных соглашений.

РАЗДЕЛ I. Методологические и методические основания исследования конфликта

Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта

1. Предмет социологии конфликта. Соотношение с конфликтологией

2. Основные понятия социологии конфликта

3. Критерии выделения типов и уровней конфликтов

Предмет социологии конфликта - система социальных взаимодействий, характеризующихся столкновением сторон или субъектов. Философская трактовка конфликта как стадии диалектического противоречия. Соотношение социологии конфликта с конфликтологией и другими отраслями исследования конфликта. Междисциплинарный подход к изучению конфликта. Практическое назначение и применение конфликта.

Категориальная схема описания конфликта. Теоретико-аналитические и эмпирические категории. Основные понятия социологии конфликта характеризуют процесс взаимного действия и воздействия друг на друга социальных групп, ценностей, установок, интересов, идей. Конфликт может быть представлен как развертывание противоречия: тождество, различие, противоположность, конфликт. Общие теоретико-аналитические понятия отражают взаимодействие социальных групп и индивидов: интересы: соперничество, конкуренция, столкновение, напряженность, протест, борьба, согласие. Эмпирические понятия социологии конфликта фиксируют причины, состояние и степень интенсивности, т. е. социальную напряженность, конструктивность и деструктивность, а также раскрывают способы регуляции и использования конфликта: переговоры, договор, принуждение, согласие, компромисс и др. Операционализация основных понятий социологии конфликта.

Критерии выделения конфликтов: а) по сфере действия: социальный, экономический, политический, культурный и т.п. конфликт; б) по характеру субъектности: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, межнациональный, межгосударственный конфликт; в) по степени напряженности: слабый, средний, сильный конфликт; г) по способу поведения или характеру протекания: пассивный, активный конфликт.

Диалектическая модель конфликта: Маркс, Дарендорф

1. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса

2. Диалектическая концепция конфликта Р. Дарендорфа

3. Игровая модель конфликта

Концепция социально-классового конфликта К. Маркса. Противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил. Возникает конфликт. Отсюда и объективная потребность в разрешении данного противоречия. Решение содержится в социальной революции, классическая формулировка которой дана К. Марксом: 'На известной ступени своего развития, производительные материальные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке'. Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы. Теория Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта.

Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа следует, казалось бы, в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Конфликтная модель общества строится на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, является участие или неучастие в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где вообще существуют управляющие и подчиненные. Для обозначения этих организаций Дарендорф использует веберовское понятие 'императивно-координированной ассоциации' (ИКА), представляющую собой хорошо организованную систему ролей. Разрешение конфликта в ИКА направлено на перераспределение авторитета и власти в ней. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество, с пересекающими интересами, а значит с различными конфликтами. В западном посткапиталистическом обществе возникают большие возможности регулирования классового конфликта, который не устраняется, а локализуется в рамках предприятия. Термин 'регулирование' относительно конфликта гораздо точнее, чем термин 'разрешение'. Понятие 'разрешение конфликта' вводит в заблуждение, ибо оно 'отражает социологически ошибочную идеологию, согласно которой полное устранение конфликта возможно и желательно'. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Дарендорфа, важны три обстоятельства 1) признание различных точек зрения; 2) высокая организованность конфликтующих сторон; 3) наличие правил игры. Дарендорф рассматривает действительность на языке институциализированных образцов, используя понятие ИКА. Авторитет и конфликт служат функциональными реквизитами, где первый служит для интеграции системы, а второй - для социальных изменений.

Модель конфликта Анатоля Рапопорта, теория игр и математический аппарат. Сценарное описание конфликта. Конфликт как игра в концепциях Хейзинги, Эрика Берна, а также в направлении психодрамы. Педагогический и психологический аспект игровой модели конфликта. Театрализация и карнавализация конфликта.

Функционалистская модель конфликта

1. Функционалистское объяснение конфликта. Позитивная роль конфликта

2. Проблема конфликта в системно-структурном анализе

3. Концепция конфликта Льюиса Козера

Функционалистское объяснение конфликта Георга Зиммеля. Позитивная функция конфликта. Интегративная роль конфликта в формировании общественных структур и в обновлении культуры. Спор как выражение свободного обмена позициями и способ.

Проблема конфликта в системно-структурном анализе не получила своего оптимального решения. Общество, согласно Талкотту Парсонсу, находится в равновесии, если ролевые ожидания ясны и выполняются. Однако могут возникнуть отклонения и ролевые конфликты. Конфликты преодолеваются благодаря социальному контролю, основывающемуся как на положительных, так и на негативных санкциях. Таким образом, конфликт в структурно-функционалистской теории Парсонса трактуется преимущественно как фактор повреждения и разрушения социальной системы. Данная теория не могла удовлетворительно объяснить социальные изменения и конфликты, начавшиеся в конце 60-е годов ХХ столетия. Вместе с тем системный подход к исследованию и использованию конфликта является в настоящее время одним из наиболее влиятельных. Преимущества междисциплинарного подхода к конфликту как к системе.

Модель позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера преодолевает отрицательное отношение структурного функционализма к конфликту. Он считает, что 'социальный конфликт - это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника'. Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Вместе с тем социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения антагонистических притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтов. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений, и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Козер выделяет следующие функции конфликта: 1) разрядка напряженности, т. е. конфликт служит 'выхлопным клапаном' напряжения; 2) коммуникативно-информационная, т. е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил; 3) созидание, т. е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту; 4) интеграция социальной структуры, т. е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее; 5) нормотворчество, т. е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.

Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг

1. Микросоциология конфликта

2. Поведенческая (бихевиористская) модель конфликта

3. Концепция согласия и насилия Иоханна Гальтунга

Микросоциология конфликта стала развиваться лишь 70-80 гг. нашего столетия. Важнейший источник продуцирования социальных конфликтов, разворачивающихся в сфере повседневности (на микроуровне), заключается в кризисе системы ценностей на уровне всей общественной системы (на макроуровне). Подсистемой социального конфликта является организационный конфликт, т.к. первый локализован в обществе, а второй - в организации, являющейся ячейкой этого общества. Структура и развитие конфликта на микросоциологическом уровне имеют свои особенности и представляют в настоящее время наибольший интерес из-за возможности действенно влиять (регулировать и разрешать) именно такого рода микросоциальные конфликты.

Конфликт в качестве поведения рассматривается в концепции К. Боулдинга. Причина социальных конфликтов, по Боулдингу, лежит в раздвоенности человеческого сознания. Таким образом, Боулдинг выделает два элемента: 'явный, открытый элемент, который он осознает по отношению к себе и миру, и скрытый элемент, который прячет. Этот последний подразделяется на две части: сознательно скрываемую и бессознательно скрываемую'. Боулдинг считает, что всякая общественная борьба это всего лишь проявление противоречий в сфере сознательного и бессознательного. Например, Боулдинг видел причину индустриального конфликта (между рабочими и буржуазией) в противоположности идейно-психологических установок. Именно эта противоположность нравственно-психологических установок служит причиной индустриального конфликта. Решением последнего служит установление взаимопонимания.

Концепция согласия и структурного насилия Иоханна Гальтунга. Он проводит шесть различий между различными видами насилия. Важнейшие из различий - это между персональным и структурным насилием. Тип насилия, в котором есть действующее лицо, он обозначает как персональное, или прямое насилие, а насилие без действующего лица - как структурное, или непрямое. Средства персонального и структурного насилия. Типология персонального и структурного насилия с точки зрения используемых инструментов. Расширенное понимание насилия приводит к расширенному пониманию согласия: согласие понимается как отсутствие персонального насилия и отсутствие структурного насилия.

Методы исследования конфликта. Диагностика и экспертиза конфликта

1. Общие и специальные методы исследования конфликта

2. Специфика социологического изучения конфликта

3. Комплексная диагностика социального конфликта

4. Экспертиза социального конфликта

Принципы, методы и методики исследования конфликтов. Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов применяются такие, как: конфликтологическая диагностика и экспертиза, ситуационный метод. Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно.

Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня.

Комплексная диагностика социального конфликта включает в себя следующие моменты:
а) возможно более полное описание условий конфликта, его участников;
б) непосредственный повод конфликта;
в) симптомы его проявления и содержание;
г) предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая. Производится также сравнительный анализ схожих случаев и дается их характеристика. Методики диагностики социального конфликта строятся по общей схеме, но всякий раз применительно к конкретному явлению.

Экспертиза социального конфликта состоит в оценке достоверности полученной информации и данных о конфликте, в анализе причин и оснований конфликта, возможных направлений протекания и последствий конфликта, способов регулирования и разрешения конфликта. Имеются различные процедуры экспертизы конфликта. Например, разработаны социальные экспертные шкалы, по десятибалльной шкале оценивается значимость последствий конфликта и их вероятность.

РАЗДЕЛ II. Динамика социального конфликта

Источники, основания и причины социального конфликта

1. Внешние и внутренние условия социального конфликта

2. Источник, основания, причины и движущие силы конфликта

3. Фазы развития конфликта

К необходимым условиям социального конфликта следует отнести социальную позицию, экономическое положение людей, а также степень идентификации человека с конкретной группой, культурную зрелость. Именно социальная позиция (положение) обеспечивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Последние воздействуют на формирование соответствующих реалистических желаний и устремлений. Положение, запечатленное в желаниях, чувствах и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности? в интересы, которые и выступают в качестве основного мотива социального поведения. Противоречие же социальных интересов является главной причиной конфликтов.

Формулу социального конфликта можно представить как единую трихотомическую систему 'субъекты - интересы - действия'. Таким образом, социальная причинность конфликта определяется такими социологическими категориями как потребности, интересы и ценности. Именно они являются внутренними побудителями активности, т.е. общее между потребностями, интересами и ценностями состоит в том, что во всех случаях мы имеем дело со стремлением людей, воздействующим на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые жизненно необходимы, то интересы и ценности стимулируют действия, исходящие из взаимного отношения людей друг к другу. Непосредственный предмет социального интереса и ценности? это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социальной группы, которые обеспечивают получение этого блага. А поскольку эти позиции не равны, постольку интересы и ценности в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Следовательно, интересы и ценности связаны с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставленных действующему лицу обществом.

Конфликт имеет определенный набор элементов и стадий развития, которые характеризуют различного рода конфликтные взаимодействия как на уровне личности, так и между субъектами. С одной стороны, это стадии развертывания социального противоречия, а с другой, собственная динамика социального конфликта.

Формы выражения, структура и функции социального конфликта

1. Структура конфликта

2. Функции конфликта

3. Формы выражения социального конфликта

Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом: а) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта); б) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта); г) объект конфликта (скрытые нужды): блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт; д) предмет конфликта (открытые нужды): материальные образования с ним связанные; е) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит 'противоречие в действии'. Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать 'недоразвитым' в силу его остановки своего развития на стадии противоречия.

Функции конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции: а) интегративная; б) коммуникативная; в) мобилизационная; г) деструктивная; д) конструктивная. Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта.

Формы выражения социального конфликта имеют различные модификации. Они резко отличаются в зависимости от уровня субъектности. Внутриличностный конфликт представлен многообразно. В частности, такие формы как эмоционально-психическая напряженность (тревога, страх, фрустрация), столкновение противоположных норм, ценностей, оценок, переживаний, настроений и стереотипов поведения свидетельствуют о внутреннем разладе, выражаемом вовне в неакдекватных действиях. Межличностный конфликт всегда представляет собой непосредственные формы очного или заочного контакта, содержащего мотивы соперничества, столкновения и поиска согласия. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт, как правило, вначале аморфен (случайные коллизии), но по ходу его развертывания структурируется и воплощается в формировании групповой идентичности (свои и чужие), в организованном противоборстве, кооперации и конкуренции, борьбе референтных групп, в степени консолидации, сплоченности группы вокруг значимых целей. На уровне социального конфликта имеются структурированные интересы, выражаемые представителями, агентами крупных социальных общностей, как правило, оформленные организационно, обеспеченные материально и идеологически. Это национальные, социально-классовые, государственные конфликты. Конфликты в организациях? это групповые и социальные разновидности конфликта. Их особенность заключается в их погруженности в формальные и неформальные структуры организаций.

Модели развития социального конфликта на разных уровнях

1. Динамика внутри- и межличностного конфликта

2. Динамика межгруппового конфликта

3. Динамика социального конфликта

Внутри- и межличностный конфликт включает в себя не только чисто психологические, социально-психологические характеристики, но и такие процессы как конфликт мотивов, ценностей, деперсонализацию, самоотчуждение, интериоризацию социальной напряженности, агрессию, и др., показывающие инверсию (превращение) внешнего конфликта в структуру ценностей и поведения личности.

Межгрупповой конфликт отличается насыщенностью, напряженностью и разнообразием интерсубъективных связей. При этом формируется особая микросоциальная среда, где индивиды взаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя со своей группой и противопоставляют чужой. Феномен 'мы' и 'они'. Сочетание групповой сплоченности, эмоционально - действенной идентификации и групповой враждебности. Конфликт индивидуальности и типичности в случае слитности с группой.

Динамика социального конфликта включает в себя следующие элементы и фазы: 1). Причина конфликта: несовпадение интересов (объективное противоречие); 2). Факторы, влияющие на возможность разрастания, причины конфликта (обострение объективного противоречия); 3). Осознание субъектами конфликт противоречивости интересов (конфликтная ситуация); 4). Инцидент (повод) для конфликта; 5). Реакция субъектов на конфликт. 6а). Пассивная (конфликт не происходит); 6б). Активная (конфликт происходит): деструктивный уровень - конструктивный уровень; 7). Управление конфликтом; 8а). Происходит; 8б). Не происходит; 9а). Функциональные (позитивные) последствия; 9б). Дисфункциональные (негативные) последствия; 10). Регулирование и разрешение конфликта.

Основные подходы и стили разрешения конфликта

1. Подходы к разрешению конфликта в разных социальных системах

2. Многообразие стилей разрешения конфликта

3. Управление конфликтом

Разрешение конфликтов зависит от общих принципов социально-экономического и политического порядка, принятых в конкретном обществе. Социальные системы могут быть тоталитарными, авторитарными и демократическими. Для анализа применимости разных подходов к разрешению конфликта применяется дифференцированное рассмотрение по критериям социальной значимости (ценность), пригодности (польза) и эффективности (продуктивность).

Различные стили, проявляющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установлений, поощряющих, безразличных или запрещающих тот или иной стиль поведения при разрешении конфликта. См. материалы к семинару N 3: таблица стилей и подходов разрешения конфликта.

Продуктивность конфликта является необходимым условием для налаживания переговорного процесса между сторонами. На фоне конструктивности возникает следующая стадия конфликта как процесса - это управление. Управление конфликтом - это прежде всего анализ структуры данного конфликта (выделение субъектов, причин, объекта конфликта и т. д.); определение стадии, на которой находится конфликт; прогнозирование дальнейшего развития конфликта и разработка и применение методов его разрешения. Управление конфликтом подразумевает посредника (медиатора), который будет непосредственно решать поставленные задачи.

Способы регулирования и разрешения конфликта

1. Способы разрешения конфликта

2. Виды принуждения и протеста

3. Виды компромисса

4. Модели поведения в конфликтных ситуациях

Технологии разрешения любого конфликта строятся на применении различных способов: а) насильственные (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения); б) ненасильственные или мирные (переговоры, соглашение, компромиссы); в) протестные (митинг, забастовка, стачка, гражданское неповиновение).

Насильственные способы разрешения конфликта, по сути, ведут к упразднению, или подавлению одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психических до физических. Интересен способ переноса вины и ответственности на слабейшую сторону и применения по отношению к ней принудительных санкций. Таким образом, устраняется подлинная причина конфликта интересов и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля.

Главный момент динамики мирного разрешения конфликта? это нахождение пунктов согласия (компромисса), введение его в конструктивные рамки и налаживание переговорного процесса. Надо отметить, что на современном этапе развития российского общества именно конструктивный диалог и техника ведения переговоров являются самым слабым местом на всех уровнях. Переход к рыночно регулируемой экономике, демократическому правовому государству немыслим без установления баланса интересов и соответственно без переговоров. Они - его важнейшая составная часть процесса разрешения разного рода конфликтов.

Модели поведения в конфликтных ситуациях. Культурные и социально-психологические предпосылки типа поведения в конфликтных ситуациях. Репертуар ролей при выборе поступка и действия. Игровые модели включения в конфликт и выхода из него.

РАЗДЕЛ III. Конфликты в различных сферах общественной жизни

Конфликты в сфере культуры

1. Внутри- и межкультурный конфликт

2. Пределы совместимости и различий субкультур. Маргинализация и плюрализм культуры как фактор индивидуализации

3. Контркультура

Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных начал общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами, например, поколенческими, территориальными, принадлежащими одной общей культуре.

Пересечение разных национальных культур в регионах проживания ведет к их постоянному соприкосновению и улаживанию взаимной экспансии. Взаимопроникновение культурных ценностей имеет свои границы, свой предел проницаемости, за чертой которых начинается насильственное вторжение в ее ткань, что ведет к закрытому или открытому конфликту. Маргинализация культуры свидетельствует не только о вытеснении на периферию отдельных социокультурных групп, но и об умножении (плюрализации) культурного поля. Конфликтологический подход позволяет найти адекватные решения для поддержания мультикультурного состояния общества.

Контркультура является очевидным выражением конфликта культуры общества между поколениями и социальными группами, отвергающими общепринятые ценности и нормы. Конфликт субкультур дает шанс и для обнаружения оригинальных самобытных проявлений, и, соответственно, для подавления или поддержки оппозиционных ориентаций. Следовательно, в области культуры есть механизмы конфликтного самообновления, культурного протеста против господствующих ценностей, не представляющих более интересов нонконформистских групп.

Социология экономических конфликтов

1. Конкуренция за ресурсы, условия производства, новые технологии и потребителя. Конкуренция за рабочие места

2. Социальные аспекты экономического конфликта

3. Конфликт в системе отношений собственности

Конфликт в экономической сфере проявляется, прежде всего, как конкуренция за ресурсы, условия производства, новые технологии и сбыт продукции. Это также соперничество за рабочие места, конкуренция за возможность трудиться. Потенциал конфликта в хозяйственной сфере чрезвычайно велик, но в современной экономике он достаточно регулируется политически, юридически, морально на различных уровнях. Примеры торговых войн, жесткой конкуренции за получение заказов, протекционисткой политики и др. свидетельствуют о конфликтогенности в сфере экономики. Конфликтное поведение и многообразие форм конкурентного действия.

Социальные аспекты экономического конфликта затрагивают важнейшие стороны общественной жизни. Это и борьба за экономическое господство, и за справедливое распределение национального богатства, и за поддержание необходимого уровня занятости, и конфликты по поводу условий и оплаты труда. Экономический конфликт постоянно воспроизводится практически в любом современном обществе в разных формах борьбы капитала и труда и регулируется на уровне чисто экономического компромисса, либо за счет государственного вмешательства.

Экономический конфликт прямо или косвенно покоится на доминирующих отношениях собственности конкретного общества. Собственность есть не что иное, как распределение экономического господства и власти в обществе. Следовательно, социальная и политико-правовая борьба за легитимацию того или другого вида собственности составляет ядро конфликтности в обществе. Конфликт интересов собственников и несобственников создает поле социального напряжения, поэтому в обществе формируются механизмы сохранения легитимного характера собственности и как имущества, и как присущих ей социально-экономических функций.

Социология политических конфликтов

1. Конфликты в сфере политики. Бюрократизация конфликта

2. Власть и господство. Предмет конфликта. Конкуренция политических элит

3. Политизация социальных конфликтов. Этнополитические конфликты

Конфликты в сфере политики весьма многообразны, так как именно здесь наиболее открыто разные общественные группы и представляющие их политические элиты ведут борьбу за завоевание и использование политических институтов, инструментов политического руководства, каналов государственного управления разными областями общественной жизни. Это взаимодействие групп интересов по поводу политического влияния на характер основных устоев общества. В отличие от конфликта в сфере политики политический конфликт представляет собой борьбу элит за власть. Рационализация политического процесса хотя и приводит к бюрократизации системы управления и власти, но лишь видоизменяет характер борьбы за политическое господство. На уровне политических структур конфликт сосредоточен вокруг собственно политических институтов, направленности их деятельности и базируется либо на оппозиции элит, стремящихся к государственной власти, либо на отстаивании политических интересов больших социальных групп.

Предмет политического конфликта - это распределение власти и господства в обществе между политическими элитами. Возможен конфликт между разными сегментами власти. Во-первых, между законодательной, исполнительной и судебной властями. Во-вторых, между властями разного уровня, например, центральной, региональной и коммунальной. Тип общественной системы накладывает отпечаток на протекание конфликта в сфере политики, превращая эту борьбу либо в уничтожение политического противника, тем самым искусственно снимая почву для властного конфликта, либо формируя процесс демократической смены и циркуляции носителей политической власти. По этой причине наименьшие издержки для общества имеет проводимая по установленным законам конкуренция политических элит за обладание инструментами власти.

Поскольку реальные общественные проблемы и конфликты требуют, как правило, политического вмешательства, постольку большинство из них приобретают не присущую им политическую окраску. Политические решения благодаря институтам государственной власти захватывают все большее пространство социокультурной жизни, подменяя собой возможность самостоятельного гражданского разрешения социальных проблем. Поэтому политизация конфликта опасна для стабильности общества. С этой точки зрения, этнополитические конфликты представляют собой образец чрезмерной политизации действительных межкультурных и межнациональных противоречий. Процесс центробежного раскачивания государства и общества на основе этнополитического конфликта свидетельствует в то же время о необходимости политического компромиссного разрешения. Наиболее непродуктивным и затратным вариантом разрешения данного конфликта является военный способ.

Организационные конфликты

1. Специфика организационного конфликта

2. Конфликт формальных и неформальных структур организации

3. Способы разрешения и управления конфликтом в организациях и между ними

Основной ячейкой структуры современного общества является организация. Специфика общественных отношений такова, что люди не могут быть не включены в те или иные организации. Типология организаций включает в себя следующие группы: 1. экономические организации (производственные, коммерческие, финансовые); 2. политические, правовые и государственные организации (политические партии, органы государственного управления, министерства, органы безопасности и внутренних дел, армия, правозащитные организации); III организации по распространению информации (органы средств массовой информации, а также научные учреждения, культурные учреждения, клубы); IV организации культурной и социальной сферы: культурные учреждения, система образования (дошкольные учреждения, школы, специальные и высшие учебные заведения), охрана здоровья и спорт (поликлиники, больницы, санаторные учреждения, спортивные заведения); V общественные объединения различного типа (партии, общественные движения. профсоюзы, творческие объединения). Конфликты в данных организациях как внутри, так и извне развертываются по своей особой логике, связанной со структурой, задачами, профессиональным и социальным составом организации.

Поскольку любая организация имеет формальную и неформальную структуры, постольку они ведут к взаимному столкновению и должны быть согласованы. Во-первых, формальная структура организации может прийти в противоречие с требованиями, предъявляемыми к ней, и потому необходимо внутри организации выработать механизмы совершенствования формальной структуры. Во-вторых, возможен конфликт формальной и неформальной структур. Например, наличие неформального лидерства, неформальных групп, могут привести к социальной напряженности в организации.

Способы разрешения и управления конфликтом в организациях и между ними покоятся на начальных принципах, которые исповедует руководство, т. е. формальные лидеры организации, и влиянии, которое оказывают неформальные структуры (лидеры) на протекание и разрешение конфликта.

Социально-трудовые конфликты на предприятии

1. 'Первичный' трудовой коллектив как малая социальная группа

2. Причины, источники и цели социальных конфликтов в 'первичном трудовом коллективе', их классификация.

3. Способы разрешения и управления конфликтом в трудовом коллективе

Проблема социально-психологических отношений на предприятии. Причины возникновения и сущность трудовых конфликтов, их классификация. Действующие силы конфликта. Динамика развития производственного конфликта. Забастовка как вид конфликта и ее классификация. Основные способы регулирования и разрешения социально-трудовых конфликтов на предприятии. Роль конфликта в организации.

'Первичный' трудовой коллектив как малая социальная группа. Цели и способы объединения людей в трудовом коллективе. Формальные и неформальные объединения и проблемы лидерства в них. Социально-психологический климат в коллективе. Причины, источники и цели социальных конфликтов в 'первичном трудовом коллективе', их классификация. Основные способы предупреждения, разрешения и управления социальными конфликтами в трудовом коллективе.

Применение социометрического измерения в разрешении и профилактике социальных конфликтов в трудовом коллективе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал