Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реорганизация системы высших органов государственной власти и управления СССР в период перестройки (1985-1991г.).




Представительные органы государственной власти. Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг. курс на развитие демократии привел к изменению в конце этого десятилетия системы высших органов государственной власти. На внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, проходившей 29 ноября - 1 декабря 1988 г., был принят Закон " Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" < *>, кардинально изменивший их структуру. Верховным органом власти Союза стал Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов. Верховный Совет СССР, сохранившийся как двухпалатный, стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно. Он избирался тайным голосованием из числа народных депутатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен. -------------------------------- < *> ВВС СССР. 1988. N 49. Ст. 727. Изменение структуры высших органов государственной власти не могло не отразиться и на их компетенции. Съезд народных депутатов СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Вместе с тем ряд вопросов, таких, как принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений, определение государственной границы СССР, принятие решений о проведении референдума и др., относились к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР, являясь законодательным органом, как и Съезд народных депутатов, имел право осуществлять в пределах компетенции Союза регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством, социально-культурным строительством, а кроме того, получил такие правомочия, ранее принадлежавшие Президиуму Верховного Совета СССР, как толкование законов СССР, образование Совета обороны, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил, ратификация и денонсация международных договоров, издание общесоюзных актов амнистии, учреждение орденов и медалей и др., которые затем были частично изменены в связи с введением поста Президента СССР. Президиум же Верховного Совета СССР в результате произошедших перемен превратился в технический орган, обеспечивающий организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета < *>. -------------------------------- < *> ВВС СССР. 1988. N 49. Ст. 727; ВСНД СССР и ВС СССР. 1990. N 12. Ст. 189. Произошедшие изменения на общесоюзном уровне повлекли за собой аналогичные процессы и в некоторых союзных республиках. Например, 27 октября 1989 г. в Российской Федерации в соответствии с общесоюзным законом была пересмотрена структура высших органов государственной власти: появились Съезд народных депутатов РСФСР и съезды народных депутатов автономных республик < *>. -------------------------------- < *> ВВС РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303. Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. Деятельность съездов продлилась немногим более 2 лет. После августовских событий 2 сентября 1991 г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который прекратил свое существование уже через несколько дней - 5 сентября. При ликвидации этого органа предполагалось, что будут ускорены подготовка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, в котором каждое из них смогло бы самостоятельно определить форму своего участия в новом объединении, основанном на принципах независимости и территориальной целостности. Исходя из этого, последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, в котором высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат - верхней и нижней - Совета Республик и Совета Союза. Законы, принятые Советом Союза, должны были вступать в силу после их одобрения Советом Республик. В Совет Республик входили по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами государственной власти этих республик. С учетом федеративного устройства РСФСР была представлена в верхней палате 52 депутатами. Другие союзные республики, имевшие сложную форму государственного единства, дополнительно посылали в состав верхней палаты по 1 депутату от каждой республики и автономии, входивших в них, но при голосовании все союзные республики должны были иметь только по одному голосу.

Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами государственной власти этих республик. Совет Республик должен был принимать решения об организации и порядке деятельности органов Союза, ратифицировать и денонсировать международные договоры Союза ССР, Совет Союза - рассматривать вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимать решения по всем вопросам компетенции бывшего Верховного Совета СССР. Своими совместными решениями палаты имели право вносить изменения в Конституцию, принимать в состав Союза новые государства, объявлять войну и заключать мир и т.д. < *>.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал