Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни диагностики 2 страница






Игры с готовым содержанием: активный отбор участниками игры известного сюжета на основе книги, сказки, мультфильма, кинофильма и т.п.; самостоятельная разработка

Игры с правилами: дидактические, подвижные, музыкальные, игры-забавы, игры с образными игрушками.

Дидактические игры их специфика: доминантная роль взрослого-организатора игры в отборе содержания, форм, средств для проведения игры.

Строительно-конструктивные игры (работа играющих с песком, снегом, кубиками, конструкторами, наборами игрушечного строительного материала) развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до конца„видеть результат коллективного труда, его пользу.

Музыкальные игры: хороводы, игры-импровизации, ритмические игры. Они развивают у детей умение узнавать музыку, ее темп, характер, ритм. Задача педагога-организатора в процессе игры научить детей слушать музыкальное сопровождение и получать эмоциональный настрой от жанра музыки.

Игры с игрушками. Все детские игрушки делятся на образные (куклы, звери, мебель, посуда), технические (конструкторы, разнообразные средства передвижения, модели компьютеров, игровых аппаратов, электронные), строительные материалы (кубики, мелкие панели, конструкторы для стройки, наборы специальных материалов), спортивные (кегли, мячи, шары, скакалки, кольцебросы), музыкальные (бубны, барабаны, металлофоны, погремушки, пианино, дудочки и т.д.), театральные (перчаточные куклы, фигурки для настольного и теневого театров, костюмы или их элементы для театрализованных игр).

В методике использования игрушек главное не их изобилие, а необходимость и глубокое знакомство с каждой новой игрушкой. В процессе игры с игрушками дети с помощью взрослого не только рассматривают, но и думают, где, в какой игре её можно использовать.

Общая структура игры: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Компоненты игры: знание, действие, общение.

Специфические особенности: самостоятельность, самодеятельность, самооргацизация.

Спортивные игры:

двигательные (подвижные) игры (лазание, прыганье, игры с водой, песком, глиной и т.п.). Структура игры: развитие инициативы, творчество проявляется в выборе способов действия, в их вариативности;

игры, связанные с развитием самовыражения и самопознания ребенка через изобразительную и художественно-прикладную деятельность. Это рисование кистью, карандашами, пальцами, создание общих картин.

Компоненты игры: эмоциональное и творческое раскрепощение, самовыражение и самопознание, одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от содержания, формы и качества.

При организации игры следует учитывать характер игры, продумать ее влияние на ребенка. Игровая деятельность должна оцениваться с точки зрения успеха ребенка без сравнения с успехами других детей.

Коррекционные игры: специально подобранные игры с целью педагогической коррекции, т.е. исправления недостатков характера у детей (застенчивости, стихийной агрессивности, интровертности, импульсного бродяжничества, истеричности, болезненных тиков (топанье ногой, фырканье, моргание, ковыряние в носу и др.1. Цель игровой терапии – это создание условий для восстановления равновесия и душевного комфорта исключительного ребенка.

При выборе игры для дошкольников необходимо учитывать три основных типа реакции детей на указания воспитателя;

1. Реактивную. (Дети немедленно реагируют на малейшие указания, пытаются тут же приступить к действию, не осознав до конца смысл, а потому допускают частые ошибки).

2. Адекватную. (Дети пытаются в начале осознать правила игры, а затем уже приступают к действиям. Однако процесс осознания у них более длителен, им необходимо дать время охватить содержание в полной мере, соотнести со своими возможностями).

3. Замедленную. (Дети отличаются замедленностью реакций и требуют к себе особого внимания. Необходимо создать условия, исключающие неудачи из-за особенностей их восприятия).

Необходимо при подборе детей в игровые команды учитывать:

разницу в возрасте, которая не должна превышать 12 месяцев;

разнополость детей;

количество участников не должно превышать 10-12 человек.

Развитию художественных видов деятельности детей, особенно шестилетнего возраста, способствует не только их доступность и привлекательность, но и определенные возрастные особенности: их " реактивность" на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам. К 6-ти годам развиваются художественные способности: музыкальные (способность эмоционально откликнуться на музыку), передача игрового образа, произвольность движений.

Разнообразные формы художественной деятельности дошкольников требуют от педагога целый ряд педагогических и специальных умений, к которым относятся: гностические умения, конструктивные, коммуникативные, организаторские, технологические.

Драмогерменевтика является вариантом обучающего и воспитывающего с о вместного пр о живания урока всеми его участниками, включая учителя. Как направление в педагогике она еще ждет своего детального описания, дальнейшего развития и широкого распространения. Сейчас мы конспективно изложим лишь несколько основных положений, проясняющих контуры ее органической целостности.

Мы понимаем, что сжатость изложения оставляет мало надежд на то, что новичкам такое изложение будет понятно. Но зато тем учителям, которые хотя бы в общих чертах знакомы с излагаемым материалом и в своей практике, удачно или не очень удачно, но уже опробовали его, – им краткость изложения позволит увидеть знакомое в новом ракурсе, позволит открыть новые возможности для развития собственного понимания и творчества.

l. Драмогерменевтика возникла и существует как сопряжение сфер театральной, герменевтической и педагогической.

2. Знания, умения и навыки каждой сферы, сохраняя свою специфичность, переплетаются со знаниями, умениями и навыками двух других сфер. Выявление как самих сфер, так и их содержания стало возможным благодаря этому взаимопереплетению. Поэтому драмогерменевтическим дефинициям не свойственна жесткая дискретность, они носят подчеркнуто условный характер, естественным образом и «перетекая» друг в друга, и отражаясь в каждой части целостности.

3. Центральными положениями театральной сферы являются:

3. l. Общение. Жизнь человека заключается в том или ином общении.

И человеческая культура существует, передается и развивается благодаря той или иной форме общения людей друг с другом.

Театр как социальное явление дает нам три антологических типа общения. Первый: нелегальное (партизанское) общение зрителей друг с другом в зале во время спектакля. Второй: фиксированно-ритуальное общение актеров на сцене. (Ту же картину мы можем встретить и на школьном уроке: за партами – нелегальное, партизанское общение учеников во время объяснения или опроса учителем материала, и у доски – чинно-ритуальное, фиксированность которого определяется текстами учебников и программ.)

Известно, что смена фиксированно-ритуального общения на сцене общением подлинным, импровизационным (что при фиксированном тексте пьесы, казалось бы, невозможно!), освобождает зрительный зал от нелегального общения, и он начинает жить с персонажами единой жизнью, как бы растворяясь в происходящем. Это третий тип общения, демонстрируемый театром.

Такое общение возможно и на уроке. Когда одни ученики становятся учениками-импровизаторами, то интерес других к происходящему неизменно активизируется. Ученики-зрители начинают увлеченно считывать импровизационное общение (или участвовать в нем), извлекая при этом информацию гораздо более обширную, чем при лицезрении фиксированно-ритуального общения учителя с вольными или невольными статистами.

Забота о смене псевдообщения на сцене (или у доски) и «нелегального» общения в зале (или в классе) на общение подлинное, живое, импровизационное, увлекающее всех присутствующих – роднит профессию режиссера с профессией педагога, хотя пути достижения этой смены у них явно разные.

3.2. Действенная выраженность. Жизнь человека можно рассматривать как цепочку определенных действий. Каждое из них проявляется в каком-то переделывании внешнего мира в интересах действующего лица. Тем самым оно оказывается выраженным и для зрителя-свидетеля, и для самого действующего лица.

Актерское искусство строится на интуитивном убеждении, что если человек чего-то действительно хочет, то это практически как-то и в чем-то выразится. Если же это ни в чем не выражается, то и нет особых оснований утверждать, что человек этого хочет.

Неясность побуждений выражается в неясности действий. Но попутное и (или) параллельное совершение действий простых, ясных помогает и неясному побуждению найти какое-то выражение. Побуждение начинает проясняться или для самого действующего лица, или для окружающих, которые могут по этому поводу вступить с действующим лицом в общение, проясняющее и (или) корректирующее исходное побуждение.

Во время репетиции актеры в поисках «зерна» роли совершают великое множество попутных действий. Зрители же на спектакле, как и ученики на уроке, живут гораздо пассивнее, так как ограничены в совершении попутных действий.

На уроке учителю по сути дела дается право выбирать – сажать ли учеников в «зрительный зал», тем самым провоцируя их «хлопать ушами», или же устроить сорокапятиминутный репетиционный поиск каждым присутствующим своего, выраженного в действиях образа, «зерна».

3.3. Мизансцена. Каждая возникшая ситуация так или иначе пространственно размещена, то есть занимает какую-то мизансцену.

Макро- и микроситуациям соответствуют макро- и микромизансцены. Изменяя мизансцены, мы неизбежно в той или иной мере меняем ситуации. Как изменения позы, взгляда меняют микроситуации, так и изменения в размещении персонажей-участников вносят изменение в макроситуацию.

Внимание учителя к макро- и микромизансцене предполагает как предусмотрительное ее изменение – нарушение и (или) «выстраивание» – в одних случаях, так и ее заботливое сохранение в других.

Однообразие мизансцен является для живых людей противоестественным и чаще всего обнаруживает более или менее подневольное выполнение ими какого-то ритуала.

4. Центральными понятиями ге рм е невтической сферы являются:

4. l. Индивидуальность понимания. Существует много толкований сущности и механизма понимания. С утилитарно-практической точки зрения особое значение имеет то, что понимание какого-то текста, предмета, явления всегда бывает индивидуальным, уникальным – правильность же понимания всегда относительна. По мере расширения жизненного опыта субъекта его понимания могут расширяться и (или) углубляться. Понимание есть не одномоментный и окончательный результат, а протяженный во времени процесс, которому постоянно сопутствует кажущаяся завершенность.

Безличное или обезличенное понимание есть равнодушие и к какому-либо пониманию отношения не имеет.

Понимание не есть запоминание и проверяться им не может (хотя само запоминание без какого-то, пусть иллюзорного, понимания, как правило, не обходится).

Непонимание как равнодушие следует отличать от осознания субъектом своего «непонимания». Последнее – так же, как «неправильное понимание» (в осознаваемом варианте или неосознаваемом) – является закономерным или неизбежным для всякого понимания этапом, в котором наиболее ярко проявляется индивидуальность и уникальность феномена. «Неправильное понимание» учителям следует не пресекать, подгоняя под ранжир безличной правильности, а поощрять, стимулируя его расширение и углубление, по ходу которых происходит самокорректировка многих представлений субъекта и объединение их в целостную систему.

4.2. Блуждание. Всякое понимание начинается с выискивания чего-то знакомого. Но оно бывает затруднено отпугивающим обилием незнакомого, которое может быть всего лишь кажущимся. Тем не менее, понимание блокируется – соответствующая деятельность прекращается. Но оказывается возможной бесцельная манипуляция с текстом, предметом, явлением. Во время подобной манипуляции неожиданно в незнакомом субъекте начинают открываться хорошо знакомые стороны и отпугивающее впечатление незаметно проходит. Так складывается обживание субъектом незнакомого, по ходу которого оно становится уже «понятно непонятным». Происходит разблокировка понимания.

Бесцельное манипулирование субъекта с чем-то незнакомым можно, как и любую деятельность, стимулировать со стороны. Когда задача понимания чего-то пугающе неизвестного с чьей-либо подсказки заменяется какой-то посторонней и простой задачей, возникающей при манипуляции с неизвестным или с его частью (частями), то такую подсказанную манипуляцию называют блужданием.

В отличие от самостоятельных бесцельных манипуляций блуждания всегда направлены на какую-то цель – хорошо знакомую, достаточно легко достижимую и часто даже примитивную, но ни в коем случае не связанную с самим пониманием. Хотя в результате именно оно и начинает появляться.

4.3. Странности. В понимаемом или понятном субъект может обнаруживать какие-то нелепости, бессмыслицы, странности. Это свидетельствует, что субъект готов отказаться (или уже отказывается) от предыдущего понимания как от поверхностного.

Выявление странностей в понимаемом является развитием понимания, его новым этапом. Когда количество обнаруживаемых странностей начинает превышать какую-то «критическую массу», то для субъекта наступает их взаиморазрешение новым смыслом. Странности исчезают, уступая место новому пониманию, более углубленному, детальному, эмоционально обновленному. «Критическая масса», необходимая для нового понимания, всегда индивидуальна.

Сами выявленные субъектом странности неизбежно носят отпечаток его индивидуальности, его жизненного опыта, и, следовательно, они всегда так или иначе эмоционально окрашены. То, что для одного выглядит несомненной странностью, для другого странностью может уже не являться, для третьего – еще не являться, а для четвертого— странностью никогда не было и не будет.

Личный жизненный опыт позволяет субъекту как обнаруживать те или иные странности, так и, в конечном счете, взаиморазрешать их. Самостоятельность субъекта в обнаружении странностей, доступных уровню его восприятия, является гарантом самостоятельного и успешного их взаиморазрешения субъектом. Странности навязанные, чуждые искажают, замедляют или даже блокируют развитие понимания.

Учителя, по-разному относясь к выявлению учениками странностей, в большинстве своем на склонны эту работу на уроке поощрять из опасения, что ученики увлекутся критиканством. Учителя обычно настроены на поспешное растолковывание всех странностей, обнаруживаемых учениками, не дожидаясь и не организуя их личных эмоциональных поисков смыслоразрешения. Тем самым они часто блокируют поступательное развитие процесса понимания, обедняя его эмоциональность, обезличивая его, подменяя суррогатом.

5. Центральными положениями сферы педагогического мастерства являются:

5. l. Очеловеченность. Педагогическая деятельность, как и всякая другая, не обходится без условных рабочих дефиниций. Они по необходимости дискретны (обособлены). Когда привычная дискретность дефиниций распространяется на сами реалии педагогической практики, то она незаметно и невольно теряет свою очеловеченность, становясь механистичной.

Потеря очеловеченности неизбежно сказывается на объектах педагогической деятельности – учениках. Большая часть школьников начинает, например, воспринимать каждый день своей жизни поделенным на школьную или урочную нежизнь и послешкольную или межурочную жизнь. В результате потери целостности своей личной жизни они и человеческую культуру начинают воспринимать поделенно. В результате они оказываются носителями как собственной слаборазвитой «жизненной» культуры, так и культуры чужой, для них «нежизненной».

Механистичность может глубоко проникать в мировоззрение и деятельность учителя и потому быть привычной. Так обучающие привычно отделяют «работу ученической головы» от «работы ученического тела». Неосознаваемый механистический подход к целостному живому организму ученика позволяет педагогу поочередно тренировать (развивать) части, его составляющие: на уроке физкультуры – ноги побегают, на математике – голова подумает, на уроке труда – руки поделают. Хотя очевидно, что очеловеченным и для учеников, и для учителя будет только тот урок, на котором жизнь ног, рук, головы будет целостной, а их взаимосвязанность и взаимозависимость будет считаться если не обязательной, то хотя бы легальной, то есть допускаемой. Преподавание даже самого гуманитарного предмета будет механистичным, не очеловеченным, пока умственная работа учеников на уроке будет осуществляться в ущерб двигательной активности обучаемых.

Все сферы драмогерменевтики пронизаны очеловеченностъю. Поэтому ориентация на нее – это не дополнительная нагрузка на педагогический труд, не «лишние хлопоты». Наоборот, эта ориентация облегчает и гармонизирует учительский труд за счет внутренней сопрягающей перенастройки уже имевшихся рабочих установок. Например, естественное для учеников желание подвигаться, плохо вяжущееся в представлениях учителей с механистическим изучением «высоких материй» учебного материала, а потому обычно не допускаемое на уроке, – оказывается удобным и даже обязательным условием для организации как герменевтических блужданий, так и всех остальных вышеперечисленных драмогерменевтических аспектов жизни: общения, деятельностной выраженности, разнообразия мизансцен, заинтересованного понимания.

5.2. Примерность поведения. Примерное, отличное (то есть, заслуживающее похвалы) поведение – всегда ситуативно. Поведение, являющееся в одной ситуации «примерным», в другой таковым уже не будет. Для учителей привычно хотеть примерного поведения от учеников. Педагогическое мастерство учителя зарождается от желания вести себя примерно самому. В глазах своих учеников и коллег. Чем разнообразнее, труднее и многочисленнее ситуации, в которых педагогу удается достичь примерного поведения, тем выше его мастерство.

Примерное поведение часто связывается с такими качествами, как внимательность, дальновидность, доброта, искренность, открытость и т.д. При этом способ развития этих качеств для учителей остается неведомым. Знание педагогического языка поведения, первоначально разработанного в театральной теории действий, как раз и позволяет учителю при желании эти качества в себе развивать. Нередко учитель искренне желает быть отзывчивым, но не замечает, что не отдает вовремя инициативу, ситуационно не меняет «дистанцию» во взаимоотношениях, несдержан или неловок в демонстрации своих сил, неустойчив в поиске общих интересов или в следовании им. Когда же он с помощью «языка действий» начинает выделять, прочитывать, осмыслять свое поведение и реально видеть другие возможные варианты, то его желание стать, например, более отзывчивым обязательно найдет свое практическое воплощение.

Поведенческая грамотность учителя, сопрягаясь с его желаниями, позволяет ему стать подлинным хозяином своего поведения, разрушает слепую зависимость от своих не всегда ситуационно уместных, но привычных, излюбленных или стереотипных поведенческих ходов и приемов.

5.3. Дихотомия. Умение к каждой неизбежно дискретной дефиниции педагогической деятельности находить дихотомическую равновозможность позволяет «оживлять» условную дискретность, «обезвреживаю ее механистические влияния. Дихотомия, использование которой возможно в любом моменте педагогической деятельности, открывает ветвящуюся вариативность.

Например: при обучении объясняет и проверяет заданное обычно учитель. Дихотомия подсказывает вариант – ученик. Сам по себе этот вариант известен и не очень привлекателен, но повторное использование дихотомии умножает количество вариантов, среди которых появляются и такие, которые увлекают учителя. Из привычного – один ученик (или, по-прежнему, учитель) объясняет одновременно сразу всем, возникает вариант: ученик (или учитель) одно и то же объясняет не всем сразу, а поочередно, переходя от парты к парте. Или после нового дихотомического колена – не от парты к парте, а от компании к компании.

Когда одной компании ученик-учитель дает задание, или объясняет, или проверяет, то чем занимаются другие компании? Может быть, объясняющих, задающих, проверяющих учеников будет несколько? Или компании (группки) учеников работают в разном ритме? Установка на педагогическую дихотомию помогает осознать, что законную пару к привычному единому ритму работы класса на уроке составляет не менее педагогически эффектный и выгодный ритмический разнобой.

Уверенность в том, что каждая дефиниция есть часть дихотомической пары (то есть, существует ее противолежащая равновозможиость), и в том, что в каждом моменте педагогического процесса можно увидеть дихотомическую равновозможность, позволяет учителю находить и осуществлять педагогический маневр и пользоваться обходными путями. В такие моменты своего труда он становится импровизатором, творцом, а профессиональные дефиниции – одним из предлогов его импровизации. Чем обширнее и разнообразнее профессиональный багаж – тем чаще и неожиданнее учительские импровизации.

6. Драмогерменевтика как педагогическое направление предполагает не обучение ее последователей единому стилю, образцу, приемам, а нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приемов, собственной методики (при условии особым образом организованной соответствующей практической и теоретической ненавязчивой помощи). Укрепление доверия к себе – лозунг, относящийся и к ученикам, и к учителю.

7. Освоение драмогерменевтики неизбежно связано с накоплением личного педагогического и жизненного опыта. Чем старше педагог, тем более связанно могут формироваться его представления о драмогерменевтике. Разница в профессиональном и жизненном стаже обуславливает одновременное существование несхожих пониманий, толкований, осуществлений драмогерменевтики. И это закономерно и нормально.

8. Драмогерменевтику можно рассматривать как профессиональную игру, построенную на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях.

Духовно-творческий потенциал личности – совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств достижения личностью таких состояний сознания, которые гармонируют отношение личности с окружающей действительностью, определяют интегральное проявление креативной и духовной (в узком смысле слова) составляющих жизнедеятельности и задают направленность процессу становления личности.

Духовно-творческое становление личности – процесс обретения духовно-творческих качеств, охватывающих когнитивную, экзистенциально-эмоциональную и поведенческую сферу личности и последующее развертывание на их основе соответствующего потенциала, который в социокультурном пространстве школы инициируется обеспечением совокупности социализирующих факторов.

Духовные потребности – сложившиеся у человека в ходе его общественно-исторического развития потребности в духовных ценностях, включая ценности культуры, морали, нравственности, права.

Жанр (фр. – род, тип, манера) – 1) в профессиональном искусстве и художественной самодеятельности: область искусства, отличающаяся особыми, только ей свойственными признаками, связанными с происхождением, способами условиями исполнения, восприятия и др. (в музыке: оркестровый, хоровой, вокально-инструментальный жанры; в хореографии: бальный, народный, эстрадный жанры и т. д.);

2) в культурно-досуговой работе: разновидность той или иной формы клубной работы (тематический вечер: вечер-портрет, вечер чествования, вечер-интервью; вечер отдыха: вечер «Для тех, кому за 30», молодежный танцевальный вечер, «Огонек» для ветеранов и т. д.)

Жюри (англ.- суд присяжных) – группа специалистов и представителей общественности, оценивающая выступления участников смотров, конкурсов профессионального и самодеятельного искусства, решающая вопросы о присуждении званий, премий, наград.

Задачи творческие – задачи, в ходе решения которых у учащихся формируется система знаний, умений и интеллектуальных качеств, характерных для творческой ориентации личности.

Закономерности культурно-досуговой деятельности – совокупность непреложно проявляющихся, объективно существующих, внутренне обусловленных устойчивых связей и отношений в условиях свободного культурного времяпрепровождения.

Запросы в социально-культурной сфере – избирательное отношение население к работе учреждений СКС, выраженное в определенных потребностях, и изучение их работниками культуры в целях повышения эффективности своей деятельности.

Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. З.Б.Р. (это понятие введено Л.С. Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Развивающее обучение ориентированно на З.Б.Р.

Зоны-ситуации творческого развития. 1. Системы, которые выступают и в качестве условия продуктивной деятельности учащегося, и в качестве стимулятора активной учебной работы и нравственного становления. 2. Зона творческого развития (ЗТР) – на которой строится педагогический процесс.

Игра – 1) свободная деятельность, согласно определению Йохана Хейзинга, которая осознается ребенком как " невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, являясь свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой.

Игра – это явление культуры. Один из важнейших способов воздействия на сознание участников и проектирования различных жизненных ситуаций. А так же обучения различным типам поведения и воспитанию культуры эмоций, с одной стороны, и развития творческих потребностей и способностей участников посредством включения их в игровую деятельность, с другой стороны. Мы рассматриваем игру как способ воздействия на различные сферы воспитания подрастающих людей и как способ, позволяющий стимулировать переход к целенаправленным формам творческой деятельности. Таким образом, игра способ жизнедеятельности человека в свободное время, в которой имеют место и деятельность, и познание, и личностные отношения. Эта деятельность, имитирующая реальную жизнь, она ограничена временем, правилами, пространством, и является либо состязанием, либо представлением действительности в образах, мыслительных ситуациях, построенных на основе творческого воображения и фантазии. Это стратегически тонко организованное пространство участников, в котором они идут от развлечения к развитию с целью получения удовольствия.

2) вид культурно-досуговой деятельности человека, состоящий в упражнении его способностей ради наслаждения самим процессом реализации физических, интеллектуальных и эмоциональных сил.

3) В методологии познания сущности феномена игры Н.Т. Казакова руководствуется следующими отправными позициями:

1. Игра философская категория для обозначения принципа самоорганизации природного, социального, человеческого бытия. Это самое общее и абстрактное понятие, содержание и объем которого имеют переменные характеристики и зависят от специфики модуса бытия, особенности которого этот термин отображает.

2. Игра есть способ существования, выражающийся в активно-адаптивном отношении к миру на всех «этажах» его структурной организации: природной, социальной, духовной.

3. Игра служит для обозначения свободной, добровольной, состязательной деятельности субъектов, ориентированных на выигрыш и действующих на основе признания принятых ими правил.

4. Игра есть категория для обозначения особой сферы человеческой жизни, в которой отражаются субъективные возможности свободной творческой самодеятельности и объективные социальные закономерности превращения вероятности в действительности.

Л. Т. Ретюнских определяет игру как уникальную форму бытия в мире людей, разворачивающуюся на трех основных уровнях: эмпирическом, экзистенциальном и коммуникативном, и осуществляющуюся в структурном единстве игровой деятельности, игрового сознания и игровых отношений.

Игровая реальность коммуникативна по своему содержанию, смыслу и функциям. Это и определяет сущность коммуникативного бытия игры, которое рассматривается Л. Т. Ретюнских в двух аспектах: 1) как необходимое условие развертывания игровых процессов, что составляет онтологическую специфику бытия среди людей; 2) как осуществление игровых отношений, которые являются важным элементом структуры игры, и понимаются как интерактивное взаимодействие, нацеленное на реализацию игровых действий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал