Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы программы






Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Учащиеся должны уметь:

·.

Выделять объект исследования

Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.

Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.

Вести наблюдения окружающего мира

· УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

· по курсу «Юные экологи».

№ п/п Наименование темы Количество часов
Теор. Практ. Всего
    1.     2.     1 раздел: МИР РАСТЕНИЙ. Вводное занятие. Знакомство с обучающимися; сообщение плана работы на год. Беседа на тему: «Растительный покров Земли». Разнообразие растительного мира. Науки, изучающие растительность и растения. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. Охрана растительного мира.       1, 5     1, 5     -     -     -   3     1, 5     1, 5  
    1.   2.   3.   4.   5.     6.     7.   8.   Строение и жизнедеятельность растительного организма. Строение растительной клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Знакомство с увеличительными приборами. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Приготовление влажного препарата из чешуи кожицы лука. Изменение окраски листвы, листопад. Физиологическая сущность опадения листьев. Значение листопада в жизни растений. Подготовка растений к зиме; однолетние и многолетние травянистые растения осенью. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдения осенью за явлениями в жизни отдельных деревьев и кустарников. Ведение дневников наблюдений. ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ: Ознакомление с цветковыми растениями разных форм и мест обитания. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: сбор растений и изготовление гербария. 4.5   1, 5   -   -   1, 5   1, 5     -     -   - 7, 5   -   1, 5   1, 5   -   -     1, 5     1, 5   1, 5   12   -   1, 5   1, 5   1, 5   1, 5     1, 5     1, 5   1, 5  
    1.   2.     3.   4.     5.   6.     7.     8. 9.     10.   11.     Морфология растений. Вегетативные органы растений. Корень: главный, боковые, придаточные корни. Корневые системы. Видоизменения корня. Побег: узел, междоузлия, листья, пазуха, верхушечная и пазушная почки, удлиненные и укороченные побеги, цветочная стрелка. Метаморфозы побега: видоизменение подземных побегов (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица); видоизменение надземных побегов (кладодии, филлокладодии, колючки, усы). Стебель: разветвленность, направление роста, поперечное сечение. Почка: строение вегетативной и генеративной почек. Лист: части листа, положение листа на стебле, прилистники, листорасположение, форма листовой пластинки, жилкование, простые и сложные, размеры и продолжительность жизни. Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечные чешуи, чешуи луковиц, усик, колючка, филлодии, мясистые листья, лист насекомоядных растений. Генеративные органы растений. Расположение цветков: одиночные цветки, ботрические соцветия (кисть, щиток, колос, початок, зонтик, головка, корзинка). Плоды и различные типы распространения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Работа с гербарным материалом. Определение органов растения на гербарном материале. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Определение растений местной флоры. Знакомство с определителями. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о растениях по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.   1, 5   1, 5     1, 5   1, 5     1, 5   1, 5     1, 5     1, 5 --     -   - 4, 5   -   -     -   -     -   -     -     - 1, 5     1, 5   1, 5   16.5   1, 5   1, 5     1, 5   1, 5     1, 5   1, 5     1, 5     1, 5 1, 5     1, 5   1, 5  
                                  Растения зимой. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Развитие раннецветущих растений под снегом. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Годичный прирост деревьев и кустарников. Определение урожая деревьев по генеративным почкам. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдение за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду. Ведение дневников наблюдений. КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА: «Кто лучше знает растения» Уход за комнатными растениями. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Знакомство с комнатными растениями. Проведение паспортизации растений. Работа с определителями комнатных растений. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Размещение растений соответственно требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, обламывание листьев, рыхление почвы в горшках. ОПЫТ: Влияние агротехнических приемов на рост и развитие комнатных растений. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о комнатных растениях по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?: Обобщение и закрепление полученных знаний. Тестирование. 4, 5 1, 5     1, 5   -   -     - 1, 5     -     -   -   -     - -     -   1, 5   1, 5     1, 5 -     1, 5     1, 5   1, 5   1, 5     1, 5   16, 5 1, 5     1, 5   1, 5   1, 5     1, 5 1, 5     1, 5     1, 5   1, 5   1, 5     1, 5  
              Особенности растений водной среды и влажных мест. Разнообразие растений местных водоемов. Основные группы водных растений: подводные, плавающие, частично погруженные в воду (камыш, рогоз, ряска, стрелолист). Особенности их вегетативных и генеративных органов. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: сравнение вегетативных и генеративных органов наземных и водных растений (по материалам ботанического практикума). Размножение водных растений (вегетативное) в аквариумах.   1, 5     -     1, 5   1, 5   -     1, 5     - 4, 5   1, 5     1, 5     1, 5  
                    Весенние явления в жизни растений. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников. Насекомоопыляемые деревья и кустарники; сроки их цветения в зависимости от появления насекомых. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдение за весенними явлениями у отдельных видов растений. Ведение дневников наблюдений. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения, их вред и польза. Фитонцидные свойства растений. Значение фитонцидов в борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ: Выставка итогов работы по результатам опытов и наблюдений над растением. 1, 5   1, 5   -     1, 5     1, 5   - -   -   1, 5     -     -   1, 5   9 1, 5   1, 5   1, 5     1, 5     1, 5   1, 5  
            2 раздел: МИР ЖИВОТНЫХ. Введение. Общее представление о многообразии животного мира на Земле. Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животного мира. Знакомство обучающихся с методами и правилами ведения дневников наблюдений за животными в природе и дома.       1, 5     1, 5     -     -   - 3     1, 5     1, 5  
              Связь животных со средой обитания. Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных. Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в разных условиях среды. Покровительственная окраска; приспособление одних видов к другим. Биологическая обусловленность и регулирование численности отдельных видов и популяций. Растительноядные, хищные, всеядные животные и паразиты. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение животных по коллекциям и влажным препаратам. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Обработка информации, полученной во время экскурсии в краеведческий музей. 4, 5 1, 5     1, 5   1, 5   -   - -     -   -   1, 5   1, 5   7, 5 1, 5   1, 5   1, 5   1, 5   1, 5  
                            Обитатели водной и наземной среды. Рыбы. Особенности строения и образа жизни. Приспособленность обитания к жизни в водной среде. Биологические особенности. Охрана. Хвостатые, бесхвостые земноводные - наиболее примитивная группа наземных позвоночных. Температура и влажность - основные факторы внешней среды, обуславливающие жизнедеятельность этой группы. Годичный цикл; миграции к местам зимовки. Места и длительность зимовки; начало размножения наземных позвоночных. Развитие в водной среде. Биологические особенности. Движения, дыхание, зрение, слух в водной среде и на суше. Питание. Суточная активность. Пресмыкающиеся. Биологические особенности. Движения, дыхание, зрение. Питание. Суточная активность. ЭКСКУРСИЯ В АКВАРИУМ И ТЕРРАРИУМ: Изучить особенности строения и образа жизни водных и наземных животных. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Оформление дневников наблюдений после посещения аквариума и террариума. Птицы местного водоема, их видовой состав; сроки сезонной миграции, биология и охрана. Водные млекопитающие - ценные пушные животные; бобры, ондатра, нутрия. Связь с водной средой. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?: Обобщение и закрепление полученных знаний. Тестирование. 10, 5 1, 5     1, 5   1, 5     1, 5     1, 5     -     -   1, 5   1, 5   -     - -     -   -     -     -     1, 5     1, 5   -   -   1, 5     1, 5   16, 5 1, 5     1, 5   1, 5     1, 5     1, 5     1, 5     1, 5   1, 5   1, 5   1, 5     1, 5  
                                    Лес как среда обитания животных. Видовое разнообразие животных обитающих в лесах: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Животные разных типов леса: ельников, сосновых, лиственных лесов. Значение снегового покрова в защите лесных обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов. Кормовые ресурсы леса. Растительные корма, древесные корма, кустарники и полукустарники, травянистые растения, мхи, лишайники, грибы. Сезонные изменения запасов кормов и кормодобывания, влияние этих факторов на состав животных. Взаимоотношение: связи по питанию, покровительственная окраска, паразитизм. Роль животных в жизни леса: опыление деревьев, кустарников и травянистых растений, распространение семян. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Составление цепей питания животных. Промысловые животные. Их народнохозяйственное значение. Акклиматизация пушных зверей. Законы об охране животных и охоте на них. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Теоретическое исследование. Классификация животного, его особенности и среда обитания. Сельскохозяйственные животные, их происхождение, причины многообразия пород. Заповедники и особо охраняемые территории области, страны. Причины создания, история. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных, внесенных в Красную книгу Челябинской области, по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Просмотр и обсуждение видеофильма о загрязнении Южного Урала. КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА: «Кто лучше знает животных». 12, 5 1, 5     1, 5   1, 5     1, 5   1, 5     -   1, 5     -     1, 5   1, 5   -   -   - 7, 5 -     -   -     -   -     1, 5   -     1, 5     -   -   1, 5   1, 5   1, 5   19, 5 1, 5     1, 5   1, 5     1, 5   1, 5     1, 5   1, 5     1, 5     1, 5   1, 5   1, 5   1, 5   1, 5  
            Животные – обитатели луга или степи. Особенности луговой и степной фауны. Животные – обитатели луга. Покровительственная окраска (кузнечики, дневные бабочки). Насекомые – опылители растений луга (степи). Приспособление растений к опылению насекомыми. ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ: Выявление видового состава фауны и определение по определителю. Наблюдение за насекомыми, посещающими цветки растений. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «Мир животных».     ВСЕГО: 4.5 1, 5   1, 5     -     1, 5     69, 5 4, 5 -   1, 5         -     47, 5 9 1, 5           1, 5     117

 

 

№ п/п Наименование темы Количество часов
Теор. Практ. Всего
I 1 раздел: МИР РАСТЕНИЙ. Вводное занятие. Растительный мир как составная часть природы. Место и роль растений в природе, их связи с другими организмами. Значение растений в жизни человека (эстетическое, практическое, познавательное). Санитарно- гигиеническая роль растений. Основные признаки животного организма, отличие растений от животных. ЭКСКУРСИЯ: Осень в жизни растений. Наблюдения за осенними явлениями в растительном мире.      
II 69. 71. Строение и жизнедеятельность растительного организма. Строение и жизнедеятельность растительного организма. Особенности питания растений. Выращивание растений без почвы. Гидропоника. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе. Дыхание растений и его значение. Газообмен в клетках, в органах растения. Влияние на интенсивность дыхания факторов внешней среды (температуры, света, воздуха, содержания воды). Борьба с загрязненностью воздуха. Озеленение городов и населенных пунктов растениями, устойчивыми к загрязнению. Передвижение веществ по растению. Корневое давление, транспирация- главные причины передвижения веществ. Органические вещества, их роль в жизни растений. Передвижение органических веществ по ситовидным трубкам. Отложение органических веществ в запас в семенах, плодах, корнеплодах. Рост растения (корня, стебля, листа). Методы определения роста растения. Влияние внешних и внутренних факторов на рост растения. Стимуляторы роста. Состояние покоя у растений и его приспособительное значение. Развитие растений. Этапы онтогенеза растений. Старение и омоложение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Влияние экологических условий на развитие растений. Возрастная изменчивость растений. Размножение растений семенами, спорами, вегетативными органами. Его биологическое значение. Управление ростом и развитием растения. ЭКСПЕРИМЕНТ: Влияние различной температуры на образование корней у черенков. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдения за геотропизмом корней, фототропизмом, за развитием побегов. ОПЫТ: Размножение комплексных растений различными способами.      
III Многообразие растений, их приспособленность к среде обитания. Классификация растений (вид, род, семейство, класс, отдел, царство). Вид и его характеристика. Многообразие видов. Экологические группы растений. Приспособленность видов к определенным условиям обитания (в природных зонах). Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Культурные растения. Сорт. Разнообразие сортов культурных растений. Пути повышения их продуктивности. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Работа с дополнительной литературой по изучению разнообразия культурных растений. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Демонстрация видов растений различных природных зон, из различных экологических условий, сортов культурных растений (на примере Челябинской области). ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Определение растений различных семейств. Жизнь растений в сообществах. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе. Растения – основной компонент природного сообщества. Влияние деятельности человека на многообразие видов в сообществах на примере Чел. области. Последствия сокращения площади природных сообществ. Сообщества, созданные человеком. Охрана сообществ как среды обитания растений. Законы об охране природы. ЭКСКУРСИЯ: Природные сообщества в окрестностях квартала. Наблюдение за сезонными изменениями в растительном мире, выявление последствий воздействия человека на растения. ЭКСКУРСИЯ: Поездка на озеро Зюраткуль. Знакомство с природным сообществом. КОНФЕРЕНЦИЯ: «Растения в нашей жизни». Мероприятия по охране растений: операции: «Редкие растения нашего края», «Мы и Земля».      
  Жизнь животных. Введение. Многообразие животного мира. Общий план строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функции организма. Влияние на животных факторов живой и неживой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животных. Охрана животных в Чел. обл. ЭКСКУРСИЯ: Посещение зоопарка. Условия содержания животных, уход за ними.   -  
  Животные водоемов. Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и сезонным изменениям в жизни водоема. Место обитания, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды. Рыбы в природе и хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум – модель экосистемы. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение многообразия пресного водоема. Наблюдение за питанием и передвижением головастика. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума. ЭКСКУРСИЯ: Посещение аквариума «Жизнь животных водоема». Многообразие паразитических животных (простейших, червей, членистоногих). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение строения паразитов на примере клещей, нематод.      
107. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. Животные леса, степей и пустынь. Население животных подстилки и почвы, особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородии почвы. Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса: пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые, и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада. Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни местных животных. ЭКСКУРСИЯ: Жизнь птиц весной. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных, внесенных в Красную книгу Челябинской области, по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Просмотр и обсуждение видеофильма о загрязнении Южного Урала. Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?: Обобщение и закрепление полученных знаний. Тестирование.      
  Животные тундры и лесотундры. Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.   -  
  Санитарные и домашние животные, животные культурных ландшафтов. Животные сельскохозяйственных угодий, их видовое разнообразие. Насекомые опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроцинозах. Особенности поведения и питания животных в городе (на примере Челябинска). Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Домашние животные и их роль в жизни человека. Методы создания, многообразия пород: распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о домашних животных по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.      
  Человек как природообразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Охраняемые животные Челябинской области. Методы восстановления их численности. Охрана мест обитания. Значение генофонда. Животный мир – исчерпаемый ресурс. Система кадайров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира. ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ: Редкие животные России и их охрана. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Обработка информации, полученной во время экскурсии в краеведческий музей. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «Мир животных»     .      
№ п/п Наименование темы Количество часов
Теор. Практ. Всего
4. ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи науки экологии и ее связь с другими биологическими науками. Растения, животные, грибы и бактерии в природе. Взаимосвязи организмов между собой и неживой природой. Приспособленность организмов к совместному существованию в определенных экологических условиях. Понятие о биогеоценозах. Растения в биогеоценозах как создатели органических веществ. Взаимосвязи растений с другими организмами. Понятие об экологической нише организма. Изменение в биогеоценозах. Охрана природной среды- всенародная задача. 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5   1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ВОДНЫЕ БИОГЕОЦЕНОЗЫ, Аквариум- модель биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания. Пресноводный водоем и его обитатели. Водная растительность – пища и убежище для животных водоема. Губительное влияние неправильной эксплуатации и химических загрязнений на жизнь в водоеме. Меры по охране водных бассейнов и малых рек на примере Чел области.. Экскурсии: Установление связей между организмами и неживой природой в природных комплексах (парке, лесу), определение экологической ниши различных организмов. Экскурсии: Изучение условий обитания организмов в водоеме. Наблюдения: Наблюдения за жизнью аквариумных рыбок. Практическая работа: Изучение особенности водных организмов и признаков приспособленности их к жизни на воде. 4, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 10, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
  НАЗЕМНЫЕ БИОГЕОЦЕНОЗЫ, Понятие о почве. Почва как среда обитания различных групп растений, бактерий, грибов, лишайников, беспозвоночных и позвоночных животных. Рациональное использование и меры по охране почв на примере Чел области. Луг и пастбище. Значение лугов в природе и народном хозяйстве. Разнообразие и экологические особенности растительного покрова и животного мира в экосистемах. Продуктивность и экологическая пирамида луга и пастбища. Правильный уход за пастбищами. Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Практическая работа: Обследование парка с целью выявления и учета количества вредителей в данном биогеоценозе. Практическая работа: Изучение видового состава организмов и ознакомление с их приспособленностью к совместной жизни. Наблюдения: Наблюдение за смывом плодородных почв. Наблюдения: Наблюдение за изменением микроклимата в почве под снегом, в толще снега, в воздухе под снегом. 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 13, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
  СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Подготовка доклада и тезисов. Иллюстративный материал.      
22. 23. Значение леса в природе и народном хозяйстве. Видовое разнообразие обитателей леса, их приспособленность к совместной жизни. Лес – источник материальных благ. Значение леса в поддержании водного режима рек и охране почвы. Роль леса в формировании климата района. Лес и здоровье человека на примере Чел области. Эстетическое значение леса. 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5   1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
24. 25. ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ ЛЕС, ИХ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К СОВМЕСТНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ И К УСЛОВИЯМ ОБИТАНИЯ. Особенности действия абиотических факторов и видового разнообразия организмов. Экологическая приспособленность организмов, характер целей питания.     1, 5 1, 5
26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. ВЫПОЛНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Выбор темы исследования. Актуальность выполняемой работы. Работа с литературными источниками. Проведение наблюдений на исследуемых участках, сбор материала. Характеристика района исследования. Обработка полученных результатов, выводы. Оформление иллюстративного материала. Подготовка доклада или тезиса.   19, 5 1, 5 1, 5 1, 5 19, 5 1, 5 1, 5 1, 5
33. 34. 35. 36. ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ. Жизнь как процесс в биосфере. Биосфера- оболочка Земли, населенная живыми организмами. Возникновение и развитие биосферы. В.И.Вернадский о живом веществе планеты, круговороте веществ и потоке энергии. Роль различных экологических групп организмов в биосфере. Роль человека в биосфере. Защита биосферы от нарушения равновесия в ней; охрана водного и воздушного бассейна, почв, растительности и животного мира (на примере Челябинской области).     1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
37. 38. 39. 40. 41. РАСТЕНИЯ - СОЗДАТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В БИОГЕОЦЕНОЗЕ, Растения – создатели органических веществ на Земле и исходное звено в цепях питания. Роль растительности в круговороте веществ (н-р: кислорода, углекислого газа). Пути повышения фотосинтеза растений в агроценозах. Взаимосвязи растений между собой, растений с животными и другими эконишами растений. Влияние абиотических, биотических, антропогенных факторов на видовой состав и численность растений. Экологические основы охраны растений в Чел области. Физиологические особенности устойчивости растений.     7, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
42. 43. 44. 45. РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ В БИОГЕОЦЕНОЗАХ. Животные – потребители растительности в биогеоценозах. Взаимоотношения растительноядных животных разных видов друг с другом и растениями. Экологические особенности этих животных и их экологические ниши. Влияние абиотических факторов на видовой состав и численность растительноядных животных в биогеоценозах. Особенности фауны в агроценозах. Взаимосвязи животных и культурных растений. Экскурсии: Ознакомление учащихся с особенностями жизни различных травоядных животных биогеоценоза поля.     1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
46. 47. 48. 49. ХИЩНИКИ И ПАРАЗИТЫ В БИОГЕОЦЕНОЗАХ. Хищничество и паразитизм среди различных групп организмов в биогеоценозе. Экологические особенности хищников и паразитов, их приспособленность к жизни в различных биогеоценозах. Хищники и паразиты в агроценозах. Биологические методы борьбы с вредителями растений и переносчиками болезней. Экскурсии: Изучение видового состава и приспособленности хищных животных и паразитов в различных биогеоценозах.     1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
50. 51. 52. 53. 54. РАЗРУШИТЕЛИ В БИОГЕОЦЕНОЗАХ. Участие различных групп организмов (бактерий, грибов, червей, насекомых) в разрушении и круговороте веществ. Микроорганизмы как основная группа разрушителей, их особенности питания, значение в биогеоценозах. Роль различных разрушителей почвы: поддержание воздушного, водного, температурного режимов почвы, накопление питательных веществ и повышения плодородия почвы. Микроорганизмы, разлагающие отходы производства. Использование микроорганизмов в биологической промышленности. Практическая работа: Анализ опавших листьев с целью определения степени их разрушения.     7, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5 1, 5
59. 60. ЭКОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ, ОХРАНА ПРИРОДЫ. Биогеоценоз – арена действия факторов эволюции (мутационного процесса, волн жизни, отбора). Деятельность человека как мощный фактор изменений в биосфере. Проблема сохранения экологического равновесия в биосфере.     1, 5 1, 5
61. Защита исследовательских работ. Изложение результатов исследования на занятиях, на районных и городских научно- практических конференциях.   4, 5 4, 5 4, 5
  ВСЕГО:   38.5  
  общее количество часов     315 часов

 

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Юный эколог» обучающиеся на ступени основного общего образования:

· получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

· получат возможность осознать своё место в мире;

· познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

· получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

· получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал