Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.Д. АЛЬПЕРОВИЧ 7 страница







ному кодексу. Секс необходим только для продолжения рода. В литературе и искусстве соцреализма устами женщин всегда пропо­ведовался железный принцип: " Прежде думай о Плане, а потом обо мне". Причем основатели научного коммунизма, будучи далеко не аскетами, были гораздо честнее и, безусловно, умнее, чем их после­дующие толкователи. Ф.Энгельс писал о безнравственности всяко­го брака, не покоящегося на взаимной половой любви. Ханжески-пуританские установки христианской церкви и советских пропаган­дистов, находясь во взаимной неприязни, были едины в одном: половая жизнь несовместима с самореализацией личности в сфе­ре труда.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возмож­ность любви между мужчиной и женщиной. Карл Юнг, разрабаты­вая понятие " единение", растолковывал его как " сбегание друг к другу" противоположностей. Продуктом телесного единства явля­ется чувственное наслаждение, порождающее единство чувств и мыслей, что и составляет принципиальное отличие биологической репродуктивности от человеческой сексуальности. Духовное обще­ние способно перерасти в телесное общение, тогда как движение в обратном направлении маловероятно.

В культурах мира любовь и секс соединены в различные мо­дели, но все их можно свести к двум группам.

1. Секс не противопоставляется любви и не отождествлен с нею, а образуют единство. Такая интегральная, психофизическая модель присуща большинству великих культур и некоторым направле­ниям христианства.

2. Секс противопоставлен любви. В таком варианте любовь всегда асексуальна, но из противопоставления секса и любви логически проистекает возможность существбвания не только любви без секса, но и секса без любви. Не случайно среди теоретических изысков постреволюционного времени появились " теории ста­кана воды".

История культуры секса и любви дает понимание того как и под каким влиянием формировались взгляды старшего поколе­ния на проблемы пола. Конечно, любовь - высшее из чувств, и она не подвластна религии и идеологии, но и отрицать их влияние - не­логично. Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль ско­ро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необхо-


димо забыть. Им они " не по возрасту", литераторы и без того не­мало посмеялись над образами похотливых старикашек. На осно­вании социологических опросов, проведенных в конце 40-х годов, американский профессор Альфред Кинзи пришел к выводу, что большинство пожилых людей, особенно те, кто не имеет высшего образования, имеют ложные представления по этим проблемам, страдают от комплексов и предрассудков, ведущих к трагическим ошибкам в интимной сфере (см. Джун М.Рейниш, Рут Бислей. " Грамматика любви").

У каждого человека под влиянием воспитания, образа жиз­ни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гор­мональных и нервных качеств складываются свои, только ему при­сущие представления о характере и нормах сексуального поведе­ния. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни. Более того, физиологические потенции вторичны по отношению к эмоциональной окрашенности сексуальных переживаний, которое больше зависит от взаимоотношений партнеров, их способности к сопереживанию, коммуникабельности, привязанности друг к дру­гу. Люди с нормальной половой жизнью, как отмечают сексологи, обладают эмоциональным благополучием, сильной иммунной сис­темой, здоровым сердцем и в итоге - живут дольше. Автор, исполь­зуя биографический подход, подтверждает этот вывод на примерах жизни знаменитых стариков, (основанием послужила книга, пост­роенная на документальном материале, тридцати двух исследова­телей из США, Великобритании, Франции, Италии и Испании -" Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей").

Игорь Кон в книге " Введение в сексологию" приводит дан­ные, полученные американскими геронтологами: "...хотя более по­ловины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет, приблизительно 15% продолжают её даже после 80 лет". При­водимые результаты опросов пожилых американцев позволяют сде­лать некоторые выводы об изменениях в характере половых отно­шений во второй половине XX в. Современный пожилой человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки в та­ком же возрасте. Кризис традиционных религиозных запретов от­делил репродуктивную функцию от сексуально-эротических отно­шений.

Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в лю­бовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естествен­ной, только человеку присущей потребности любить и быть люби­мым, а секс - это только одно из проявлений любви.


Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей.

Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческо­го общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон кон­фликта. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуж­дение этой проблемы не только не смолкало, но разгоралось с но­вой силой. И.С.Тургенев, написав знаменитую повесть, лишь отра­зил бытие этой темы для своего времени. Ведь еще Каин не понял Создателя. А притча о блудном сыне? Цари Иван Грозный, Вели­кие Петр и Екатерина не могли похвастаться взаимопониманием со своими наследниками.

Известная история Ветхбго завета рассказывает об отноше­ниях Ноя со своими сыновьями Симом, Хамом и Иафетом. За не­почтительное отношение Ной проклял Хама, а его потомство об­рек быть рабами у братьев своих. Хамство навсегда переплелось с рабством и холуйством. Холуй послушен и покорен до тех пор, по­куда он находится в какой-либо зависимости, но стоит ему почув­ствовать свою независимость, как маска вежливости и лести срыва­ется. Хам обретает силу, которую направляет прежде всего против ослабевшего хозяина.

К старикам сейчас все чаще применяют синонимы " обездо­ленные" и " бездомные". Но навряд ли их делает таковыми только размеры пенсии, скорее это делают собственные дети. Кто их выг­нал из дому?. Или все старики бездетны? Только ли экономический кризис переживает сегодня наше общество? Если так, то можно на­деяться на скорый и счастливый исход из такого состояния. Куда мрачнее перспективы выхода из кризиса нравственного, который всегда имеет длинные и давние корни.

Одна из вечных заповедей, прочитанных Моисеем на камен­ных скрижалях, и повторенная через полторы тысячи лет Иисусом Христом, гласит: " Чти отца своего и матерь твою, да благо ти бу­дет и да долголетен будеши на земли". Возможно, что это первый рецепт долголетия, причем речь идет не о долголетии родителей, что надо понимать само по себе подразумевается, а о долголетии заботливых детей.

Можно выделить два типа отношения к старикам: геронто-фобия, или " линия Хама", и геронтофилия, или " линия Сима-Иафе-та". По тому, какая из линий является господствующей, можно су­дить, кто " правит бал" в обществе, гуманисты или гуманоиды - пос­ледние " радикально" решали проблемы стариков - они их просто съедали. Отношение общества к своим старикам отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за


социальное, материальное, психологическое, одним словом комфор­тное состояние людей преклонного возраста. Социальная обязан­ность молодых людей - сгладить, психологически амортизировать трудности последнего этапа жизни. Поддержка и уважение со сто­роны молодых явится превентивной мерой, продиктованной их стремлением гарантировать себе аналогичную, благополучную осень жизни.

Отношения между детьми и родителями (в нашем анализе: между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно клас­сифицировать по простейшему, но вечному основанию - отноше­нию родства. При этом мы выделяем четыре сочетания: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь.

Рассмотрим лишь геронтофильные варианты отношений. Так ли уж они безоблачны и бесконфликтны? Существует генети­ческая память, которая подсказывает, что в прошлые времена се­мья была под властью старшего мужчины, а всем домашним бытом управляла старшая женщина. При рассмотрении отношений " отец-сын" и " мать-дочь" нельзя не упомянуть мнение психологов-фрей­дистов о комплексах Эдипа и Электры. Это застарелое, подсозна­тельное соперничество сына с отцом и дочери с матерью способно сохраняться всю жизнь. В мужчине до позднего возраста бунтует тот самый мальчик, который подавляет в себе всякое женское нача­ло и стремится доказать, что он и его мать не единое целое. Экзис­тенциалист Ж.-П.Сартр, напротив, полагал, что свободными и та­лантливыми становятся лишь те мужчины, над которыми никогда не довлела тяжелая длань отца. " Хороших отцов не бывает - таков закон..." (Слова. М., 1966).

Сама система отношений подвергается инволюционному из­менению, происходит возврат к прошлому, но стороны при этом меняются местами - младшие начинают опекать старших. Старшие не всегда принимают новые условия игры и новые роли, потому что приняв их, они должны как бы признать свое поражение. " Ро­кировка" позиций старших и младших чревата разнообразными конфликтными ситуациями. В большинстве своем пожилые люди смиряются с новым поворотом судьбы, подчиняются и теряют вся­кую самостоятельность, появляется нерешительность, страх что-нибудь напутать. Возможно эта ситуация стара, как мир: ещё Пла­тон иронизировал по поводу стариков, которые " привыкают упо­добляться ребенку и стращать своих сыновей". Чтобы чувствовать себя уверенным и собранным, человеку любого возраста необхо­дим самоконтроль, но если кто-то другой берет эту функцию на себя,


то проигрывают оба. В стране Лапута Гулливер встретил удиви­тельных обитателей: головы у всех были скошены направо или на­лево, один глаз смотрел внутрь, другой - прямо вверх, к зениту. Каж­дого знатного лапутянина сопровождал слуга (по туземному - клай-меноле) с наполненным воздухом пузырем. Этими пузырями они напоминали господину, что надо поздороваться, не стукнуться го­ловой об столб, не упасть в канаву. Порой взрослые дети обрекают себя на роль клайменоле и превращают любимых стариков в кри­вых лапутян. Бессмысленно стараться отгородить пожилого чело­века ото всех дел и хлопот, от волнений и стрессов. Такая забота оборачивается для него душевной трагедией. Участие в жизни се­мьи, посильный труд дает уверенность в собственной полезности. Руководствуясь философским афоризмом Э.Фромма о том, что для того, чтобы любить ближнего, как самого себя, нужно прежде уметь любить себя, следует понять, что пожилой человек, потерявший уважение к себе, теряет уважение к окружающим.

Самарские геронтологи установили интересный факт: состо­яние здоровья пожилых людей, проживающих отдельно и самосто­ятельно, но неподалеку (в том же населенном пункте) от родствен­ников, лучше, чем у пенсионеров по возрасту, живущих в семьях своих детей. Следовательно, - считают геронтологи, - пожилые люди должны как можно дольше проявлять самостоятельную заботу о себе и жить отдельно (" Популярная энциклопедия пожилого чело­века" / Под ред. Г.П.Котельникова и О.Г.Яковлева).

Геронтофильная гипотеза о связи долгожительства с высо­ким уважением к пожилому человеку в семье и обществе поддержи­вается буквально всеми геронтологами. Именно изощренным эти­кетом почитания людей, " продвинувшихся в годах", объясняют феномен массового долгожительства в ряде этносов в том числе и на Северном Кавказе.


Глава VII. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ

Во введении мы писали о том, что Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 1999 год Международным годом по­жилых людей и разработала ряд принципов, которые в случае их осуществления должны помочь людям старшего возраста вести пол­нокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Рассмотрим их более подробно.

Принцип " независимость" подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами принося­щей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекра­щения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяюще­гося состояния, получать содействие в проживании в домашних ус­ловиях до тех пор, пока это возможно.

Принцип " участие" отражает вопросы вовлеченности пожи­лых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, воз­можность создавать общественные движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принцип " уход" затрагивает проблемы обеспеченности ухо­дом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинско­му обслуживанию в целях поддержания или восстановления опти­мального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреж­дений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоин­ства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принцип " реализация внутреннего потенциала" призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторон­ней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культу­ры, духовной жизни и отдыха.

Принцип " достоинство" затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отно­шении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое об-


ращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также незави­симо от предыдущего экономического вклада в развитие общества.

Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы по­мочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотвор­ную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержа­ния или достижения удовлетворительного качества жизни.

Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундамен­тальных положений Всеобщей декларации прав человека /1948 год/ о признании достоинства, присущего всем членам человеческой се­мьи, о праве каждого на социальное обеспечение, о праве каждого на материальное обеспечение по случаю наступления старости.

Социальная помощь в России. Принципы ООН носят реко­мендательный характер, но они могут и должны стать основопола­гающими для организации социальной работы с пожилыми людь­ми России, где доля граждан старших поколений в составе населе­ния составляет 20, 5% /в городах - 19, 4%, сельской местности - 23, 3%. На 100 человек трудоспособного возраста приходится почти 36 че­ловек не трудоспособного возраста. Такой высокий процент пожи­лых в общей численности населения /примерно на уровне -20%/ со­хранится еще долгие годы, по расчетам до 2006. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходить­ся один нетрудоспособный. Причем, среди нетрудоспособных не менее половины составят престарелые.

Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена постановлением Правительства федеральная целевая программа " Старшее поколение", в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению социального обслуживания пожилых людей.

Социальное обслуживание пенсионеров России осуществ­ляется на основании Федерального закона " О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года, Федерального закона " Об основах социального обслужива­ния населения в РФ" от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона " О ветеранах" от 12 января 1995 года, Постановления Правитель­ства РФ " О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возрас­та и инвалидам, государственными и муниципальными учреждени-


ями социального обслуживания" от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ " О дополнительных мерах по реализации Федераль­ного закона " О ветеранах" от 30 апреля 1996 года.

В соответствие с федеральным законодательством опреде­лены следующие формы социального обслуживания пенсионеров:

- социальное обслуживание на дому, включая социально-медицин­ское обслуживание;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях днев­ного (срочного) пребывания учреждений социального обслужи­вания;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреж­дениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансиона­тах и других учреждениях социального обслуживания независи­мо от их наименования);

- срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющим­ся социально-экономическим условиям. (Федеральный закон " О социальном обслуживании граждан", ст. 16.)

Порядок оплаты всех видов обслуживания регламентиру­ется федеральным законом.

Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Соци­альные работники, занятые оказанием помощи на дому, прежде всего, насколько возможно, скрашивают жизнь самим обездолен­ным, в сложившихся условиях лишенных самого необходимого -человеческого общения. Служба помощи, ее работники только тем, что они систематически навещают одиноких, чаще всего малопод­вижных людей, в какой-то мере, избавляют их от вынужденного одиночества.

Не менее важно, что социальные работники предлагают по­допечным широкий набор услуг. Согласно Положения о центре со­циального обслуживания, к таким услугам относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; доставка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитар­ной помощи; оформление различных коммунальных и других пла­тежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного соци­альный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, поможет


написать письмо родственникам, оформит необходимые докумен­ты (в том числе и для помещения в дом-интернат). Некоторые тер­риториальные центры расширяют рамки и этого довольно широ­кого перечня услуг.

Как видно из перечня социальные работники оказывают пре­имущественно услуги по удовлетворению первичных, жизненных потребностей витального, физиологического характера. В центре внимания оказывается внешняя социальная ситуация, тогда как пси­хологические переживания личности, проблемы общения, контак­тов, страхов, отчуждения, экзистенцианости остаются вне поля дей­ствий социального работника, что объясняется, прежде всего, не­компетентностью сегодняшних социономов в оказании психосоци­альной помощи. Для такой помощи необходима индивидуализация отношений " соционом-клиент". " Осуществляя дифференцирован­ный подход как ключевой подход к обеспечению социальной защи­щенности пожилых людей, можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддержать их потенциал как социально активной группы: определенную часть вовлечь в общественно-полезный труд, в воспроизводство нацио­нальных традиций культуры, обычаев, создать в социуме в отно­шении пожилых людей такой морально-психологический климат, при котором они не чувствовали бы себя людьми второго сорта, балластом" (" Теория социальной работы" /под ред. Е.И.Холосто-вой).

После создания служб социальной помощи на дому резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди лю­дей, лишенных возможности к самообслуживанию, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни. Центры социаль­ного обслуживания не ждут, когда к ним обратится за помощью пенсионер, они сами идут и определяют тех, кто нуждается в их под­держке.

Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в районных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические палаты. В таких палатах пенсионеры проводят по несколько месяцев, подлечившись - воз­вращаются домой.

Во многих центрах социального обслуживания созданы с-тационарные отделения. Формы работы стационара близки к дея­тельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от


одной недели до трех месяцев), Такая форма обслуживания особен­но притягательна для тех пожилых людей, которые временно утра­тили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть по-своему уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит пси­хологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат.

Другая форма работы - отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям пре­одолеть невидимую беду - одиночество, освободить от замкнутос­ти на грустных стариковских мыслях. В таких отделениях сотруд­ники стараются создать хотя бы подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой приятно общаться со знако­мыми, заводить новые знакомства. Здесь же можно получить дов-рачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. В таких отделениях организуются различные виды посильного труда, где можно и подзаработать шитьем, руко­делием, ремеслом. Можно снова ощутить свою полезность. Клиен­ты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рож­дения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь гру­стными, как прежде.

Социологические исследования пациентов дневного отде­ления, анкетирование с вопросом, что привлекает их в таком отде­лении. 74% ответили: желание общаться, совместно проводить вре­мя, участвовать в праздничных мероприятиях. Последнее особен­но понятно - никогда одинокий человек так остро ни переживает свое одиночество, как в праздничные дни, если он в такой день на­ходится в четырех стенах и ему некому сказать и не от кого услы­шать: " Поздравляю! ". 26% признались, что для них главным моти­вом является желание получить бесплатный обед, 29% порадова­лись возможности избавить себя от процесса приготовления пищи.

Центры организуют работу с пенсионерами по месту жи­тельства, создавая различные клубы по интересам. Эти объедине­ния носят как правило названия с претензией на поэтичность: " Се­ребряная ниточка", " Фронтовичка", " Поздняя радость" и т.п. За­седания клубов привлекают значительное число пенсионеров и не только тех, кто одиноки, в них с удовольствием участвуют и семей­ные пары. Нередко эти пары возникают здесь же.

Результаты социологического исследования, проведенного в 1995 г. в Москве, показали, что абсолютное большинство опро­шенных пенсионеров (92%) отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дома-интернаты, даже те из них, кто живет


в коммунальных квартирах. Возможно образ 2-го дома социально­го обеспечения старгородского госстраха из " Двенадцати стульев" крепко сидит в сознании старых людей. Когда вышла в свет знаме­нитая книга они были еще задорными комсомольцами, но им за­помнились одеяла, с пугающей надписью " Ноги"; призывы: " Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу", " Мясо -вредно".

Причины, заставляющие стариков переезжать в такие уч­реждения, можно расклассифицировать по трем группам: социаль­ные /отсутствие жилья или угроза его утратить, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания/; медико-социальные /необходимость постоянного ме­дицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции/; пси­хологические /семейные конфликты, грубое отношение окружаю­щих, одиночество/. Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах интернатах страдают психическими отклонениями; у 68% ограниченная двигательная активность; от 62% до 70% не в состоянии себя обслужить. Ежегодно умирает 25% про­живающих. Невеселая статистика...

По результатам социологического исследования, проведен­ного в домах-интернатах для престарелых, Резников С.Г. и Рожков А.Г. отмечали, что среди поступающих в этих учреждения растет число лиц в возрасте 70-79 лет, и особенно от 80 лет и старше, тогда как пенсионеры до 70 поступают все реже, стремясь жить самостоя­тельно. Эти же авторы отметили интересную социально-психоло­гическую особенность в поведении пенсионеров, проживающих в домах-интернатах: длительность одинокого проживания мужчин до поступления в интернат значительно меньше, чем у женщин - 15 и 25 лет соответственно. То есть мужчины, по мнению авторов соци­ологического исследования, труднее переносят одиночество и охот­нее переселяются в эти дома. Исследование подтверждает мысль о том, что Понятия одинокие и одинокопроживающие люди не тож­дественны - среди проживающих в домах-интернатах - 37 % имели детей (Coц Ис N1/91).

В современных условиях становится все более очевидным, что необходимо каким-то образом заставить недвижимость (чаще всего - квартира), имеющуюся у одиноких стариков, " работать" на пользу владельцев, одновременно оградив их от посягательств не­добросовестных и криминальных элементов не только на жилье, но и на саму жизнь стариков.

В Ростовской области есть опыт решения этой проблемы


путем рентного залога жилья и поддержки жизненного уровня оди­ноких пенсионеров. Суть его в том, что пенсионер заключает дого­вор с предприятием о продаже тому своей квартиры с условием пожизненного проживания в ней. Предприятие ежемесячно выпла­чивает пенсионеру содержание в размере двух минимальных пен­сий и такую же сумму - центру социального обслуживания, гаран­тирующему пенсионеру ряд социальных, бытовых и медицинских услуг. Предприятие берет на себя также обязанность поддерживать хорошее техническое состояние квартиры.

У москвичей более богатый опыт такой деятельности, но, к сожалению, в том числе и криминального характера, когда к доб­рому делу примазываются различные авантюристы, которых сей­час стало гораздо больше, чем одиноких старушек с квартирой.

Хватает мошенников и для каждого желающего приобрес­ти таким образом квартиру. Опекуну часто грозит опасность ос­таться и без денег, и без квартиры. Разного рода маклеры и риэл­торские фирмы, готовы быстро и без затей обмануть и старушку -владелицу квартиры, и претендента на роль ее терпеливого попе­чителя.

Социологические опросы показывают, что абсолютное большинство клиентов службы социальной помощи выражает при­знательность, благодарность и доверие своим опекунам - соци­альным работникам, однако, по данным тех же опросов, они хоте­ли бы видеть в социальных работниках людей более великодуш­ных, понимающих, способных к состраданию. В этом желании кро­ется затаенная потребность пожилых людей в большем внимании к себе, к личности, в добром, всепонимающем взгляде и заботливой умелой руке. В то же время клиенты недовольны слабой професси­ональной подготовленностью социальных работников. Это и по­нятно, среди этих работников много случайных людей: новое дело всегда притягивает дилетантов.

Социально-демографическая группа " третьего возраста" чрезвычайно неоднородна по поло-возрастным, семейным, обра­зовательным, культурным и другим характеристикам. В России на современном этапе социальная работа с пожилыми людьми огра­ничивается социальным обслуживанием, что объясняется пробле­мами финансирования этой работы и слабой, в среднем, професси­ональной подготовкой практических социальных работников.

По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений " соци­альный работник - клиент" и основанных на базе этих исследова-


ний практических рекомендаций. Однако, есть уникальная в своем роде повесть " Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном варианте в " Иностранной литературе" N 4/1991. Ав­тор Дердь Конрад - венгерский писатель, много лет проработав­ший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант со­циальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знаю­щий социальную работу " изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способ­ны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе.

" Меня словно заставляют глотать какие-то, размером, с ку­лак комья грязи, которые я не в силах переварить, ни исторгнуть... За десять лет я, должно быть, не менее тридцати тысяч раз произ­нес: " Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по край­ней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечи­мой - так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: " Поверьте, это такая боль", или " Не могу, не могу больше", или " Выхода нет. Погибаю", - так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе " американские горы". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал