Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ландшафтный дизайн Японии.






Многие ошибочно полагают, что японский и китайский стили сада представляют собой одно и то же. В действительности, они очень разные, хотя Япония и позаимствовала кое-какие элементы оформления сада из китайской культуры. Жители Китая, эмигрировавшие в Японию, повлияли на культуру этих островов: здесь прижилось конфуцианство, принесенное китайским народом; немало философских идей, в том числе и о стремлении к гармонии с природой, также нашли отклик в душах жителей Японии. Но и от своей национальной религии синто (в переводе означает «одухотворенность природы») японцы не отказались. Сплетение двух культур послужило толчком к развитию японской литературы, мифологии, философии и садово-паркового искусства.

«Японскому садовому искусству посвящены многие тома. Древний японский сад при жилом доме (иногда равный по площади самому дому) предназначался не для прогулок, а для созерцания. Считают, что японские сады подобны иероглифам – их надо уметь прочесть» [8].

«Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением вселенной. Это - прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука, злаков, красивоцветущих травянистых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики» [18].

На начальном этапе развития ландшафтного дизайна Японии на садовых участках создавались искусственные холмы, которые очень напоминали элементы китайского стиля. И только значительно позже в японском стиле садово-паркового искусства сформировались свои неповторимые черты.

Так как для японцев характерно стремление к минимализму, их традиционные сады не могут похвастаться большими территориями, которые характерны для китайского стиля. Японские ландшафтные дизайнеры создают картину мира на совсем небольшом участке земли. Данному стилю характерно использование миниатюрных деревьев (садовых бонсай), такие низкорослые растения позволяют более точно спланировать ландшафт. Каждый садик, созданный в японском стиле, похож на отточенное произведение искусства.

В японском саду в каждом камне, каждом растении и каждом водоеме присутствует символическое значение, которое формировалось в течение многих веков. Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку, а для воплощения образов используются самые различные материалы – разномастные камни, песок, скульптуры, гравий, растения, фонари.

Наиболее важную смысловую нагрузку несут камни – именно с их помощью формируется эстетическая основа всего сада. Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает защищенность и покой; маленький камень может обозначать небольшой холм или символизировать водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток. Плоскими камнями обычно вымащивают дорожки и переходы, они символизируют свободный, легкий путь и доброе расположение владельца сада.

Определённое значение имеет выбор и подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа – мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение; если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера, то это является свидетельством того, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей. Камни серо-голубых тонов символизируют небесную и водную стихии, черные и коричневые – земную, а камни с элементами зеленого и желтого оттенков олицетворяют растительный мир. Некоторые необработанные камни, которые имеют рельефную необычную форму, обозначают животный мир.

Особо важное значение камни имеют в японском «саду камней». Образ «чистого пространства» белого песка с разнообразными узорами и камнями на нем объединяет в себе природу и мысль человека и в высшей степени символичен. «Это уникальное сооружение, ведь кажущееся хаотичным расположение валунов скрывает в себе точные расчеты. Все объекты подчиняются определенным правилам. Только долго созерцая каменный сад, можно обнаружить связанные между собой линии, на которых и размещают главные элементы. Такой сад воплощает в себе стремление японцев к минимализму и естественности. Разные точки открывают все новые перспективы, и человек познает неповторимость окружающего мира» [7].

Японские сады с древних времен обязательно включали в себя символическое изображение морского пейзажа: пруд, окруженный скалистыми берегами, рукотворные «горы», струящиеся стремительные потоки воды, символично изображенные при помощи гравия, песка и камней.

Гравий – традиционный символ водной стихии. Рассыпанный на обширной площади белый гравий обозначает море; серый гравий, обнесенный большими камнями, – залив; серый гравий на открытом пространстве – озеро; черный гравий может символизировать землю после дождя.

В японских садах часто присутствуют «сухие» ручьи, символически обозначенные сочетанием гальки, песка и камней. Для их устройства используется белая или светло-серая галька, насыпанная не слишком плотно, или белый песок и маленькие, серые или светло-коричневые камни. Все эти элементы воплощают прозрачность и чистоту. Образ волн создается при помощи расчесывания граблями используемого материала. Неширокая полоса темно-серой гальки, оформленная по краям светло-желтым песком с небольшими камнями, символизирует реку, спокойно текущую среди невысоких берегов. Белый гравий, на котором расположены плоские темные камни, представляет собой море с расположенными на нем таинственными островами.

«Вода – основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад. Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится «острову черепахи» и «острову журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», который не соединяется с берегом» [2].

Каменные фонари – это не только одно из лучших украшений пейзажа, но и неотъемлемый атрибут японского сада. Они могут иметь различную форму, высоту и символизируют источник света, тепла и озарения. Их располагают в любом месте сада, акцентируя внимание на том или ином элементе. В саду могут присутствовать мосты, скамьи, ограды, ворота. Все эти детали японского сада обязательно выполнены из природных материалов: бамбука, дерева, камня, иногда металла.

Все компоненты живой природы, присутствующие в саду, также имеют символическое значение и очень важны для понимания идеи, воплощенной мастером. Очень часто в композиции японского сада используется сосна – символ сильного характера, отваги и мужественности, умения преодолевать трудности и препятствия. Плакучая ива – символ чистоты, смирения, стыдливости и женственности – вносит в композицию сада теплоту и умиротворенность. Особенно почитается в Японии клён – символ вечности, учёности, жизненной мудрости, величия, тактичности.

В композиции японского сада часто присутствуют фруктовые деревья, которые тоже имеют особый смысл, особенно в пору цветения. Сакура – священное для Японии дерево, цветки которого символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей: чистоту, любовь, дружбу, верность, благородство, умение жертвовать своими интересами, высокую духовность. Практически все цветки фруктовых деревьев в символике японцев обозначают радость и красоту.

В японских садах часто встречаются лужайки и тропинки из мха, которые символизируют надежность, защиту, материнскую любовь и покровительство. Плющ, обвивающий ограды и статуи сада – свидетельство дружбы, верности идеалам и искренности. Сухие листья, дополняющие композицию сада, могут говорить о том, что создатель сада чем-то опечален, он размышляет и грустит.

В японском саду все находится в гармонии, которая не нарушается ни размером, ни формой, ни цветом. Цветовое оформление имеет огромное значение и подчиняется основным правилам японской живописи и графики. Общая приглушенность и мягкость цветовой гаммы, даже некоторая ее монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с живописью тушью. В мировоззрении японцев присутствует убеждение, что у каждого цвета есть своя душа, а значит, цвет – это живое существо, которое требует внимания и ухода со стороны людей. Цвет может быть веселым и грустным, злым и добрым, ласковым и грубым; он может влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Не бывает некрасивого цвета, просто в нем нужно увидеть красоту и проникнуться им.

Преобладающим цветом японского сада является зеленый, так как именно он наиболее характерен для природных элементов. Но сад не становится от этого скучным и не интересным для созерцания, поскольку все оттенки зеленого присутствуют в нем. Настоящие ценители красоты могут увидеть все нюансы цвета, ведь он имеет способность изменяться при различном освещении или от расположения рядом с ним других предметов.

В японском саду можно увидеть и яркие пятна плодов и цветов, которых совсем немного, поскольку излишняя пестрота в данном случае не оправдана. Цветы находятся или в соцветиях, или украшают кустарники. Однако яркие цвета не используются при создании тропинок, мостиков, скамеек: здесь присутствуют спокойствие и умиротворенность, которые помогают медитировать.

Большое значение придается линии зрительного восприятия – именно по ней скользит взгляд осматривающего сад, – поэтому все цвета вводятся в композицию линейно. Линейность построения композиции способствует ее эстетическому восприятию, обладает большой энергетикой.

В основе многих направлений проектирования японского сада лежит определенная идея. Есть сады времен года, камней, воды, но это не означает, что в таких садах есть место лишь для названных элементов – они просто являются главными и занимают в ландшафтном дизайне центральную позицию.

«Несмотря на свою специфичность, японский сад оказал очень значительное влияние на развитие малого сада в других странах. Умение японцев использовать небольшое пространство, их чувство пропорций, материала и цвета изучаются и творчески используются ландшафтными архитекторами во всем мире». [8]

Заключение

 

Япония – страна контрастов и противоречий, здесь стремительный Запад соединяется с неторопливым Востоком. Ультрасовременные стеклянные небоскребы гармонично соседствуют с уютными маленькими домиками в традиционном японском стиле и старинными пагодами. На улицах можно увидеть людей, одетых как по моде европейского стиля, так и в национальное кимоно…

Японцы бережно хранят и чтят культурное богатство своей страны, берегут национальные традиции. Японская цивилизация складывалась долгие века. На нее повлияли близость к Китаю и Индии, откуда в Японию пришли буддизм, конфуцианство, письменность.

«Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка» [17].

При работе с данной темой я открыла для себя много нового, посмотрела на Страну восходящего солнца – Японию – с другой стороны. Я поняла, что Япония не просто страна компьютеров и роботов, непонятных иероглифов и суши, но еще и страна, в которой люди в повседневной суете всегда находят время на неторопливые беседы за чашкой чая, на долгое любование природой. Меня восхищает способность японцев во всем видеть прекрасное, их умение воссоздавать прекрасное в интерьере своего жилища или своего небольшого сада. Но главное, Япония не утратила своего своеобразия под влиянием других государств, и это достойно уважения.

Многие истинно японские традиции и обычаи постепенно охватывают и другие страны – например, все увеличивающееся количество японских ресторанов или повсеместно распространившийся стиль дизайна «японский минимализм». Минимализм ХХI века – это своеобразный протест против шума, хаоса и обилия информации современных мегаполисов. Накопившиеся за века излишества (и интерьерные в том числе) царапают глаз и не дают отдыха мозгу. Вот и тянутся люди к покою и пустоте, отдавая предпочтение «минималистским» интерьерам, чистая простота которых дает ощущения внутренней гармонии и свободы.

«После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных материалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным» [17].

В целом, подводя итог, следует отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, минимализм в интерьере оставляет большой простор для творчества и возможности модификации интерьера в соответствии с индивидуальными предпочтениями – добавлять характерные детали, играть с цветовой гаммой, подбирать нестандартные формы и аксессуары. Но чтобы создать японский интерьер, нужно понимать культуру этой загадочной страны, особое восприятие мира японцами, которое отражается и в обустройстве жизненного пространства. «В этой культуре никогда не было разделения на материальные и духовные виды искусства, мир всегда представлялся пластически целостным. Традиционная японская архитектура, садово-парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялось это вместе с тем с завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине идеальным» [6].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал