Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара






Ключевой категорией товарного производства является товар. Существуют разные понимания его сущности. Обратимся хотя бы к двум из них.

1. В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что:

товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;

товаром является то, что апробировано трудом; например, ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать им после того, как затрачен труд на их сбор;

товаром является то, что предназначено для продажи.

2. В австрийской экономической школе (ее видным представителем является К. Менглер) товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. К экономическим благам К. Менглер относит те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями.

Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое – не учитывает.

Несмотря на различие подходов, и той и другой школой признается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы, и разного вида услуги.

Товары могут иметь как материальный, так и нематериальный характер.

Товар обладает двумя свойствами. Первое – способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью.

Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т. е. является общественной потребительной стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со вторым свойством товара – способностью обмениваться на другие товары.

Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость.

В меновой стоимости проявляется стоимость. Что же такое стоимость?

Вопрос, что лежит в основе обмена и определяет количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, впервые поставил Аристотель. В дальнейшем разные экономисты отвечали на него по-разному. В экономической литературе сложилось несколько альтернативных подходов при определении стоимости товара.

По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в лице трудовых затрат, которые и определяют стоимость. Значит, стоимость – категория объективная.

По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность.

Полезность (utility) – это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.

Значит, полезность – категория субъективная. Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам.

Обратимся к этим концепциям.

Трудовая теория стоимости сформировалась в течение XVIII и XIX вв.

Ее основы мы находим в работах классиков политэкономии, которые определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что в основе стоимости лежит общественный абстрактный труд. По мысли Маркса, труд товаропроизводителя двойствен. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом – определенной потребительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название конкретного труда. С другой стороны, труд – это затрата рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме. Он называется абстрактным трудом. Именно он создает стоимость, ибо является тем общим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг другу.

Различны были взгляды и на меру стоимости. Смит за меру стоимости принимал рабочее время, Рикардо – рабочее время на производство товара в худших условиях производства.

Маркс определял стоимость общественно необходимым рабочим временем, которое идет на производство продукта при общественно нормальных условиях производства – среднем уровне умелости и интенсивности труда.

В целом трудовая теория стоимости слишком увлекалась производством и недоучитывала потребление.

Теория предельной полезности наиболее ярко выражена в трудах представителей австрийской школы: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, У. Джевонса и др.

Сторонники этой концепции определяют стоимость исходя из субъективных оценок покупателей. Субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага (редкости) и от степени насыщения потребности в нем. Например, если вас мучает жажда, а вы находитесь в пустыне, где вода – редкость, то первый сосуд воды для вас бесценен. По мере утоления жажды полезность каждого последующего, дополнительного сосуда будет для вас уменьшаться. Последний потребляемый сосуд с водой имеет наименьшую полезность.

Вывод: предельная полезность – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной единицы товара или услуги. Она равна изменению общего количества полезности, деленному на изменение в потребленном количестве.

Теория предельной полезности в отличие от трудовой теории стоимости делала упор на потреблении, забывая о производстве.

Затратная концепция представлена в трудах Джеймса Миля, Мак-Куллоха и др., сводивших стоимость к издержкам производства, т. е. затратам на средства производства и оплату труда.

Попытки объединить эти теории предпринимались Бем-Баверком, А. Маршаллом, Дж. Кларком, П. Самуэльсоном.

Наиболее удачной оказалась концепция А. Маршалла, в которой он отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется, с одной стороны, полезностью товара, которая идет со стороны спроса. С другой стороны, на цену влияют издержки производства, идущие со стороны предложения. Иными словами, А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельную полезность и издержки производства. Цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения. Тем самым в предложенном им методе анализа выявляется взаимовлияние полезности, спроса-предложения и издержек. Иными словами, Маршалл отрицал существование стоимости и считал, что имеется только меновая стоимость, т. е. цена.

В коротком периоде времени большое значение имеет влияние на нее полезности, а в длительном – издержек производства. Нижней границей цены являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их.

Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени и различал мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие.

В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано, поэтому цена полностью зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена, и наоборот.

В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.

В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.

Определение цены на основе спроса и предложения имеет противоречие, отмеченное К. Марксом.

Суть его в том, что если спрос определяет предложение, а предложение – спрос и действуют они в противоположных направлениях, то они взаимно уничтожаются и цена должна быть объяснена чем-то другим.

Чем же?

Согласно теории К. Маркса, основой цены является стоимость. Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство.

Цена есть денежное выражение стоимости товара.

В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости.

Если спрос и предложение равны, то в основе рыночной цены лежит общественная, рыночная стоимость, определяемая средней стоимостью, или индивидуальной, с которой производится основная масса товаров для рынка.

Если спрос значительно превышает предложение товаров на рынке, то в основе рыночной стоимости лежит индивидуальная стоимость товара, произведенного в худших условиях производства.

Если предложение товаров значительно превышает спрос, то рыночную стоимость будет определять индивидуальная стоимость товара, произведенного в лучших условиях производства.

В продолжительном периоде сумма рыночных цен приближается к сумме рыночных стоимостей.

Поэтому в данном подходе между стоимостью и ценой противоречия не просматривается.

Таковы в кратком изложении две полярные точки зрения на формирование цены товара.

В рыночной экономике цена выполняет три главные функции:

ориентирующую, которая дает информацию для действий покупателей и продавцов;

стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;

распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную динамику цен.

При всем многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные цены, договорные и мировые.

Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;

регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.

Договорные цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Для каждой страны характерен свой уровень цен.

Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране. Уровень цен выражается индексом.

Индекс цен – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.

5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции

Деньги – предмет постоянного интереса ученых.

У разных народов в качестве денег применялись особо популярные обменные предметы, ценность которых считалась постоянной. Ими были топоры, рыболовные крючки, ткани, различные кожи, меха, ножи, мечи, копья, стрелы, ракушки и т. д. Такое разнообразие дало повод некоторым экономистам заявить: «Деньги – это все то, что принимается в обмен на товары и услуги». Однако подобное определение крайне поверхностно и потому не научно.

Существуют два подхода в исследовании происхождения денег – субъективный и объективный.

При субъективном подходе считается, что деньги возникли в результате соглашения об этом между людьми.

При объективном подходе доказывается, что деньги – результат развития товарно-денежных отношений, в процессе которых из массы товаров выделился один, за которым закрепилась роль всеобщего эквивалента. Так возникла теория «товарных денег» в отличие от ныне популярной теории «кредитных денег».

Согласно теории товарных денег, возникновение денег связано с развитием товарообмена. На ранней стадии состояния общества обмен имел случайный характер, когда один продукт непосредственно обменивался на другой.

В обмене двух товаров стоимость одного приравнивалась к стоимости другого. По мере развития производства и общественного разделения труда рынок стал наполняться множеством товаров. Поэтому появилась возможность сравнивать стоимость товара не с одним-единственным случайно оказавшимся у кого-то излишним товаром, а со многими другими.

В дальнейшем из множества товаров выделился один товар, например крупный рогатый скот, на который обменивались все остальные.

В этом единственном товаре стала выражаться стоимость всех товаров. В результате длительного исторического развития обмена возник, следовательно, специфический товар: денежный товар.

С учетом вышесказанного можно сказать:

Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

В течение нескольких столетий у многих народов роль денег играл крупный рогатый скот. На Руси, например, казна называлась скотницей, а министр финансов (казначей) – скотником.

Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом. Тому способствовали его свойства:

качественная однородность;

количественная (произвольная) делимость;

портативность (в небольшом количестве золота воплощается большое количество труда);

сохраняемость.

Как обычный товар золото обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость золота заключается в том, что оно служит для изготовления украшений, золочения, используется в промышленности и т. д. Стоимость золота, согласно трудовой теории стоимости, определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство.

Золото как всеобщий эквивалент имеет свойства товара особого рода, т. е. обладает особой потребительной стоимостью и особой формой стоимости. Особая потребительная стоимость состоит в свойстве приравнивать к себе стоимости всех прочих товаров. Особенность стоимости золота как денежного материала состоит в том, что оно приобретает форму непосредственной всеобщей обмениваемости.

Современные концепции денег исходят из теорий, зародившихся еще в XVII–XVIII вв. Прежде всего это относится к металлической, номиналистической и количественной теориям денег.

Однако прежние теории выступают в новой форме.

Если в прошлом основное внимание обращалось на проблемы происхождения, сущности, формирования стоимости денег, то в современных условиях теории денег сдвигаются в область изучения влияния последних на развитие рыночной экономики.

Разграничение металлической и номиналистической теорий связано с тем, какую из функций денег авторы этих теорий считали главной.

Металлическая теория денег появилась в эпоху первоначального накопления капитала. Ее представителями являлись меркантилисты У. Стаффорд, Т. Мен, Д. Норе и др. Они абсолютировали функции денег как сокровища и как мировых денег и на этой основе отождествляли деньги с благородными металлами. Были активными противниками порчи монет государством. Рассматривали деньги как вещь, а не как социальное отношение.

Создателями номиналистической теории денег явились римские и средневековые юристы. В дальнейшем ее развили Дж. Беркли (Англия) и Дж. Стюарт (Шотландия). Критикуя «металлистов», они абсолютировали другие функции денег – средство обращения и средство платежа. «Номиналисты» объявили деньги чисто условными знаками, счетными единицами, которые обслуживают обмен товаров и являются продуктом государственной власти.

Основателями количественной теории денег считаются Дж. Локк (конец XVII в.), Ш. Монтескье, Д. Юм, Д. Рикардо (конец XVIII в). Они отстаивали стоимостную основу денег. Сторонники количественной теории денег считают, что стоимость денежной единицы и уровень товарных цен определяются количеством денег в обращении. Существенный вклад в модернизацию количественной теории внесли И. Фишер (начало ХХ в.), А. С. Пигу (середина ХХ в.) и др.

Деньги выполняют ряд функций.

Классическая политэкономия выделяла пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления (сокровище), мировые деньги.

Современная экономическая наука концентрирует внимание на двух основных, фундаментальных функциях: мере стоимости и средстве обращения.

Функция денег как меры стоимости состоит в способности денег соизмерять стоимости всех товаров.

Для этого нет необходимости иметь наличные деньги, т. е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги.

Изначально деньги для выполнения этой функции должны были обладать собственной стоимостью. Эта функция закрепилась за золотом.

Стоимость товара, выраженная в стоимости золота, называется ценой. Чем больше стоимость товара, тем к большему количеству золота он приравнивается. Значит, цена товара находится в прямой зависимости от стоимости товара. На цену товара воздействует не только стоимость товара, но и стоимость золота: если она повышается, то цены товаров должны упасть, и наоборот. Таковы исходные положения трудовой теории стоимости, в которой выясняется прямая, не усложненная великим множеством других факторов связь указанных категорий.

Функцию средства обращения деньги выполняют, когда играют роль посредника в обмене товаров по формуле T-Д-Т, которая распадается на два акта: продажу T-Д и куплю Д-T. Собственник товара, продав его, может отсрочить покупку нового товара и задержать у себя деньги. Тогда кто-то другой не сможет продать свой товар. Значит, в связи с выполнением этой функции возникает формальная возможность кризиса перепроизводства.

В сфере обращения находятся монеты и бумажные деньги.

Монета – это слиток металла особой формы и пробы.

Происхождение слова «монета» связано с названием храма Юноны-Монеты, в котором в IV в. до н. э. началась чеканка денежных знаков Древнего Рима.

Золото – мягкий металл, и в обращении золотые монеты стирались. Стершиеся монеты становятся неполноценными. А так как функцию средства обращения деньги выполняют мимолетно, то появляется возможность заменить золотые деньги бумажными.

Бумажные деньги не имеют собственной стоимости, поэтому не выполняют функцию меры стоимости, а являются только знаком золота.

Бумажные деньги впервые появились в Китае в XII в., в России – в 1769 г. при Екатерине II.

Теоретически количество бумажных денег, находящихся в обращении, должно соответствовать количеству золота, необходимого для обращения. Но так как золото ушло из обращения, то в самом общем виде количество денег, необходимое для обращения, определяется делением суммы цен товаров на число оборотов одноименных денежных единиц:

где Dk – количество денег в обращении; Σ Ц – сумма цен всех товаров; Цк – сумма цен товаров, проданных в кредит; Вп – взаимопогашаемые платежи; Кр – сумма цен товаров, проданных в кредит, по которым наступил срок уплаты; О – число оборотов одноименных денежных единиц.

Если же количество бумажных денег в обращении будет больше, чем требуется, то они обесценятся, их покупательная способность уменьшится, а цены на товары повысятся.

Обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен товаров, называется инфляцией.

Подробнее этот вопрос рассматривается в лекции 18.

Деньги являются абсолютным выражением богатства и обладают большой ликвидностью, т. е. способностью быстро реализовываться.

Если после продажи одного товара не происходит покупки другого, то золото временно покидает сферу обращения и происходит образование сокровищ.

Функцию сокровища выполняет золото в форме золотых слитков, монет, предметов роскоши из золота или серебра.

Массовое возникновение сокровищ происходит во время нарушения товарно-денежного обращения и в периоды общественных потрясений. Наоборот, в период оживления товарно-денежных отношений сокровище превращается в средство обращения. Этим первоначально стихийно регулировались товарно-денежные отношения.

В настоящее время золото перестает играть роль стихийного регулятора денежной массы в обращении, так как отсутствует свободный обмен денежных знаков на золото.

Сегодня золото продолжает выполнять функцию сокровища, но в ограниченных масштабах, как страховой фонд государства и частных лиц.

Золотые запасы, государственные и частные, образуют всеобщее богатство.

Бумажные деньги не могут быть сокровищем, так как не имеют собственной стоимости, но выступают в функции средства накопления.

По мере развития товарного производства возникает необходимость продажи товаров в кредит. Причиной являются разные сроки изготовления и реализации товаров.

Деньги в качестве средства платежа приобретают новую форму существования – кредитных денег. К ним относятся векселя, банкноты, чеки.

Вексель – это письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Он находится в обороте и выполняет роль денег.

Банкнота – это вексель банка. Банкноты отличаются от бумажных денег прежде всего тем, что бумажные деньги выполняют функцию средства обращения, банкнота – средства платежа.

Чек – письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет.

Существуют три основных вида чеков:

именные (не подлежащие передаче);

ордерные (допускающие их передачу другому лицу по индоссаменту);

предъявительские (передаваемые без индоссамента).

Выполнение всех функций денег в обороте между странами делает их мировыми деньгами.

Роль мировых денег выполняет золото, принимаемое по весу. Перемещаясь из одной страны в другую, мировые деньги служат всеобщим воплощением общественного богатства.

5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег

Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Элементами денежной системы являются:

денежная единица, т. е. мера денег, принятая в стране за единицу (рубль, доллар и т. д.);

масштаб цен, т. е. весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (например, рубль состоит из 100 копеек и в течение 60-80-х гг. приравнивался к 0, 987672 г золота);

эмиссионная система, т. е. учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги (например, Центральный банк России и др.);

виды денежных знаков, т. е. система кредитных бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в обороте;

институты денежной системы, т. е. государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

Исторически система обращения металлических денег прошла через биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм базировался на использовании в качестве денег двух металлов – золота и серебра (XVI–XIX вв.).

Монометаллизм в качестве денег использовал только золото, а бумажные и кредитные деньги свободно на него обменивались. Монометаллизм имеет три разновидности:

золотомонетный стандарт (с 1821 г. до Первой мировой войны), который характеризовался обращением золотых монет и свободным обменом бумажных и кредитных денег на золото;

золотослитковый стандарт (Англия и Франция – годы Первой мировой войны), предусматривающий обмен знаков стоимости на золото, если они соответствовали цене стандартного слитка золота (например, если картина по цене соответствовала слитку в 1 кг золота, то она на него обменивалась);

золотодевизный стандарт (20-30-е гг. ХХ в.), предусматривающий обмен банкнот на иностранную валюту (девизы), разменную на золото.

После кризиса 1929–1933 гг. свободный обмен банкнот на золото был прекращен, а эпоха монометаллизма закончена.

С 30-х гг. установилась система неразменных кредитных денег.

Ее черты: уход из обращения золота (демонетизация золота), отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания, усиление положения кредитных денег, расширение безналичного оборота, эмиссия денег государством в целях увеличения денежной массы.

Эволюция денежного обращения и самих денег – это объективный исторический процесс развития товарного производства.

Замена золота в роли денег кредитно-бумажными деньгами стала возможна по следующим причинам: при обмене товаров возникает потребность не в том, чтобы определить, какая именно стоимость заключена в том или ином товаре, а в том, чтобы выяснить, во сколько раз она больше или меньше стоимости, заключенной в товаре, предложенном для обмена. Для соизмерения стоимостей не требуется обязательно использовать стоимость какого-либо реально существующего в вещественной форме товара (золота). Важно другое – чтобы обращающиеся деньги представляли стоимость, эквивалентную стоимости обмениваемых товаров, но не обязательно сами имели стоимость.

Именно это и позволило заменить золото простыми бумажными знаками.

Вытеснение золота кредитными деньгами получило дальнейшее развитие в замене носителей денежных функций (банкнот, векселей, чеков) кредитными карточками.

Кредитная карточка выполняет функцию денег быть средством платежа.

Виды кредитных карточек:

Возобновляемые карточки. Применяются в магазинах, ресторанах и т. п. После погашения задолженности карточка возобновляется.

Одномесячные карточки «путешествий и увеселений». Применяются для расчета с туристическими фирмами. Задолженность должна быть погашена в конце месяца.

Фирменные карточки. Выпускаются различными фирмами для оплаты различных служебных расходов.

Премиальные, или «золотые», кредитные карточки. Они выдаются только клиентам с высоким годовым доходом.

Кредитные карточки ведут отсчет своего существования с 1915 г., когда они впервые появились в США в форме записи долга.

Для одновременного этапа эволюции денег характерно появление системы электронных денег, с помощью которой проводятся денежные операции: получение денег с банковского счета, прием вкладов, платежи, выдача чековых книжек, дебет-карточек и др. Появились смарт-карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.

В России система электронных денег находится в стадии становления. Первые «пластиковые деньги» были выпущены в ограниченном количестве Внешэкономбанком в 1989 г. В настоящее время их выпускают крупнейшие банки страны.

6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура

В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.

Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия.

Товарное обращение – это товарный обмен, опосредованный деньгами (Т-Д-Т).

Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.

Однако на протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим (редким) явлением.

И лишь когда оно приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6–7 тыс. лет назад.

Вывод: рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п.

По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что

рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся:

информационная;

регулирующая;

посредническая;

стимулирующая;

ценообразующая;

контролирующая.

Информационная функция рынка очень важна, так как она дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить.

Суть посреднической функции такова: через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.

Значение стимулирующей функции в том, что через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением и как следствие этого – равновесная цена.

Суть контролирующей функции состоит в том, что рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами являются:

гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.;

способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы:

рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);

рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Выводы

Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.

Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т. е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.

Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс. Западу для этого потребовалось более 500 лет.

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.

По степени ограничения конкуренции называют рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

По характеру продаж – оптовый, розничный и рынки государственных закупок продукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – фирмы, АО и т. д.

По месту создания продукта – внутренний и внешний.

Основные виды рынков подразделяются на различные рыночные сегменты.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации разные факторы. К ним относятся:

Географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); климатические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (скажем, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других.

Демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.

Психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения.

Поведенческие, учитывающие спонтанный характер приобретения товара.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал