Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Проблемы перехода на Евронормы в Республике Казахстан (продолжение темы)






План лекции:

1. За и против

2. Конкуренция на строительном рынке Казахстана в связи с внедрением Евронорм

3. СНиП или Евронормы?

4. Подготовка строительного комплекса Казахстана к Еронормам

1. За и против
Аргументы противников перехода на Евронормы заключаются в том, что европейские поставщики строительной продукции и услуг вытеснят местных производителей с казахстанского рынка. По их мнению, строительство подорожает, да и существующая нормативная база, основанная на СНиПах, не хуже, а даже лучше Еврокодов. В то же время есть сомневающиеся, которые задаются вопросами о том, зачем нам так торопиться, если Европа вот уже три десятилетия продолжает готовиться к внедрению Еврокодов, и почему на казахстанские разработки по Еврокодам выделяются немалые бюджетные средства, если Еврокоды уже разработаны в Европе, нельзя ли было просто перевести их и пользоваться?

Хотя, конечно, есть сторонники Еврокодов, задумывающиеся над порядком (очередностью) разработки всего массива нормативов, связанных с Еврокодами; использованием наработок, накопленных в странах СНГ, ориентирами в инвестиционной политике.

Реформа «перезагрузит» все субъекты технического регулирования – инвесторов, заказчиков, подрядчиков, производителей строительных материалов, проектировщиков, эксплуатационщиков, инспекторов, экспертов, студентов, преподавателей. Чтобы объекты технического регулирования – здания и сооружения – отвечали самым современным требованиям!

2. Конкуренция на строительном рынке Казахстана в связи с внедрением Евронорм
В Послании Президента народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкуренто­способных стран мира» особое внимание уделено развитию сотрудничества с Европейским союзом: «Казахстан заинтересован в придании сотрудничеству с ЕС большей содержательности… Мы должны создавать для наших европейских партнеров благоприятные условия для инвестиционной деятельности, реализации крупных международных проектов, привлечения в нашу страну передовых технологий и знаний».

В свете изложенного протекционизм в техническом регулировании строительства, вытекающий только из побуждения защитить отечественного производителя от конкуренции, так или иначе способствует консервации технологической отсталости отрасли и противоречит стратегии выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг.
Что касается опасений того, что европейские поставщики строительной продукции и услуг вытеснят местных производителей с казахстанского рынка, то, безусловно, вытеснят, если не будет постоянной работы над повышением конкурентоспособности отечественной продукции.

Показательным примером может служить опыт цементной промышленности Республики Беларусь, которая контролировала около 40% рынка цемента в Литве и Латвии и 20% – в Польше. С вхождением указанных стран в Евросоюз у белорусских цементников возникли серьезные проблемы по удержанию освоенного рынка, так как новые члены ЕС ввели у себя евростандарты на цемент. Для решения этой проблемы белорусскими учеными и специалистами в течение короткого времени была проделана большая работа по переводу евростандартов, их изучению, анализу, адаптации, в том числе терминологической, к местным условиям и сложившейся инженерной практике. Несмотря на все трудности, работа по внедрению европейских стандартов на цемент и методы его испытаний была успешно и в кратчайшие сроки выполнена.
Белорусское присутствие на рынках цемента Евросоюза сохранено. Кроме того, цемент, произведенный по евростандартам, с успехом начал продаваться на рынках России и других стран СНГ, а также на внутреннем рынке страны.
Таким образом, долговременные экономические выгоды от режима свободной торговли значительно перевешивают кратковременный ущерб.

3. СНиП или Евронормы?

Следует сразу оговориться, что здесь речь идет только о той части СНиПов, которая связана с расчетом конструкций. Ведь Евронормы не затрагивают весь комплекс норм, регулирующих безопасность зданий и сооружений, а касаются только безопасности механической и частично противопожарной. А основной массив норм, регулирующих остальные 4 базовых требования, здесь не рассматриваются.

Как известно, на сегодня строительная отрасль республики пользуется комплексом Строительных норм и правил (СНиП). При этом следует отметить, что средний возраст действующих СНиПов составляет 25–30 лет, поэтому в них не учитываются многие современные материалы и инновации в проектировании. Соответственно, как считают многие экс­перты, сегодня обязательное применение СНиПов катастрофически тормозит развитие строительного бизнеса.

По нашему мнению, стремление сохранить действующую систему СНиПов, знакомых и понятных не одному поколению практикующих инженеров, – скорее, дань инженерной традиции, нежели рациональный подход. Если критически взглянуть на СНиПы, то окажется, что данные нормативные документы, в отличие от Еврокодов, не представляют собой взаимоувязанной системы, а являются достаточно разрозненными документами. Сравниваемые системы принципиально отличаются по подходам к обеспечению надежности конструкций.

Если базовый документ EN 1990 предусматривает проектирование конструкций с назначенным уровнем надежности, то ГОСТ 27781 «Надежность строительных конструкций и оснований» – с достаточным уровнем. Кроме того, ГОСТ 27751 не устанавливает нормируемых показателей надежности, единых для проектирования различных конструкций.

Введение Еврокода EN 1990 меняет ситуацию. В этом документе впервые приводятся нормируемые показатели надежности, выраженные в допустимых вероятностях отказа для проверки соответствия предельных состояний. Это коренным образом меняет философию проектирования и позволяет обеспечить единый подход к обеспечению надежности строительных объектов, не отличающийся от принятого в странах ЕС. Другими словами, независимо от того, где и из каких материалов запроектированы и изготовлены конструкции, они будут обладать одинаковым уровнем надежности.

Бурное развитие новых материалов и технологий, а также расчетных методов не позволяет сохранить СНиПы в существующем виде, даже после косметических поправок. Попытки выполнить корректировки, особенно принимая во внимание вопросы гармонизации с Еврокодами, при отсутствии основополагающего в системе европейского нормирования стандарта EN 1990, может привести к противоречивым результатам.

Необходимость сохранения нормативной базы, основанной на СНиПах, как ни странно, часто обосновывают климатическими и иными природными особенностями Евразийского континента, хотя Еврокоды, нет, не просто позволяют, а «заставляют» их учесть! Более того, каждая страна сама устанавливает приемлемый для себя уровень безопасности. Скажем, рекомендуемые значения, установленные Еврокодом, ориентированы на срок службы сооружений не менее 75 лет. СНиПы 1984 года вообще предусматривали 27 лет. Это означает, что через 27 лет эксплуатации в конструкциях, запроектированных по этому СНиПу, может наступить отказ. Статистика этих отказов потихоньку накапливается. Природу не обманешь: если заранее в нормах была предусмотрена низкая надежность, в итоге имеем короткий срок службы сооружений. Казахстан с учетом своих экономических возможностей может принять срок службы сооружений в среднем 50 лет.

Опыт показывает, что, как и в каждом новом деле, внедрение Еврокодов сопряжено с известным сопротивлением их потенциальных пользователей. Возникающие у проектировщиков опасения и боязнь перед грядущими изменениями нормативной базы, методов проектирования и реализации объектов лишены всяких оснований. Еврокоды не изменяют логики проектирования, выполнения статических расчетов и правил сопротивления материалов. Проблема заключается в том, что на современном этапе на постсоветском пространстве накопление новых знаний в строительной науке резко затормозилось по известным причинам, в то время как наука и инновации западных стран ушли далеко вперед. А ведь в мире глобализации мы не только хотим, но и обречены на сотрудничество с развитыми странами, в том числе и в желании привлечь их инвестиции. Если СниПы за последние 30 лет обновлялись крайне редко и без сущест­венных нововведений, то в Еврокодах сделана попытка впитать самые передовые и совершенные научные и практические достижения.

Еврокоды дают шанс для качественных изменений в строительстве, а не создают неудобства и излишества при проектировании. Следствием этого являются более высокая рыночная мобильность и экономическая успешность стран Евросоюза. На фоне этого консерватизм и приверженность к СниПам некоторых специалистов не способствуют нововведениям и прогрессу в отечественном строительстве, которое нередко отличается низким качеством, материалоемкостью и аварийностью. Именно Еврокоды позволяют избежать этих недостатков, поскольку в них заложены положения, позволяющие проектировать конструкции и здания на самом современном уровне.

 

Аргументы оппонентов о том, что проектирование по евронормам приводит к повышенному расходу материалов и удорожанию строительства, необоснованы, поскольку они построены на анализе либо только сопротивлений с новой системой частных коэффициентов, либо только новых расчетных значений нагрузок. При этом во внимание не принимаются, например, правила составления сочетаний воздействий и соответствующие значения частных коэффициентов для сочетаний. В европейских нормативных документах установлены жесткие требования к долговечности запроектированных конструкций. Соблюдение этих требований влечет применение высококачественных материалов и изделий. Так, к примеру, армирование горизонтальных швов каменной кладки согласно европейским нормам преимущественно должно выполняться сетками из нержавеющей стали. Безусловно, это приведет к определенному удорожанию строительства. Однако более высокий уровень надежности конструкций, запроектированных по евронормам, увеличит межремонтные сроки, а значит, снизит эксплуатационные затраты, а этот факт противниками введения европейских нормативных документов, как правило, игнорируется.

Вопросы экономики при введении евронорм следует рассматривать в комплексе, а не относить их к какой-то отдельной строительной конструкции. Согласно Регламенту 305/2011 ЕС, разработка и введение единых европейских норм преследует главную цель обеспечения свободного перемещения продуктов (материалов, изделий, технологий) услуг и научной мысли в области строительства на территории различных государств.

В Казахстане имеется возможность по всем позициям, по которым есть согласие (или несогласие) с европейскими нормами установить те или иные свои значения коэффициентов, исходя из опыта эксплуатации конструкций, из опыта их проектирования и (самое главное) из экономических возможностей страны. Другими словами, в наших руках – назначить цену строительства.

Установленные в настоящее время коэффициенты ориентированы на проектирование монолитных конструкций. Поэтому при проектировании сборной конструкции, изготовленной индустриальным методом на заводе, где внедрена система менеджмента качества, опытный проектировщик установит пониженные коэффициенты безопасности по нагрузкам, определенным образом их калибруя. Например, в случае, если точно известно, что размеры конструкции не отличаются от номинальных, по которым сделан расчет, частный коэффициент безопасности и по арматуре, и по бетону можно снизить на 0, 05. Если расчет уже сделан с учетом самых неблагоприятных допусков, коэффициенты безопасности могут быть снижены еще на 0, 05. Если не разрушающими, а прямыми методами проконтролирована прочность изделий, имеем право принять коэффициент безопасности, равный 1, 35. Данный пример, кстати, кроме иллюстрации возможностей творческого подхода к экономному проектированию, также демонстрирует ранее не учтенный потенциал индустриального строительст­ва в удешевлении продукции.

4. Подготовка строительного комплекса Казахстана к Еронормам

В Казахстане уже сейчас инвесторы могут зайти на строительный рынок с проектами, выполненными по Еврокодам. Специалисты в СНГ отмечают оригинальный подход казахстанской стороны в этом вопросе, а именно инструкции по применению норм, идентичных Еврокодам. Другое дело – отечественные субъекты регулирования.
Необходимо отметить, что введение и практическая адаптация евронорм в среде практикующих инженеров является довольно сложной проблемой, требующей преодоления сложившейся инженерной традиции проектирования. Обзор опыта и ситуаций, связанных с внедрением евронорм в различных странах, показывает существенные отличия. Например, Ирландия опубликовала в качестве национальных норм все части Еврокодов (так как не было необходимости выполнения переводов). В таких странах, как Швеция и Польша, опубликовано около 45 частей Еврокодов, при этом для некоторых из них перевод не предполагался.
В Великобритании через 2 года после даты окончания разработки стандарта национальные органы должны определиться с перечнем параметров, установленных государством. В течение этих 2 лет национальные условия должны быть модифицированы таким образом, чтобы облегчить использование Еврокодов. После этого наступает переходный период, когда одновременно действуют как национальные нормативные документы, так и Еврокоды.
Такой порядок введения европейских нормативных документов в строительную практику является правильным. В течение периода времени, в котором одновременно действуют Еврокоды и национальные стандарты, можно выполнить необходимые экспериментально-теоретические исследования, организовать учебу и переподготовку специалистов, подготовить разъясняющие пособия и справочные материалы.
Поскольку европейские нормативные документы содержат много терминов и определений, которые отсутст­вовали в отечественной инженерной лексике, очень важно на начальном этапе подготовки норм принять единую терминологию. В противном случае, как показал опыт Беларуси, это потребует последующей корректировки введенных документов. Опыт внедрения Еврокодов в других странах показывает, что данные нормативные документы только тогда будут активно использоваться проектировщиками, когда будет обеспечиваться достаточная государственная поддержка их внедрения в практику проектирования и строительства.

 


Реальное внедрение Еврокодов в практику проектирования и строительства может произойти только тогда, когда промышленностью будет освоен выпуск строительных изделий, соответствующих требованиям европейских стандартов. Контроль качества выпускаемой промышленностью стройматериалов должен осуществляться на основании стандартов, в которых устанавливаются требования к методам испытаний и испытательному оборудованию. Качество выпускаемой продукции при этом декларирует, как правило, предприятие-изготовитель. Поэтому заводские лаборатории должны быть укомплектованы соответствующим испытательным оборудованием и средствами измерений.
В соответствии с изложенным инвестиционная политика господдержки должна быть ориентирована на модернизацию предприятий стройиндустрии, взявших курс на внедрение евростандартов на продукцию. В связи с этим считаем необходимым разработать дорожную карту стройиндустрии «Еврокод-2015».
Необходимо отметить, что процесс внедрения Еврокодов в строительную практику потребует от государства значительных материальных затрат и организационных усилий. Однако это является оправданным, поскольку способствует притоку в страну иностранных инвестиций, повышению качества выпускаемых материалов и конструкций, строящихся объектов, а значит, повышению качества жизни людей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал