Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное страхование и социальная помощь






 

Масштабы и характер социальной помощи определяются в основном

укоренившимися в обществе представлениями о справедливости, и соответ-

ствующие расходы осуществляются в рамках перераспределительных про-

грамм. К этим программам примыкают также программы обязательного со-

циального государственного страхования граждан. Вместе с тем, как с точки

зрения справедливости, так и с точки зрения эффективности важна разница

между ситуацией, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц,

и той, когда человек, столкнувшись с определёнными трудностями, пользует-

ся выплатами из общественного фонда, накопленного при его непосредствен-

ном участии.

Социальное страхование призвано минимизировать влияние так назы-

ваемых социальных рисков - вероятности материальной необеспеченности

трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом про-

цессе.

В соответствии с классификацией основных причин потери заработка

социальное страхование делится на несколько видов: от несчастных случаев,

по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кор-

мильца и, наконец, безработицей. Помимо характера риска, при классифика-

ции видов социального страхования учитывается и способ его организации:

на добровольных началах или в обязательном порядке. Между этими двумя

основными формами возможен ряд переходных, объединяемых условно-

обязательным страхованием. Также страхование может быть местным, т.е.

распространяющимся лишь на определённую территорию, и общегосудар-

ственным.

Наряду с социальным страхованием существует и другая форма соци-

альной защиты - социальная помощь. В её основе иные принципы организа-

ции. Практика страхования строится на прочной статистической базе, учёте и

анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важней-

 

шими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде

всего на экономически активное, занятое население (так как финансируется

главным образом за счет его доходов). Программы же социальной помощи

носят компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязви-

мых слоёв населения и финансируются преимущественно из бюджетных

средств. Кроме того, существенной особенностью страхования является са-

мопомощь его участников, самоуправление страховой организации. Социаль-

ная помощь, напротив, несет на себе отпечаток попечительства со всеми вы-

текающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

Основную грань между социальным страхованием и социальной помо-

щью, таким образом, можно свести к различию функции и роли государства в

организации и деятельности этих институтов.

 

4. Другие виды общественных расходов: оборона, технологии, эколо-

Гия

 

Расходы на оборону являются необходимыми, но носят непроизводи-

тельный характер, поэтому их неоправданное увеличение является нежела-

тельным для экономики.

Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в

основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство оборо-

ны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на за-

купку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строитель-

ство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы

на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть

средств может направляться на покрытие доли в общих военных расходах во-

енных блоков или союзов. В состав военных входят также расходы Мини-

стерства по атомной энергии, на реализацию международных договоров по

ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.

 

Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обо-

роны, которая затем включается в состав федерального бюджета. При этом в

первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министер-

ству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских

частей. Это вызвано тем, что большая часть военных расходов финансируется

Министерством централизованно. Часть прямых военных расходов финанси-

руется по другим подразделениям расходов бюджета (“Расходы на содержа-

ние правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, на содер-

жание органов госуправления).

Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в

основном выплаты пенсий ветеранам Вооружённых Сил и их семьям. Эти за-

траты финансируются по разделам «Расходы на оборону» и «Социальное

обеспечение».

Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование

науки и технологического развития. Из бюджета средства направляются на

работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по

общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства

на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отрас-

левым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организа-

циям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ.

Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном по-

рядке с составлением смет расходов по каждой конкретной теме. Приоритет-

ными направлениями финансирования научно-технических и инновационных

программ являются:

организация высокоэффективных процессов по производству

продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК;

борьба с наиболее распространёнными болезнями;

создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий

в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности.

 

При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и

финансированию науки, бюджетные средства направляются непосредственно

исполнителям проектов на конкурсной основе.

Природоохранная деятельность является неотъемлемой частью обще-

ственного развития. При этом, чем выше уровень социально-экономического

развития общества, тем определеннее стратегии общества в сфере природо-

пользования, более четко выражены экологические потребности в отношении

качества окружающей среды, осознанная необходимость платить за экологи-

ческое благополучие. Природоохранные затраты - общественно необходи-

мые расходы на поддержание качества среды жизни, осуществление любых

видов и форм хозяйственной деятельности и на общее поддержание природ-

но-ресурсного потенциала, включая сохранение экологического равновесия

на всех уровнях (от глобального до локального).

Согласно классификатору видов природоохранной деятельности, к гос-

ударственным расходам на экологию относятся:

1. Текущие затраты предприятий, организаций и учреждений, в т.ч. госу-

дарственных, на охрану окружающей среды.

2. Затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного

назначения.

3. Капитальные вложения на охрану окружающей среды (прямые и со-

пряженные).

4. Содержание заповедников и иных особо охраняемых природных терри-

торий, затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов

(частично), озеленение городов и промышленных центров.

5. Затраты на научные исследования в области охраны окружающей сре-

ды и рационального использования природных ресурсов.

6. Операционные расходы бюджета на цели экологии: расходы на содер-

жание и деятельность государственных органов в области охраны окружаю-

щей среды, в том числе — оплата труда управленческих и контрольных орга-

 

нов по охране окружающей среды и рациональному использованию природ-

ных ресурсов.

7. Затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку со-

ответствующих специалистов).

 

Контрольные вопросы  

 В каких формах осуществляются общественные расходы?

 Что такое сфера действия программы общественных расходов?

 От чего зависит перемещение выгод от реципиентов общественных

расходов к другим лицам?

 В силу каких причин круг действительных реципиентов программы

может не совпадать с кругом её потенциальных реципиентов?

 Как проявляется искажающее действие общественных расходов при

денежных выплатах реципиентам?

 Почему натуральные выдачи порождают более значительное искажа-

ющее действие по сравнению с денежными выплатами?

 Способны ли общественные расходы играть стимулирующую роль?

 Что представляет собой общественное страхование?

 Как достигается объединение рисков?

 Что такое социальные риски и каким образом государство реагирует на

них?

 Какова взаимосвязь между общественным страхованием и социальной

помощью?

 Какие нужды индивидов принято удовлетворять за счет общественного

страхования?

 

 

Тестовые задания  

1. Какая методика подразумевает совокупность аналитических приёмов, поз-

воляющих определить расходы на достижение специфических целей и вы-

брать оптимальное решение?

а) анализ производительности;

б) анализ издержек и результативности;

в) метод Калдора-Хикса;

г) анализ осязаемых рыночных процессов.

2. Деньги, поступающие в территориальный бюджет в виде грантов, избы-

точно поступают к общественному сектору, в силу чего пропорция между

личными расходами граждан и расходами бюджета отклоняется от оптимума.

Какое это явление?

а) принцип достижения Парето-оптимума;

б) эффект «липучки»;

в) эффект агрегирования прибыли;

г) эринцип субсидиарности.

3. Какие издержки несет государство при децентрализации?

а) на национальную оборону;

б) административного характера;

в) информационного характера;

г) мероприятия по пополнению государственных запасов и резервов.

4. Под объединением рисков понимается:

а) накопление платежей по схожим видам страхования в едином фонде;

б) агрегирование объектов в группу, чтобы уровень риска для всей

группы оказался меньше суммы рисков для индивидуальных объектов;

в) совмещение имеющих риски событий в одном временном проме-

жутке;

г) форма сотрудничества страховых компаний.

 

 

5. Способны ли частные страховщики эффективно и на регулярной основе

страховать большинство социальных рисков?

а) да;

б) нет;

в) способны при участии государства;

г) способны, объединившись друг с другом.

6. Основное отличие социального страхования от социальной помощи:

а) охват различных слоёв населения;

б) различие функции и роли государства в организации и деятельности

этих институтов;

в) финансирование из различных источников;

г) различные политические последствия.

7. Что не относится к природоохранным затратам?

а) затраты на содержание заповедников;

б) затраты на экологическое образование и просвещение;

в) затраты на постройку водоочистных сооружений;

г) относится всё вышеперечисленное.

8. Социальное страхование, необходимость которого строго установлена за-

конодательством, называется:

а) добровольное;

б) обязательное;

в) условно-обязательное;

г) частное.

9. Чем обусловлена необходимость принудительного (налогового) финанси-

рования общественного страхования?

а) провалами рынка;

б) доминированием государства в общественном секторе;

в) перераспределительными требованиями;

г) сочетанием вариантов А и В.

 

10. Рациональному и гибкому выбору форм расходования общественных

средств способствует:

а) структурирование в разрезе конкретных целей и задач;

б) структурирование в разрезе ведомств и их подразделений;

в) составление жёсткого временного графика расходования;

г) нет верного ответа.

 

Рефераты и доклады  

1. Основные группы государственных расходов.

2. Сущность лимитированных программ.

3. Распределение расходов между уровнями бюджетной системы.

Для заметок  

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Занятие 13: Финансирование и производство товаров и услуг в


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал