Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая квалификация






3) вынесение решения по делу (издаст­ся индивидуальный акт); содержание решения доводится до соответствую­щих органов и должностных лиц; решение принимается по конкретному делу. На первой стадии устанавливается объективная истина по делу.Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и до­стоверностью (сбор всей юридически зна­чимой информации, относящейся к конкретному делу).

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, про­веряет подлинность текста норм права, их пределы действия во време­ни, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юри­дических предписаний, квалифищирует деяние. Нa третьей стадии принимается решение и выносится право­применительный акт. Именно в рамках данного этапа правоцримени­тельного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Вывод: установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

№120.Акты применения права: понятие, структура. Акт применения права - это такой правовой акт, который содер­жит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетент­ным органом в результате решения конкретного юридического цела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменитель­ной деятельности и обладает следующими особенностями:

Исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер; - носит индивидуальный, а не норма­тивный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указы­вает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму.

Правоприменительные акты по своей природе и характеру разнообразны.

1) По характеру регулятивного воздействия на обще­ственные отношения акты подразделяются на исполнительные и правоохранительные. Исполнительные правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и обязан­ностей субъектов в связи с их правомерным поведением. Правоохранительные акты издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений, например акт следственных, судебных, прокурорских органов.

2) По субъектам-праеоприменителям выделяют акты главы государства, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов государственного управления.

3) По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказ протоколы, решения и др.

4) По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллегиальными и единоначальными.

5)По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. К основным обычно относят решения суда по гражданским делам; приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии. Группу вспомогательных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда о назначении медицинской экспертизы и др.

6) По способам выражения правоприменительного рсшения акты делятся на следующие виды: а) акты-документы; б) акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда); в) акты-символы (дорожные знаки, обозначение запретной зоны).

7) По характеру действия акты могут быть однократными (н пример, штраф) и длящимися (например, выплата пенсии, и полнение приговора суда).

-№121Понятие и стадии толкования права. Толкование норм права: - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осозна­нию ими действительного содержания норм. В процессе толкования уста­навливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответ­ственности за нарушение предписаний нормы права. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью пра­вотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применени. Толкование норм права имеет два направления: уяснение («для себя») и разъяснение («для других»).

Уяснение смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществля­ется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае требуются дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Уясняются все нормы права, а разъясняются лишь те, по поводу которых требуются дополнительные замечания в силу неточности словесного выражения или неправильно­го применения норм права на практике. Таким образом, за уяснением нормы права не всегда следует разъяснение ее содержания.

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

- официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);

- неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы, дается в форме рекомендаций или советов).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толко­вание классифицируется на аутентичное (авторское-дается тем же органом, ко­торый издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномочен­ных на то субъектов).

Хотя казуальное толкование обязательно только для кон­кретного случая, однако оно служит образцом для других орга­нов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих занную норму. Нормативное казуальное толкование подразде­ляется на два подвида: судебное и административное. Судебное толкование норм права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на пра­вильное и единообразное применение закона в деятельности су­дов и обязательно для них.

Административное толкование норм права дается исполни­тельными органами власти и касается вопросов управления, со­циального обеспечения, финансов, налогов, труда.

Неофициальное толкование м.б. устным и письменным); оно бывает:

1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином,

2) профессиональным (исходит от лиц, имеющих спец-е образование-адвокаты, прокуроры, нотариусы.(дают юристы);

3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм, осущ-ся научно-исследовательскими институтами, учеными, в комментариях, науч.лит-ре).

Ненадо

№122(2) Способы толкования права-уяснения. Cпocoбы толкования - это совокупность приемов и средств, на­правленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощыо анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли кон­кретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкрет­но-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодатель­стве).Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительны смысл нор­мы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действитель­ный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

№122(1) Способы толкования права-уяснения.

Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осозна­нию ими действительного содержания норм. Способы толкования –это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.Основные приемы толкования уяснения содержания правовых норм.

1. Грамматическое толкование выражается в уяснении смысла пра­вовой нормы путем грамматического анализа ее текста. Для этого ус­танавливается значение отдельных слов, уясняется их грамматическая форма (падеж, число, род, вид, лицо), определяется связь между ними. Затем уясняется грамматическая и смысловая структура предложений, из которых состоит норма.

Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, (вина, потерпевший, доказательство) важно установить их действительньй смысл, не­посредственно заложенный самим правотворческим органом. В про­тивном случае это может привести к неправильному решению юридиче­ского дела.

2. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания нор­мы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами.

3. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нор­мы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нор­мами (близкими по содержанию). Принимается во внимание и то, в каком нормативно-правовом акте она сформулиро­вана (законе, указе, постановлении и т. д.), какое место в этом акте она занимает. Если данная норма находится в подзаконном акте, то необхо­димо убедиться, что она соответствует закону или другим актам, имею­щим большую юридическую силу. Возможно и сопоставление норм раз­личных отраслей права. Например, чтобы применить норму, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, необходимо точно установить, какие имен­но правила нарушены. А для этого нужно обратиться к другим норма­тивным актам, изглагающим данные правила. 4. Историко-политическое толкование норм права представляет сo­бой уяснение их целей и задач на основе анализа той исторической об­становки, в которой они были приняты. При историка-политическом уяснении следует глубоко изучить социальное назначение и цели правo­вой нормы, а также конкретные условия ее принятия. Такой подход пo­зволяет раскрыть социально-политический смысл нормы, ее сущность и нравствеиное содержание. От уровня про­фессиональной подготовки юристов во многом зависит качество право­разъяснительной работы, понимание населением действительного смыс­ла правовых норм, точное осуществление их предписаний.

5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);

6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодатель­стве, изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятии, конструкций, отраслевой принадлежности нормы и т.д.

7)Функциональное толкование сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств.

Для установления точного смысла нормы используются все приемы, а лишь один-два. В сложных же случаях может п требоваться применение многих или всех способов толкования.

№ 123 Виды толкования – разъяснения. Толкование-разъяснение обеспечивает пол­ную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в прак­тике их применения. Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрьггие действительного содержания норм. В зависимости от субъек­тов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подраз­деляется на официальное и неофициальное. Официальное толкование(ОТ) - это такое разъяснение нормы права, ко­торое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. ОТ находит выражение в специальных актах- постановления, инструкции и др. ОТ по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное). Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которые обя­зательно для всех лиц и органов, применяющих определенную форму или нормы права. Оно распространяется на большой круг лиц и случаев. Официальное толкование(ОТ) может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентич­ным. Например, разъяснение президентом изданные им указов. В то же время ОТ правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями. (Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. На основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство труда - по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.) Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания право­вой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юри­дического дела(конкретного случая - казуса). Необ­ходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам не соответствуют закону. Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию под­разделяются на- а) Судебное толкование - это разъяснение смысла норм права, осуще­ствляемое судами. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и долж­ностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

б) Административное толкование - это разъяснение смысла норм пра­ва, которое дается исполнительными органами государства. Такое тол­кование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения. Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, ограничено подведомствен­ной территорией. Официальное толкование дается в форме актов, которые издает со­ответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов ОТ зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельныe нор­мы или индивидуальные веления Неофициальнсе толкование(НТ) - это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. НТ оказывает значительную помощь в практике применения правовых норм. Высказывания крупных государствеиных и общественных деятелей о сущности и роли определеиного закона, о его практической направлеиности. Их разъяснения содействуют глубокому пониманию смысла закона, повьшают уровень правo­сознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.. Неофициальное толкование м.б. устным и письменным); оно бывает:

Важным видом неофициального разъяснения правовых норм яв­ляется 1)доктринальное (научное) толкование. Оно дается специаль­ными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированны­ми учеными-юристами, опытными юристами-практиками в коммента­риях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выс­туплениях и т. д. Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единооб­разное понимание и применение норм права. 2) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином,

3) профессиональным (исходит от лиц, имеющих спец-е образование-адвокаты, прокуроры, нотариусы.(дают юристы).

 

№124 Пробелы в праве: понятие и способы их устранения Реальные пробелы свидетельствуют об ущербности законо­дательства и об определенных недостатках правовой системы. Пробелы возникают по трем главным причинам: а) посколь­ку законодатель не смог охватить регулированием все жизнен­ные ситуации; б) вследствие недостатков юридической техники; в) из-за объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных процессов.

Единственный способ устранить пробелы в праве заключает­ся в принятии правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время. Поэтому для восполнения пробелов ис­пользуется институт аналогии, т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал