Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство коридорных гробниц






В Арморике есть много примеров орнаментированных коридорных гробниц, в особенности в Морбиане – всего около двух десятков. В основном орнамент состоит из рисунков, выгравированных на каменных плитах, из которых сложены мегалитические гробницы, – на ортостатах или на плитах, образующих свод. Гравировка производилась самыми разными способами. В некоторых случаях линии были выдолблены, как в Гавринисе, Лармор-Баден (фото 39, 40). В других случаях камень был просто покрыт точками и рисунок не имел рельефа. При последнем методе декорирования использовалась разница в тонах. Коридорная гробница Н в Барненез демонстрирует обе эти техники.

Рельефный декор встречается относительно редко. Однако некоторые из камней сооружения в Гавринисе несут на себе такого рода украшения (треугольные топоры со скошенными лезвиями), также это можно видеть в коридорной гробнице в Петит-Мон, Арзон (две рельефные человеческие ступни в прямоугольном картуше – некоторые ученые считают, что декорирование было выполнено через некоторое время после постройки коридорной гробницы).

Рис. 10. Основные мотивы орнаментов в коридорных гробницах:

а – топор; б, в, г – топоры с рукоятями; д, е – крюки; ж – лук;

з – знак «хомута»; и – лодка; и, к – «щиты»

При декорировании коридорной гробницы использовалось несколько мотивов, которые представлены в большом количестве вариаций (рис. 10).

Наиболее часто встречается изображение топора или тесла. Обычно топор изображается в виде вертикального или горизонтального равнобедренного треугольника без каких-либо морфологических деталей. Однако топоры, обнаруженные в Гавринисе, имеют явно скошенное лезвие, подобно топорам из больших курганов в регионе Карнак, относящимся к гораздо более позднему времени (фото 40). Если нет изображения рукояти, треугольники всегда вертикальные. Если рукоять есть, они могут быть либо вертикальными, либо горизонтальными. Рукоять обозначается одной линией, и тот ее конец, что ближе к обуху топора, изогнут как крюк. Примеры этого можно увидеть в Мане-Керионед и в Петит-Мон, Арзон (фото 11). В сооружении, называемом «Стол Торговцев», в Локмариакере (Морбиан) и в Гавринисе, Лармор-Баден, рукоять нарисована двойной линией (фото 12). Значки в форме креста, иногда несимметричного, которые обнаруживаются в Арморике довольно часто, также считаются очень стилизованными изображениями топоров с рукоятями.

С той же частотой встречается знак в виде буквы «U» или двойной «U». Обычно его интерпретируют как «хомут», также может быть, что он представляет собой изображение рогов скота. Несмотря на то что часто этот знак обнаруживается по отдельности, встречается и несколько «хомутов», объединенных или наложенных друг на друга, как в Мане-Люд, Локмариакер, где они особенно многочисленны.

В некоторых коридорных гробницах Морбиана можно обнаружить изображения, напоминающие лодку с высоким носом и кормой и вертикальными линиями, символизирующими мачты, хотя подобная интерпретация представляется сомнительной и с ней не все соглашаются. В Петит-Мон, Арзон, к такому кораблю без мачты пририсован «парус». Возможно, эти предполагаемые корабли были ритуальными суднами, увозящими прочь души умерших.

Чтобы защитить останки покойного от злых духов или расхитителей погребений, один из ортостатов в камере Н в Барненез несет на себе изображение лука, помещенное таким образом, чтобы казалось, будто он нацелен в галерею, единственно возможный вход в гробницу.

Волнистые или прерывистые линии в некоторых сооружениях встречаются довольно часто. Они могут быть расположены как вертикально, так и горизонтально. В Гавринисе они изображают змеек, обращенных друг к другу (фото 40). Если линии расположены горизонтально, они, по всей вероятности, изображают стилизованные волны.

Одним из наиболее интересных рисунков является изображение фигуры, которая может иметь форму трапеции, треугольника или дуги. Этот рисунок обычно сопровождается различными дополнительными элементами, изображенными по отдельности или вместе: расходящиеся линии, короткие или длинные, расположенные над рисунком; острый клюв; боковые «ручки» или «уши», а также насечки над ушами. Этот мотив часто интерпретируется как стилизованное изображение Богини-матери с волосами, носом и ушами. Иногда его считают изображением горшка с ручками и с торчащими из него колосьями пшеницы. Опять-таки существует предположение, что это может быть изображение корабля (по ассоциации с корпусом корабля в Петит-Мон, Арзон). В этом случае «клюв» может представлять собой верхушку мачты, «волосы» – ленты, развевающиеся на ветру, а насечки и ручки предназначены для крепления такелажа. Размер и расположение этой сложной фигуры варьируются. В Мане-Рутуаль, Локмариакер, этот рисунок выгравирован на огромной каменной плите, образующей свод камеры, и имеет большие размеры. В «Столе Торговцев» весь огромный ортостат в конце камеры, заостренный по форме, представляет собой «парус» (фото 13). На его тыльной поверхности выгравировано центральное и боковые кольца, на передней поверхности изображен щит, декорированный лентами с внешней стороны, а с внутренней стороны четырьмя рядами рельефных крюков, расположенных по обе стороны вертикальной оси.

Некоторые из символов чрезвычайно трудно интерпретировать. Среди них, например, линии, которые пересекают друг друга без какого-либо видимого порядка. Общий вид напоминает топографическую карту, и это является наиболее предпочитаемой гипотезой. Назначение крюкообразных линий и углов, несмотря на всю их простоту, также недоступно для понимания. Может быть, они просто являются производными от знаков, изображающих топоры.

Простые геометрические формы, такие, как концентрические полукружия, не представляют такой проблемы. Коридорная гробница в Гавринисе щедро декорирована подобными рисунками. Каждая основа представляет собой настоящее живописное полотно, выполненное с замечательным мастерством. Вместо беспорядочно нанесенных гравировок, как часто бывало в больших коридорных гробницах (например, в Мане-Люд, Локмариакер), здесь элементы орнамента расположены в продуманной композиции.

За исключением Гавриниса, подобное изящное декорирование коридорных гробниц больше нигде не встречается. Вероятно, рисунки, обнаруженные в гробницах, представляют собой определенные абстрактные идеи, проявляющиеся в наивной стилизации самых обычных объектов – стилизации, которую мы не всегда в состоянии понять и которую легко можем неверно истолковать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал