Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Во введении (2-3 стр.) кратко обосновывается выбор темы курсовой работы: актуальность темы (проблемы) исследования; объект и предмет исследования; цели






Во введении (2-3 стр.) кратко обосновывается выбор темы курсовой работы: актуальность темы (проблемы) исследования; объект и предмет исследования; цели, задачи и методы исследования; степень разработанности в специальной литературе, указываются источники информации. Уместно показать разработанность вопроса (темы) в историческом аспекте. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме, должно быть сформулировано и обосновано отношение студента к их научным позициям. Далее следует показать практическую значимость работы. В конце «Введения» необходимо указать структуру работы.

Примечание:

Актуальность темы – это определение существа важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в специальном исследовании.

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной те­мы, то есть дается краткий обзор литературы по теме. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке, что вообще, по данным ис­следования, не получило отражение в литературе.

В процессе анализа состояния исследованности темы студент приходит к формулированию основного противоречия. Сущность такого противоречия вытекает из выявления серьезного несоответствия, несогла­сованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Основное противоречие, в частности, может показывать несоот­ветствие состояния определенной социальной проблемы и уровня ее решения; состояния социальной проблемы и уровня ее исследованности; потребности в обеспечении определенного уровня эффективности и качества социального обеспечения, социальной работы и возможности их удовлетворения; потребности решения социальной проблемы и возможности ее решения через пути, средства, методы, технологии, условия и т.д.

Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему курсовой работы.

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разре­шить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо социального явления; каковы пути, обеспечивающие наи­более полное решение определенной социальной проблемы; каковы наиболее оптимальные социальные условия эффек­тивности деятельности специалиста – юриста в области социального обеспечения в решении частной задачи?

Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержания (предмет) курсовой работы.

Объект исследования - это научное пространство, в рамках которого ведется исследование. Он представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объект может находиться в области социального обеспечения, социального обслуживания, социального воспитания, реабилитации и пр.

Нередко встречаются факты, когда студент определяет в качестве объекта исследования определенную категорию людей (детей, подростков, родителей, других различных социальных групп и т.д.). Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объ­ектной категорией для исследования многими науками. Как объект - это очень широкая сфера; и он указывает только на то, с кем планирует работать студент, но не на то, что он хочет исследовать.

Предмет исследования - это часть объекта исследования, которая подлежит особенно тщательному изучению и преобразованию. Иначе говоря, предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта.

Отношения между объектом и предметом исследования принято определять как отношения целого к частному. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.

В качестве объекта исследования могут быть: системы, процессы, деятельность, условия, структуры.

В качестве предмета то же самое, но в других условиях, которые сужают объект.

Предмет курсовой работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Тема может совпадать либо с объектом, либо с предметом. Ненормально когда тема сформулирована шире объекта. Лучший вариант, это когда предмет уже объекта и уже темы, когда он является их частью.

Цель - это мысленное предвидение результата. Цель состоит из целевого действия, целевого предмета, целевого объекта. Целевой объект - это всегда люди (студенты, педагоги, воспитанники, социальные слои населения: пенсионеры, инвалиды, дети, работающие граждане и т.д.). Целевой предмет - это «болевая точка», которую предстоит преобразовать. Целевое действие - это действие, которое будет совершаться над предметом в рамках объекта исследования.

Гипотеза исследования. Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) означает предположение, допущение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого не определено.Формулировка гипотезы исследования - это такая исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели.

Гипотеза оформляется в виде научного тезиса или суждения, утверждающего какую-то важную идею, истинность и достоверность которой надо доказать. Вся последующая исследовательская работа - это доказательство гипотезы.

При формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем сделать само предположение в виде выражения:

- «это возможно, если …»,

- «будет обеспечено, если …»,

- будет осуществляться эффективно при наличии (при условии) …»,

- «использование (создание) … позволит обеспечить …» и др.

Для каждой проблемы может быть определена своя конструкция гипотезы, и здесь шаблонов не может быть, - это определённое творчество автора.

Пример:

- ориентация учащихся на рабочие профессии будет протекать более успешно в условиях непрерывного информационного обеспечения;

- у студентов колледжа в процессе учебной деятельности может быть сформирована социально-правовая культура, если учебная деятельность будет специально организована;

- между личностной тревожностью родителей и студентов колледжа существует взаимосвязь.

Только после разработки гипотезы можно приступить к задачам исследования.

Задачи исследования - это подцели, последовательное выполнение которых ведет к достижению цели:

Формулировки задач имеют важное значение. Они определяют со­держание курсовой работы. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество ко­леблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти.

Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Задачи формулируются в виде перечисления:

- изучить...,

- описать...,

- уточнить и дополнить понимание...,

- выявить...,

- систематизировать...,

- разработать... и т.д.

В качестве основных методов, которые активно используются в процессе подготовки курсовой работы, являются: теоретические (изучение и анализ научной литературы, нормативных документов; сравнение, изучение и обобщение практики, опыта работы; беседы, опросы, тесты), эмпирические (решение практических ситуаций, наблюдение, эксперимент), методы математической обработки информации и др.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал