Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медиаобразование






Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправ-ного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а так-же способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их родителями инструментов, обеспечивающих до-ступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подго-товке детей и педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Со-вета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006).

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является од-ним из необходимых условий эффективного развития гражданского обще-ства. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защи-та их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизу-альных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Ре-шение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долго-срочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использо-ванию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содер-жимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Прове-дение уроков медиабезопасности рекомендовано к проведению в образова-тельных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).

Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информацион-ной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи уроков медиабезопасности:

1) ознакомление учащихся с видами информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограни-ченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в част-ности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рас-сылки SMS-сообщений незаконного содержания);

3) ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернета и мобильной (сотовой) связи, другими элек-тронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информа-ционно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разру-шительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое об-ращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубий-ства путем психологического насилия);

5) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и иг-ровой зависимости (игромании, гэмблинга);

6) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использо-ванием информационно-телекоммуникационных технологий.

 

Ожидаемые результаты

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

 критически относиться к сообщениям и иной информации, распро-страняемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

 отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

 избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

 распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчи-востью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобществен-ную деятельность;

 распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче ре-кламной и иной информации;

 критически относиться к информационной продукции, распространяе-мой в информационно-телекоммуникационных сетях;

 анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

 применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

 

Список литературы

1. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунско-го. – М., 2000.

2. Журин А. А. Информационная безопасность как педагогическая про-блема: (Проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в ин-формационном пространстве)/ А. А. Журин // Педагогика, 2001. № 4. С. 48–55.

3. Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» (https://www.content-filtering.ru/). Помощь родителям в организации безопасного доступа де-тей в сеть Интернет.

4. Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр.

5. Носов Н. А. Виртуальная психология. Ц М.: Аграф, 2000.

6. Безмалый В. Ф.Обеспечение безопасности детей при работе в Интерне-те.

7. Основы безопасности в Интернете для молодежи (https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm). Интерактивный курс по Интернет-безопасности.

8. Федоров А. В. Молодежь и медиа: проблемы и перспективы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – М., 2001. № 1. С. 127–130.

9. Федоров А. В. Насилие на экране и российская молодежь // Вестник российского гуманитарного научного фонда. – М., 2001. № 1. С. 131–145.

 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал