Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нем романтич историография новой истории






Большое влияние на развитие исторической мысли в Германии оказала сложившаяся в этот период нем классич философия. В н. XIX в. огромную популяр­ность приобрел профессор философии И.Г. Фихте (1762-1814), был единственным из видных немец. мыслителей того времени, кто принял непосредствен. участие в войне против Наполеона. Лейтмотивом всего творчества Фихте являлись идея национальн. единства Герм. При этом с одной стороны, сильное влияние на него оказали идеи Просвеще­ния, с другой - он во многом шел вслед за реакционными романтиками с их идеализа­цией германского средневековья и религи­озным мистицизмом. Современ общ-во рассмат­ривал как этап рабства, при котором люди не только не достигли, но даже не осознали свою свободу и самостоятельность. Само со­держание прогресса понимал как развитие науки, поэтому ведущую роль в общ-ве он отводил уче­ным. Был сторонником вмешат-а гос-а в эконом, соц, сем тношения. Противник частной собственности. Земля в руках гос-а.

Ф. В. Шеллинг (1775-1854) начал свою деятельность как последователь Фихте, но очень скоро перешел на позиции объектив­ного идеализма. История существовала в виде трех разновидностей: эмпирической, прагматической и поэтиче­ской. Первая заключалась в описании всех фактов, лежащих на поверхности событий. Вторая отбирала факты под определенным углом зрения, исходя из дидактического или политического критерия. Третья же представляла собой высший тип синтеза действительного и идеального.

Пытаясь решить проблему свободы и закономерности в истории, Шеллинг ввел третье, высшее по отношению к ним поня­тие абсолюта, открывающегося во всемир­ной истории. Её Шеллинг делил на три основные эпохи - судьба, природа и про­видение. Эпоха судьбы охватывала те древние п-ды, о которых остались лишь туманные и отрывочные воспоминания. Второй период начался с упрочения Рима, когда в обществе установились естествен­ные законы, окрепли общение и связи между народами, идущими к единому все­мирному гос-ву. С его созданием начнется третий п-д, при кот зако­ны природы преобразуются в осуществле­ние провидения, а сам бог «обретет бы­тие».

Идеи Фихте и Шеллинга нашли за­вершение в творч-ве Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831), кот впервые пред­ставил весь природный, исторический и ду­ховный мир в виде процесса, т. е. в беспре­рывном движении, изменении, преобразо­вании и разв-ии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движе­ния и разв-ия. Впервые попытался при­менить диалектический метод к мировой истории как к прогрессивному процессу, развивающемуся через борьбу противопо­ложностей. Одним из первых глубоко осоз­нал, что не великие личности делают исто­рию, а сама история создает своих героев и что развитие общества не является по­рождением субъективных стремлений пра­вителей, а подчинено объективной законо­мерности, которую можно познать научно.

Историческая школа права. Родоначальником исторической школы права можно считать Г. Гуго (1764-1844). Доказывает мысль, что естественное право есть не что иное, как именно действующее право. По его мнению, право и законодательство создаются не волей законодателя, не каким-нибудь вмешательством извне, а вырастают в результате собственного развития, подобно тому, как создаётся язык. Утверждая авторитет исторически возникшего права, Гуго призывает к изучению истории права. Изучать прошлое необходимо не для того, чтобы его критиковать, как это делала философия просвещения, а для того чтобы всемирно укреплять авторитет всех обычаев и учреждений, возникших в процессе исторического развития

К. Ф. Эйхгорн (1781-1854) стоял на либерально-патриотических позициях. Из-за своего либерализма в 1817 г. он был вынужден покинуть Берлин­ский университет и возвратиться в родной Гёттинген, где его лекции по истории права собирали огромную аудиторию. В н. 1830-х годов взгляды эволюционировали в сторону консерватизма. Его гл работой была «История не­мецкого государства и права» (1808-1818), которая сделалась на долгое время основополагающим трудом в области германского права. Впервые проследил историю германск права и гос учреждений с древнейших времен до 1815 г., разбивая его историю на четыре периода, начиная с 114 г. до н.э.

Либерально-романтическая историография Более умеренные позиции у Ф.К. Дальман, книга «Политика»: полит интересы гос-а должны иметь приоритет над интересами права и справедливости. Образец для Германии – англ. Конституция.Был историком, кот активно использовал исрич знания как основу полит действий и обратился от традицион изучения средневек эпохи к проблемам истории нового времени. Читал лекции по истории нового времени. «История Англ революции», «История Франц рев-ии». В трудах(базировались на известных источниках и лит-ре) указывал, что благо народу несет только представительный строй и либеральная конституция (где руковолящие позиции принадлежат буржуазии), но не республика, а конституц. монархия.

Либерально-просветительская гейдельбергская школа историков. До середины XIX в. ведущую роль в немецкой либеральной историографии играла так называемая Гейдельбергская школа историков, названная так по универу, в кот. протекала педагог. и научная деятельность Ф. К. Шлоссера (1776-1861), основателя школы. Фундаментальн. труды: «История XVIII века» и «Всемирная история». Составлены эти сочинения из разных частей, написанных в разное время и с разными целями. Некоторые части являются спец исследованиями, другие - курсами для студентов и публи­ки; поэтому между отдельными частями нет соответствия. Но эти недостатки покрываются стрем­лением к объективности и искренностью Шлоссера, его тон­ким пониманием человеческой психологии и умением глубо­ко проникать в содержание исследуемого им времени. При этом он никогда не терял из виду своей цели, задачи истории, как он ее понимал: дать ответ на волнующие воп­росы современной жизни. Осуждал революц насилие с позиций морализма, но оправдывал его как необход и полезное для прогрессивн раз-я Франции. Однако его приверженность либеральн идеям не мешала ему быть беспристрастным в оценке людей и событий. Так, Шлоссер высоко оценил историч роль некоторых мо­нархов, например Александра Македонского, Фридриха II. «История XVIII века» представляет собой анализ предре­волюционного состояния европейских государств, которых коснулось разложение политических режимов, и в особен­ности нравов правящей верхушки. Из этого состояния было только 2 выхода: 1)окончате­льная гибель, подобно гибели Римской империи, 2) или рево­люция. Много внимания уделял эпохе «просвещ абсолютизма» Фридриха 2, как идеал разумного монарха. Ведь полит идеалы сформировались под влиянием умер крыла просвещения(Канта). Сочувствуя народу, всё же считал его невежественной массой. Именно невежество и породило все крайности Франц рев-ии, причину кот видит в отсутствии во Фр просвещ монарха. Во «Всемирной истории» сохранил концепцию Гердера, которая заключалась в универсально-гуманисти­ческом понимании истории, т.е. единой истории всех на­родов, в противовес узкому шовинизму и европоцентризму. Практической борьбе народных масс противопоставлял «нравствен самоусовершенствование» путем распростр-я просвещения. Сочинения Шлоссера написаны без критич разбора, перегружены второстепен историч материалом, стиль был труден для восприятия.

Более четкие демократич позиции у ученика Шлоссера Г. Г. Гервинус ( 1805-1871) с 1847 г издание «Немецкой газеты». Выступал за тесн связь политики и истории. «История поэтич национ лит-ры Германии» изобразил язык и лит-ру гл носителем идеи объедин-я и нац самосознания начиная с п-да Просвещения. «История 19 ст. со времени Венских договоров»: правило всего историч разв-я- от монархич через аристократич к демократич устройству гос-ва. Историч разв-е имеет конечную цель – расцвет человеч духа. Считал, что именно свободолюбивым германцам суждено первыми добиться подлинной демократиз-ии обществен строя.

Другим выдающимся представителем Гейдельбергской школы, хотя и более узким по диапазону своего творчества, является В. Циммерман (1807—1878), написал много историч драм, стихотворений и научных работ, но основные работы 1)«История Великой крестьянской войны» в 3х томах и 2)«Германская революция» «Герм революция» описал по свежим следам крест волнения на ю-з Герм в марте 1848 г.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал