Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров






Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структур­ных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных то­варных групп. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потре­бителей и оказывают определяющее влияние на формирова­ние заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.

Розничный товарооборот – это передача товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается и товар поступает в сферу потребления.

Количественная характеристика товарооборота – объём реализации в денежном исчислении, качественная связана со структурой товарооборота. Структура или ассортиментный состав товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объёме реализации. Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:

–выручка от продаж продовольственных или непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;

–товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;

–выручка от реализации медикаментов в аптеках;

– выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

Методы анализа структуры товарооборота:

– построение динамических рядов;

– использование относительных и средних величин;

– сравнение;

– индексный метод;

– построение трендовых и регрессивных моделей динамики;

– цепная подстановка;

– балансовая увязка показателей;

–построение графиков.

Анализ товарооборота начинают с определения объёма товарооборота за определённый период. Чтобы выявить закономерности в развитии товарооборота, рассчитывается его динамика в текущих и сопоставимых ценах.

При анализе динамики товарооборота используют систему индексов:

- Индекс физического объёма товарооборота – характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Формула расчёта: цена товара в базисном периоде умноженная на количество товара, реализованного в отчётном периоде разделить на цену товара в базисном периоде умноженную на количество товара, реализованного в базисном периоде:

- Индекс товарооборота в текущих ценах – отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период и рассчитывается: цена товара в отчётном периоде умноженная на количество товара, реализованного в отчётном периоде разделить на цену товара отчётного периода умноженную на количество товара, реализованного в базисном периоде:

- Индекс цен – показывает изменение совокупной стоимости определённого количества товаров в течение рассматриваемого периода и рассчитывается отношением цены в отчётном периоде к цене в базовом периоде (%).

Прогнозирование товарооборота – сложная задача. Это вызвано тем, что на величину товарооборота оказывают следующие факторы:

- размер торговой надбавки;

- амплитуда колебаний спроса;

- активность конкурентов;

–структура ассортимента.

Правильно подобранная структура ассортимента положительно влияет на объем товарооборота. В компании ассортимент периодически обновляется, неходовые позиции заменяются новыми, вводятся наименования ранее не присутствующие в ассортименте. Для этого покупательский спрос постоянно изучается торговым персоналом посредствам общения с клиентами или специалистами аналитического отдела. Перед тем как принять решение о вводе нового наименования, проводится устный опрос клиентов с целью выяснения их мнения по данному вопросу.

Розничный товарооборот формируется как результат большого количества отдельных актов купли-продажи различных по потребительским свойствам и назначению товаров. Поэтому он характеризуется не только по общему объему, но и по товарной структурой, т.е. соотношением отдельных товаров (товарных групп) в общем объеме товарообороту.

Реализация товаров каждой товарной группы имеет свои особенности, она отличается как по трудоемкости, так и по распределению в торговом зале, складах. От изменений в структуре товарооборота зависят количественные и качественные показатели работы торговых предприятий - скорость обращения товаров, производительность труда, уровень издержек обращения, уровень валового дохода.

Анализ розничного товарооборота по ассортименту товаров проводят за кварталы, полугодие, 9 месяцев и год. В процессе анализа необходимо:

– дать оценку выполнения плана и динамики товарооборота по отдельным товарным группам;

– выявить количественные и качественные изменения, которые произошли в структуре розничного товарооборота;

– изучить динамику реализации основных групп товаров на душу населения;

– оценить достигнутый уровень реализации товаров на душу населения по сравнению с другими предприятиями или объединениями;

– выявить положительные стороны и недостатки в организации торговли и изучении спроса населения на товары.

Для анализа ассортимента и структуры товарооборота используют следующие материалы: статистическую отчетность - форму № 3-торг /" Отчет о продаже и запасах товаров в торговой сети и сети ресторанного г хозяйства " /; план розничного товарооборота в ассортименте и его товарное обеспечение; акты инвентаризации товаров; первичную документацию о движении товаров, данные оперативного учета движения товаров.

Основным источником информации о товарной структуре товарооборота является форма стат.отчетности № 3-торг. Однако в этой форме продажа товаров в розницу показывается вместе с другими недокументированными расходами, включает еще не обнаружены природные и другие потери товаров, в том числе растраты и недостачи Другие недокументированные расходы определяют как разницу между общей суммой выбытия товаров согласно данным формы № 3-торг и фактическим объемом розничного товарооборота. Используя данные о розничной реализации товаров по товарным группам, производится оценка выполнения плана и динамических изменений товарооборота по каждой из товарных групп, а также изменений в структуре товарооборота по сравнению с базисным периодом и планом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал