Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая история латинского языка и его роль в медицине.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Лекция №1

Специальность 060501 «Сестринское дело»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Тема Алфавит и фонетика латинского языка

Тип занятия Урок изучения новых знаний

Форма проведения Лекция

 

Цели занятия:

Учебная Ознакомить учащихся с историей латинского языка и его ролью в медицине, Добиться прочного усвоения фонетической системы и правил чтения в латинском языке. Освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций.

Развивающая Формирование навыков самообразования, самореализации личности и развития речи, мышления, памяти.

Воспитательная Формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

После изучения темы студент должен знать:

- латинский алфавит;

- особенности фонетического строя латинского языка;

- правила чтения;

- правила постановки ударения в словах.

 

Межпредметные связи - русский язык, фармакология, терапия, хирургия, анатомия.

 

ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.)

 

Введение

¾ начальная мотивация учебной деятельности:

Владение медицинской терминологией – неотъемлемый атрибут профессии медика. Латинский язык, несомненно, является одной из дисциплин, имеющих большое значение при подготовке будущих специалистов в области медицины. Специальные понятия на латинском языке студенты встречают с самых первых шагов в медицинской науке. Это, прежде всего, названия органов и частей тела, химических соединений и лекарственных препаратов, болезней и методов их лечения и т. п. Начальным этапом в изучении предмета «Основы латинского языка с медицинской терминологией» является изучение его фонетического строя, алфавита и правил чтения.

¾ актуализация опорных знаний:

Повторение фонетической системы английского и немецкого языков.


Основная часть

 

План:

1.Краткая история латинского языка и его роль в медицине.

2. Латинский алфавит.

3. Произношение гласных.

4. Диграфы и дифтонги.

5. Произношение согласных.

6. Чтение буквосочетаний.

7. Ударение, долгота и краткость слога.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Краткая история латинского языка и его роль в медицине.

Латинскому языку около 3000 лет. Само название происходит от названия племени латинян, живших в то время в Лациуме (Latium). Это область в центральной Италии с главным городом Римом (Roma), основанном в VIII в. до н.э.

Рим в результате постоянных войн (с Македонией, Грецией, Сирией, Египтом, Галией, Британией, Северной Африкой) превращается из города-государства в столицу рабовладельческой империи. Латинский язык стал государственным языком на значительной территории Европы от берегов Средиземного моря до Атлантического океана, а также в Северной Африке и в части Азии от побережья Средиземного моря до гор Кавказа и реки Евфрат.

С покорением Греции Римом (II век до н.э.) происходит взаимообогащение латинского и греческого языков и культур. Одновременно с разговорным, вырабатывается научная терминология на латинском языке, обогащаясь терминами греческого происхождения. Заимствуется греческая медицинская терминология, основателем которой был врач Гиппократ; устанавливаются правила орфографии.

Латинский язык окончательно утратил значение разговорного. Смешиваясь с языками других народностей, народная латынь дала начало новым языкам. Так возникла романская группа живых языков: итальянский, испанский, португальский, французский, румынский, молдавский.

Сегодня мы называем латынь «мертвым языком», так как он перестал быть языком повседневного общения людей. Но в речи мы встречаем латинизмы на каждом шагу: доктор, лекция, академия, университет, институт, натура, история, статуя и т.д. А так как русский и латинский языка «сородичи», наблюдается сходство многих русских слов с латинскими: новый – novus, дом – domus, мать – mater, видеть – vidē re, никакой – nullus. Кроме того, система изменения слов (склонение, спряжение) как и в русском, так и в латинском языках, одинакова.

Латинские пословицы, поговорки, изречения, оживляют нашу разговорную речь: Alma Mater. Post scriptum. Perpetuum mobile. Homo sapiens. И др.

В наши дни латинский и греческий языки – это строительный материал для создания новых и совершенствования имеющихся терминов. В отличие от житейских понятий термин обозначает кратко и лаконично определенное понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Благодаря латинскому языку терминология стала международной.

Медицинское образование невозможно без владения основами латыни. Изучение латинского языка имеет большое значение в подготовке медицинского специалиста среднего звена, поскольку помогает сознательно усваивать и понимать медицинские термины латино-греческого происхождения, с которыми он будет встречаться и будет пользоваться в своей практической деятельности. Медикам с древних времен известна такое латинская пословица: Invia est in medicina via sine lingua Latina – Непроходим путь в медицине без латинского языка. Справедливо это утверждение и наше время.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал