Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В числе специфических признаков нормы права в юридической литературе чаще всего называют нормативность, формальную опре­деленность и ясность.






Нормативность характеризует юридические свойства нормы, ее способность выступать регулятором общественных отношений. Нор­мативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки об­щественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений.

При этом следует учитывать, что нормативность является необ­ходимым признаком нормы права. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут исполь­зоваться в качестве регуляторов общественных отношений. Это, в частности, могут быть индивидуальные предписания, касающиеся непосредственно лиц, поименно названных в тексте нормативно-правового акта, либо так называемые организационные предписа­ния, направленные на исполнение действующих норм права, либо предписания-рекомендации и др.

В указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Пра­вительства РФ, иных нормативно-правовых актах могут содержать­ся одновременно как нормативные, так и ненормативные предписа­ния. В то же время нередко возникают ситуации, когда достаточно сложно отличить нормативные предписания от ненормативных, ру­ководствуясь лишь общим пониманием нормативности.

Например, распоряжением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 1128-р разрешается приватизация предприятия «Степная геоло­го-разведывательная экспедиция» с преобразованием его в акцио­нерное общество. Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 298-р в Сихотэ-Алинский государственный природный био­сферный заповедник передаются земли лесного фонда Мельнично­го лесхоза площадью 40 232 га. Являются ли эти распоряжения нор­мативными или представляют собой разновидность индивидуальных организационно-распорядительных предписаний?

В теории права и юридической практике успешно применяются следующие критерии или внешние признаки нормативности: 1) на-


Правленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не какого-либо конкретного отношения; 2) неперсо-нифицированность (неконкретность) адресата нормы; 3) неопреде­ленность числа случаев, на которых рассчитано действие нормы.

Норма права всегда направлена на регулирование какого-либо типа или вида общественных отношений, а не индивидуально-кон­кретных отношений. Под видом общественных отношений понима­ется связь, которая возникает между гражданами, иными лицами в той или иной сфере их предметно-практической деятельности: эко­номике, политике, культуре, здравоохранении, образовании и т.д. На­пример, отдельный вид общественных отношений образуют отно­шения, возникающие из договора купли-продажи, аренды, перевоз­ки, отношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан на труд, образование, пользование достижениями культу­ры. Как уже говорилось ранее, норма права закрепляет наиболее важ­ное, необходимое, главное, что характеризует соответствующий вид или тип отношений. Индивидуальные же предписания, исходящие от государственных и должностных лиц, всегда направлены на зак­репление, развитие конкретных отношений между индивидуально-определенными лицами (конкретными организациями, государ­ственными органами, гражданами, должностными лицами).

Коль скоро норма права регулирует тип или вид общественных отношений, то субъекты этих отношений в норме права определя­ются абстрактно, с помощью таких общих понятий, как граждане, предприятия, организации, государственные органы, работники, студенты, ветераны войны, военнообязанные и др. Если предписа­ние, содержащееся в нормативно-правовом акте, касается конкрет­ного физического или юридического лица, то такое предписание имеет значение лишь для конкретного отношения и скорее всего не является нормативным. Однако из этого правила имеется одно ис­ключение.

Являются нормативными предписания, которые конкретным предприятиям, организациям, учреждениям устанавливают какие-либо льготы, преимущества, особый режим деятельности в отли­чие от общеустановленного, закрепленного действующим законо­дательством порядка. Так, вышеупомянутое распоряжение Прави­тельства РФ о передаче в Сихотэ-Алинский заповедник земель лесного фонда лесхоза «Мельничный» является нормативным. Оно устанавливает особый режим названных земель, который должен неукоснительно соблюдаться при пользовании ими. Разрешение





Правительства РФ приватизировать предприятие «Степная геоло­го-разведывательная экспедиция» никаких льгот и преимуществ ему не предоставляет и, следовательно, не обладает свойством норма­тивности.

К числу нормативных относятся все предписания, которыми ус­танавливается правовой статус конкретных предприятий, организа­ций, учреждений, а также компетенция государственных органов и органов местного самоуправления либо должностных лиц. Это, на­пример, уставы юридических лиц, положения о конкретных феде­ральных (центральных) органах исполнительной власти, о конкрет­ных органах местного самоуправления и др.

Нормативный характер всех таких предписаний выражается в том, что в них определен индивидуально лишь один субъект правоотно­шений. В то же время субъекты, с которыми конкретное юридичес­кое лицо или государственный орган, орган местного самоуправле­ния будут вступать в правоотношения, уставами или положениями неперсонифицированы. Кроме того, деятельность юридических лиц, государственных органов или органов местного самоуправления, осуществляемая в соответствии с их уставами или положениями, не исчерпывается вступлением названных субъектов в конкретные пра­воотношения.

Неопределенность числа случаев, на которые рассчитано действие предписания, является характерным признаком нормативности. Так, сколько бы ни заключалось в РФ договоров купли-продажи, это не влечет за собой утраты своего действия соответствующими нормами ГК РФ. Индивидуальное предписание всегда действует только отно­сительно предусмотренного им правоотношения и с его прекраще­нием утрачивает значение. Поэтому такие предписания не могут ис­пользоваться для разрешения других, хотя бы и сходных, правоотно­шений. Например, студент Петров, зачисленный в вуз приказом ректора, не может передать свое право на обучение какому-либо дру­гому лицу, своему родственнику или другу. Приказ оформляет обра­зовательные отношения вуза с конкретным лицом — Петровым, а для зачисления в вуз другого лица требуется издание дополнитель­ного приказа.

Критерий неопределенности числа случаев, на которые рассчи­тано действие нормы, может быть использован в отношении всех без какого-либо исключения нормативных предписаний, в том числе и так называемых предписаний однократного действия. К их числу, например, относятся предписания, которые отменяют другие нор-


Мы права, вносят в них изменения или дополнения. На первый взгляд, они действуют один раз, когда предписывают внести соответствую­щие коррективы в действующие нормативно-правовые акты. Одна­ко это не так.

Как справедливо полагает И.С.Самощенко, не сохраняясь пози­тивно в самом праве, такие нормы постоянно живут в том порядке общественных отношений, который устанавливается с их помощью. Тем самым нормы, внесшие изменения, дополнения в действующие нормативно-правовые акты, действуют неопределенно-длительный срок для регулирования всех правоотношений, возникающих на ос­нове измененных, дополненных норм права.

Творческое применение изложенных критериев нормативности позволяет безошибочно отличать нормы права от ненормативных предписаний, избежать ошибок в выборе предписаний, которыми следует руководствоваться в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.

Важное значение в реализации регулятивной функции норм пра­ва имеют также ее свойства формальной определенности и ясности. Благодаря этим свойствам обеспечивается усвоение, правильное по­нимание действующих норм права гражданами и иными лицами.

Формальная определенность нормы права прежде всего означает факт закрепления ее содержания письменным документом (норма­тивно-правовым актом), принятым компетентным органом государ­ства, должностным лицом или иным уполномоченным органом. Поэтому содержание нормы права является определенным, не до­пускающим споров относительно его текстуального изложения. Нор­ма права не может выступать регулятором общественных отноше­ний, если она содержится в проектах нормативно-правовых актов, не принятых компетентным органом. Формальная определенность нормы права отличает ее от норм морали, обычаев, которые суще­ствуют только в народном сознании и не имеют каких-либо офици­ально закрепляющих их источников.

Формальная определенность норм права имеет и другое значе­ние, как их способность содержать точные и четкие положения, тре­бования относительно регулируемых общественных отношений, ус­ловий действия нормы права, санкций, применяемых к ее наруши­телям. Формальная определенность, таким образом, означает такую определенность содержания нормы права, которая обеспечивает ее регулятивное действие во всех возникающих на основе этой нормы правоотношениях.



Формальная определенность является необходимым и полезным свойством норм права в той мере, в какой это требуется для эффек­тивного действия нормы. Однако стремление правотворческого орга­на чрезмерно детализировать содержание нормы права, формализо­вать ее действие приводит к неоправданному сужению свободы субъектов конкретных правоотношений, порождает ситуации, кото­рые с точки зрения права выглядят формально верно, а по существу допускают извращение самого смысла, духа правовой нормы.

Важным свойством нормы права является ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Норма права должна быть изложена в нор­мативно-правовом акте таким образом, чтобы была доступна для понимания всеми заинтересованными лицами. При этом полностью исключаются положения, допускающие двусмысленное толкование, вроде анекдотической фразы «казнить нельзя миловать», не имею­щей запятой.

Ясность содержания нормы права достигается простотой изложе­ния текста нормативно-правового акта, широким использованием общеизвестных терминов литературного языка и минимальным при­менением специальных юридических и иных научных терминов и понятий. Однако стремление к чрезмерной упрощенности текста нормативно-правового акта может стать причиной недостаточной точности формально определенных положений. При этом язык из­ложения должен неукоснительно следовать нормативным правилам литературной речи. Любые отступления от грамматических, либо пунктуационных, либо лексических, орфографических и синтакси­ческих норм современного литературного языка создают дополни­тельные затруднения в процессе уяснения содержания правовой нор­мы, служат питательной почвой для ее различных и порой прямо противоположных толкований.

Таким образом, норма права понимается как установленное госу­дарственными органами или должностными лицами властное предпи­сание, обладающее свойствами нормативности, формальной определен­ности и ясности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал