Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечению топливом, 2) продовольствием и по 3) перевозкам.






Особое совещание по обороне должно было: обеспечивать военные заказы, в случае их не выполнения отстранять директоров, как частных, так и государственных предприятий от работы, устанавливать размеры заработной платы и т.д. Широкими полномочиями также наделялись Особые совещания по топливу, продовольствию и перевозкам. Они распределяли топливо межу предприятиями, проводили проверки наличия топлива, продуктов, могли провести их реквизицию (т.е. выкуп по твердым ценам), а также имели право в принудительном порядке использовать транспорт в государственных целях. Создание Особых совещаний свидетельствовало о стремлении правительства усилить государственное регулирование экономикой. Для усиления своего влияния на политическую и экономическую жизнь страны буржуазия стремится использовать земства и органы городского самоуправления. В конце 1914 г. были образованы Союз земств и Союз городов (на состоявшихся съездах представителей земств и городов), которые позже объединились и учредили Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган занимался организацией госпиталей, заботой об инвалидах, производством медикаментов. Позже стал участвовать в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния в политической жизни страны.

Несмотря на создание чрезвычайных органов, т.е. (особых совещаний) хаос в тылу нарастал. Остро не хватало топлива, металла, продовольствия. Из-за нехватки рабочих рук (в армию было мобилизовано свыше 15 млн. мужчин) сократились посевные площади. С весны 1916 г. особенно в больших городах стало остро не хватать продовольствия. Власти учреждают Продовольственный комитет и его органы на местах. Это были чрезвычайные экономические органы. В ноябре 1916 г. царским указом вводится для крестьян принудительная продажа хлеба по твердым ценам. Собранный хлеб шел на довольствие армии, а в городах вводилась карточная система. Но все это касалось, главным образом, социальных низов. Против крупных дворянских имений, которые являлись держателями значительной массы товарного хлеба, правительство не решилось применить принудительную продажу. Ведь это была главная социальная опора царской власти!

Попытка ввести в 1916 г. подобие продразверстки по существу провалилась. Продовольственный кризис еще больше обострился. Экономический кризис перерастал в общеполитический. Госдума, видя неспособность царской власти противостоять кризису, требовала создания правительства «народного доверия» (ответственного перед Думой). В Думе был создан «Прогрессивный блок», требующий это. Между царем, его Правительством и Думой нарастало открытое противостояние. Царь пытается бороться с кризисом, заменяя министров и других высших должностных лиц (за время войны сменилось 4 Председателя Совета Министров, 6 министров внутренних дел, 3 министра иностранных дел, 3 военных министра). «Министерская чехарда» только усилила неразбериху и хаос в государственном управлении. Велико было в это время влияние на государственные дела царского фаворита Григория Распутина. Этот полуграмотный хитрец и пьяница, мот и развратник играл решающую роль при назначении министров, в определении внутренней и внешней политики. Распутин дискредитировал режим и лично императорскую чету в глазах народа. В декабре 1916 г. он был убит крайними монархистами. Правительство начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Госдумы, запрещается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп военно–промышленных комитетов. В свою очередь оппозиционная буржуазия все активнее проникает в военно-промышленные комитеты, активизирует свою работу в Думе («Прогрессивный блок»).

Вывод:

Итак, в годы войны в целом государственный строй остался неизменным. Можно только отметить сужение деятельности Госдумы и расширение законодательных прерогатив царя. Военное время открыло широкий простор для произвола полиции, жандармерии, царской администрации. Война безжалостно обнажила бездарность высшего военного руководства, престиж царской власти никогда не падал так низко, как в эти годы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал