Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 13 - 14. Основные направления ландшафтно-экологической оптимизации степного природопользования (4 ч.)






1. Ландшафтно-экологический мониторинг и основные направления экологической оптимизация структуры природно-антропогенных геосистем.

2. Ландшафтно-экологическая оптимизация техногенных геосистем.

3. Оптимизация степного природопользования. Ландшафтно-экологическая оптимизация структуры земледелия. Сокращение доли пашни. Уменьшение нагрузки техники на агроландшафты степной зоны.

4. Оптимизация нагрузки на пастбища и предотвращение пастбищной деградации растительного и почвенного покровов. Экологические принципы природопользования в растениеводстве и пастбищном животноводств.

5. Оптимизация водного хозяйства в зонах степей, прерий и полупустынь.

Геоэкологические проблемы малых рек степной зоны и основные напраления экологической оптимизации водного хозяйства, гидротехнической мелиорации.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Григорьев Ал.А. Антропогенные воздействия на природную среду по наблюдениям из космоса. - Л.: Наука, 1985.- 239 с.

2.Исаков Ю.А., Казанская Н.С., Тишков А.А. Зональные особенности динамики экосистем. - М.: Наука, 1986. - 309 с.

3.Николаев В.А. Основы учения об агроландшафтах// Агроландшафтные исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – с. 3-57

4.Чибилев А.А. Лик степи. Эколого-географические очерки о степной зоне СССР. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 192 с.

5.Чибилёв А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов. – Свердловск: Изд-во УрО РАН, 1992. – 172 с.

Занятие 15-16. Проблемы сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степей и их ландшафтов-аналогов. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в зонах степей прерий и полупустынь. (4 ч.)

1.Экологические принципы сохранения степных ландшафтов, растительных сообществ. Разработка стратегии сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, оптимизации степного природопользования. «Красная книга» МСОП и РФ. Региональные «Красные книги».

2. Сохранение и восстановление растительности степей и прерий. Метод агростепей.

3. Проблемы сохранения ландшафтного разнообразия степей и их аналогов. Реставрация изменённых и нарушенных геосистем.

4. Проблемы сохранения, восстановления и хозяйственного использования животного мира степей и прерий.

5. Значение и организационные принципы развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в степной зоне. Проект «Зелёная книга» как единый полный кадастр существующих и проективных ООПТ всех рангов, «зелёная карта». Природоохранный, ландшафтно-экологический каркас хозяйственно освоенных территорий.

6.Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в зонах степей, прерий и полупустынь.

7. Особенности территориальной организации степных ООПТ. Типы, размеры степных ООПТ. Проблемы выявления, инвентаризации и сохранения ключевых (эталонных) ландшафтов и биологических территорий.

8. Новые формы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

9. Заповедники и национальные парки России, Евразии и Северной Америки.

10. Природные парки и сеть ООПТ Волгоградской области.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Брылёв В.А., Рябинина Н.О., Комиссарова Е.В., Материкин А.В., Сергиенко Н.В., Трофимова И.С. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области. - Волгоград: Альянс, 2006. - 256 с.

2. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. – М.: Мысль, 1978. – 295 с.

3.Чибилев А.А. Лик степи. Эколого-географические очерки о степной зоне СССР. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 192 с.

4. Чибилёв А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов. – Свердловск: Изд-во УрО РАН, 1992. – 172 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА «СТЕПЕВЕДЕНИЕ»

 

 

В курсе «Степеведение» используются классические аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на лабораторно-практических занятиях, семинарах.

На лабораторно-практических (семинарских) занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваива­ются студентами. Лабораторно-практические (семинарские) занятия, выпол­няя функцию рубежного контроля знаний, позволяют также в дискуссиях вы­явить вопросы, которые не получили должного внимания студентов. С этой целью, лабораторно-практические (семинарские) занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по вопросам, требующим более детального изучения. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателем или избрана самим студентом.

На лабораторно-практическом занятии (семинаре) студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, получает навыки устного выступле­ния и культуры дискуссии. Целью преподавателя на лабораторно-практиче­ском (семинарском) занятии является ориентация студента на приобретение более совершенных знаний в зависимости от способностей и интересов сту­дента, помощь в изучении сущности ландшафтоведческих и ландшафтно-экологических проблем.

Особенностью курса является самостоятельная и аудиторная работа студентов с картографическими и других фондовых материалов, рекомендуемыми преподавателем кафедры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал