Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и совокупное предложение






Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике или объем производства (выпуска), который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при каждом данном уровне цен.

Элементы совокупного спроса:

· спрос на потребительские товары и услуги;

· спрос на инвестиционные товары;

· спрос на товары и услуги со стороны государства;

· спрос на национальный экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в вышеперечисленные элементы).

 

Рисунок 6.3 Кривая совокупного спроса

 

По оси абсцисс откладывается реальный объем производства (реальный ВНП по расходам). По оси ординат – уровень цен (дефлятор цен, индекс цен).

Кривая совокупного спроса для закрытой экономики с государственным сектором показывает изменение совокупного (суммарного) уровня всех расходов экономики (домашних хозяйств, бизнеса и правительства) в зависимости от изменения уровня цен. Любая точка кривой показывает комбинацию объема выпуска и уровня цен, при котором товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Факторы, приводящие к смещению кривой совокупного спроса (напомним, что ценовые факторы приводят к движению от одной точки к другой по данной кривой AD):

1. Увеличение денежной массы (увеличение предложения денег или скорости их обращения) – приводит к правостороннему смещению (AD2).

2. Потребительские расходы, которые зависят от следующих параметров:

3. Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, что ведет к правостороннему смещению (AD2);

4. Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, и происходит правостороннее смещение (AD2). К аналогичным последствиям приводят инфляционные ожидания;

5. Задолженность потребителя. Долги снижают текущее потребление и приводят к левостороннему смещению (AD1);

6. Налоги. Высокие налоги снижают совокупный спрос, приводят к левостороннему смещению (AD1).

7. Инвестиционные расходы, которые зависят от:

a) Изменения процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса, приводит к левостороннему смещению (AD1);

b) Ожидаемой прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе прибыли, высокой номе ожидаемой прибыли увеличивается AD и идет правостороннее смещение (AD2);

c) Налогов с предприятий. При повышении налогов снижается AD и идет и происходит левостороннее смещение (AD1);

d) Внедрения новых технологий. Обычно они приводят к увеличению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса, происходит правостороннее смещение (AD2);

e) Наличия избыточных производственных мощностей. Если имеющиеся производственные мощности используются не полностью, то нет стимула к введению дополнительных мощностей. Следовательно, снижаются инвестиционные расходы, и сокращается AD, происходит левостороннее смещение (AD1).

8. Увеличение государственных расходов - приводит к правостороннему смещению (AD2).

9. Сокращение экспорта (например, вследствие изменения конъюнктуры мирового рынка) - приводит к левостороннему смещению (AD1).

10. Уровень национального дохода других стран. Если он растет, то эти страны увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в данной стране, происходит правостороннее смещение (AD2).

11. Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

 

Рисунок 6.4 Смещение кривой совокупного спроса

 

Совокупное предложение (AS – aggregate supply) – общее количество товаров и услуг, произведенное в экономике (ВНП по доходам).

Кривая совокупного предложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях уровня цен, то есть отражает изменения реального объема производства конечных товаров в связи с изменением уровня цен.

Форма кривой AS специфична. В целом наклон графика положительный, так как более высокий уровень цен побуждает фирмы наращивать производство. Однако кривая AS состоит из трех различных по характеру участков: горизонтального (I), промежуточного (II) и вертикального (III). Это связано с тем, что в экономике могут возникнуть три различные ситуации: неполная занятость ресурсов, приближение к полной занятости и полная занятость ресурсов.

Рисунок 6.5 Кривая совокупного предложения

 

Изменения величины совокупного предложения под воздействием одного и того же фактора различны во временнó й интерпретации (кратко- или долгосрочной). Различие между краткосрочным (до 2-3 лет) и долгосрочным периодами в макроэкономике принято связывать главным образом с поведением номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата и т.п.) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно. Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) более гибкие. В долгосрочном периоде номинальные величины, наоборот, гибкие, а реальные меняются медленно.

Горизонтальный участок (кейнсианский). Экономика находится в состоянии депрессии, ресурсы используются не полностью. Данная ситуация характерна для краткосрочного периода. Согласно концепции Кейнса, в этих условиях можно расширять производство, не опасаясь роста производственных издержек и роста цен на готовую продукцию, так как расширение производства идет за счет вовлечения незанятых ресурсов. Расширение совокупного спроса вызывает увеличение реального объема производства без повышения уровня цен.

Промежуточный участок. Экономика находится в состоянии, приближающемся к полной занятости ресурсов. В отдельных отраслях ресурсы уже полностью заняты, в других отраслях наращивание производства за счет использования свободных ресурсов еще возможно. В целом расширение производства сопровождается повышением цен на факторы производства. Следовательно, растут издержки, и для сохранения прежнего уровня прибыльности фирмы повышают цены на продукцию. В данной ситуации увеличение объема производства сопровождается некоторым ростом цен.

Вертикальный участок (классический). Экономика находится в состоянии полной занятости. Это соответствует неоклассической концепции, согласно которой рыночный механизм в автоматическом режиме обеспечивает полную занятость ресурсов. Данная ситуация характерна для долгосрочного периода. Если все ресурсы заняты, то все фирмы одновременно не могут увеличить объем производства. Для одной конкретной фирмы это возможно, но за счет привлечения новых ресурсов в ущерб другой фирме. Для привлечения дополнительных ресурсов данная фирма предлагает за них более высокие цены и, тем самым, уменьшает количество ресурсов, остающихся на долю других фирм, которые в итоге вынуждены сокращать производство и/или уходить с рынка. Возросшая конкуренция на рынке ресурсов стимулирует рост цен на них, в то время как общий объем выпуска в стране не меняется.

 

Факторы, приводящие к смещению кривой совокупного предложения (неценовые факторы совокупного предложения):

1. Изменение цен на ресурсы. Повышение цен на ресурсы приводит, при прочих равных условиях, к росту издержек и снижению объема предложения, что выражается в левостороннем смещении кривой. Понижение цен действует в обратном направлении.

2. Изменение технологии, изменение уровня производительности ресурсов.

3. Изменение налогообложения бизнеса.

 

Рисунок 6.6 Смещение кривой совокупного предложения

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал