Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. 1. Предмет, методы и функции теории коммуникации.






Вопросы к экзамену

1. Предмет, методы и функции теории коммуникации.

2. Законы и категории теории коммуникации.

3. Общение, коммуникация, информация.

4. Теория коммуникации как академическая дисциплина: история и основные направления исследований.

5. Коммуникация в природе и обществе:

6. Антропосоциогенез и коммуникация: эволюция социальной коммуникации.

7. Гипотезы происхождения языка.

8. «Коммуникативные революции».

9. «Теория коммуникативного действия» Ю.Хабермаса.

10. М. Маклюэн о роли технических средств коммуникации в цивилизационном процессе.

11. Становление проблемы человеческого общения в истории философской и общественной

12. Проблема коммуникации в философии ХХ века: экзистенциализм как отрефлектированная некоммуникабельность (А.Камю, Ж.П.Сартр и др.), персонализм Э. Мунье.

13. Конкретно-научные подходы к изучению коммуникации: социологические, семиотические, научно-технические и др.

14. Коммуникация как процесс. Структура коммуникативного акта.

15. Структурные модели коммуникации.

16. Этнокультурные особенности невербальной коммуникации.

17. Язык жестов (мимики, интонации, одежды, украшений).

18. Основные элементы коммуникативного акта.

19. Эффективность коммуникации: критерии эффективности коммуникации, влияние отдельных элементов коммуникативного акта на эффективность коммуникации.

20. Понятие вербальной коммуникации. Цели и задачи вербальной коммуникации. Формы и типы вербальной коммуникации.

21. Понятие невербальной коммуникации. Специфические особенности невербальной коммуникации (в сравнении с вербальной), ее независимость от семантики речи.

22. Классификация видов невербальной коммуникации.

23. Понятие межличностной коммуникации.

24. Теоретические подходы к исследованию межличностной коммуникации.

25. Специфика массовой коммуникации и ее функции.

26. Социальная значимость массовой коммуникации.

27. Основные направления изучения массовой коммуникации.

28. Технические средства массовой коммуникации.

29. Социальные последствия современных коммуникативно-информационных процессов.

30. Коммуникативные барьеры.

31. Понятие и типы коммуникативных стратегий.

32. Презентационные коммуникативные стратегии.

33. Манипулятивные стратегии.

34. Конвенциональные (договорные) стратегии.

35. Коммуникативные стратегии PR.

 

Глоссарий

Аббревиатура (abbreviature; итал. abbreviatura от лат. brevis -краткий)* - слово, образованное из названий начальных букв или звуков слов.

Авантажный - производящий благоприятное впечатление, привлекательный.

Активное чтение* (active reading) - считывание, корректирование, изменение и дополнение текстов, транслируемых с помощью электронно-дисплейных средств связи.

алгоритм (algorithm) - порядок выполнения операций. В коммуникативистике используется при анализе способов моделирования текстов или программ из стереотипных компонентов.

Альтернативные коммуникации (alternative communications) - коммуникации противоположные по идейной направленности стандартным моделям монополизированной информационно-развлекательной индустрии. Охватывает альтернативные СМИ, популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки, митинги.

Амимия - отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры.

Анонс (тизер) (teaser - от слова tease - дразнить, надоедать) - броское объявление, предваряющее сводки новостей.

Апелляция - обращение за поддержкой к общественному мнению.

Арго - речь социально замкнутых групп.

Аргументация - приведение доказательств.

Архетип - (от греч. arhe - начало и tyros - образ) - прообраз, идея. В коммуникативистике - засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших продолжений, последующего развития.

Аттракция - возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Атрибуция (attribution) - установление авторства или источника информации.

Аудиметр (audimeter) - прибор, датчик для фиксации принимаемых вещательных программ, применяемых для учета включенных приемников через компьютерные коммуникационные сети.

Аудиовизуальный - основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.

Аудитория - 1) помещение для чтения лекций;

2) слушатели лекции, доклада и др.; группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника.

Аудитория массовая (mass audience) - потребители информации распространяемой средствами массовой коммуникации.

Барьеры коммуникации помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений

в процессе осуществления коммуникативных связей.

Безопасность массовой информации. Обеспечение безопасности массовой информации включает решение как частных задач, так и принятия комплекса мер по единой программе, а также интеграцию различных подсистем безопасности в единую систему на основе общности методологических и методических подходов. Наиболее эффективен и надёжен интегральный подход обеспечения информационной безопасности. Он предполагает обязательную непрерывность процесса обеспечения безопасности массовой информации, как во времени, так и в пространстве. Интегральный подход к этой проблеме к тому же является наиболее перспективным, однако его применение невозможно без развитой инфраструктуры, значительных материальных и интеллектуальных затрат и высокого уровня технических средств.

Бестселлер (bestseller) - книга, пользующаяся наибольшим спросом в течение какого-то времени у большого количества читателей.

Бихевиоризм (behaviorism) - направление психологических исследований, изучающее поведение людей как совокупности ответных реакций на действие внешней среды. В основе коммуникации считается не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада (Д. Уотсон).

Брейнсторминг - «мозговая атака» - методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

Брифинг (briefing от brief - краткий) - специально подготовленнаявстреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент, правительство и др.), а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения.

Буфер (англ. buffer, - от buff - смягчать толчки, приспособление для смягчения ударов). В коммуникативистике автор понятием «коммуникативный буфер» (авт.)обозначает промежуточное звено, смягчающее сложности передачи информации от одного звена к другому нестыкующемуся или разнородному звену.

Валидность (лат. validus - сильный, крепкий) - обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. По отношению к информации (валидность информации) представляет собой ее способность отражать фактическое состояние объекта.

Вербальный - устный, словесный.

Взаимная интерпретация - лабораторный метод осуществления коммуникации с целью активизации коллективного мышления или выработки коллективного решения. Коммуникатор просит проинтерпретировать (истолковать, объяснить) одного из коммуникантов высказывание другого, который после чего комментирует данную интерпретацию.

Вербальные коммуникативные средства - устное словесное взаимодействие сторон (беседа).

Верификация (verification) - проверка достоверности информации.

Вертикальная передача информации (vertical transfer of information) - однолинейный процесс информационного обмена от коммуникатора к реципиенту с тенденцией к монополизации роли отправителя информации.

Видеоконференция* (videoconference) - в отличие от интерактивного телевидения видеоконференция имеет возможность трансляции образов и звуков одновременно в обоих направлениях, что дает возможность с помощью экрана соединять участников коммуникативного процесса по подобию зала конференции.

Виды вербальной коммуникации (виды общения) - специалисты в сфере общения различают познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение. Познавательное общение осуществляется с целью освоение новой информации и применения ее в практической деятельности. Убеждающее общение ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником. Экспрессивное общение осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию. Суггестивное общение ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций. Ритуальное общение ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.

Визави - напротив, друг против друга.

Возражение - довод, мнение против чего-нибудь, выражение несогласия с чем-нибудь.

Вторичная социализация - освоение социальных норм не исходя из жизненного опыта, а посредством с помощью телевизионных новостей с их собственными кодами, временем и пространство. Вторичной социализации могут подвергаться люди, не имеющие прочного опыта, минуя первичную социализацию

Глобальная деревня* (global village) - глобальныеинтерактивная телесеть икоммуникационные системы, применяющие двустороннюю связь с передачей образа и звука в обоих направлениях формируют ощущение многомерности чувственного восприятия уже не только ближайших собеседников, но и общины планетарного масштаба

Глобальная информационная безопасность - (information security). В условиях глобализации информационных обменов (коммуникаций) необходимо искать новые пути, формы и средства за сохранение культурных, экономических и других общественных ресурсов и ценностей.

Глобальная коммуникация - коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру.. В качестве одной из систем глобальной коммуникации выступает Internet.

Глобальные проблемы распространения информации - проблемы, связанные с распространением массовой информации, и вызывающие нарушения как в работе крупных информационных систем, так и в общественном сознании. Проблему «культурного империализма» разработал Х. Шиллер, нового информационного порядка Т. Варис, К. Норденстренг.

Горизонтальная передача информации (horizontal transfer of information) - равноправное участие получателей (реципиентов) и отправителей информации (коммуникаторов) в многоканальных интерактивных информационных обменах.

Горячая линия (hot-line) - прямая связь с места событий для передачи самых свежих «горячих» новостей и сведений из первых рук (hot tip).

Групповая динамика - лабораторный метод осуществления коммуникации с целью выработки решений в котором коммуникатор-психолог (социальный) выступает как активный член группы или же в качестве внешнего эксперта, одновременно организующего коллективную дискуссию по определенным правилам и ролевым распределениям.

Групповая саморефлексия - осознание социальными группами своих действий, а также того, как они выглядят со стороны, в процессе взаимодействия с представителями других групп или индивидами.

Дайджест (digest) - краткое изложение содержания информации

Двухступенчатая модель коммуникации впервые была обоснована в 1940 году во время проведения избирательной кампании в штате Огайо (США), а более подробно разработана при изучении механизмов формирования общественного мнения в г. Декатуре (штат Иллинойс) в 1955 году[1][109]. Исследования подтвердили предположение о том, что при усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться прежде всего к тем, кто для их окружения является наиболее влиятельным и компетентным. Такими лидерами чаще являлись неформальные лидеры. Определенное суждение, предлагаемое аудитории средствами массовой информации, приводится в конкретное действие, чаще всего, посредством механизма межличностных коммуникаций. Причем наибольшее влияние на принятие решение оказывают лидеры.

Декодировать - раскрыть, отменить систему условных команд.

Дескриптор (descriptor) - слово или словосочетание, используемое в качестве индекса для поиска в информационно-поисковых системах или при проведении контент-анализа текстовой информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал