Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация издержек






Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства, т.е. они не зависит от объёма выпускаемой продукции.

Пример: аренда здания, обслуживание оборудования, зарплата администрации.

С – сумма издержек.

График постоянных издержек представляет собой прямую параллельную оси ОХ.

Средние постоянные издержки (A F C) – постоянные издержки, которые приходятся на единицу выпускаемой продукции и определяется по формуле: AFC = FC/Q

 

При увеличении Q они снижаются. Это называется распределение накладных расходов. Они служат для фирмы стимулом увеличения производства.

График средних постоянных издержек является кривая, имеющая убывающий характер, т.к. с увеличением объёма производства растёт общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой всё меньшую величину, которая приходится на единицу изделий.

Переменные издержки (VC) – издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства, т.е. они зависят от объёма выпускаемой продукции.

Пример: затраты на сырьё, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплата труда (рабочих). Основная доля издержек связана с использованием капитала.

Графиком является кривая, пропорциональная объёму выпускаемой продукции, имеющая возрастающий характер. Но характер её может изменяться. Начальный период переменные издержки растут более высокими темпами, чем произведённая продукция. По мере достижения оптимальных размеров производства (Q1) происходит относительная экономия VC.

Средние переменные издержки (AVC) – объём переменных издержек, который приходится на единицу выпускаемой продукции. Они определяются по следующей формуле: путём деления VC на объём выпускаемой продукции: AVC = VC/Q. Сначала кривая падает, затем она горизонтальна и резко возрастает.

 

Графиком является кривая, которая начинается не от начала координат. Общий характер кривой – возрастающий. Технологически оптимальный размер выпуска достигается, когда AVC становятся минимальными (т.Q – 1).

Общие издержки (ТС или С) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы, в связи с производством продукции в краткосрочном периоде. Они определяются по формуле: TC = FC + VC

 

Другая формула (функция от объёма производственной продукции): ТС = f (Q).

Средние общие издержки (АТС) – сумма общих издержек, которые приходится на единицу производственной продукции:

АТС = ТС/Q = (FC + VC)/Q = (FC/Q) + (VC/Q)

ATC = AFC + AVC

 

Кривая имеет V-образную форму. Объем производства, соответствующий минимальным средним общим издержкам, называется точкой технологического оптимизма.

Предельные издержки (МС) – приращение общих издержек, вызванное увеличением производства на очередную единицу продукции.

Определяется по следующей формуле: МС = ∆ ТС/ ∆ Q.

Видно, что постоянные издержки не влияют на величину МС. И МС зависит от приращения VC, связанных с увеличением или уменьшением объёма производства (Q).

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на единицу. Они решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, т.к. это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать.

График сходен с AVC. Кривая MC пересекает кривую ATC в точке, соответсвующей минимальному значению совокупных издержек.

В кракосрочном периоде издержки фирмы это есть постоянные и переменные. Это следует из того, что производственные мощности фирмы остаются неизменными и динамика показателей определяется ростом загрузки оборудования.

На основе этого графика можно построить новый график. Который позваяет наглядно представить возможности фирмы, максимизации прибыли и просмотреть границы существования фирмы вообще.

Для принятия решения фирмы наибольшей важной характеристикой является средние величины, средне постоянные издержки по мере увеличения объёма производства падают.

Так, поступив в институт, вы упускаете возможность в течение нескольких лет обучения получать заработную плату, если бы были заняты той или иной работой. Увлекаясь телевизором, вы упускаете возможность прочесть книгу и т. д. это затраты упущенных (утраченных) возможностей.

Под «издержками упущенных возможностей» понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

Для лучшего понимания обратимся к условному примеру. Допустим, некий предприниматель, работая в собственной фирме ИЧП «Эдельвейс» по 10—12 часов ежедневно, получает годовую прибыль в б млн руб. С бухгалтерской точки зрения, это ИЧП относится к прибыльным предприятиям. Однако экономист исходит из того, что труд предпринимателя рассматривается как производственная затрата. И хотя наш предприниматель не выплачивает себе зарплату, получая доход, его трудовая деятельность может быть оценена зарплатой в размере 8 млн рублей, которую он получил бы за год, работая в другой фирме по найму. Подсчитав действительную прибыль, приходим к выводу, что ИЧП убыточно (6 млн. руб. - 8 млн. руб. = — 2 млн. руб.) для своего владельца.

Другой пример. АО «Сантехника» инвестировала 300 млн. руб. в производство кранов-смесителей; по данным финансового отчета, чистая прибыль составила 35 млн. руб. Но если бы эти 300 млн. руб. были инвестированы в производство мебели, то АО могло бы получить 67 млн. руб. чистой прибыли.

Какова же прибыль АО «Сантехника» с точки зрения бухгалтера? 35 млн. руб. А вот с точки зрения экономиста очевиден убыток в 32 млн. руб. (67—35). Таким образом, затраты упущенных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах.

 

№42 Прибыль представляет собой разницу между доходом и издержками производства. Следовательно, чтобы знать объем производства максимизирующий прибыль надо знать ее возможные доходы. Для этого используются следующие понятия:

валовый доход (R) - представляет собой количество реализованной продукции по определенным ценам RQ = Q * P;

предельный доход (MR) - приращение R в результате роста выпуска продукции на единицу MR = DRQ / Q;

средний доход (AR) - доход получаемый от одной единицы товара AR = RQ / Q

Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг. Экономическую прибыль следует отличать от прибыли бухгалтерской, которая представляет собой разность валового дохода и внешних (денежных) платежей фирмы. Прибыль – важнейший показатель конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности компаний. Являясь основной целью предпринимательской деятельности, прибыль при стабильных ценах определяет, по существу, степень эффективности производства. Прибыль представляет собой часть доходов (выручка) компании, оставшуюся после возмещения затрат, связанных с ее деятельностью.

Экономическая прибыль считается как разница между совокупным доходом и всеми издержками фирмы:

p бух. > p эк. на величину неявных издержек.

 

Говоря о прибыли, необходимо иметь ввиду, что часть ее, строго говоря, относится к издержкам. Это так называемая нормальная прибыль, под которой экономисты понимают тот минимум вознаграждения за усилия предпринимателя, который он должен получить в качестве возмещения за вложенный в бизнес капитал и усилия, чтобы у него сохранились заинтересованность в дальнейшем занятии делами компании. Речь здесь идет об альтернативных издержках или издержках упущенных возможностей. В соответствии с вышесказанным, в экономической теории принято различать бухгалтерскую и экономическую прибыль, соотношение между которыми можно наглядно представить в виде следующей схемы, рис. 8.3.

 

Доход (выручка) компании
Экономические издержки   Экономическая прибыль
  Постоянные издержки   Переменные издержки Альтернативные издержки
Бухгалтерские издержки Бухгалтерская прибыль
       

 

Рис. 8.3. Соотношение между экономической и бухгалтерской прибылью

 

Различие между экономической и бухгалтерской прибылью, как это следует из рис. 8.3, состоит в определении издержек. Бухгалтер рассматривает издержки как точные (явные), учтенные в бухгалтерских документах компаний. Экономисты также учитывают бухгалтерские издержки, но добавляют к ним альтернативные издержки, или издержки упущенных возможностей, которые включают в себя:

заработную плату предпринимателя, которую тот мог бы получать, если бы он работал по найму на кого-то другого;

недополученную арендную плату, которая могла бы быть получена путем сдачи в аренду имущества, принадлежащего данной компании;

минимальный доход, который должен вознаградить владельцев компании за их инвестиции и который мог бы быть получен путем инвестирования денег в какой либо другой бизнес при том же уровне риска.

Предполагается, что все эти позиции относятся к затратам компании по той простой причине, что компания, которая в течение длительного времени не способна их компенсировать, должна будет уйти из данного бизнеса и вложить капитал в другой вид деятельности, где она сможет, по крайней мере, зарабатывать минимальную прибыль. В соответствии с этим, экономическая наука рассматривает минимальную прибыль, необходимую для удержания компании в бизнесе в долгосрочном периоде, нормальной прибылью.

Для бухгалтера доход за вычетом явных издержек, учтенных в бухгалтерской документации, составляет прибыль компании. С точки зрения экономиста, экономической прибылью является доход за вычетом явных и альтернативных затрат. С другой стороны, экономическая прибыль может рассматриваться как доход сверх нормальной прибыли.

Необходимо отметить, что концепция экономической прибыли является ключевой в процессе принятия обоснованных управленческих решений в бизнесе.

Нормальная прибыль – это минимальный доход, необходимый для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли. Нормальная прибыль является элементом неявных издержек. Если p эк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.

 

 

№43 В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого у каждой фирмы есть два пути: постараться продать свой товар по возможно более высокой цене или попробовать сократить свои затраты на производство продукции, т.е. издержки производства.

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества применяемых в производстве ресурсов, различают краткосрочные и долгосрочные периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочный – это временный интервал, на протяжении которого невозможно изменить размеры производственного предприятия, принадлежащего фирме, т.е. количество постоянных затрат, осуществляемых этой фирмой. На протяжении краткосрочного временного интервала изменения в объемах выпуска продукции могут проистекать исключительно от изменения объемов переменных затрат. Влиять на ход и результативность производства она может лишь путем изменения интенсивности использования своих мощностей.

В этот период фирма может оперативно изменять свои переменные факторы – количество труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива.

В краткосрочном периоде количество некоторых производственных факторов остается неизменным, количество других изменяется. Издержки в этом периоде подразделяются на постоянные и переменные.

Это связанно с тем, что обеспечение постоянных затрат определяют постоянные издержки.

постоянные издержки (ТFC) величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции (амортизационные отчисления, проценты по банковскому кредиту, арендная плата, содержание административного аппарата и др.). Речь идет о затратах на ресурсы, относящиеся к постоян­ным факторам производства. Величина этих затрат не свя­зана с объемами производства. Постоянные издержки су­ществуют даже тогда, когда производственная деятельность на предприятии приостановлена, а объем производимой продукции равен нулю. Предприятие может избежать этих издержек, только полностью прекратив свою деятельность;

переменные издержки (TVC), величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочего персонала и т. п.). Речь идет о затратах на ресур­сы, относящиеся к переменным факторам производства. С расширением производства переменные издержки будут возрастать, так как фирме потребуется больше сырья, мате­риалов, работников и т. п. Если фирма прекратит произ­водство и объем выпуска (Qx) достигнет нулевого уровня, то и переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки останутся неизменными. Различие между постоянными и переменными издержками существенно для каждого бизнесмена: переменными из­держками он может управлять, постоянные издержки — вне контроля администрации и должны быть выплачены независимо от объемов производства, даже если производ­ство приостановлено.

Итак, по мере увеличения объема выпуска при неизменной величине постоянных издержек переменные издержки возрастают.

Однако в начале процесса наращивания объемов выпуска переменные издержки будут какое-то время увеличиваться мед­ленными темпами. Затем переменные издержки начнут возрас­тать ускоряющимися темпами. Это можно проиллюстрировать графически на рисунке ниже.

 

Поскольку показатель постоянных издержек остается неиз­менным при всех уровнях производства, включая нулевой, гра­фик постоянных издержек — линия, параллельная оси абсцисс. График переменных издержек - линия восходящая, которую можно разделить на два участка. Для первого из них характерен незначительный рост издержек, а для второго — более заметный. Такое поведение переменных издержек обуславливается сущест­вованием закона убывающей предельной отдачи. Пока у нас пре­дельный продукт (mp) каждой следующей единицы переменного ресурса растет, tvc увеличиваются, но незначительными темпа­ми. Как только показатель mp начинает снижаться, в силу дейст­вия закона убывающей предельной производительности, пере­менные издержки начинают расти быстрыми темпами, посколь­ку для производства каждой последующей единицы продукции будет требоваться все большее количество переменного ресурса.

Суммарные издержки (TC) – общие издержки выпуска определенного объема продукции. Поскольку в краткосрочном периоде ряд вводимых факторов производства (прежде всего, капитал) не меняется, какая-то часть суммарных издержек также не зависит от количества примененных единиц переменного ресурса и от объема выпуска товаров и услуг.

Суммарные издержки, которые не меняются по мере увеличения производства в краткосрочном периоде, называются суммарными постоянными издержками (TFC); суммарные издержки, которые изменяют свою величину с ростом или уменьшением выпуска продукции, составляют суммарные переменные издержки (TVC).

Следовательно, для любого объема производства Q суммарные издержки складываются из суммарных постоянных и суммарных переменных издержек:

Средние издержки (ATC, или AC) – это величина суммарных издержек, приходящихся на единицу выпущенной продукции. Если Q – количество произведенных фирмой товаров, то

Средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC) издержки вычисляются по формулам:

Очевидно, что ATC = AFC + AVC.

Большое значение имеют предельные издержки.

Предельные издержки (MC) – это величина, показывающая приращение суммарных издержек при изменении объема выпуска продукции на одну дополнительную единицу:

Поскольку постоянные издержки не меняются и не зависят от величины Q, изменение суммарных издержек, т.е. Δ ТС, определяется изменениями только переменных издержек:

Как видно из рис. 9, кривые суммарных издержек (ТС) и суммарных переменных издержек (TVC) отстоят друг от друга всегда на одну и ту же величину суммарных постоянных издержек TFC.

Это следует из того, что TC = TFC + TVC. Поскольку выпуск дополнительной единицы товара связан с увеличением суммарных издержек, кривая ТС всегда имеет «восходящий» характер при любых значения Q.

Иной характер у кривых средних и предельных издержек (см. рис. 10). На начальном уровне (до величины qа, точка а кривой МС) значения предельных издержек уменьшаются, а затем начинают постоянно расти. Это происходит вследствие закона снижающейся отдачи ресурсов.

До тех пор, пока предельные издержки меньше средних переменных издержек, последние будут снижаться, а когда МС превысят AVC, то средние издержки станут возрастать. Так как постоянные издержки не меняются, суммарные издержки АТС снижаются, пока МС меньше ATC, но они начнут повышаться, как только величина МС превысит АТС. Следовательно, линия МС пересекает кривые AVC и АТС в точках их минимума. Что касается кривой средних постоянных издержек, то, поскольку AFC = TFC / Q, TFC = const, значения AFC постоянно снижаются с ростом Q, а кривая AFC имеет вид гиперболы.

№45 Анализ второго принципа определения фирмой оптимального объема производства, основанного на сравнении предельной выручки (предельного дохода) с предельными издержками, позволяет выявить взаимосвязь кривой предельных издержек с предложением совершенно конкурентной фирмы при различных рыночных ценах (рис. 6.6). Указанная взаимосвязь имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Рис. 6.6. Правило МR(Р) = МС и взаимосвязь предельных издержек с кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

На рисунке показаны кривые предельных, средних переменных и средних валовых издержек некоторой фирмы, а также графики предельной выручки (предельного дохода) при нескольких возможных иенах, которые могли бы установиться на совершенно конкурентном отраслевом рынке и по которым данная фирма вынуждена была реализовывать свою продукцию.

С учетом анализа, проведенного в предыдущем параграфе, исходя из имеющихся графиков можно сформулировать следующие выводы:

o при установлении на отраслевом рынке цены ниже Р2, соответствующей минимуму средних переменных издержек, фирме следует прекратить выпуск продукции, так как ее валовой убыток при любом уровне производства будет больше, чем при нулевом уровне, когда он равен постоянным издержкам. Фирма не возместит даже переменных издержек (случай закрытия фирмы показан при цене Р и предельной выручке МЯ)

o при рыночной цене Р2, равной минимуму А УС, фирма будет находиться в положении равновесия в точке В, где МЯ2 = МС, при оптимальном объеме производства 02. При этом выпуске она за счет валовой выручки полностью покроет переменные издержки и ее валовой убыток будет равен постоянным издержкам. Иными словами, конкурентной фирме при цене Р2 безразлично, производить С? 2 единиц продукции либо прекратить выпуск, так как валовой убыток в обоих случаях будет одинаков и равен постоянным издержкам. Точка В называется точкой закрытия фирмы, а цена Р2 - критической ценой. В нашем примере в табл. 6.3 и на рис. 6.4 критическая цена, равная минимуму А УС, составляет 22, 3 руб.;

o при цене выше Р2, равной минимуму АУС, но ниже Р+, соответствующей минимуму АТС, при всех уровнях производства фирма не будет получать валовую прибыль, а будет нести валовой убыток. Однако прекращать деятельность в этом интервале цен ей не следует, так как при определенных уровнях производства, когда цена превышает средние переменные издержки, ее валовой убыток будет меньше постоянных издержек и она может работать в условиях минимизации убытка. Например, при цене /> з положение равновесия установится в точке С (Л/Л3 = МС) при оптимальном объеме производства (2з, который обеспечит минимальный валовой убыток;

o при цене Р4, равной минимуму АТС, равновесие установится в точке й, где Л //? 4 = МС, при объеме производства 04. В этом случае фирма при оптимальном выпуске продукции 04 полностью возместит валовые экономические издержки, в том числе получит нормальную прибыль, не имея валовой экономической прибыли (точка нулевой экономической прибыли й). Цену /> 4 можно тоже считать критической, так как все цены выше ее позволяют фирме получать валовую прибыль при оптимальном объеме производства; o при цене, превышающей Р4, фирма при определенных объемах производства будет получать валовую прибыль и работать в условиях максимизации прибыли. Например, при рыночной цене Р5 она будет находиться в состоянии равновесия в точке Е, где МЯ5 = МС, при оптимальном объеме производства 05, который позволит получить максимальную валовую прибыль. Проведенный анализ показывает, что какая бы цена, превышающая минимум средних переменных издержек, ни сложилась на совершенно конкурентном отраслевом рынке, оптимальный объем производства при любой цене всегда определяется точкой на кривой предельных издержек. Это количество продукции и будет определять в краткосрочном периоде предложение рационально действующей совершенно конкурентной фирмы, нацеленной на достижение наибольшей выгоды (максимальной валовой прибыли или минимального валового убытка). Таким образом, отрезок кривой предельных издержек фирмы МС, который расположен выше точки пересечения ее с кривой средних переменных издержек, соответствующей минимуму А УС, является кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Каждая точка на этом отрезке МС показывает самый выгодный объем производства фирмы при любой рыночной цене.

Данный вывод имеет важное практическое значение. Фирма в состоянии определить свои валовые издержки на производство любого количества продукции, а следовательно, и предельные издержки как изменение валовых издержек, связанное с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. Это позволит ей построить график предельных издержек. Если фирма работает в конкурентной рыночной среде и ориентируется на отраслевую рыночную цену, то ей просто вычислить оптимальный объем производства при любой цене. Для этого достаточно на уровне рыночной цены провести горизонтальную линию (она будет одновременно и графиком спроса фирмы, и графиком предельной выручки), и точка ее пересечения с кривой предельных издержек МС позволит определить наиболее выгодный для фирмы объем выпуска продукции при данной цене.

 

 

№46 В долгосрочном периоде все издержки выступают в качестве переменных, поскольку в течение долгосрочного временного интервала могут изменяться объемы не только постоянных, но и переменных затрат. Анализ долгосрочного временного интервала осуществляется на основе долгосрочных средних и предельных издержек.

Долгосрочные средние издержки – это издержки на единицу объема выпуска, которые можно изменять оптимальным образом. Особенность изменения долгосрочных средних издержек – их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Однако ввод больших мощностей в итоге приводит к росту долгосрочных средних издержек. Кривая долгосрочных средних издержек на графике огибает все возможные кривые краткосрочных издержек, соприкасаясь с каждой из них, но не пересекая их. Данная кривая показывает наименьшие долгосрочные средние издержки производства каждого объема выпуска, когда все факторы являются переменными. Каждая краткосрочная кривая средних издержек соответствует предприятию, размеры которого больше предшествующего. Изменение долгосрочных средних издержек предполагает изменение масштабов производства.

Долгосрочные предельные издержки связаны с производством дополнительной единицы продукции, когда допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом. Изменение предельных издержек можно представить графически в виде кривой долгосрочных предельных издержек (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Кривая средних издержек в долгосрочном периоде.

 

Данная кривая показывает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции, когда все факторы производства являются переменными. Краткосрочные кривые предельных издержек, которые соответствуют любому фиксированному производству, будут ниже долгосрочной кривой предельных издержек для низких объемов производства, но выше – для высоких объемов производства, при которых убывающая отдача существенна. Долгосрочная кривая предельных издержек будет расти медленнее, чем краткосрочные кривые предельных издержек любого отдельно взятого производства. Объясняется это тем, что все виды затрат в долгосрочном периоде являются переменными и убывающая отдача оказывается менее значимой. Кривая долгосрочных предельных издержек пересекается с кривой долгосрочных средних издержек в минимальной точке.

Таким образом, долгосрочный период для фирмы является достаточным для того, чтобы фирма могла успеть изменить количество всех используемых ресурсов, включая размеры предприятия. Поэтому все издержки в долгосрочном периоде считаются переменными.

Предельные издержки.

Предприниматель хочет знать не только минимум издержек на единицу продукции, но и на весь объем производства. Для этого необходимо рассчитать предельные издержки.

Предельные издержки - это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции:

где МС - предельные издержки; АТС - изменение общих издержек; АО - изменение выпуска продукции.

Расчет предельных издержек в сопоставлении со средними общими и переменными издержками позволяет предпринимателю определить объем производства, при котором его издержки будут минимальны.

Фирма, увеличивая объем производства, идет на дополнительные (предельные) издержки ради дополнительной выгоды, дополнительного (предельного) дохода.

Предельный доход - это дополнительный доход, возникающий при увеличении производства на единицу продукции.

Предельный доход тесно связан с валовым доходом фирмы, является его приростом.

Валовой доход зависит от уровня цен и объемов производства, т.е.

где 77? - валовой доход; Р- цена товара; (? - объем производства товара.

Тогда предельный доход

где МЯ - предельный доход.

На рисунке изображена серия кривых краткосрочных издержек соответствующих различным размерам фирмы (масштабам пр-ва).

Пусть первоначально фирма находится в краткосрочном периоде AC1, на участке отрезка AB, она может наращивать производство, пока не наступит эффект убывания (производ-ти, отдачи), т.е. пока краткосрочн. средн. Издержки не начнут расти – это отрезок ВЕ. Далее, возможности наращивания производства исчерпываются в краткосрочном периоде, требуется некоторое время, чтобы фирма могла организовать производство в новом масштабе и изменить пар-ры всех видов ресурсов, таким образом фирма достигает масштаба AC2 и во 2-ом краткосрочном периоде фирма может увеличить V пр-ва, пока не начнет действовать эффект убывающей отдачи. Объединив изменения в издержках разных краткосрочных периодов, получим кривую долгосрочных средних издержек производства, которую обозначаем как LAC.

Форма кривой LAC определяется эффектом масштаба. Если, по мере роста масштаба производства АС имеют тенденцию к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба или экономии от роста пр-ва (участок 1 кривой LAC). Участок 2 кривой LAC показывает постоянство отдачи от роста масштаба производства. Участок 3. Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, от эффект масштаба будет отрицательным. Слишком большие размеры пр-ва чрезмерно увеличивают расходы на управление такой фирмой.

Ориентируясь на данную кривую можно определить до каких пор следует наращивать пр-во в долгосрочном периоде. На рисунке V пр-ва в точке Q соответствует самой нижней точке кривой LAC => именно в этом случае фирма в полной мере использует положительный эффект масштаба и достигает минимизации издержек не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах. Однако, для каждой отрасли может существовать свой оптимальный размер фирмы, что определяется ее технологией.

Например в авиационной отрасли разумно формировать крупные предприятия, за счет этого снижаются издержки. В сфере услуг достаточно создавать малые предприятия, поскольку положительный эффект масштаба исчерпывается очень быстро и дальнейшее увеличение размеров фирмы приведет только к росту средних издержек.

 

№48 Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.

Рыночную структуру определяют множество факторов:

Количество фирм в отрасли и их размеры;

Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);

Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

Количество покупателей.

Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы.

Однако основными являются 3 фактора:

Количество фирм в отрасли и их размеры;

Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);

Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

Разновидности структур рынка:

Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

 

Основные рыночные структуры
Структура рынка Барьеры входа для продавца Число продавцов Барьеры входа для покупателя Число покупателей
Совершенная конкуренция Нет Много Нет Много
Монополистическая конкуренция Нет Много Нет Много
Олигополия Да Немного Нет Много
Олигопсония Нет Много Да Немного
Монополия Да Один Нет Много
Монопсония Нет Много Да Один

Основной критерий, по которому отличаются различные структуры рынка, это количество и размер производителей и потребителей на рынке, тип реализуемых товаров или услуг и степень доступности информации о них.

Рынки факторов производства.

Понятие и виды рынков факторов производства. Спрос на ресурсы. Факторы, воздействующие на ресурсный спрос. Правило использования ресурсов. Эластичность спроса на ресурсы. Предложение ресурсов: понятие и его детерминанты.Оптимальное соотношение ресурсов. Применение правила наименьших издержек при сочетании двух и более ресурсов. Применение правила максимизации прибыли при сочетании двух и более ресурсов. Проблемы и состояние рынков факторов производства в России.

 

Рынок труда, капитала и земли.Спрос на труд и предложение труда в условиях совершенного и несовершенного рынка труда. Равновесие спроса и предложения труда для конкурентного рынка товаров.Несовершенные рынки труда и их особенности. Равновесие спроса и предложения труда на монопольном рынке продукции. Рынок труда с монопсонической властью. Источники монопсонической власти, монопольная власть на рынке труда. Источники монопольной власти. Двусторонняя монополия на рынке труда.Теории, модели и практика формирования заработной платы. Классические, марксистские, кейнсианские и институциональные трактовки заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Влияние профсоюзов, государства и безработицы на определение уровня заработной платы. Дисконтированная стоимость.Рынок капиталов и его особенности. Инвестиции и их виды. Запасы и потоки. Понятие межвреннного выбора. Дисконтированная стоимость, чистая дисконтированная стоимость, внутреняя норма окупаемости инвестиций.Особенности спроса и предложения земли.Экономическая рента. Земельная рента. Рыночная цена земли. Способы определения капитализированной ренты. Земельный налог. Дифференци­альная рента и ее виды. Ценообразование, доходы и эффективность использования природных ресурсов в условиях их невозобновляемости. Проблемы рентных доходов и налогов в российской экономике.

Критерием разграничения структур рынка, согласно данному подходу, является принадлежность регулирующей роли в экономике - либо крупному бизнесу, либо государству. Причем основной тенденцией развития является вытеснение рыночных отношений планомерными.

 

 

 

№49

Условия, которые складываются на рынке и в которых протекает

рыночная конкуренция принято называть структурой рынка. Фактически речь идет об основных характеристиках того или иного

рынка. Такими характеристиками являются:

количество и размеры фирм, продающих продукцию на данном рынке;

степень сходства или различий продукции, продаваемой различными фирмами;

условия входа на рынок новых фирм и выхода из него;

доступность рыночной информации.

В соответствии со спецификой проявления данных характеристик на различных рынках их относят к одному из четырех типов рыночной структуры: совершенной конкуренции, монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры,

который характеризуется присутствием на рынке в качестве продавцов достаточно большого количества фирм, продажей однородной продукции, свободным входом на рынок в качестве продавца любой новой фирмы и свободным выходом из рынка любой из работающих фирм, свободным доступом к рыночной информации.

Достаточно большим количеством продавцов следует считать такое их количество, при котором ни один из них не может изменить ситуацию на рынке. Мы помним, что в соответствии с законом спроса цена может меняться по мере изменения количества продукции, предлагаемого для продажи на рынке. Однако чтобы такое изменение произошло, необходимо существенное изменение предложения. На рынке же совершенной конкуренции не одна из фирм не производит такого количества продукции, которого было бы достаточно, чтобы повлиять на рыночную цену. Поэтому долю продаж любой из фирм на конкурентном рынке нельзя считать значительной, то есть она слишком мала, чтобы оказывать какое либо заметное влияние на рыночную ситуацию. Заметим что, как правило, бывает достаточно трудно определить, какое количество продукции, если ее дополнительно предложить для продажи, может повлиять на рыночную цену. Многое здесь зависит от конкретных обстоятельств. На местных рынках, например, зачастую, достаточно незначительной товарной интервенции, чтобы ситуация с ценами существенно изменилась. Поэтому местные рынки редко характеризуются состоянием развитой конкуренции.

На рынке совершенной конкуренции продается однородная, стандартизированная продукция. Это означает, что продукт каждой фирмы является совершенным заменителем продукта любой другой фирмы.

Кроме того, на рынке совершенной конкуренции для всех фирм, как уже работающих на данном рынке, так и только собирающихся это сделать, имеются совершенно одинаковые условия с точки зрения цен, которые они платят, и будут платить, за ресурсы, доступа к лицензиям, авторским правам и т.п. С другой стороны, фирмам не чинятся никакие препятствия при выходе с данного рынка, и они свободно могут продать ненужные им после ухода с данного рынка капитальные ресурсы.

Наконец, все покупатели и продавцы данного рынка имеют равный и свободный доступ к информации, касающейся цен на товары и ресурсы, технологии производства, характеристик продукта и т.п.

Монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Это рынок, на котором единственная фирма осуществляет все продажи некоторого продукта, не имеющего близких заменителей. В следующей главе мы подробнее рассмотрим этот тип рыночной структуры, а также рассмотрим причины, по которым на рынке может складываться подобное положение.

Рынок монополистической конкуренции очень похож на рынок

совершенной конкуренции, с той лишь разницей, что многие продавцы предлагают к продаже на нем товары, не являющиеся совершенными заменителями. Товары различных фирм, обеспечивая удовлетворение сходных потребностей, все же, отличаются друг от друга какими-то характеристиками.

Наконец, олигополия представляет собой такой тип рыночной структуры, в рамках которого относительно небольшое количество фирм

осуществляют свои продажи на каком-то рынке. При этом, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную часть рыночных

продаж. Специфика данного типа рыночной структуры состоит в том, что конкурирующие на рынке фирмы со значительными долями продаж должны в своих действиях учитывать последствия не только

собственных действий, но и действий конкурентов. На рынке олигополии может продаваться как однородная, так и неоднородная продукция. Доступ на данный рынок может быть существенно ограниченным и относительно свободным. Кроме того, на таком рынке, как покупатели, так и продавцы не всегда имеют свободный доступ к информации. Позже мы также подробно рассмотрим данный тип рыночной структуры.

Нетрудно заметить, что реальные рынки редко напоминают, например, рынок совершенной конкуренции или монополии. Эти типы

 

Таблица 11.1. Характеристика типов рыночных структур

 

Тип рыночной структуры Количест -во и размеры фирм Характе- ристика продукции Условия входа на рынок Доступ-ность рыночной информа-ции Примеры
Совершен-ная конкуренция Большое количество небольших фирм Все фирмы производят однородную продукцию Нет препятствий для входа на рынок Информация равнодоступ-на всем фирмам Финансовые рынки, рынки с/х продуктов
Монополис- тическая конкуренция Большое количество небольших фирм Разнородная продукция Нет препятствий для входа на рынок Существуют некоторые ограничения Сфера услуг, производство прохладитель- ных напитков
Олигополия Небольшое количество фирм, есть крупные фирмы Однородная или разнородная продукция Существуют препятствия для входа на рынок Существуют ограничения Производство самолетов, производство сигарет
Монополия Одна фирма Фирма производит продукт, не имеющий заменителей Непреодоли- мые барьеры на входе Существуют ограничения Местная телефонная кампания

 

 

рыночной структуры, называемые иногда идеальными, необходимы нам для выяснения общих принципов функционирования экономики. Такие теоретические модели обладают тем преимуществом, что они свободны от, зачастую, второстепенных, несущественных деталей и поэтому позволяют ясно увидеть те ограничения, с которыми сталкивается фирма на пути реализации своих целей. Именно поэтому мы начнем рассмотрение принципов функционирования фирмы с этих, теоретических моделей. Вместе с тем, иногда реальные рынки все же отвечают требованиям совершенной конкуренции или монополии. Например, с известной долей условности в качестве примеров совершенной конкуренции можно привести рынки сельскохозяйственных, товаров, сырьевые рынки или финансовые рынки. Положение очень близкое к состоянию монополии часто наблюдается на местных рынках.

Некоторые же рынки очень похожи на те, которые мы смоделировали. Например, многие реальные рынки напоминают рынки

монополистической конкуренции и олигополии. К числу рынков монополистической конкуренции относят, как правило, сферу услуг, банковский сектор, сеть предприятий общественного питания, производство одежды. Типичными олигополистическими отраслями являются автомобилестроение, самолетостроение, производство стали, алюминия и некоторые другие.

Конечно, не существует четкой границы между монополистической конкуренцией и олигополией. Вместе с тем такое разграничение, как и разграничение других типов рыночной структуры, часто имеет большое значение как для выработки стратегии поведения фирмы, так и для осуществления эффективной экономической политики. Поэтому возникает необходимость выработки показателей, характеризующих принадлежность того или иного рынка к определенным нами структурам.

Считается, и не без оснований, что рыночная власть как возможность реально влиять на положение дел на рынке используется теми, кто обладает такой властью для достижения своих целей. Поскольку реально повлиять на рыночную цену путем изменения объема продаж имеет возможность только достаточно крупная фирма, фирма, обладающая значительной долей предложения, то степень превышения цены над издержками производства можно рассматривать как показатель рыночной власти.

 

 

№50 Простейшим и исходным типом, или моделью, рынка является рынок совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей с равными возможностями и правами. При этом влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Совершенная конкуренция имеет следующие основные признаки.

1. Многочисленность субъектов рынка. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателем. В силу этого совершаемые продавцом продажи (или потребителем покупки) ничтожно малы по сравнению с совокупным объемом рынка (менее 1% продаж или покупок за любой период).

2. Однородность продукции. Это означает, что продукция конкурирующих фирм гомогенна и неразличима, т.е. данные продукты разных предприятий рассматриваются покупателем как точные аналоги. Поскольку товары одинаковы, потребителю безразлично, у какого продавца их приобретать. Вследствие однородности продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. Отсутствие контроля над ценой. Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Когда какой-то продавец устанавливает более высокую цену на товар, покупатели свободно переходят к его многочисленным конкурентам. Если же отдельный продавец установит цену ниже обычного уровня, то товары, реализованные по такой цене, не смогут удовлетворить существенным образом спрос покупателей и нарушить среди них свободную конкуренцию. На совершенно конкурентном рынке и покупатели и продавцы являются ценополучателями, они " соглашаются" с ценой, принимают ее как данность.

4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.

5. Полная информированность участников рынка о его текущем состоянии. Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. Решения принимаются покупателями и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

Названным условиям едва ли может соответствовать хоть один из реально функционирующих рынков. Даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) лишь частично удовлетворяют им. В реальной жизни всегда действуют какие-либо бюрократические или экономические ограничения на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества продавцов зачастую есть доминирующая фирма, обладающая рыночной властью и диктующая цены.

Таким образом, перечисленные условия являются в значительной степени допущениями, которые полностью никогда не исполняются в реальном мире.

Поэтому о рынке совершенной конкуренции можно говорить лишь как о научной абстракции, позволяющей более четко раскрыть ничем не ограниченное действие законов рынка. Тем не менее при всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке важную роль.

Во-первых, существуют отрасли, которые действуют в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. Например, сельское хозяйство наиболее соответствует данному типу рынка, чем любой другой рыночной структуре. Поэтому модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих однородную продукцию.

Во-вторых, являясь простейшей рыночной ситуацией, совершенная конкуренция дает исходный образец, или стандарт, для сравнения с другими типами рынков и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Выясним, как на практике действует фирма при условии, что ее окружает рынок совершенной конкуренции, причем поведение фирмы будет неодинаково в краткосрочном и долгосрочном периодах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.041 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал