Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Московский Государственный Университет, Биологический факультет, кафедра ВНД, лаборатория физиологии и генетики поведения






Зорина З.А.

Игры животных

 

Московский Государственный Университет, Биологический факультет, кафедра ВНД, лаборатория физиологии и генетики поведения

Введение

Игра составляет один из важных компонентов приспособительной деятельности многих видов животных. Детеныши млекопитающих проводят в играх долгие периоды времени, заставляя предполагать, что игровая активность необходима для выживания вида. Хотя взрослые периодически тоже могут играть, но эта потребность с возрастом ослабевает. Как и у человека, игра включает широкий круг видов деятельности животных, которую обычно противопоставляют утилитарно-практической деятельности.

Она возникает в такое время, когда нет необходимости ни в каких других формах поведения, существенных для выживания вида, таких как питание или спасение от хищников, и, похоже, " доставляет удовольствие" ее участникам. Формы игры животных весьма разнообразны — от двигательной активности, в которой смешаны стереотипы пищевого, полового или оборонительного поведения, до сложных, иногда неповторимых сценариев, изобретенных и спланированных применительно к обстоятельствам.

Характерно, что в перечисленных ниже руководствах по поведению животных четких определений этого понятия не дается, а ряд авторов называет ее " одной из загадочных сторон поведения" (Дьюсбери, 1981).

По мнению Хайнда (1975) открытие основ игрового поведения, несомненно, само по себе вознаградит исследователей за все их труды, не говоря уж о том, что прольет свет на природу регуляции многих других видов деятельности".

Вопрос о том, какова природа игры животных, какие психические процессы лежат в ее основе, насколько и в чем игры животных похожи на игры ребенка, изучают психологи разных направлений (зоопсихология, сравнительная психология). Классические описания игр шимпанзе и их сравнение с игрой ребенка принадлежат перу Н.Н.Ладыгиной-Котс (1926; 1935). Помимо психологов к исследованию этой формы поведения неоднократно обращались специалисты в области этологии, сделавшие акцент на проблеме дифференциации игрового поведения от других видов, в особенности от исследовательского. Наряду с этим благодаря их работам собран обширный материал по сравнительной характеристике игры животных в естественной среде обитания (Гудолл, 1974; 1992; Лоренц, 1965; Овсянников, 1993; Фосси, 1990; Шаллер, 1968; Eibl-Eibesfeldt, 1970; Kortland, 1962; Leyhausen, 1979; Pellis & Pellis, 1996; 1997).

Он расширяет представления о роли игры в обеспечении адаптивности поведения и позволяет по-новому осмыслить многие данные, полученные путем наблюдений в неволе.

О роли игры в формировании поведения ребенка имеется огромная литература. Исследования игры животных также весьма многочисленны и ведутся в разных направлениях. Библиография по этой проблеме насчитывает в INTERNET более 12 тысяч названий. В частности, чрезвычайно многочисленны в настоящее время исследования социальных игр грызунов. Именно этих животных используют как модельный объект для изучения физиологических механизмов некоторых форм игрового поведения (см. например, Vanderschuren et al., 1997). Другое важное направление сравнительный анализ различных компонентов игрового поведения у животных разных видов, как близкородственных, так и относящихся к далеким в таксономическом отношении группам (см например, Pellis & Pellis, 1996; 1997). Особое внимание продолжает привлекать исследование игр человекообразных обезьян в лаборатории и в природе (Гудолл, 1992; Шаллер, 1968; Фирсов, 1977; Фосси, 1990) и их сравнение с игрой ребенка.

Подробное изложение проблемы игры животных с позиций отечественной зоопсихологии и критический анализ имевшихся в тот период теорий содержится в " Руководстве по зоопсихологии" К.Э.Фабри (1976). В нем дан анализ экспериментов и теорий игры, обобщена литература до середины 70-х годов.

В отличие от этого в более поздних зарубежных руководствах по поведению животных (большинство из них переведено на русский язык) проблеме игры уделяется непропорционально мало места. В одних (Мак-Фарленд, 1988; Alcock, 1989) о таком аспекте поведения животных вообще не упоминается, в других (Меннинг, 1982; Дьюсбери, 1981; Manning, Dawkins, 1992) сведения слишком отрывочны. К тому же в них отсутствует главное — попытка точно определить этот феномен и его отличия от других форм поведения. Исключение составляет книга Хайнда (1975). В ней рассматриваются признаки, отличающие эту форму поведения, обсуждается вопрос о мотивации, лежащей в ее основе, дан обзор литературы. Несмотря на время, прошедшее с момента выхода в свет русского перевода, этот обзор не устарел и продолжает представлять интерес. В частности, в нем сделана попытка разграничить игру и близкие формы поведения — ориентировочную реакцию и активное исследование.

В настоящей работе мы не пытались рассмотреть все многообразие современных данных об игре животных, а ограничились краткой историей изучения этой проблемы и некоторыми определениями, уделив основное внимание игре человекообразных обезьян, ее сравнению с игрой некоторых других позвоночных и сопоставлению результатов наблюдений этологов в природе с полученными в лабораторных условиях.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал