Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мартовский и сентябрьский календарные стили. Пере­вод древнерусских дат на современное летосчисление.

Система летосчисления определяется эрой и стилем, т.е. началом года. В Древней Руси была принята византийская система от сотво­рения мира, просуществовавшая до 1700 г. Год начинался в марте или сентябре. Приняв эру от Византии, Русь сохранила исконное славянское весеннее начало года. Смена мартовского стиля сен­тябрьским произошла в конце XV в.

Одной из важнейших задач хронологии как вспомогательной ис­торической дисциплины является разработка принципов согласо­вания различных систем датировок и перевода (редукции) дат с од­ной системы на другую.

При переводе указанных в источниках дат от сотворения мира необходимо учитывать следующие обстоятельства. Прежде всего, на­до установить истинную дату, так как при указании на нее источни­ка могли быть опущены цифры, обозначающие тысячелетие и столетие. Известно, что, например, в XV в. часто указывались только две последние цифры даты - «в лето 77», а в XVII в. опускались цифры, обозначавшие тысячелетие, — «в лето 150». Подобными со­кращениями при указании на даты часто пользуются и сейчас, например: «Отечественная война 12-го года» и т. д.

Установив полную дату от сотворения мира, следует вычесть из нее 5508, так как по византийской эре сотворение мира произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Однако установленный таким способом год от Рождества Христова будет точной датой только при определенных условиях. Дело в том, что при вычитании числа 5508 не учитывается одно очень важное обстоятельство, а именно начало указанного в источнике года.

Существование сентябрьского и мартовского стилей усложняет перевод дат с византийской системы на современную. К тому же мар­товский стиль на Руси имел еще две разновидности - ультрамар­товский и цирка-мартовский годы.

В распоряжении историков имеются специальные таблицы, от­ражающие соотношение сентябрьского, мартовского и ультрамартовского годов с современным январским. Тем не менее, историку необходимо уяснить сущность соотношений стилей и правила пе­ревода дат на современную систему времясчисления.

Проследим эти правила на конкретном примере. Предположим, что в источнике указана дата - 30 апреля 6510 г. Если этот год начинался в марте, то, следовательно, он запаздывал в сравнении с январским на два месяца (январь, февраль), а остальные десять ме­сяцев (с марта по декабрь) у них совпадали. Таким образом, для дат в пределах совпадающих месяцев при определении искомого январ­ского года (X) из указанной даты от сотворения мира следует вычитать 5508. В нашем примере Х= 6510—5508 = 30 апреля 1002 г. Если в источнике указана дата в пределах января и февраля, напри­мер 30 января, то расчет несколько изменится. В этом случае ян­варь и февраль, заканчивавшие мартовский 6510 г., относились уже к следующему (Х+1) январскому году. В этом случае Х = (6510— 5508) + + 1 = 30 января 1003 г. Отсюда следует, что для правильного опре­деления даты, приходящейся на январь и февраль в мартовском го­ду, из нее следует вычитать не 5508, а на единицу меньше — 5507.

Возьмем другой пример. В источнике указана дата 30 апреля 7150 г Известно, что этот год начинался в сентябре. По отношению к нему январский год отставал на четыре месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Совпадали же у них восемь месяцев — с января и август. Так как указанная в примере дата приходится на один из сов падающих месяцев, здесь действует общее правило, т.е. из 7150 нужно вычесть 5508 и искомая дата, таким образом, будет 30 апреля 1642 г. Но если какое-либо событие произошло, например, 30 октября этого же 7150 сентябрьского года, то оно приходится на еще не завершившийся предыдущий январский год (X — 1). Следовательно, в этом случае Х = (7150 — 5508) — 1 = 30 октября 1641 г.

Таким образом, для определения даты, приходящейся на период сентября по декабрь включительно, в сентябрьском году из нее сле­дует вычитать не 5508, а на единицу больше — 5509. В Древней Руси существовал еще так называемый ультрамар­товский (от латинского слова «ультра» — по ту сторону) стиль, упо­треблявшийся в XII—XIV вв. параллельно с мартовским. В отличие от последнего, ультрамартовский год не запаздывал на два месяца по отношению к январскому году, а опережал его, начинаясь на де­сять месяцев раньше. В этом отношении он подобен сентябрьскому году. Общими в январском и ультрамартовском годах были январь и февраль. Следовательно, если какое-то событие произошло в пре­делах этих двух месяцев, для перевода даты надо вычитать 5508. По­скольку первые десять месяцев (с марта по декабрь) ультрамартов­ского года приходились еще на предыдущий январский (Х—1) год. Для определения даты события, происшедшего с марта по декабрь включительно, надо вычитать из нее на единицу больше — 5509. Не­трудно заметить, что ультрамартовский стиль исходит из того, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло не 5508, а 5509 лет.

Новогодие на Руси не было твердо установленным числом и мог­ло приходиться как на начало марта, так и на конец февраля, приурочиваясь к первому весеннему полнолунию. Такие годы называ­ются цирка-мартовскими или цирка-ультрамартовскими (от латин­ского слова «цирка» — вокруг). Правила перевода дат для этих го­дов остаются те же самые, что для мартовского и ультрамартовско­го стилей. Нужно только учитывать, что вычитать необходимое чис­ло следует с января до того дня, когда начался новый год, или со дня нового года по декабрь включительно.

Предположим, что в 6610 г. мартовский год начался 11 марта. С январским годом совпадают, как мы уже выяснили раньше, де­сять месяцев (с марта по декабрь). В данном же случае совпадают не все числа марта, а только с 11 по 31. Следовательно, вычитать 5508 нужно только при переводе дат, приходящихся на период с 11 марта по 31 декабря, а с января по 10 марта следует вычитать 5507. Соответственно определяются даты, указанные по ультрамар­товскому стилю, но с поправкой на один год.

Если в источнике нет указания на месяц событий, то установить его абсолютную точную дату по январскому календарю невозможно.

При переводе дат всегда следует помнить, что они определяются по Юлианскому календарю, или по старому стилю. Чтобы выразить; установленную дату по новому стилю, надо ввести соответствующую поправку, т.е. увеличить ее на необходимую разницу между старым и новым стилями. Эта поправка необходима для датировки событий, происшедших после введения в 1582 г. Григорианского ка­лендаря.

Индикты. Индиктом называется число, обозначающее порядко­вое место года в текущем 15-летнем цикле. Счет времени индикта­ми на Руси был заимствован у Византии. По-видимому, такой счет сложился в римском Египте на основе периодического пересмотра налоговых списков (вероятно, сам термин происходит от латинско­го слова «индикцион» — объявление, провозглашение, или «индико» — объявляю, назначаю). В Древнем Риме при императоре Дио­клетиане каждые 15 лет в империи проводилась переоценка иму­щества для правильного налогообложения. Введение индиктового счета времени в Византии связывают с императором Константином, который ввел новое счисление с 23 сентября 312 г. Число месяца было избрано не случайно — это был день рождения первого римского императора Октавиана Августа. В 462 г. из практических со­ображений начало отсчета индиктов было перенесено на 1 сентяб­ря. Исходной точкой отсчета индиктов являлось сотворение мира. В 537 г. император Юстиниан ввел датировку по индиктам как обя­зательную. В Священной Римской империи она употреблялась вплоть до ее распада в 1806 г.

Индикт года определяется делением даты от сотворения мира на 15 по сентябрьскому календарному стилю. Остаток от деления по­казывает индикт. Например, требуется установить индикт 6777 г. от сотворения мира. 6777: 15 = 451 и 12 в остатке, следовательно, от сотворения мира прошли 451 полных 15-летних цикла, а 12 — это порядковый номер года в текущем 452-м цикле, т.е. индикт 6777 г. Если дата делится на 15 без остатка, то индикт равен делителю, т.е. 15. Следует учитывать, что один индикт имели лишь сентябрьские годы, а январские, мартовские и ультрамартовские имели два ин­дикта. Существуют специальные таблицы для определения дат по индиктам. В письменных источниках индикт или заменяет дату, или дополняет ее. В последнем случае открывается возможность проверки правильности указания источника на дату. Например, в Благосло­венной грамоте ростовского архиепископа Ефрема старцу Кассиану 1448 г. указано: «А писана грамота на Москве месяца апреля в 11 день в лето 6956 индикта 11». Обычным путем датируем грамоту 1448 г. и проверяем ее. 6956: 15 = 464 и 11 в остатке. Индикт, указан­ный в грамоте, соответствует дате 6956 от сотворения мира. Если в источнике указан только лишь индикт, но по другим косвенным при­знакам устанавливаются определенные хронологические рамки ис­точника, например время княжения какого-либо князя, то установ­ление даты по индикту резко сужает круг возможных датировок.

Круги солнца. В Древней Руси существовал счет времени 28-летними циклами солнца. Его исходной точкой, как и при счете индиктами, было сотворение мира. Так как любой календарный год (простой и високосный) не со­держат целого числа недель, одни и те же числа ежегодно приходят­ся на разные дни недели. Такое перемещение чисел имеет определенные закономерности. Простой год содержит 52 недели и 1 день, високосный — 52 недели и 2 дня. Простой год начинается и за­канчивается одним и тем же днем недели: если 1 января простого года приходилось на среду, то 31 декабря будет среда. В високосном году, естественно, 31 декабря в данном случае пришлось бы на чет­верг, 1 января 1979 г. — понедельник, значит, 1 января 1980 г. при­дется на вторник, но в 1981 г. не на среду, а на четверг, так как 1980 г. високосный, в 1982 г. — на пятницу, в 1983 г. — на субботу, в 1984 г. – на воскресенье, но в 1985 г. не на понедельник (как в 1979 г.), а на вторник, так как 1984 г. високосный. Продолжая дальше эти расчеты, мы легко убедимся, что строгий порядок перемещения чисел по дням недели будет повторяться через каждые 28 лет. Этот 28-летний пе­риод называется циклом солнца, а порядковое место года в его пре­делах — кругом солнца данного года.

Круг солнца определяется аналогично индикту — делением даты от сотворения мира на 28. Остаток от деления показывает круг солнца данного года. К началу нашей эры прошло 196 полных циклов солнца (5508: 28 = 196 и 20 в остатке). Круг солнца 5508 г. равен 20. Следовательно, чтобы облегчить расчет круга солнца для даты от Рождества Христова, к ней надо прибавить 20 и сумму разделить на 28. Например, круг солнца 1980 г. равен 12 - (1980 + 20): 28 = 71 и 12 в остатке.

Указания источников на круги солнца помогают в определении дня недели, а в ряде случаев имеют большое самостоятельное значение для проверки дат.

Вруцелето. Вруцелето — это название воскресного дня в дан­ном году, обозначенное одной из первых семи букв русского алфа­вита. С помощью вруцелета можно определить день недели для лю­бого числа месяца.

В церковных календарях исходили из предположения, что 1 марта 1 г. от сотворения мира приходилось на пятницу, и ближайшее вос­кресенье — 3 марта обозначили первой буквой русского алфавита А. Последующие дни недели были обозначены другими шестью следующими буквами, но в обратном алфавиту порядке: понедель­ник — 3, вторник — S, среда — Е, четверг — Д, пятница — Г, суббо­та — В. Здесь пропущены буквы Б (буки) и Ж (живете), так как они в Древней Руси не имели цифрового значения.

Итак, Вруцелето данного года — это буква, на которую приходит­ся воскресенье. Каждый год Вруцелето изменяется, переходя на сле­дующую букву (в високосном году через букву). Установленный выше порядок перемещения чисел месяца по дням недели (круги солнца), безусловно, приложим и к смене вруцелет, поэтому опре­деленному кругу солнца соответствует свое Вруцелето. Это соответ­ствие легко устанавливается с помощью специальных таблиц.

Определение дней недели по формулам. В источниках часто имеются указания на день, когда произошло то или иное со­бытие. Это дает дополнительную возможность для проверки ука­занной в источнике даты. Существует несколько математических формул для определения дня недели.

Формула выдающегося русского астронома академика Д.М.Перевощикова:

Х равен остатку от деления выражения [(Н — 1)-+1/4(Н-1)+(Г-1)]: 7, где

Х — порядковый номер дня недели, считая с воскресенья (вос­кресенье — 1, понедельник — 2 и т. д., суббота — 0);

Н — число года по эре от Рождества Христова;

Г— число дней от начала года по искомый день включительно.

Пример. Революция 1905 г. началась 9 января в воскресенье. Подставив в формулу соответствующие цифровые данные, мы долж­ны получить Х= 1. Проверим это: Х= [(1905-1) + (9 - 1)]: 7 = [1904 + 476 + 8]: 7 = 2388: 7 = 341 и 1 в остатке.

Формула слависта и филолога академика Е.Ф.Карского: Х равен остатку отделения выражения [Н + 1/4(Н— 1)+(Т+ 5)]: 7.

Значения Х и букв в этой формуле такие же, как и в предыдущей.

Определим значение Х по этой формуле для той же даты 9 янва­ря 1905 г. Х= [1905 + 1/4 (1905 - 1) + (9 + 5)]: 7 = 2395: 7 = 342 и 1 в остатке.

Формула Н.И.Черухина: Х равен остатку от деления выражения [(5хН): 4+М+Г]: 7, где

Х — порядковый номер дня недели, считая с понедельника (по­недельник — 1, вторник — 2 и т. д., воскресенье — 0);

Н — число данного года по эре от Рождества Христова;

М — цифра данного месяца (эти цифры для простого года начиная с января, следующие — 4, 0, 0, 3, 5, 1, 3, 6, 2, 2, 4, 0, 2; для високосного года, начиная с января, — 3, 6, 0, 3, 5, 1, 3, 6, 2, 4, 0, 2);

Г— указанное число месяца.

Проверим эту формулу на том же примере. По этой формуле ос­татка от деления быть не должно. Х = [(5 х 1905): 4 + 4 + 9]: 7 = [(9525: 4) + 13]: 7 = (2381 + 13): 7 = 2394: 7 = 342. Остатка нет.

Все эти формулы позволяют определить день недели только по современной эре и для январского года Юлианского календаря (по старому стилю).

Известный историк Н.Г.Бережков вывел универсальную формулу для определения дня недели по эре от сотворения мира и по эре от Рождества Христова как для январского, так и для сентябрьского, мар­товского и ультрамартовского годов. По этой формуле Х равен остатку от деления следующего выражения: Х = + 1/4(Н — Р)+ Т+r]: 7, где

Х — порядковый номер искомого дня недели, считая с воскре­сенья (воскресенье — 1, понедельник — 2 и т. д., суббота — 0);

Н — цифровое обозначение года;

Т— число дней от начала года по искомый день включительно;

Р — 0 в мартовском году, 1 — в январском, сентябрьском и ульт­рамартовских годах;

г — 3 в ультрамартовском году, 4 — в мартовском, 5 — в сентябрь­ском и январском годах.

По этой формуле в нашем примере (9 января 1905 г.) остаток дол­жен быть равен 1. Подставим в эту формулу соответствующие циф­ровые значения: Х= [1905 + 1/4(1905 - 1) + 9 + 5]: 7 = (1905 + 476 + + 9 + 5): 7 = 2395: 7 = 342 и 1 в остатке.

По формулам Д.М.Перевощикова, Е.Ф.Карского и Н.Г.Бережко-ва можно определить день недели и по Григорианскому календарю, но значения Х в этом случае будут другие: понедельник — 1, втор­ник — 2 и т. д., воскресенье — 0.

Установление дат по праздникам церковного календа­ря. В исторических источниках нередко вместо точной даты име­ются указания на церковный праздник, приходящийся на событие, о котором идет речь. Русские церковные праздники можно разде­лить на две группы: подвижные (переходящие) и неподвижные (не­переходящие). Подвижные праздники не имеют постоянной фик­сированной даты и приходятся из года в год на разные числа кален­даря. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же числа ме­сяца. Из последних в источниках часто можно встретить следую­щие: Крещение — 6 января, Сретение — 2 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта, Юрьев день весенний — 23 ап­реля, Николин день весенний — 9 мая, Ильин день — 20 июля, Пре­ображение Господне — 6 августа, Успение Пресвятой Богородицы (Госпожин день) — 15 августа, Семенов день «летоначатца», или «летопроводца», — 1 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября, Юрьев день осенний — 26 ноября, Николин день осенний — 6 де­кабря, Рождество Христово — 25 декабря и др. Все даты здесь при­ведены по Юлианскому календарю.

Встречаются в источниках и указания на определенные посты («говейно», «говение»), например Успенский пост (с 1 по 15 авгу­ста), Филиппов, или Рождественский, пост (с 15 ноября по 25 де­кабря). Что касается подвижных праздников, то все они зависят от Пасхи, отделяясь от нее определенными постоянными сроками (до Пасхи или после нее). Например, Вознесение Господне — четверг, через 39 дней после Пасхи, Вербное воскресенье — за 7 дней до Пас­хи, Фомино воскресенье — через 7 дней после Пасхи, вход Господен в Иерусалим — за 7 дней до Пасхи.

Подвижность самой Пасхи объясняется тем, что она рассчиты­вается по лунному календарю. Все вопросы, связанные с ее опреде­лением, называются Пасхалией. Пасха должна праздноваться в пер­вое воскресенье после первого весеннего полнолуния, каким счита ется полнолуние в пределах от 21 марта до 18 апреля. Соответст­венно первые воскресенья после полнолуния могут приходиться на период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, который получил название «Пасхального предела».

Для определения дня Пасхи пользуются специальными табли­цами «обращения великого индиктиона». Великим индиктионом на­зывается порядковый номер года в пределах 532-летнего периода. Передвижение дня Пасхи по числам календаря в определенном по­рядке повторяется каждые 532 года, так как 28 (солнечный цикл) при умножении на 19 (лунный, Метонов цикл) дает 532. Счет ве­дется от сотворения мира. Календарный стиль при вычислении дня Пасхи никакой роли не играет, так как она бывает только в марте или апреле, т.е. при установлении соответствия даты январскому году от Рождества Христова в любом случае из даты от сотворения мира следует вычитать 5508.

Для определения дня Пасхи используют формулу немецкого ма­тематика К.-Ф.Гаусса. Она была выведена им на рубеже XVIII и XIX вв. для определения Пасхи по Григорианскому календарю, так как католическая западная церковь именно по нему празднует Пас­ху. Но с определенными поправками она пригодна и для определе­ния дня православной Пасхи. Доказана эта формула была только в 1870 г. другим немецким ученым, профессором Базельского уни­верситета Германом Кинкелином.

Для определения Пасхи по этой формуле необходимо найти значение нескольких величин, обозначаемых латинскими буквами a, b, с, d, e:

а равно остатку от деления цифрового обозначения данного года на 19;

b равно остатку от деления той же цифры на 4;

с равно остатку от деления той же цифры на 7;

d равно остатку от деления выражения (19a + 15) на 30;

е равно остатку от деления выражения (2b + 4с + 6d + 6) на 7.

В случае, когда (d + е) будет меньше 9, Пасха придется на март, боль­ше 9 — на апрель. В первом случае, прибавив к сумме (d + е) 22, получим искомую дату. 22 прибавляется и тогда, когда (d+ е) равно 0. Во вто­ром случае искомую дату получим, вычитая из суммы (d+е) цифру 9.

Формула Гаусса рассчитана для определения дня Пасхи по да­там эры от Рождества Христова.

Метонов (лунный) цикл. Фазы Луны приходятся на одни и те же дни солнечного календаря через каждые 19 лет. Этот цикл бы.1 установлен греческим астрономом Метоном в V в. до н.э. и назван его именем.

Порядковый номер года внутри незавершенного 19-летнего цик­ла называется «золотым числом» или кругом Луны. Название «зо­лотое число» объясняется тем, что в Древнем Риме оно писалось золотыми буквами на специальных досках, выставлявшихся для све­дения граждан. Для определения «золотого числа» необходимо к да­те от Рождества Христова прибавить единицу и полученную сумму разделить на 19. Остаток покажет искомое число. Прибавление к дате единицы определяется тем, что 1 г. от Рождества Христова считался вторым в лунном цикле.

В византийской и древнерусской хронологии это число называлось «кругом луны» и вычислялось несколько по-иному. Так как от сотво­рения мира до Рождества Христова считалось 5508 лет, 1 в. до н. э. оказывался 17-м в незавершенном 19-летнем цикле (5508: 19 = 289 и 17 в остатке). Следовательно, круг луны 1 г. н. э. = 18; 2 г. н. э. = 19; 3 г. н. э. = 1 и т. д. По эре от Рождества Христова считалось, что золотое число 1 г. н. э. = 2, значит, для 2 г. н. э. оно равно 3, для 3 г. н. э. — 4 и т. д. Таким образом, разница между «золотым числом» и кругом луны всегда со­храняется равной трем и, чтобы определить круг луны для даты от Рождества Христова, из нее необходимо вычесть две единицы и раз­ность разделить на 19; остаток покажет круг луны. (Одна единица при­бавляется к дате при определении «золотого числа», а три единицы вычитаются из нее при определении круга луны, поэтому удобнее сразу же вычитать две единицы.)

Например, круг луны 1649 г. равен 13, так как (1649 — 2): 19 = 86 и 13 в остатке. В том случае, если дата указана по эре от сотворения мира, ее следует разделить на 19, и остаток определит круг луны.

Определение дат по астрономическим явлениям. В ис­точниках, прежде всего в русских летописях, довольно часто от­мечаются различные астрономические явления: солнечные и лун­ные затмения, кометы, падающие звезды и т. д. Известно, что астро­номические явления, как правило, строго закономерны, поэтому они дают дополнительные возможности для установления или провер­ки лет. Астрономами составлены специальные таблицы, по которым можно с точностью до суток установить время солнечных и лунных затмений. Например, именно указание Слова о полку Игореве на солнечное затмение позволило точно установить дату похода князя Игоря на половцев. Дело в том, что этот поход летописями датиро­вался по-разному — 6693 и 6694 гг. Затмение солнца приходилось по летописям на 1 мая, на среду. Перевод летописных дат похода на современное летосчисление дал три возможные даты: поход мог про­изойти в 1185 или в 1186 гг., если летопись употребляла мартов­ский год, или в 1184, 1185 гг., если был употреблен ультрамартовский год. Таблицы солнечных и лунных затмений показывают, что солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г.

Важную роль для проверки или уточнениядат играют летопис­ные сведения о различных кометах, например о комете Галлея, ко­торая периодически возвращается в среднем через 76 лет. С точно­стью до суток установлено время ее прохождения через точку орби­ты, ближайшую к Солнцу (перигелий), например 19 июня 912 г., 8 июня 1465 г., 5 сентября 1682 г. и т. д.

Счет времени в XX в. В 1918 г. в нашей стране был введен Гри­горианский календарь. 1 июля 1919 г. было введено так называемое поясное время, с конца XIX в. уже употреблявшееся в ряде стран Европы. Суть этого нововведения заключалась в следующем.

Вследствие вращения Земли с запада на восток под Солнцем в течение полного оборота Земли вокруг своей оси раньше проходят восточные меридианы. За один час Земля поворачивается на 15 гра­дусов (360: 24 = 15). Земной шар условно разделен на 24 часовых пояса, границы которых отстоят одна от другой на 15 градусов (от О до 23-го пояса с запада на восток). Основными считаются меридиа­ны, делящие часовые пояса пополам. Для нулевого пояса таким яв­ляется Гринвичский меридиан. Таким образом, разница между местным временем (временем в конкретной точке земного шара) и пояс­ным не превышает получаса. В некоторых случаях она может быть больше или меньше, так как не везде границы поясов отстоят от меридиана на 7, 5 градуса. Это несоответствие объясняется тем об­стоятельством, что при установлении границ часовых поясов учиты­вались государственные границы, а также характер рельефа мест­ности.

 

Значение хронологии для исторических исследований.

Изучая письменные источники, историк, прежде всего, должен про­верить их подлинность и установить по возможности наиболее пол­ную и точную их дату. Установление подлинности источника осу­ществляется с помощью различных вспомогательных исторических дисциплин. Правильная датировка источника в целом, его отдель­ных частей или отдельных сообщений и фактов невозможна без зна­ния исторической хронологии. Достаточно привести несколько при­меров, чтобы сказанное стало очевидным.

В различных изданиях, в том числе и учебного характера, можно встретить две датировки договора князя Олега с греками — 911 или 912г. Текст договора, дошедший до нас в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской), заканчивается указанием на время его составления: «Месяца сентября в 2, а в неделю 15, в лето создания мира 6420». Для точного перевода этой даты на современное летосчисление необходимо выяснить, какой счет времени (мартовский, ульт­рамартовский или сентябрьский) употреблен в данном случае. При мартовском счете времени договор датируется 912 г., а при ультра­мартовском и сентябрьском — 911 г. Решить этот вопрос позволяет подробное указание самого текста на дату. Так как договор заключен в «неделю», т.е. в воскресенье, можно предполагать, что: 1) это вос­кресенье было 15-м по счету в данном году; 2) из-за небрежности переписчика 15 и 2 поменялись местами и, следовательно, имеется в виду 15 сентября, бывшее как раз вторым воскресеньем данного сентябрьского года; 3) может быть, после цифры 15 пропущено сло­во «индикта» или вместо «индикта» указана неделя.

Рассмотрим каждую из указанных возможностей. Первое пред­положение отпадает сразу же, поскольку в мартовском году 15-е вос­кресенье пришлось бы на июнь, а в сентябрьском — на декабрь. Вто­рое предположение невозможно, так как воскресенье 15 сентября в сентябрьском году могло быть третьим по счету, но никак не вто­рым. Кроме того, по таблицам или по формуле Н.Г.Бережкова можно убедиться, что 2 сентября 6420 г. по мартовскому стилю приходи­лось на среду, а 15-е — на вторник, по сентябрьскому, соответствен­но, на понедельник и на воскресенье, но это воскресенье никак не могло быть вторым по счету.

Следовательно, можно уверенно заключить, что запись о дате до­говора содержит указание на индикт, а не на день недели. Индикт 6420 г. действительно 15, так как эта дата делится на 15 без остатка. Индикт 15 в данном случае указывает на сентябрьский год, так как для января — февраля и сентября — декабря мартовского года будет равен 1. 6420 г. сентябрьского стиля соответствует 911г.

Об установлении точной даты похода князя Игоря против половцов в 1185 г. говорилось выше. С помощью различных хронологических расчетов была выяснена дата битвы с монголо-татарами на реке Калке в 1223 г., которая в разных источниках датируете 6731, 6732, 6733 и 6734 гг., т.е. в зависимости от календарного стиля:

употребленного источником, была возможна датировка этого собы­тия в пределах 1222-1227 гг.

Случаи сложных и спорных датировок встречаются и при рабо­те с источниками более позднего времени, в том числе и новейшего, поэтому знание исторической хронологии необходимо не только для историков, изучающих древнюю и средневековую историю.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Хронология
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал