Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и способы познания мира






 

Осмысление сущности, возможностей и способов человеческого познания является одной из важнейших задач философии. Она привлекала внимание ученых с глубокой древности. В подходах к его решению отразились: реальные трудности процесса познания (ограниченность знаний, абсолютизация отдельных сторон познания); особенности различных этапов развития науки; определённые интересы тех или иных социальных сил.

Древнегреческий философ Демокрuт представлял познание как восприятие человеческими чувствами материальных слепков с предметов, непрерывно испускаемых по всем направлениям пространства. Платoн считал, что познание это припоминание душой того полного знания, которым она обладала до прихода в наш мир, до вселения в телесную оболочку. Античный скептик Диогeн выражал сомнение в самой возможности достижения знаний о мире, ссылаясь на то, что чувства человека, его ум могут ошибаться и нет надежного способа их проверки. Увлечение математикой в Новое время приводило к пониманию познания, как только логического процесса (Декaрт, Спинoза, Лeйбниц). Сторонники эмпирического познания (Бэкон, Локк) считали, что единственным источником знания являются ощущения, полученные в результате опыта (эмпиризм). Подобный отрыв опытного знания от теоретического привёл к возникновению агностицизма, т.е. философскому отрицанию возможности правильного познания мира (Юм, Кант). Великий немецкий философ Гeгель связывал познание с осмыслением Абсолютной идеи, изначально заложенной во всех вещах и явлениях действительности. Фейербах отождествлял познание с созерцанием, представлял его результат в виде слепка с действительности.

В результате философских дискуссий выявился ряд подходов к пониманию познания, имеющих большое общенаучное значение. К их числу, прежде всего, следует отнести:

1. Осмысление сущности познания на основе принципа отражения. Под отражением в философии понимается воспроизведение во внутреннем состоянии предмета особенностей другого предмета, воздействующего на данный. Отражение действует как в живой, так и в неживой природе. Выделяют следующие основные формы отражения:

· элементарное, осуществляемое на основе механических, физических и химических процессов (например, отражение следа ноги на песке; воспроизведение куском глины формы руки, его сжимавшей);

· раздражимость, связанная с появлением жизни в ее простых формах на уровне одноклеточных и растений (например, складывание цветами своих лепестков с наступлением темноты);

· психическое отражение, возникающее с появлением центральной нервной системы (например, ощущение, восприятие человека);

· мышление, представляющее собой целенаправленный процесс познания действительности. Человек, через свои органы чувств и мышление, отражает явления и процессы внешнего мира, что проявляется в выработке знаний, содержание которых зависит от содержания самой действительности, а также в определённом изменении внутреннего состояния самого человека (его настроения, мировосприятия и т.д.).

Отражение выступает основой процесса познания не только в науке, но и в правоохранительной деятельности. Само расследование в этой сфере становится возможным только благодаря тому, что любое преступление оставляет определенные «следы», отражающие действия правонарушителей по подготовке, совершению и сокрытию преступления. Отражение преступления бывает двух видов: материальное и идеальное. К первому относятся доступные для восприятия следы преступления (труп жертвы, сломанный замок, застрявшая в стене пуля и т.п.), ко второму – отпечатки события в сознании людей (свидетелей, потерпевших и т.д.). Изучение и тщательная разработка в процессе следствия этих видов отражения преступления является надежной основой его раскрытия, подтверждающей реальность принципа неотвратимости наказания, в соответствии с которым ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым и ни один виновный не должен избежать ответственности за его совершение.

2. Представление о диалектической взаимосвязи субъекта и объекта познания. Объектом познания выступает сама реальность или её фрагмент, подвергающиеся исследованию. Субъектом познания является человек, группа (сообщество) людей, а также всё человечество в его историческом развитии. Подход к субъекту познания как человечеству подчёркивает всеобщность этого процесса, а выделение в качестве субъекта индивида позволяет понять неповторимость реального процесса познания.

Взаимосвязь субъекта и объекта познания состоит в следующем: субъект не существует без объекта, а объект без субъекта; в процессе деятельности субъект обогащается знаниями об объекте и получает возможность оказывать на объект активное воздействие; объект определяет характер направленного на него познавательного отношения субъекта и находит в субъекте соответствующее отражение (информационное, оценочное и т.п.).

Определение объектом познавательного отношения к нему субъекта проявляется в соответствующих способах, формах и методах познания. Их характер различается в зависимости от объекта исследования. Так, например, существует явно выраженная специфика познания, ориентированного на социальные объекты, по сравнению с познанием природных объектов. В социальном познании резко возрастает влияние субъективных предпочтений учёных (мировоззренческих, национальных, классовых и т.п.). Кроме того, способы познания, применимые к одним объектам, оказываются неприменимыми к другим (например, человека можно изучать путем выяснения его целей и замыслов, а к природе этот способ не применим).

В современной теории познания принято различать объект и предмет познания. Предмет познания - это конкретный аспект объекта, на который направлено внимание учёных. Например, развитие человеческого общества является объектом изучения таких наук как история, социология, экономика и т.д. Однако каждая из них имеет собственный предмет исследования: история изучает развитие общества в его фактуальной конкретике, социология выявляет закономерности общественного процесса, экономика концентрирует внимание на экономическом аспекте социального движения.

3. Понимание познания как социально-опосредованного, исторически развивающегося отношения человека к миру. Познание выступает духовной стороной практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы “человек - окружающий мир” и представляет собой: осмысление сущности и специфики объекта деятельности; выработку целей, способов и средств деятельности; моделирование возможных результатов и последствий деятельности.

Познание представляет собой социальный процесс. Хотя оно и осуществляется через активную деятельность отдельных людей, но каждый человек при этом опирается на коллективно выработанную систему знаний. Процесс познания возможен лишь при помощи языка как важнейшего достояния культуры общества. В познавательной деятельности язык выступает в качестве инструмента передачи информации и накопления знания.

Живя в обществе, человек испытывает на себе влияние сложной системы социальных связей и отношений, в которые он вовлечен - политических, идеологических, экономических, религиозных и т.д. Это порождает его пристрастное (оценочное) отношение к познаваемому. В результате одним и тем же явлениям разными людьми может даваться абсолютно противоположная оценка, отражающая позиции различных социальных слоев общества. Например, в современной политической жизни России частная собственность на землю оценивается одними социальными группами как зло, а другими - как благо.

4. Рассмотрение практики как основы и цели познания. Познание представляет собой не простое созерцание, а активное отношение человека к миру. Человечество познаёт не ради знания самого по себе, а ради осознанного практического преобразования действительности.

Практика выступает в процессе познания как:

· Источник познания. Она обеспечивает связь познающего субъекта с определёнными природными и социальными явлениями; обогащает познание фактическим материалом; ставит проблемы, выступающие мощным импульсом развития познания.

· Основа познания. Стремление к познанию возникает вместе с развитием практических способностей человека. Его жизнедеятельность требует познания всех областей действительности, которые в процессе практической деятельности он изменяет и преобразует в своих интересах. Развитие практики определяет уровень развития средств научных исследований (приборов, методов научного познания).

· Движущая сила познания. Практическая потребность выступает главной движущей силой познания, это находит своё выражение в социальном заказе на определённые виды научных исследований, в их финансировании, в концентрации внимания на данном предмете многих учёных и исследовательских коллективов.

· Цель познания. Знания (как результат процесса познания) нужны людям не для удовлетворения простого любопытства, а для того, чтобы руководствоваться ими в практической деятельности.

· Критерий истины. Практика выступает как своеобразная форма связи между познанием и объективной реальностью. Единственно возможным способом проверки истинности наших знаний является “соотнесение” мысли с предметом познания, что достижимо только в рамках практической деятельности (лучшим способом доказательства истинности теории является её успешное воплощение на практике).

На основании указанных подходов, можно сформулировать следующее определение.

Познание - это процесс избирательно-активного отражения субъектом исследуемого объекта, ориентированный на достижение знания как своего практически обоснованного результата.

Существуют различные виды познания:

Субъективированное познание, неотделимое от индивидуального субъекта (его восприятия, представления), и объективированное познание, дающее знание, которое получило независимое от своего субъекта существование (например, научные тексты, практические результаты исследований). К результатам субъективированного познания относятся, также, и показания свидетелей того или иного происшествия, которые могут иметь достаточно противоречивый характер.

Обыденное познание, основывающееся на здравом смысле и направленное на ориентацию повседневного поведения людей. Оно раскрывает простейшие связи и отношения окружающего человека мира. Например: если ласточки летают низко над землей, то будет дождь; если дотронуться до оголенного электропровода, то может ударить током и т.п. Эта форма познания включает в себя не только простейшие знания о мире, но и убеждения, идеалы человека, элементы научных знаний, а также предрассудки, верования, мистику и т.п. Процесс развития обыденного познания характеризуется стихийностью и несистематичностью.

Мифологическое познание, представляющее собой эмоционально-образное восприятие мира, основанное на придании людям, явлениям и процессам несвойственного им значения. Для мифологического познания характерно: приписывание силам внешней природы человеческих качеств; сведение объяснения явлений к рассказу об их происхождении; мысленное моделирование идеального состояния объекта мифа (характеристик его героев, отношений между людьми или между природными явлениями, качественной оценки жизни общества).

Мифологическое познание предполагает веру в истинность описываемых явлений. При утрате этой веры, миф превращается в разновидность сказки, легенды, предания и т.п. Мифологический способ мышления характерен не только для древних сказаний, он проявляется в многочисленных социальных мифах. К последним можно отнести миф о возможности построения в СССР коммунизма к 1980 году, выразивший древнюю мечту человечества об обществе всеобщего равенства и социальной справедливости. Примерами социального мифологического мышления являются культ личности Сталина; претензии немецких фашистов на расовое превосходство; призывы к российским избирателям голосовать не умом, а сердцем во время предвыборной кампании президента Ельцина.

Религиозное познание, состоящее в осмыслении окружающего мира через призму представлений о сверхъестественном, под которым понимается всё, что принципиально не подчиняется объективным природным законам (представления людей о богах, духах, колдовстве и т.п.). Религиозное познание базируется на абсолютной вере в истинность основополагающих догм религии. Оно формирует религиозную картину мира, оказывающую огромное влияние на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. Помимо представлений о сверхъестественном, религиозное познание вбирает в себя важнейшие элементы духовного опыта человечества, общекультурные ценности, осваивая которые человек познает мир. Примером этого может служить фиксация во всех мировых религиях общечеловеческих моральных требований, запрещающих убийство, воровство и т.п.

Художественное познание, выражающее эстетическое отношение человека к миру. Оно базируется на познании явлений через богатую систему образов. Художественное познание осуществляется с помощью таких понятий как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое и т.д.

Научное познание, связанное с осмыслением фактов в системе понятий и законов той или иной науки (научное познание подразделяется на два основных вида: естественнонаучное и общественнонаучное). Научное познание имеет два уровня: 1)эмпирический, связанный с получением знания, главным образом, из опыта (наблюдений, экспериментов), на основе этих опытных данных делаются обобщения, выдвигаются гипотезы; 2) теоретический, характеризующийся более высокой степенью обобщения, абстрактностью и глубиной проникновения в сущность объекта. Эти уровни взаимосвязаны: эмпирическое познание опирается на предшествующее теоретическое знание, которое определяет направления и методы его исследования; теоретическое познание использует данные, полученные на эмпирическом уровне.

Познание совершается как переход от фиксации внешних, поверхностных свойств и отношений явления к раскрытию его внутренних, существенных связей. Это находит своё отражение в единстве чувственного и рационального познания.

В философии существуют направления, абсолютизирующие либо чувственное, либо рациональное познание. К ним относятся: сенсуализм, стремящийся вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств (Гоббс, Локк, Фейербах, Беркли, Юм); эмпиризм, признающий чувственный опыт единственным источником достоверного знания (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм); рационализм, считающий основой познания разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Чувственное познание возникает раньше рационального и оказывается более эффективным на начальных этапах жизни человека. Оно осуществляется в трёх основных формах: ощущении, восприятии и представлении.

Ощущения - это простейшие чувственные образы, отражающие в сознании отдельные качества и свойства объекта (цвет, запах, звук, объём, твёрдость и т.п.). Они возникают в результате непосредственного воздействия объекта на наши органы чувств.

Восприятие - это целостный чувственный образ объекта, охватывающий совокупность его свойств. Причём, эти свойства не просто суммируются, а как бы накладываются друг на друга, взаимно обогащаются. В возникновении восприятия участвуют не только ощущения, но и память, мышление, опыт человека. Примером этого может служить восприятие произведения изобразительного искусства, которое не сводится к совокупности цветов и линий, а выражает определённое настроение, чувство, мироощущение. Восприятие, в значительной степени, зависит от опыта человека, который позволяет избежать ошибки в восприятии тех или иных явлений. Так, на отсутствии опыта у определенных людей основываются мошенничество, фальсификация продовольственных и промышленных товаров, сбыт фальшивых денежных знаков.

Представление - это целостный образ отображаемого объекта, существующий и без его непосредственного воздействия на наши органы чувств. Представления, которыми оперирует сознание человека, не ограничиваются воспроизведением ранее воспринимавшегося. Человек может комбинировать свои восприятия и создавать новые образы (например, мысленное соединение образов человека и лошади находит своё выражение в представлении о кентавре). Высшей формой представлений является творческое воображение и фантазия.

Рациональное познание ориентируется на раскрытие сущности объектов. Его особенности: 1) обобщённое отражение действительности; 2) отвлечение от несущественного в предмете; 3) опосредованный характер (т.к. непосредственно отражает мир только чувственное познание). Рациональное познание осуществляется в трёх основных формах: суждении, понятии, суждении и умозаключении.

Понятие - это форма мышления, отражающая общие, существенные и необходимые свойства объекта. Любой процесс познания - и обыденный, и научный - осуществляется с помощью понятий, которые выступают основой мышления. Понятия различаются сложностью, глубиной обобщения, степенью абстрагирования. Любой человек оперирует в своём сознании такими понятиями как дом, животное, город, ребёнок и т.д. Примером сложных, научных понятий являются понятия материи, сознания, истины, общества и т.д. Благодаря наличию в понятиях общего, характерного для многих предметов, люди способны понимать друг друга и передавать знания о мире.

Суждение - это форма мышления, в которой, посредством связи понятий, что-либо утверждается или отрицается. Например, суждение “эта роза красная” связывает два понятия: “роза” (как единичный объект) и “красное” (характеризующее определённый цвет). Суждения раскрывают отношения реального мира, которые в понятии находятся в “скрытом” виде. Но они обладают и определённой гносеологической ограниченностью, состоящей в “отождествлении” неравных понятий. Так, в нашем примере понятие “роза” связывается с понятием “красное”, что, несомненно, даёт познавательный эффект, но непосредственно не отражает возможности наличия у розы других оттенков цвета.

Умозаключение - это форма мышления, в которой из двух и более суждений выводится новое суждение, не содержавшееся в ранее известных. Например, на основании двух суждений “все металлы электропроводны” и “медь является металлом” можно сделать умозаключение о том, что медь обладает свойством электропроводности. Умозаключение устанавливает связь между суждениями, что способствует получению более глубокого и полного знания.

В процессе познания чувственное и рациональное находятся в неразрывном единстве. Это проявляется в том, что оба эти уровня взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, они представляют собой единый процесс углубления познания от явления к сущности. Постоянно воспроизводящееся противоречие между чувственным и рациональным знанием выступает важным фактором развития познания.

Одним из проявлений единства чувственного и рационального в познании выступает интуиция. Сущность интуиции состоит в непосредственном постижении истины без предварительных логических рассуждений. Процесс познания не всегда осуществляется в логически развёрнутом виде, с приведением соответствующей системы доказательств. Интуиция основывается на бессознательном осуществлении человеком тех или иных мыслительных операций и непосредственном осознании только их результата. Например, шахматист, выбирая вариант комбинационной игры, может полагаться на свою интуицию, основанную на накопленном опыте, а не формулировать логические основания того или иного выбора. Интуиция проявляется при постановке врачом диагноза болезни, при установлении судом виновности или невиновности обвиняемого, при оценке сложной ситуации боя полководцем и т.п.

Но интуиция не является особой формой познания, осуществляемой вне ощущений, представлений и мышления. Она базируется на опыте человека, его знаниях, восприятии познаваемых явлений. Интуиции бывает достаточно для обнаружения истинности, но ее недостаточно, чтобы убедить в этом других и даже самого себя. Для этого требуются доказательства.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал